Использование наглядности на уроках русского языка
Использование наглядности на уроках русского языка
Содержание
Введение
1.
Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе
1.1 Виды
наглядных пособий
1.2 Принципы
использования наглядных пособий
1.3 Современные
проблемы в культуре изготовления наглядных пособий
Заключение
Список
использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
В современном обучении наглядные
пособия играют большую роль.
На уроках русского
языка осуществляются во взаимосвязи все основные
принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность,
учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русского языка особую
роль играет принцип наглядности.
Школа в целом сама выбирает,
какой методике отдать предпочтение, какой автор больше других подходит к их
разработанной системе обучения русского языка.
Правильное использование
наглядности на уроках русского языка в школе способствует формированию четких
представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает
логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа
конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
Для предмета русский язык
значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные
картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического
словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и
развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов
различных типов речи.
Особое внимание следует уделять
требованиям к изготовлению наглядных пособий по русскому языку с учетом
требований издательского дела и корректуры, риторики, возрастной психологии,
возможностей новых технических средств обучения.
Цель данной работы: изучить
современные требования к изготовлению наглядных пособий по русскому языку.
Объект исследования: анализ
применения наглядных пособий обучения на уроках русского языка в школе.
Предмет исследования: процесс
применения наглядных пособий обучения на уроках русского языка в школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть виды наглядных
пособий.
2. Изучить принципы
использования наглядных пособий на уроках русского языка.
3. Проанализировать современные
проблемы в культуре изготовления наглядных пособий.
4. Изучить современные
требования к наглядным пособиям по русскому языку.
5. На практических примерах
рассмотреть создание и использование таблиц и схем с учетом современных
требований.
Наглядные пособия по русскому
языку - учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и
зрительно-слуховое восприятие[1].
Применение различных средств
наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает
их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность
экономить время.
В обучении русскому языку используются
различные виды наглядных пособий (Рис.1.1).
Основные группы наглядности,
применяемые в школе:
Натуральные вещественные модели
(реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)
Условные графические изображения
(чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)
Знаковые модели, математические,
химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели
Динамические наглядные модели (кино
и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.) [2]
1. Предметы окружающей среды.
С первых же дней пребывания
детей в школе при обучении их русского языка, предметы окружающей обстановки
могут быть использованы в качестве наглядного материала.
Таким материалом могут служить
книги, тетради, карандаши, игрушки и т.д. Отдельные предметы могут быть
использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с правилами и понятиями.
Рис.1.1 Виды наглядных пособий
2. Демонстрационные
изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде
всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов,
наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как наглядный
материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей грамматики,
пунктуации, фонетики и пр., или для иллюстрирования упражнений. К
демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных
приборов и инструментов (часовой циферблат, весы), муляжи и макеты. Муляжи и
макеты могут использоваться как иллюстративный материал при составлении упражнений.
Наконец, к демонстрационным изобразительным пособиям относятся изображения и
модели различных предметов или ситуаций.
3. Таблицы. Таблицами называют
текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего
в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом
или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для
удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть
разделены на группы:
познавательные;
инструктивные;
тренировочные;
справочные[3];
К познавательным таблицам
относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего
используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также
при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером
познавательных таблиц может служить таблица синонимов. К познавательным
таблицам относится также таблицы "Положение предметов", "Времена
года", "Цвета", которые дают наглядное представление об
определенных понятиях и явлениях.
Инструктивные таблицы в
наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с
формированием навыков написания букв, слов, словосочетаний и предложений, выполнения
упражнений и заданий, навыков говорения. К этим таблицам относятся таблицы с
образцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнения
действий при разборе слова, с примерами алгоритмов действий при выполнении
упражнений и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее
продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали
необходимые указания.
Тренировочные таблицы
предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования
навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для иллюстрации
упражнений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать большое
количество слов и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.
Справочные таблицы содержат
материал, который часто бывает нужен учащимся как при выполнении упражнений,
так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы,
вывешиваются в классе на продолжительное время[4].
4. Иллюстрации. Под
иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические
изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи,
схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия,
иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно
показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или
разъясняется содержание упражнения.
При необходимости иллюстрации к
отдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде
диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с
упражнениями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения
составлению и решению задач.
5. Дидактический материал. Для
формирования основных понятий, а также для выработки навыков писания и
говорения необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим
материалом называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся,
позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический
материал можно подразделить на:
предметный дидактический
материал;
дидактический материал в виде
карточек с заданиями[5].
Предметный материал необходимо
использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.
Дидактический материал в виде
карточек с заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям
учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от
переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.
Многие наглядные пособия -
таблицы, некоторые модели, некоторые виды раздаточного материала и т.п. - могут
быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у
учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в
его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и
лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий
осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои знания
и навыки по русскому языку. А с другой - они опираются на навыки, приобретенные
на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.)
Знание видов наглядных пособий
дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении.
С точки зрения использования наглядные пособия делят на общеклассные и
индивидуальные.
В процессе обучения наглядные
пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом,
для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.
Когда наглядное пособие
выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное - то,
что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его
второстепенное значение.
Знакомя с новым материалом,
нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В
этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.
При ознакомлении с новым
материалом и особенно при закреплении знаний и умений надо так организовать
работу с наглядными пособиями, чтобы учащиеся сами оперировали ими и
сопровождали действия соответствующими пояснениями.
