Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с особенностями психофизического развития
Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с особенностями психофизического развития
Министерство
образования Республики Беларусь
Учреждение
образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М.
Танка»
Факультет
специального образования.
РЕФЕРАТ
Тема
: «Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с
особенностями психофизического развития»
Выполнила:
студентка 3 курса
Дневного отделения
Группы № 305
Некрашевич Ксения
Александровна
Минск
2009
ПЕСОЧНАЯ
ТЕРАПИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Игра с песком
как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна
с древних времен. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить
причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет
им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не
расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое
строительство.
Этот феномен
известен всем. Но что же за ним стоит? Почему не только дети, но и взрослые,
оказавшись на пляже, спонтанно создают картины из песка?
Податливость
песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Здесь
человек выступает как созидатель, не привязанный к результатам своего труда.
Ребенок создает из песка замок, некоторое время любуется на него, а потом волна
или он сам разрушают творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место
следующему. И так бесконечно.
Казалось бы,
все так просто. Но именно это простое, естественное для человека действие
хранит уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что
было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому.
Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, при
этом в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля суеты и
обыденности.
СУЩЕСТВО
ПЕРЕЖИВАНИЙ
Естественно,
такой терапевтический эффект не мог долго оставаться незамеченным
психотерапевтами. Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в
контексте психотерапевтической помощи взрослым. Долгое время «sand play»
существовала исключительно в юнгианской парадигме благодаря своей основательнице
Доре Калфф. Созданные клиентом песочные композиции не интерпретировались, ибо
процесс создания картин из песка стимулировал фантазию клиента. Что, в свою
очередь, позволяло обнаружить скрытые части «Я», понять существо и особенности
его переживаний.
Иными
словами, основное действие песочной терапии было направлено на понимание
клиентом собственных внутренних процессов как разрушительного, так и
созидательного порядка. Проявленные внутренние процессы рассматривались с точки
зрения стадиальности психического развития и проявления архетипов в символике
ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурок.
Человек,
далекий от психологии (клиент психологической консультации), может задать
резонный вопрос: «А зачем все это нужно?» На что психолог ему ответит — знание
источников и особенностей своих переживаний позволяет чувствовать себя
уверенней. Безусловно, когда человек может найти объяснение своим переживаниям,
он успокаивается. Ощущение паники сменяется чувством определенности и
уверенности. «Теперь-то наконец я понял, отчего я так чувствую, так делаю, так
думаю! Это у меня Персона борется с Тенью и проявляется вытесненная агрессия на
мать! — облегченно вздыхает клиент, выходя из кабинета психолога. — Когда
разрешится этот конфликт, я буду чувствовать себя намного лучше».
И он
чувствует себя лучше, ибо знает: происходящее с ним уже встречалось в
человеческой практике, уже описано, и главное — это когда-нибудь закончится.
БУКЕТ
ПОДХОДОВ
Однако
возможности песочной терапии проявляются и в другой плоскости. Созданная
клиентом картина из песка является творческим продуктом. И в этом смысле
песочная терапия становится привлекательной для арт-терапевтов. Они имеют дело
с проявлением творческих возможностей клиента.
В процессе
арт-терапии происходит создание неких творческих продуктов, или «визуальных
образов», с помощью разнообразных материалов. Причем анализ созданных продуктов
используется нечасто. Вот что по этому поводу пишет Ленор Штейнхард: «В
арт-терапевтическом процессе использование песка в качестве основного материала
изобразительной работы предполагает «диалог» рук с песком и водой. Проведение
частых сессий песочной терапии стимулирует создание клиентом целой серии
песочных форм, являющихся основой для расположения миниатюрных фигурок.
Песочные композиции, как с миниатюрными фигурками, так и без них, могут
заключать в себе различное трудновербализуемое содержание».
Иными
словами, процесс игры с песком в контексте арт-терапии представляет собой
невербальную форму психотерапии. Основной акцент делается на творческом
самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом
уровне происходит «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей
развития.
Использование
в песочнице миниатюрных фигурок, объединение их в некоторый сюжет наводит на
мысль о спектаклях внутреннего театра личности. Фигурки могут символизировать
субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев
песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент
субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается
на построении диалога с фигурками.
Получается,
что в процессе песочной терапии клиент строит новые взаимоотношения с самим
собой. Такой подход уместен для представителей гештальт-терапии и психосинтеза.
Однако
фигурки, использованные в песочнице, могут не только отражать субличности
человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую
включен клиент. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные
ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. В
этом случае песочная терапия представляет собой миниатюру психодрамы.
Преимущество
психодраматического подхода здесь заключается в том, что для создания
спектаклей не требуется помощь группы, — все роли исполняют игрушечные фигурки.
Таким образом, песочница создает условия для спектакля не только в групповом
режиме, но и в индивидуальном. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных
ситуаций позволяет клиенту изменить отношение к ним и найти правильные для себя
решения.
