бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование персональных компьютеров на уроках изобразительного искусства бесплатно рефераты

“Анализ показывает, - писал Л.С. Выгодский [16, c. 6-164], что мышление ребенка во многом определяется его памятью… Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать… никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в таком раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти”.

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

Теоретическое  образное мышление – материал, который человек использует для решения задач, является образным. Они или непосредственно извлекаются  из памяти, или творчески воссоздаются воображением.

Наглядно-образное мышление состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может. Данная форма наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действительное мышление – процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

В нашей стране наиболее широкое практическое применение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная  П.Я. Гальпериным [19, c. 63-74]. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости        внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Ранее это положение получило разработку во французской психологической школе (А. Валлон) и в трудах Ж. Пиаже. На нем основывали свои теоретические и экспериментальные работы Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и многие другие.

П.Я. Гальперин  [19, c. 63-74] разработал теорию формирования мышления получившая название концепции планомерного формирования умственных действий. Гальперин выделил этапы интериоризации  внешних действий, определил условия, обеспечивающие их наиболее полный и  эффективный перевод во внутренние действия с заданными свойствами.

Особое место в исследованиях, посвященных развитию мышления, принадлежат изучению процесса формирования понятий.

Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Образование понятий у индивида своими корнями уходит в глубокое детство. Л.С. Выгодский и Л.С. Сахаров [16, c. 6-164] были одними из первых ученых-психологов в нашей стране, кто детально исследовал этот процесс. С помощью этой  методики было установлено, что формирование понятий у детей проходит через 3 основные ступени:

1.     Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом.

2.     Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков.

3.     Образование настоящих понятий.

Синкретическое мышление и мышление в понятиях-комплексах характерны для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

Участие мышления в процессах познания.

Полноценное  человеческое познание окружающего мира без мышления и речи было бы практически невозможно. В отличие от других живых существ человек сохраняет  и передает людям свои мысли и чувства, а для этого ему необходима речь. Без нее невозможна была бы внешняя форма человеческого  интеллекта  словесно-логическое мышление. Практически  все научные знания, которые накопило человечество с незапамятных времен, представлены в словесной форме. Все предметы материальной и духовной культуры, которыми люди пользуются для удовлетворения своих интересов и потребностей, имеют названия, все они созданы при участии мышления.

Лишившись мышления, человек перестал бы вообще быть человеком, он сразу же превратился бы в бессловесное животное. Мысль человека в процессе познания практически участвует во всех его видах, без нее не могут существовать ни ощущения, ни восприятие, ни воображение, ни память, так как во всех процессах человеку постоянно приходится решать разнообразные задачи.

Под вниманием понимается  избирательность в работе всех органов чувств.

Внимание среди всех познавательных процессов выполняет особую роль. Она состоит в том, чтобы, во-первых, разделить всю воспринимаемую и неперерабатываемую человеком информацию на части по степени их важности; во-вторых, способствовать выделению и наилучшей психологической переработке именно той части информации, которая в данный момент наиболее существенна. Первый вид внимания называется чувственным, а второй – интеллектуальным.

Есть несколько уровней психологического разделения информации по степени ее значения: сознательный, полусознательный и бессознательный. Сознательный – это уровень, связанный с нецентрированным вниманием. Он включает в себя ту часть получаемых человеком сведений о мире, которая воспринимается наиболее отчетливо.

Полусознание содержит в себе то, что воспринимается с рассеянным вниманием, не всегда осознается и в данный момент не особенно важно для человека. Тем не менее, это может быть осознано и описано словами, т.к. представляется в реальных ощущениях и образах.

Бессознательное – это та часть воспринимаемой информации и перерабатываемой человеком информации, которую он вообще не осознает и в данное время не может описать словами или представить в ощущениях и образах. Это то, что не находится и вообще не может быть в сфере внимания в любой момент времени. Например, человек может рассматривать внимательно какую-то деталь художественной картины. В этот момент она будет представлена в сфере его сознания. В то же самое время своим периферическим сознанием человек может полусознательно воспринимать обстановку в помещении, где находится картина, пути необходимости описать ее. Но ни в данный момент, ни в какой-либо другой он не может определенно и убедительно объяснить , а значит  - осознать  и описать словами то, почему его внимание привлекла именно эта, а не какая-нибудь другая деталь картины.

Каждый из названных признаков: сознание, полусознание и бессознательное – выполняет в жизни человека и в познании им окружающего мира свою, специфическую функцию. Сознание при помощи внимания выделяет в окружающем наиболее важную для человека в данный момент часть информации; полусознание включает в себя то, что может в любой момент понадобиться для разумной организации поведения, но сейчас еще не особенно необходимо; бессознательное содержит то, что важно для управления поведением и работой организма человека на уровне рефлексов.

Существуют разные  психологические теории  внимания. Одна из наиболее известных -  моторная теория внимания Т. Рибо. Он, считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связанно с эмоциями и вызывается ими.

Имеется еще одна теория, теория установки, предложенная Я.Н. Узнадзе. Установка, по мнению Я.Н. Узнадзе [68,c. 266], напрямую связана с вниманием. “На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчетливости для того, чтобы… быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации”.

Интересную теоретическую концепцию предложил П.Я. Гальперин.

Виды внимания:

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элемент информационной новизны.

Социально-обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется никем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (тестов, слов и др.).

