Использование наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка
Демонстрационные
изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде
всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов,
наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как счетный
материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей счету,
или для иллюстрирования задач. К демонстрационным изобразительным пособиям
относятся также модели измерительных приборов и инструментов (часовой
циферблат, весы), модели мер ( метра, литра), муляжи и макеты хорошо известных
детям товаров. Модели используются при изучении мер и обучении измерениям. А
муляжи и макеты – как иллюстративный материал при составлении задач. Наконец, к
демонстрационным изобразительным пособиям относятся изображения и модели
различных геометрических фигур.
Таблицы.
Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном
порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии
рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах
бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон.
Иллюстрации.
Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические
изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи,
схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия,
иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно
показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или
разъясняется содержание задачи.
При
необходимости иллюстрации к отдельным задачам могут быть сделаны на больших
листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются
серии карточек с математическими заданиями, включающие иллюстрации. Эти
карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.
Дидактический
материал. Для формирования математических понятий, а также для выработки
вычислительных, измерительных и графических навыков в начальных классах
необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим
материалом по математике называют учебные пособия для самостоятельной работы
учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения.
Дидактический материал по математике можно подразделить на [33, с.179]:
а)
предметный дидактический материал;
б)
дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями.
К
предметному дидактическому материалу относятся: счетные палочки, наборы
разнообразных геометрических фигур, модели монет и т. п. Предметный материал
необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.
Дидактический
материал в виде карточек с математическими заданиями обеспечивает
приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек
позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность
выполнить больше упражнений. В процессе обучения наглядные пособия используют с
различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний,
умений, навыков, для проверки их усвоения.
Когда
наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно
подчеркивать существенное то, что является основой для обобщения, а также
показывать несущественное, его второстепенное значение.
Знакомя с
новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации
сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация
словесных объяснений.
При
ознакомлении с новым материалом и особенно при закреплении знаний и умений надо
так организовать работу с наглядными пособиями, чтобы учащиеся сами оперировали
ими и сопровождали действия соответствующими пояснениями: объединяли множества
предметов при изучении сложении, моделировали замкнутые и ломаные незамкнутые
линии, пользуясь палочками [31, с.57].
Качество
усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается, так как в
работу включаются различные анализаторы(зрительные, двигательные, речевые,
слуховые). При этом дети овладевают не только математическими знаниями. Но и
приобретают умения самостоятельно использовать наглядные пособия. Учитель
должен всячески поощрять детей к использованию наглядных средств, к
самостоятельной работе.
Наглядные
пособия иногда используют для проверки знаний и умений учащихся. Это делается
так: – чтобы проверить, как усвоили дети понятие многоугольник, можно
предложить с помощью палочек сложить многоугольник указанного вида. Используя
раздаточный дидактический материал, учитель проверяет умения измерять длину
отрезков, площадь, периметр многоугольников и др.
Использование
средств наглядности развивает бережное отношение к диалектическому материалу.
Красиво оформленное наглядное пособие, выполненное руками учителя,
старшеклассников или собственными, сознание того, что им будут пользоваться и
другие, заставляет учащихся бережно относиться к нему.
Большое
значение имеет изготовление учащимися наглядных пособий: раздаточного
материала, трафаретов различных фигур, абаков и других. Данная работа развивает
пространственные представления и вооружает школьников с нарушенным зрением
практическими навыками.
Применение
наглядности на уроках математики дает возможность решать наряду с
образовательными, воспитательными, практическими и задачи коррекционные.
Наглядные средства в тесном сочетании со словом учителя формируют правильные,
четкие представления ученика с дефектами зрения, уточняют имеющиеся представления,
развивают его внимание и воображение. Работа с пособиями индивидуального и
демонстрационного пользования позволяет учителю осуществлять коррекцию
недостатков предметно-практической деятельности учащихся в процессе обучения.
Важным
условием эффективности использования наглядных пособий является применение на
уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала. Если
наглядные средства применять там, где этого совсем не требуется, то они играют
отрицательную роль, уводя детей в сторону от поставленной задачи. Подобные
факты встречаются в практике: например, первоклассник обучается выбору
арифметического действия при решении арифметических задач. Если привлечь для
этой цели картинку, на которой нарисованы птички, сидящие на ветке и подлетающие
к ним, ученик, глядя на эту картинку, находит ответ задачи простым
пересчитыванием, не выполняя никакого арифметического действия над числами.
Наглядность, использованная в этом случае, не только не помогает, но наоборот,
задерживает формирование умения решать задачи, т. е. выбирать действие над
числами, данными в условии [27, с.58].
