бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование мультимедиа на уроках алгебры по теме: «Прогрессии» как средство повышения успеваемост... бесплатно рефераты

-  повторить действия над числами.

Таким образом, данный зачетный урок показал высокий уровень знаний теоретического и практического материала учащихся, выявил недочеты в работе по определенным моментам и определил пути их устранения.

Второй зачетный урок

Зачетный урок проводился в 7 «Б» классе средней общеобразовательной школе. Учитель математики Поспелова Людмила Ивановна.

Тема: «Многочлены» [Приложение 10]

Ученики должны знать: формулы сокращенного умножения, определения по данной теме, действия с многочленами; уметь: применять формулы сокращенного умножения на конкретных примерах.

Зачетную работу выполняли 23 ученика. Зачетный урок занимал по времени 2 часа.

Проводился в 4 этапа:

-              опрос по билету (мини – экзамен);

-              словарный диктант;

-              тест;

-              контрольная работа.

На первом этапе зачетного урока у ребят был мини – экзамен (опрос по билету), по вопросам: сложение и вычитание многочленов; умножение многочлена на одночлен; умножение многочлена на многочлен; формулы сокращенного умножения; деление многочлена на одночлен; разложение многочлена на одночлен; вынесение общего множителя за скобки; способы группировки; разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения; сокращение алгебраических дробей. Можно сделать вывод, что из 23 человек с этим этапом справились все:


Оценка

Количество человек

%

«5»

10

43

«4»

9

39

«3»

4

18


Вторым этапам урока был словарный диктант по математическим терминам связанных с темой «Многочлены». С этим заданием справились все ученики. При проверке словарного диктанта был получен 100% результат. Все ученики написали на отметку «5».


На следующем этапе урока ученики решали тест. Тест дал такие результаты:

Оценка

Количество человек

%

«5»

5

22

«4»

14

60

«3»

2

9

«2»

2

9



Большинство учеников не справились с таким заданием как, сокращение дроби с использованием формул сокращенного умножения. [Приложение 11]

И последним этапом зачетного урока была контрольная работа. Контрольная работа проверила знания по всей теме. За контрольную работу было получено:


Оценка

Количество человек

%

«5»

3

13

«4»

12

52

«3»

7

35


 

У многих учеников были затруднения в таких заданиях, как: вычислите дробь, используя формулу разности квадратов и решение уравнения. То есть ученики не могут применить формулы на конкретных примерах, так же упускают знаки или буквы. [Приложение 12]

В 7 «В» вместо зачетного урока проводилась только контрольная работа, такая же, как и в 7 «Б». После проверки контрольной работы были получены следующие результаты:


Оценка

Количество человек

%

«5»

3

14

«4»

11

52

«3»

7

34



Трудности в контрольной работе вызвали такие номера, как: вычислите дробь, используя формулу разности квадратов, решение уравнения и доказательство тождеств. Не внимательность, упускают знаки или буквы. [Приложение 13]

Данный анализ зачетного урока показал, что теоретический материал учащимися по данной теме усвоен хорошо. Практическая часть вызвала затруднение у многих учащихся. В связи с этим учителю рекомендуется провести определенную работу по отработке и коррекции знаний учащихся, и обратить внимание на некоторые ее моменты, а именно:

-  закрепить формулы сокращенного умножения;

-  сокращение алгебраических дробей;

-  повторить действия над числами.

Таким образом, данный зачетный урок показал высокий уровень знаний теоретического и практического материала учащихся, выявил недочеты в работе по определенным моментам и определил пути их устранения.

Третий зачетный урок

Зачетный урок проводился в 7 «Б» классе средней общеобразовательной школе. Учитель математики Поспелова Людмила Ивановна.

 Тема: «Линейная функция» [Приложение 14]

Ученики должны знать: определения по данной теме, расположение четвертей на координатной плоскости; уметь: строить графики, выражать переменные.

Зачетную работу выполняли 22 ученика. Зачетный урок занимал по времени 2 часа.

Проводился в 3 этапа:

-              опрос по билету (мини – экзамен);

-              устный счет;

-              контрольная работа.

