Использование мультимедиа на уроках алгебры по теме: «Прогрессии» как средство повышения успеваемост...
- повторить действия над
числами.
Таким образом,
данный зачетный урок показал высокий уровень знаний теоретического и практического
материала учащихся, выявил недочеты в работе по определенным моментам и
определил пути их устранения.
Второй зачетный
урок
Зачетный урок
проводился в 7 «Б» классе средней общеобразовательной школе. Учитель математики
Поспелова Людмила Ивановна.
Тема: «Многочлены»
[Приложение 10]
Ученики должны
знать: формулы сокращенного умножения, определения по данной теме, действия с
многочленами; уметь: применять формулы сокращенного умножения на конкретных
примерах.
Зачетную работу
выполняли 23 ученика. Зачетный урок занимал по времени 2 часа.
Проводился в 4
этапа:
-
опрос по
билету (мини – экзамен);
-
словарный
диктант;
-
тест;
-
контрольная
работа.
На первом этапе
зачетного урока у ребят был мини – экзамен (опрос по билету), по вопросам:
сложение и вычитание многочленов; умножение многочлена на одночлен; умножение
многочлена на многочлен; формулы сокращенного умножения; деление многочлена на
одночлен; разложение многочлена на одночлен; вынесение общего множителя за
скобки; способы группировки; разложение многочлена на множители с помощью
формул сокращенного умножения; сокращение алгебраических дробей. Можно сделать
вывод, что из 23 человек с этим этапом справились все:
Оценка
|
Количество человек
|
%
|
«5»
|
10
|
43
|
«4»
|
9
|
39
|
«3»
|
4
|
18
|
Вторым этапам
урока был словарный диктант по математическим терминам связанных с темой
«Многочлены». С этим заданием справились все ученики. При проверке словарного
диктанта был получен 100% результат. Все ученики написали на отметку «5».
На следующем
этапе урока ученики решали тест. Тест дал такие результаты:
Оценка
|
Количество человек
|
%
|
«5»
|
5
|
22
|
«4»
|
14
|
60
|
«3»
|
2
|
9
|
«2»
|
2
|
9
|
Большинство учеников
не справились с таким заданием как, сокращение дроби с использованием формул
сокращенного умножения. [Приложение 11]
И последним
этапом зачетного урока была контрольная работа. Контрольная работа проверила
знания по всей теме. За контрольную работу было получено:
Оценка
|
Количество человек
|
%
|
«5»
|
3
|
13
|
«4»
|
12
|
52
|
«3»
|
7
|
35
|
У многих учеников
были затруднения в таких заданиях, как: вычислите дробь, используя формулу
разности квадратов и решение уравнения. То есть ученики не могут применить
формулы на конкретных примерах, так же упускают знаки или буквы. [Приложение 12]
В 7 «В» вместо зачетного
урока проводилась только контрольная работа, такая же, как и в 7 «Б». После
проверки контрольной работы были получены следующие результаты:
Оценка
|
Количество человек
|
%
|
«5»
|
3
|
14
|
«4»
|
11
|
52
|
«3»
|
7
|
34
|
Трудности в
контрольной работе вызвали такие номера, как: вычислите дробь, используя
формулу разности квадратов, решение уравнения и доказательство тождеств. Не
внимательность, упускают знаки или буквы. [Приложение 13]
Данный анализ
зачетного урока показал, что теоретический материал учащимися по данной теме
усвоен хорошо. Практическая часть вызвала затруднение у многих учащихся. В
связи с этим учителю рекомендуется провести определенную работу по отработке и
коррекции знаний учащихся, и обратить внимание на некоторые ее моменты, а
именно:
- закрепить формулы
сокращенного умножения;
- сокращение алгебраических
дробей;
- повторить действия над
числами.
Таким образом,
данный зачетный урок показал высокий уровень знаний теоретического и
практического материала учащихся, выявил недочеты в работе по определенным
моментам и определил пути их устранения.
Третий зачетный
урок
Зачетный урок
проводился в 7 «Б» классе средней общеобразовательной школе. Учитель математики
Поспелова Людмила Ивановна.
Тема: «Линейная
функция» [Приложение 14]
Ученики должны
знать: определения по данной теме, расположение четвертей на координатной
плоскости; уметь: строить графики, выражать переменные.
Зачетную работу
выполняли 22 ученика. Зачетный урок занимал по времени 2 часа.
Проводился в 3
этапа:
-
опрос по
билету (мини – экзамен);
-
устный
счет;
-
контрольная
работа.