При
изучении нумерации чисел в пределах десяти учащиеся должны усвоить способы
образования каждого числа, порядок следования чисел, название их. Раскрыть
способы образования чисел поможет учащимся оперирование с различным наглядным
материалом. Учащиеся выполняют упражнения в присчитывании и отсчитывании
предметов по одному. Работу следует осуществлять фронтально, каждый ученик
выполняет задание на месте, а в классе слабовидящих одновременно ведется
оперирование с предметами у доски. При такой организации развивается
самостоятельность в выполнении действий, формируются навыки самоконтроля.
Ученик, выполняя определенную операцию с предметами, с самых первых дней учится
проверять как конечный, так и промежуточные результаты. Данное обстоятельство
является особенно важным для детей с тяжелыми расстройствами зрения в силу
ограниченных возможностей зрительного восприятия.
Есть
несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное
использование наглядных средств [21, с.248]:
1.
Хорошее обозрение, которое достигается путем применения
соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов
подсвечивания, указателей и тому подобное.
2.
Четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так
как они могут содержать и отвлекающие моменты.
3.
Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения
сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной
информации.
4.
Привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в
наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними
проблемных заданий наглядного характера.
Из
различных видов наглядности – натуральной, изобразительной, символической –
широкое применение в обучении математике находит символическая наглядность
(чертежи, графики, схемы, таблицы) [32, с. 70]
Изучая
математику в начальных классах, младшие школьники усваивают ряд сложных
понятий: понятие числа, понятия арифметических действий, законов арифметических
действий, понятие уровня, равенства, неравенства и других, которые связаны с
отвлеченным, абстрактным мышлением учащихся. К его развитию, к образованию
общих математических понятий «надо идти, отправляясь от наглядного обучения,
которое опирается на восприятия и ощущения, идущие от предметного, объективного
мира, что и называют в школьной практике наглядностью, наглядными пособиями» [32,
с.168].
Знание
видов наглядных пособий дает возможность учителю правильно их подбирать и
эффективно использовать при обучении, а также изготовлять самому вместе с
детьми необходимые наглядные пособия.
На уроке
математики интересно проходит работа с перфокартами, которая помогает младшему
школьнику лучше усвоить состав чисел первого десятка, изучить приемы сложения и
вычитания. Для этой работы заранее для каждого ученика силами родителей и
учащихся необходимо сделать карточки. В верхней части карточки – рисунок с
изображением, каких – либо предметов и число, состав которого изучается на
уроке. В нижней части, в «окошечках» записаны цифры, входящие в состав данного
числа, причем дается только одна составная его часть. Другую должны заполнить
учащиеся, наложив карточку из своей кассы цифр на пустое «окошечко». Задания
могут быть самыми различными.
Например:
Как
по-разному можно разложить 9 орехов в 2 кармана?
Сколько
надо доложить до 6 орехов, чтобы их стало 9?
Сколько
орехов надо взять у 9, чтобы их стало 5?
7 орехов –
это 9 без скольких?
9 орехов –
это 8 и сколько?
Сколько из
9 орехов ты должен отдать товарищу, чтобы у тебя осталось 4? И т.д.
У каждого
ученика имеется целый набор таких карточек на состав чисел 2 -10, и младшие
школьники очень любят работать с ними.
Перфокарты
можно изготовлять в различных вариантах. Очень интересный вариант – перфокарта
в виде домика.
В работе с
ней ученики выполняют задания: в прорези «окошечек» вставляют карточки с
цифрами, соответствующими составу заданного числа.
Использование
наглядности является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся.
Оно не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их
работоспособность, но и воспитывает у них аккуратность, терпение.
Выбирая
наглядные пособия, обязательно надо стремиться к тому, чтобы оно способствовало
достижению учебно-воспитательной Цели: закреплению и углублению знаний,
воспитанию внимания, сообразительности, выдержки.
Таким
образом, на уроках математики в начальной школе наглядные пособия используются
с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления
знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.
Успех
учебно-воспитательного процесса зависит и от того, в какой степени учащиеся
будут обеспечены необходимыми наглядными пособиями и индивидуальными средствами
обучения, активизирующими познавательную деятельность. Многие пособия учителя
делают сами, стараясь, чтобы они были достаточно красочными и привлекательными,
достаточно крупными, чтобы дети их хорошо видели. Пособие изготавливают таким
образом, чтобы служили они не на одном, а на многих уроках в различных
вариантах и комбинациях.
Следующая
глава будет посвящена экспериментальной работе по использованию наглядных
пособий в процессе изучения чисел первого десятка.
Глава 2.
Экспериментальная работа по использованию наглядных пособий в процессе изучения
чисел первого десятка
2.1 Диагностика
уровня математического развития детей младшего школьного возраста
Для
проведения экспериментальной работы нами были выбраны 2 «А» и 2 «Б» классы, из
которых и сформированы две подгруппы – экспериментальная и контрольная – по 8
человек с приблизительно одинаковым уровнем развития математических
представлений.