Историю развития внимания, пытался проследить  Л.С. Выгодский [16, c. 6-164] в разделе  своей культурно-исторической концепции их формирования. Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – средств, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выгодскому [16, c. 6-164] состоит в следующем: “Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя… Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, т.о., из слов могущественные стимулы – указания, затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет”.

В школьном возрасте наступает перелом в развитии , который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутреннее опосредствованное, и со временем занимает основное место среди всех его видов.

Функциональные возможности в обучении познавательной деятельности:

вооружает знаниями, умениями, навыками;

содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся;

развивает их познавательные силы, личностное образование, активность, самостоятельность, познавательный интерес выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся;

приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Игра:

содействует развитию познавательных сил учащихся;

стимулирует творческие процессы их деятельности;

способствует разрядке напряженности;

снимает утомление;

создает благополучную атмосферу учебной деятельности, отслеживает учебную деятельность;

содействует развитию интереса к учению;

Художественная деятельность:

содействует эстетическому воспитанию и освоению действительности;

развивает художественный кругозор;

формирует ценностные ориентации в области искусства

обогащает эмоциональную сферу школы

выявляет и развивает творческие способности учащихся.


§2. Компьютерное обучение в начальных классах.


Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности  современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Начиная учиться в школе, он может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические классы, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации  учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения.

Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер.

Сочетая в себе возможности  телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать  другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер  вместе с тем является  для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой  не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой  деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его  учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Для использования игровых развивающих компьютерных средств обучения младших школьников Центром новых информационных технологий Калининградского государственного университета связано с педагогами школы-лицея №23 и средней школы №97 разрабатывается и успешно применяется в этих школах в течении трех лет программы – методический комплекс “Радуга в компьютере”. Его первая версия предназначенная для применения в 1 классе, одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства по общему образованию Министерства образования России и рекомендована к изданию и использованию в начальной школе.

Основа комплекса – обучающие и развивающие компьютерные игры, служащие для усвоения и закрепления школьной учебной программы.

Компьютерная игра комплекса представляет собой игровую среду  на экране компьютера, напоминающую мультфильм. В этой среде в соответствии с поставленными перед ним задачами ребенок может  выполнять определенные практические действия, используя свои способности, навыки и знания. Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для себя, и при этом, что очень важно, использовать его в своей любимой практической деятельности – использование манипулятора “Мышь” позволяет ученику быстро освоить работу на компьютере.

Игры комплекса могут проводиться как с участием одного ученика, так и с участием двух. Контроль за ходом выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами. В качестве поощрения используются музыкальные фрагменты и элементы мультипликации.

Благодаря высокой скорости ввода информации обучения может проходить в интенсивном режиме, а различные звуковые и графические  эффекты не только вызывают эмоциональный подъем, но и позволяют снять напряжение и расслабиться.

В комплексе – 12 игр, направленных на развитие техники работы с манипулятором “Мышь”, реакции, внимания и зрительной памяти, комбинированного мышления, аналитических и творческих способностей, развитие навыков чтения, сложения чисел. Как правило, любая компьютерная игра развивает сразу несколько навыков, главное, чтобы это было сделано своевременно и привлекательно.

Характерной особенностью комплекса является возможность гибкого использования большинства из его игр для изучения различных учебных тем путем замены их дидактического материала и настройки на конкретную тему или  ученика, а также ограничение продолжительности игры по времени или по количеству заданий. Делается это при помощи специальной компьютерной программы “Конструктор урока”, предназначенной для учителя или технического работника компьютерного класса и требующей самых минимальных знаний и навыков работы с компьютером. Большинство игр предусматривает сохранение их статистических данных о результатах выполнения заданий. Методическое пособие по работе с компьютером позволяет использовать его  в течение  всего учебного года в процессе обучения дополнительно к типовой учебной программе.

Учителю в использовании комплекса отводится очень важная роль. Он подбирает игры к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает ученикам в процессе работы за компьютером, оценивает их знания и развитие. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет ему переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Подбор компьютерных игр зависит прежде всего от текущего учебного материала и уровня подготовки обучаемых. Здесь комплекс предоставляет полную свободу творчески работающему учителю и позволяет использовать его с различными учебными программами и методическими пособиями.

В условиях текущего расписания работы компьютерного класса дели класс на 2-3 группы, чтобы дети могли работать на компьютерах индивидуально или хотя бы по двое. При таком способе дети выполняют своеобразные лабораторные работы, приобретая на уроках знания, развивая свои умения и навыки, затем они используют их на практике, в игровой деятельности в компьютерном классе. На одном занятии они могут использовать 3-9 компьютерных игр. Темы игр, их режимы и дидактический материал могут выбираться  как с целью изучения нового материала, закрепления или повторения, ток и для контроля знаний. За счет смены игр и их малой продолжительности (10-15 мин) у детей сохраняется достаточно устойчивый интерес и работоспособность на занятии.

Сейчас подготовилась к выпуску вторая часть комплекса, предназначенная для учащихся 2 класса; и идет разработка для 3 класса. В них учтены накопленный опыт и психологические особенности детей этого возраста. В дальнейшем, в более  старших классах, для продолжения обучения с применением компьютеров, с учетом возрастных и интеллектуальных способностей учащихся, можно использовать такие известные разработки как программно-методический комплекс “Роботландия” из Переславля-Залесского, самарский курс “Информационная культура”, систему “Logo-Writer”.

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие  пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает  искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.

Страницы: 1, 2, 3, 4