В песочных
картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс — возможность
созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта
идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей.
Человек,
играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигуру Волшебника,
который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку
игра происходит в контексте сказочного мира, человеку предоставляется
возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или
состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт
самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. В этом
и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных
конструктивных изменений человек переносит в реальность.
Итак,
благодаря Карлу Густаву Юнгу и Доре Калфф создание песочных картин
переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней
существует в настоящий момент. Причем представители различных концепций имеют
возможность использовать песочницу в своей парадигме.
Однако,
уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и
психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для
коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.
В песочнице
создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный
интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих
заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно
повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой — более интенсивно и
гармонично происходит развитие познавательных процессов.
А если
учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную
психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и
гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами,
использование песочницы в педагогической практике дает комплексный
образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о
таком эффекте по отношению не только к нормально развивающимся детям, но и к их
сверстникам с особенностями развития.
Наши
рассуждения не только описывают современное состояние песочной терапии, но и
ставят вопрос: а что же такое песочная терапия сегодня, это самостоятельное
направление, метод или среда?
Процесс
накопления опыта работы с песочницей представителями различных направлений
интересен тем, что благодаря этому с разных сторон исследуются взаимоотношения
человека с проекцией его внутреннего мира. Все это говорит в пользу того, что
песочница — это СРЕДА для общения человека с самим собой и символами реального
мира.
Наличие
миниатюрных фигурок и определенной последовательности организации работы
позволяет говорить о песочной терапии как о МЕТОДЕ, обладающем достаточной
универсальностью для использования в психотерапевтической, психологической и
педагогической практике. В зависимости от «вероисповедания» (имеется в виду
принадлежность к определенному направлению) терапевта или педагога метод
песочной терапии будет окрашиваться определенными красками и оказывать
воздействие на различные стороны личности.
ПЕСОЧНАЯ
ТЕРАПИЯ В РОССИИ
В России
песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Ее применение в
нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность
литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных
терапевтов пробудили собственные креативные силы русских психологов и
педагогов. «Донаучный период» песочной терапии в России проявился в
использовании песочницы как дополнительного инструмента, как среды для
коррекционно-развивающих занятий.
Накопленный
эмпирическим путем материал сегодня начинает подвергаться научному осмыслению.
Причем характерной чертой этого процесса является отнюдь не осмысление опыта в
рамках некоторой психологической парадигмы. На первый план выступает анализ
особенностей и закономерностей использования песочной терапии с различными
категориями адресатов психологической, психотерапевтической и педагогической
работы. Например, осмысляя опыт работы, специалисты отвечают на вопросы: как
использовать песочницу с одаренными детьми, как — с детьми-инвалидами, в рамках
семейной терапии, с пожилыми людьми, с девиантными подростками и пр.
С точки
зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный
эклектизм. Применяются юнгианские, психоаналитические, психодраматические,
арт-терапевтические, гештальтистские, психосинтетические и другие техники под
общей идеей «главное, чтобы человеку помогло». Здесь явно проявляется
интуитивное начало специалиста. Такой подход несколько удивителен для западного
мира, но у нас оказывается весьма эффективным.
Таким
образом, недоработанность российской концепции песочной терапии (с учетом
российского менталитета, особенностей восприятия и характера) создает, с одной
стороны, немало трудностей для использования песочной терапии и сертификации
песочных терапевтов. С другой стороны, каждый специалист, отважившийся
практиковать работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска
и получает возможность внести свой уникальный вклад в процесс развития песочной
терапии в России.
ЛИЧНОСТЬ
ТЕРАПЕВТА
Как должен
вести себя специалист, практикующий работу с песком? Должен ли он быть «доброй
мамой», создающей комфортные условия для игры? Или он является молчаливым
свидетелем песочных спектаклей? Или он — соавтор песочной картины? А может, он
— мудрый интерпретатор, отвечающий на незаданные вопросы клиента: «Доктор, как
я Вам?» или «Ну и что все это значит?»
Дело в том,
что на песочном листе перед терапевтом раскрывается внутренний мир клиента.
Ощущение от этого совсем иное, чем при работе со сновидениями, сказками,
рисунками и другими проективными продуктами человека. Внутренний мир,
отображенный в песочнице, становится реально осязаемым. Надо сказать, это
странное чувство. С одной стороны, есть ощущение «избыточности» информации, с
другой — хрупкости этого мира, с третьей — присутствуют трудно вербализуемые
чувства. На наш взгляд, «священный трепет» при первом соприкосновении с
песочной картиной клиента — это наиболее «здоровое» чувство, позволяющее
специалисту реализовать древний принцип «не навреди».
Личность
зарубежного специалиста, практикующего песочную терапию, защищена
принадлежностью к определенной школе. Он точно знает, что и когда предложить
клиенту, какой и когда вопрос задать, как отреагировать. Школа дает ему знание
алгоритма, технологии.