Вначале
была проведена диагностика уровня развития детей по трем разделам программы
математического развития:
-
Количество;
- Величина;
- Счет,
число.
За основу
диагностики были взяты, прежде всего, результаты наблюдений за ребенком на уроках,
а также диагностические методики, предложенные А.В. Белошистой:
- Сосчитай,
сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке).
- Сосчитай,
сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд).
- Где фигур
больше: там, где 5, или там, где 4?
- Что можно
сосчитать в группе? Сосчитай.
- А дома
что у тебя можно сосчитать? Вспомни, сосчитай и скажи сколько?
- Возьми
круги (4) и квадраты (5). Как узнать, поровну ли их? Или квадратов больше, чем
кругов? Какое число больше: 4 или5? Какое число меньше: 5 или 4?
- Ребёнку
предлагается посчитать (5) маленьких матрёшек и (5) больших мишек. Каких
предметов больше: маленьких матрёшек или больших мишек; Как проверить?
- Ребёнку
предлагается посчитать квадраты (4), расположенные по кругу и в линию. Где
меньше квадратов: там, где они расположены в линию или по кругу? Как проверить?
- Ребёнку
предлагается посчитать грибы (5), расположенные близко и далеко друг к другу.
Где грибов больше: там, где они стоят близко или далеко друг от друга?
К высокому
уровню развития отнесены те дети, которые владеют навыками сосчитывания
предметов (до 8-10), обнаруживают зависимости и отношения между числами.
Владеют навыками наложения и приложения предметов с целью доказательства их
равенства и неравенства. Устанавливают независимость количества предметов от их
расположения в пространстве путём сопоставления, сосчитывания предметов (на
одном и том же количестве предметов). Осмысленно отвечают на вопросы, поясняют
способ сопоставления, обнаружения соответствия.
Ученики со
средним уровнем развития в достаточной степени владеют навыками сосчитывания
предметов (до 4-7), пользуясь при этом приёмами наложения и приложения с целью
доказательства равенства и неравенства. С помощью взрослого устанавливают
независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Но
затрудняются в высказываниях и пояснениях.
Низкий
уровень развития диагностирован у тех учащихся, которые допускают ошибки при
сосчитывании предметов (до 3-5), не обнаруживают зависимости и отношений между
числами. Плохо владеют приемами наложения и приложения; даже с помощью
взрослого с трудом устанавливают независимость количества предметов от их
расположения в пространстве.
В
результате сравнительного анализа диагностических данных видно, что перед
началом эксперимента в обеих группах высокий уровень развития составил 17%,
средний – 58%, а низкий – 25%.
Данные об
уровне развития представлены в таблице 1.
Таблица
1
Результаты
констатирующего этапа эксперимента
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
17%
|
58%
|
25%
|
Для
наглядности представим результаты диагностики на рисунке 1.
Рис.1
Результаты констатирующего этапа эксперимента
Наблюдение
показало, что учащиеся лучше всего освоили сравнение предметов по величине и
групп предметов по количеству. Большинство успешно справляется со сравнением множеств,
с сопоставлением элементов одного множества с элементами другого, различают
равенство и неравенство групп предметов, составляющих множество.
Наиболее
высокий уровень усвоения материала связан у младших школьников с развитием
первоначальных представлений о величине предметов контрастных и одинаковых
размеров по длине, ширине, высоте, толщине, объему. Также группировка предметов
по признакам вырабатывает у учащихся умение сравнивать, осуществлять логические
операции классификации.
В процессе
разнообразных практических действий с совокупностями дети хорошо усвоили и
большинство умеет использовать в речи простые слова и выражения, обозначающие
уровень количественных представлений: много, один, по одному, ни одного, совсем
нет, мало, такой же, одинаковый, столько же, поровну; столько, сколько; больше,
чем; меньше, чем; каждый из, все, всех.
Трудности у
большинства испытуемых вызвали навыки устного счета и знакомство с числами.
Слабо сформировано понятие о возникновении каждого нового числа путем
добавления единицы.
Низкий уровень развития
младшие школьники показали также при освоении таких приемов, как сравнение двух
чисел, сопоставление, установление равенства и неравенства их. Почти все
школьники испытывают трудности в умении отличать порядковый счет от количественного,
хотя с порядковым счетом в пределах 1 – 5 справилось большинство учащихся.
Таким
образом, на констатирующем этапе эксперимента сформированы две группы детей младшего
школьного возраста – экспериментальная и контрольная – с приблизительно равным
уровнем развития элементарных математических представлений; заполнены
диагностические карты на начало эксперимента; выявлены наиболее слабые
показатели уровня математического развития в целом по разделу и по отдельным
его частям. Для проверки эффективности использования наглядных пособий в
процессе изучения чисел первого десятка нами был проведен формирующий этап
эксперимента, о котором пойдет речь в следующем параграфе.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|