Качество усвоения материала в
большинстве случаев значительно повышается, так как в работу включаются
различные анализаторы (зрительные, двигательные, речевые, слуховые). При этом
дети овладевают не только знаниями согласно материалу урока. Но и приобретают
умения самостоятельно использовать наглядные пособия. Учитель должен всячески
поощрять детей к использованию наглядных средств, к самостоятельной работе.
На этапе закрепления знаний и
умений необходимо широко использовать для разнообразных упражнений справочные
таблицы, таблицы, рисунки, схемы. Рекомендуется практиковать воспроизведение
наглядно воспринятого материала путем моделирования, рисования, словесного
описания[6].
Наглядные пособия иногда
используют для проверки знаний и умений учащихся. Используя раздаточный
дидактический материал, учитель проверяет умения применять правило на практике.
Важным условием эффективности
использования наглядных пособий является применение на уроке достаточного и
необходимого количества наглядного материала. Если наглядные средства применять
там, где этого совсем не требуется, то они играют отрицательную роль, уводя
детей в сторону от поставленной задачи.
Расширение возможностей в
реализации принципа наглядности на основе современных информационно-технических
средств значительно облегчает создание в практической педагогической
деятельности иллюзии полного решения проблемы техническими средствами, приводит
в ряде случаев к забвению основных инвариантных принципов, вызывает ничем не
оправданное увлечение формой предъявления материала во вред содержанию и целям
обучения. Эти явления находят отражение и в непосредственной педагогической
практике, и при создании учебников, наглядных пособий, дидактических тетрадей,
что не может не сказаться отрицательно на эффективности всего педагогического
процесса, компрометируя новые средства наглядности и новые средства обучения.
Чтобы преодолеть эти негативные
тенденции, необходимо неуклонно придерживаться принципа системности в отношении
любых педагогических новаций и всегда соотносить новые технико-педагогические
параметры современных средств наглядности с основными структурными компонентами
дидактической системы (ее целями и задачами, содержанием, методами). Основываясь
на анализе устойчивых связей между ними, можно получить необходимые
дидактические рекомендации по созданию, оценке, включению в педагогический
процесс новых наглядных материалов. Исходя из практической направленности таких
рекомендаций, они должны быть не абстрактными требованиями, а конкретными
ограничениями для использования средств наглядности в реальных условиях
современной образовательной системы[7].
Сегодня в помощь учителю
начальных классов, воспитателю, родителям приходят компьютерные технологии
создания и применения наглядных материалов. Технология мультимедия позволяет
соединить в единое целое различные формы представления информации: текст,
голос, музыку, графику, иллюстрации, видео и т.д. Технологии CD-ROM, CD-RW и
DVD позволяют создавать огромные информационные банки визуальной и акустической
информации на компактных и надежных носителях (на одном диске CD-ROM помещается
многотомная энциклопедия с десятками тысяч статей, тысячами иллюстраций,
сотнями фрагментов звукозаписи, видео и анимации). Телекоммуникационные
технологии предоставляют в распоряжение учителя безграничные информационные
ресурсы планеты. Поисковые технологии и системы управления базами данных
позволяют эффективно ориентироваться в этих ресурсах и быстро находить
необходимые материалы. Проекционные технологии избавляют учеников от
необходимости быть прикованными к экрану компьютера, перенося его изображение (в
том числе и динамическое) на большой настенный экран. Технологии допечатной
подготовки предоставляют каждому желающему мощный и удобный инструментарий
создания и содержательного наполнения композиции, верстки, изготовления макетов
учебных пособий, альбомов, книг, вспомогательных наглядных материалов.
Все это впечатляет, но в то же
время, как показывает практика, часто мешает адекватной оценке новых средств с
точки зрения дидактики, особенно на начальном этапе знакомства с новыми
технологиями.
Естественное желание учителя
наиболее полно реализовать выразительные возможности мультимедийных систем
нередко приводит к возникновению несоответствия между направлениями
деятельности учеников.
С помощью эффектной,
многогранной подачи учебного материала учитель успешно концентрирует их
внимание на средстве наглядности (альбомной иллюстрации, экране монитора,
проекционном изображении и т.д.). Когда решается общеобразовательная задача
обогащения чувственного опыта детей, расширения их кругозора, то никаких
проблем не возникает. Однако, как правило, средства наглядности применяются в
контексте совсем другой педагогической задачи - не просто познакомить учеников
с объектами и процессами действительности, а раскрыть сущность этих объектов,
выявить законы, которым подчиняется развитие процессов. В этом случае
концентрация внимания на внешних, случайных, не имеющих существенного значения
особенностях наглядного материала только мешает исполнению дидактической задачи.
Это означает, что наглядный
материал утрачивает свою психолого-педагогическую функцию "служить как бы
опорой внутренних действий, осуществляемых ребенком под руководством учителя в
процессе овладения знаниями"[8].
Вместо того, чтобы "быть представителем изучаемого предмета", наглядный
материал сам делается "непосредственным предметом учебных действий ребенка"[9].
Возможность таких ошибок основывается на непроизвольном смешивании того, что
фактически осознается учениками, с тем, что должно ими осознаваться в
соответствии с определенной педагогической задачей. "С психологической
точки зрения это и есть центральный вопрос наглядности"[10].
В отличие от
научно-исследовательских моделей в учебном процессе именно на роли наглядного
пособия в решении собственно педагогических задач должны основываться выводы о
необходимой степени его убедительности, функциональности, динамичности, всех
тех параметров, что позволяют реализовать современные информационные средства
создания наглядности.
Страницы: 1, 2
|