На первом этапе зачетного урока у ребят был мини – экзамен (опрос по билету), по вопросам: координатная прямая; координатная плоскость; линейное уравнение с одной переменной; количество корней уравнения; линейное уравнение с двумя переменными; график линейного уравнения с двумя переменными; линейная функция и ее график; прямая пропорциональность и ее график. Результаты получились следующие:


Оценка

Количество человек

%

«5»

5

23

«4»

7

32

«3»

8

36

«2»

2

9



Вторым этапам урока был устный счет. При проверке устного счета были получены следующие результаты:

Оценка

Количество человек

%

«5»

8

36

«4»

11

50

«3»

3

14


 

Большинство ошибок было допущено в задании выражение одной переменной через другую. [Приложение 15]

И последним этапом зачетного урока была контрольная работа. Контрольная работа проверила знания по всей теме. За контрольную работу было получено:


Оценка

Количество человек

%

«5»

10

45

«4»

9

41

«3»

3

14



У многих учеников были затруднения в таких заданиях, как: найдите наибольшее и наименьшее значения линейной функции;  найдите точку пересечения графиков линейных уравнений. [Приложение 16]

В 7 «В» вместо зачетного урока проводилась только контрольная работа, такая же, как и в 7 «Б». После проверки контрольной работы были получены следующие результаты:


Оценка

Количество человек

%

«5»

10

48

«4»

8

38

«3»

2

10

«2»

1

4



Трудности в контрольной работе вызвали такие номера, как: найдите наибольшее и наименьшее значения линейной функции;  найдите точку пересечения графиков линейных уравнений и построение графиков. [Приложение 17]

Данный анализ зачетного урока показал, что теоретический и практический материал по данной теме учениками усвоен хорошо. Учителю нужно еще работать над заданиями на построение графиков, пересечение графиков, нахождение наибольших и наименьших значений функции.

Таким образом, данный зачетный урок показал высокий уровень знаний теоретического и практического материала учащимися, выявил недочеты в работе по определенным моментам и определил пути их устранения.

Контрольный эксперимент

С целью проверки знаний у учащихся за первую, вторую и третью четверть проводилась итоговая контрольная работа в 7 «Б» и 7 «В» классах Ординской средней общеобразовательной школе. [Приложение 18]

Контрольная работа показала следующие результаты:

В 7 «Б» писало 23 ученика. [Приложение 19]

Результаты получились следующие:


Оценка

Количество человек

%

«5»

5

22

«4»

9

40

«3»

8

38



В 7 «В» писало 21 ученика. [Приложение 20]

Результаты показали следующее:


Оценка

Количество человек

%

«5»

2

9

«4»

9

43

«3»

8

39

«2»

2

9




Сравнивая результаты итоговых контрольных работ экспериментального и контрольного классов, видим, что уровень качества знаний у экспериментального класса выше, чем у контрольного класса. Ученики экспериментального класса, с которыми проводились зачетные уроки, справились с итоговой контрольной работой лучше. Ученики меньше допускали ошибок в контрольной работе по вопросам темы, которых входили в зачетные уроки. Значит, поставленная гипотеза подтвердилась.  Зачетные уроки влияют на повышение качества знаний учащихся по математики.

Заключение


В последние годы в теории и практике обучения математике вопрос об использовании зачетной системы в оценке уровня усвоения знаний становится все более актуальным.

Чаще рассматривается возможность применения зачета только при обучении старшеклассников. Однако, как показывают наблюдения работы, использование зачетной системы должно включать в работу педагога с первых шагов систематического изучения математики.

Главной фигурой процесса обучения является личность ученика, так как  переход к зачетной системе невозможен без его активного участия.

Чтобы процесс изучения математики проходил осознанно, для этого необходимо:

-        переходить от конкретного к абстрактному;

-        ставить и решать задачу выработки навыков и достижения необходимого уровня владения или вполне осознанными приемами;

-        учить размышлению и рассуждению;

-        проявлять постоянное внимание к течению математической мысли учащихся;

-        поощрять индивидуальные способы выражения мысли учащихся, даже пусть не всегда точные;

-        побуждать учащихся к собственным формулировкам и выводам;

-        отдавать предпочтение точности и результативности математических вычислений;

-        избегать перехода к изучению новых тем при наличии пробелов в ранее изученных.