На первом этапе
зачетного урока у ребят был мини – экзамен (опрос по билету), по вопросам:
координатная прямая; координатная плоскость; линейное уравнение с одной
переменной; количество корней уравнения; линейное уравнение с двумя
переменными; график линейного уравнения с двумя переменными; линейная функция и
ее график; прямая пропорциональность и ее график. Результаты получились
следующие:
Оценка
|
Количество человек
|
%
|
«5»
|
5
|
23
|
«4»
|
7
|
32
|
«3»
|
8
|
36
|
«2»
|
2
|
9
|
Вторым этапам
урока был устный счет. При проверке устного счета были получены следующие
результаты:
Оценка
|
Количество человек
|
%
|
«5»
|
8
|
36
|
«4»
|
11
|
50
|
«3»
|
3
|
14
|
Большинство
ошибок было допущено в задании выражение одной переменной через другую.
[Приложение 15]
И последним
этапом зачетного урока была контрольная работа. Контрольная работа проверила
знания по всей теме. За контрольную работу было получено:
Оценка
|
Количество человек
|
%
|
«5»
|
10
|
45
|
«4»
|
9
|
41
|
«3»
|
3
|
14
|
У многих учеников
были затруднения в таких заданиях, как: найдите наибольшее и наименьшее
значения линейной функции; найдите точку пересечения графиков линейных
уравнений. [Приложение 16]
В 7 «В» вместо
зачетного урока проводилась только контрольная работа, такая же, как и в 7 «Б».
После проверки контрольной работы были получены следующие результаты:
Оценка
|
Количество человек
|
%
|
«5»
|
10
|
48
|
«4»
|
8
|
38
|
«3»
|
2
|
10
|
«2»
|
1
|
4
|
Трудности в
контрольной работе вызвали такие номера, как: найдите наибольшее и наименьшее
значения линейной функции; найдите точку пересечения графиков линейных
уравнений и построение графиков. [Приложение 17]
Данный анализ
зачетного урока показал, что теоретический и практический материал по данной
теме учениками усвоен хорошо. Учителю нужно еще работать над заданиями на
построение графиков, пересечение графиков, нахождение наибольших и наименьших
значений функции.
Таким образом,
данный зачетный урок показал высокий уровень знаний теоретического и
практического материала учащимися, выявил недочеты в работе по определенным
моментам и определил пути их устранения.
Контрольный
эксперимент
С целью проверки
знаний у учащихся за первую, вторую и третью четверть проводилась итоговая
контрольная работа в 7 «Б» и 7 «В» классах Ординской средней
общеобразовательной школе. [Приложение
18]
Контрольная
работа показала следующие результаты:
В 7 «Б» писало 23
ученика. [Приложение 19]
Результаты
получились следующие:
Оценка
|
Количество человек
|
%
|
«5»
|
5
|
22
|
«4»
|
9
|
40
|
«3»
|
8
|
38
|
В 7 «В» писало 21
ученика. [Приложение 20]
Результаты
показали следующее:
Оценка
|
Количество человек
|
%
|
«5»
|
2
|
9
|
«4»
|
9
|
43
|
«3»
|
8
|
39
|
«2»
|
2
|
9
|
Сравнивая
результаты итоговых контрольных работ экспериментального и контрольного
классов, видим, что уровень качества знаний у экспериментального класса выше,
чем у контрольного класса. Ученики экспериментального класса, с которыми
проводились зачетные уроки, справились с итоговой контрольной работой лучше.
Ученики меньше допускали ошибок в контрольной работе по вопросам темы, которых
входили в зачетные уроки. Значит, поставленная гипотеза подтвердилась. Зачетные
уроки влияют на повышение качества знаний учащихся по математики.
Заключение
В последние годы
в теории и практике обучения математике вопрос об использовании зачетной
системы в оценке уровня усвоения знаний становится все более актуальным.
Чаще
рассматривается возможность применения зачета только при обучении
старшеклассников. Однако, как показывают наблюдения работы, использование
зачетной системы должно включать в работу педагога с первых шагов
систематического изучения математики.
Главной фигурой
процесса обучения является личность ученика, так как переход к зачетной
системе невозможен без его активного участия.
Чтобы процесс
изучения математики проходил осознанно, для этого необходимо:
-
переходить
от конкретного к абстрактному;
-
ставить и
решать задачу выработки навыков и достижения необходимого уровня владения или
вполне осознанными приемами;
-
учить
размышлению и рассуждению;
-
проявлять
постоянное внимание к течению математической мысли учащихся;
-
поощрять
индивидуальные способы выражения мысли учащихся, даже пусть не всегда точные;
-
побуждать
учащихся к собственным формулировкам и выводам;
-
отдавать
предпочтение точности и результативности математических вычислений;
-
избегать
перехода к изучению новых тем при наличии пробелов в ранее изученных.
Важным моментом
зачетной системы является свободное оперирование полученными знаниями, что
достигается в результате блокового изучения теоретического и практического
материала.