Иначе обстоит
дело с российскими специалистами, использующими песочницу. Только сейчас у нас
начинает складываться понятие принадлежности к определенной школе. Появляются
«символ-драматисты», «психоаналитики», «юнгианцы», «гештальтисты»,
«арт-терапевты». Если специалист прошел полный цикл подготовки в определенной
школе, он знает, КАК использовать песочницу в рамках своего подхода. Но
большинство наших специалистов не имеют такой подготовки. Поэтому нам часто
приходится слышать от наших коллег вопрос: «А как ПРАВИЛЬНО задавать вопрос? А
как ПРАВИЛЬНО работать?» Если бы мы знали, как ПРАВИЛЬНО!
Итак, перед
нами, как в сказке, три дороги, три выбора:
— либо
придерживаться определенной школы и встраивать работу с песочницей в общий
набор методов и техник;
— либо
работать так, как «научил» авторитетный специалист;
— либо,
«присоединившись» к клиенту, следовать за ним, доверяя собственной личной и
профессиональной интуиции.
Третий путь
нам представляется наиболее предпочтительным, но самым трудным. Здесь действуют
ТРИ ПРАВИЛА:
1.
Присоединение к клиенту. Как уже отмечалось, песочная картина содержит огромную
информацию о внутреннем мире и актуальном состоянии человека. Понять запрос
клиента, почувствовать ритм его песочной картины, увидеть ее проблемные и
ресурсные ипостаси, ощутить неповторимый образный строй картины — все это
входит в понятие присоединения. На основании присоединения специалист «следует
за клиентом», помогая ему осознавать собственные ресурсные и уязвимые места.
2. Искренняя
заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися
в песочнице. Рассматривая картину клиента, специалист как бы сочетает в себе
две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый ребенок, которому
чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал клиент. С
другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину. В этом отношении
интересен образ лейтенанта Коломбо из знаменитого американского сериала. Он не
боится показаться чудаком или недостаточно осведомленным, он демонстрирует
оппонентам собственный процесс поиска решения, он показывает себя уязвимым и
сильным одновременно; но главное — ему доставляет очевидное удовольствие сам
процесс «распутывания клубка», сплетенного из фактов и событий. Искренний
интерес к внутреннему миру клиента, отображенному в песочнице, присоединение к
клиенту, — все это позволяет специалисту выстраивать позитивную внутреннюю
динамику человека, обратившегося за помощью.
3. Строгое
следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является
одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи
человеку. Безусловно, «песочный терапевт» не может в присутствии клиента без
спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или представлять
некоторое оценочное суждение. Внутренний мир человека достаточно хрупок, и
только этический кодекс и профессионализм специалиста может защитить клиента от
травмы.
В зависимости
от собственного понимания целей психологической работы, специалист может
сделать акцент либо на «отреагирование», либо на самопознание, либо на
сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице.
Личность
терапевта окажет влияние на стиль и стратегию работы с клиентом. А нашим
уважаемым начинающим коллегам мы хотим сказать — каждому терапевту свой клиент,
поэтому не стоит бояться начинать работу. Главное, помнить о трех правилах.
ПЕСОЧНАЯ
ТЕРАПИЯ В ИНТЕРАКТИВНОМ ТЕАТРЕ
Идея
использования песка в качестве театральной декорации впервые родилась у
петербургского режиссера Ольги Чернявской. В созданном ею «Театре сновидений
Ольги Чернявской» с успехом идет спектакль-сновидение «Поворот песочных часов».
Все действие спектакля разворачивается в огромной песочнице. В основе сюжета —
часто повторяющийся сон женщины, который она не решается досмотреть до конца.
Но прежде чем рассказать о спектакле в песочнице, необходимо несколько слов
сказать о самом «Театре сновидений Ольги Чернявской».
В последние
годы театральная жизнь Петербурга наполняется новым смыслом и содержанием.
Появляются театральные коллективы и товарищества, выступающие на «малых
сценах», где взаимодействие со зрителем становится более доверительным.
В этом
отношении интересна история театра под руководством Ольги Чернявской. Созданный
в 1980 году театр сменил три имени — «Метаморфозы», «Театр тонкой реальности»,
«Театр сновидений Ольги Чернявской». Все эти годы коллектив, вдохновляемый
подвижнической деятельностью главного режиссера, занимался возрождением русской
культуры. Фольклорные игры, спектакли-мистерии, массовые театральные действа —
все это было предметом деятельности коллектива. Театр много гастролировал и
завоевал немало престижных призов и премий. Однако забота о душевном,
эмоциональном состоянии зрителя побудила Ольгу Чернявскую изменить основной
курс творческого поиска. Сосредоточившись на внутреннем мире человека, она
стала искать ресурсы его социальной реализации и гармоничного существования в
мире.
Страницы: 1, 2
|