Применение
зачетной системы контроля выявила ряд положительных моментов для эффективного
достижения положительных результатов обучения, а именно:
- позволяет проверить знания
при завершении изучения темы, когда новая информация усвоена и ученики
установили взаимные связи и отношения между рассмотренными вопросами;
- имеет возможность
продемонстрировать результаты усвоения темы в целом, показать, на сколько
осмысленно и систематично овладели они изученным материалом;
- позволяет разносторонне
проверить математическую подготовку учащихся;
- помогает вести строгий учет
знаний и умений каждого ученика, выявляя пробелы в его подготовке.
Этому
способствовало проведение разнообразных форм проверки, позволяющих проверить
глубину знаний.
Таким образом,
конечной целью зачетной системы является достижение всеми учащимися уровня
программных требований по математической подготовке и обеспечение дальнейшего
их развития, активизация учащихся на протяжении всех уроков и осуществление
контроля и учета знаний, умений и навыков.
Это влияет на
дальнейшее обучение: в том числе сдачу экзаменов. Зачетная система доказала
свою актуальность как одна из форм проверки знаний, умений и навыков. Гипотеза,
использование зачетной формы контроля учебных достижений школьников в данной
предметной области, положительно сказывается на качестве знаний в данной
предметной области, подтвердилась.
Список
литературы
1.
Бабинский,
Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К. Бабинский – М.: 1981. – 281
с.
2.
Бантова,
Н.А. Методика преподавания математики: учеб. пособие для учащихся школьных
отделений пед. училищ / Н.А. Бантова, Т.В. Бельтюкова; под ред. М.А. Бантовой.
– 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с.
3.
Берсенова,
Т.А. Зачетные формы организации контроля знаний старшеклассников.// Математика
в школе / Т.А. Берсенова – 1988. – №6. – с.21 – 24
4.
Глейзер,
Г.Д. Повышение эффективности обучения математике в школе: Кн. Для учителей /
Г.Д. Глейзер – М.: Просвещение, 1989. – 240 с.
5.
Груденов,
Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. Кн. для учителя: из
опыта работы / Я.И. Груденов – М.: Просвещение, 1990. – 147 с.
6.
Звавич,
Л.И. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / Л.И. Звавич – 2-е изд. –
М.: Просвещение, 1995. – 159 с.
7.
Иванов О.
Уроки – зачеты в 5 классе./ Математика. – 1998. – №18. – с. 13–14
8.
Кметюк,
С.В. Нестандартные формы закрепления знаний. // Математика в школе / С.В Кметюк
– 1993. –№4. – с. 28– 30
9.
Кожабаев,
К.Г. О воспитательной направленности обучения математике в школе: Кн. Для
учителя / К.Г. Кожабаев – М.: Просвещение, 1988. – 80 с.
10.
Крамор,
В.С. О совершенствовании методов обучения математике. Пособие для учителей /
В.С. Крамор – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
11.
Манвелов,
С. Современный урок математики: основы методики преподавания // Математика в
школе / С. Манвелов – 1998. –№41. – с.13 – 16
12.
Мордкович,
А.Г. Контрольные работы по алгебре 7 класс / А.Г. Мордкович – М.: Мнемозина,
1997. – 64 с.
13.
Новые
области применения математики / Д.Х. Пайтхилл и др.; под ред. Дж. Пайтхилла,
пер. с англ. А.Ф. Якубова. – Мн.: Высшая школа, 2000. – 490с.
14.
Оганесян,
В.А. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб.
Пособие для студентов физ.– мат. фак. пед. ин–тов. / В.А. Оганесян, Ю.М.
Комегин – М.: Просвещение, 1980.–160с.
15.
Ожерельев,
Д. Зачеты по алгебре в 7 классе. / Д. Ожерельев – Математика – 2000 – №24 – с.
17-20
16.
Письмо
Мин. общего и проф. образования от 19.11.98
17.
Программы
для общеобразовательных учреждений. Математика – М.: Просвещение, 1996
18.
Скаткин,
Л.Н. Методы начального обучения математике / Л.Н. Скаткин – М.: Просвещение,
2005. – 276с.
19.
Смирнов,
С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Пособие для
студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова – М.:
Издательский центр «Академия», 1998. – 512с.
20.
Сорокин,
Н.А. Дидактика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Н.А. Сорокин – М.:
Просвещение, 1994. – 222с.
21.
Стефанов,
Н.Л. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов
/ Н.Л. Стефанов, Н.С. Подходов – М.: Дрофа, 2005. – с. 154 – 156
22.
Тесты.
Математика. 5–11 кл. М.: «Олимп», «Издательство Апрель», 1999. – 432с.
23.
Яковлев,
Н.М. Методика и техника урока в школе. В помощь начинающему учителю. Изд. 2-е
доп. и переработ / Н.М. Яковлев – М.: Просвещение, 1970. – 286с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|