Важным моментом зачетной системы является свободное оперирование полученными знаниями, что достигается в результате блокового изучения теоретического и практического материала.

Применение зачетной системы контроля выявила ряд положительных моментов для эффективного достижения положительных результатов обучения, а именно:

-  позволяет проверить знания при завершении изучения темы, когда новая информация усвоена и ученики установили взаимные связи и отношения между рассмотренными вопросами;

-  имеет возможность продемонстрировать результаты усвоения темы в целом, показать, на сколько осмысленно и систематично овладели они изученным материалом;

-  позволяет разносторонне проверить математическую подготовку учащихся;

-  помогает вести строгий учет знаний и умений каждого ученика, выявляя пробелы в его подготовке.

Этому способствовало проведение разнообразных форм проверки, позволяющих проверить глубину знаний.

Таким образом, конечной целью зачетной системы является достижение всеми учащимися уровня программных требований по математической подготовке и обеспечение дальнейшего их развития, активизация учащихся на протяжении всех уроков и осуществление контроля и учета знаний, умений и навыков.

Это влияет на дальнейшее обучение: в том числе сдачу экзаменов. Зачетная система доказала свою актуальность как одна из форм проверки знаний, умений и навыков. Гипотеза, использование зачетной формы контроля учебных достижений школьников в данной предметной области, положительно сказывается на качестве знаний в данной предметной области, подтвердилась.

Список литературы

 

1.             Бабинский, Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К.  Бабинский – М.: 1981. – 281 с.

2.             Бантова, Н.А. Методика преподавания математики: учеб. пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ / Н.А. Бантова, Т.В. Бельтюкова; под ред. М.А. Бантовой. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с.

3.             Берсенова, Т.А. Зачетные формы организации контроля знаний старшеклассников.// Математика в школе / Т.А. Берсенова – 1988. – №6. – с.21 – 24

4.             Глейзер, Г.Д. Повышение эффективности обучения математике в школе: Кн. Для учителей / Г.Д. Глейзер – М.: Просвещение, 1989. – 240 с.

5.             Груденов, Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. Кн. для учителя: из опыта работы / Я.И. Груденов – М.: Просвещение, 1990. – 147 с.

6.             Звавич, Л.И. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / Л.И. Звавич – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 159 с.

7.             Иванов О. Уроки – зачеты в 5 классе./ Математика. – 1998. – №18. – с. 13–14

8.             Кметюк, С.В. Нестандартные формы закрепления знаний. // Математика в школе / С.В  Кметюк  – 1993. –№4. – с. 28– 30

9.             Кожабаев, К.Г. О воспитательной направленности обучения математике в школе: Кн. Для учителя /  К.Г. Кожабаев – М.: Просвещение, 1988. – 80 с.

10.          Крамор, В.С. О совершенствовании методов обучения математике. Пособие для учителей / В.С. Крамор – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.

11.          Манвелов, С. Современный урок математики: основы методики преподавания // Математика в школе / С.  Манвелов – 1998. –№41. – с.13 – 16

12.          Мордкович, А.Г. Контрольные работы по алгебре 7 класс / А.Г. Мордкович – М.: Мнемозина, 1997. – 64 с.

13.          Новые области применения математики / Д.Х. Пайтхилл и др.; под ред.    Дж. Пайтхилла, пер. с англ. А.Ф. Якубова. – Мн.: Высшая школа, 2000. – 490с.

14.          Оганесян, В.А. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. Пособие для студентов физ.– мат. фак. пед. ин–тов. / В.А. Оганесян, Ю.М. Комегин – М.: Просвещение, 1980.–160с. 

15.          Ожерельев, Д. Зачеты по алгебре в 7 классе. / Д. Ожерельев – Математика – 2000 – №24 – с. 17-20

16.          Письмо Мин. общего и проф. образования от 19.11.98

17.          Программы для общеобразовательных учреждений. Математика – М.: Просвещение, 1996

18.          Скаткин, Л.Н. Методы начального обучения математике / Л.Н. Скаткин  – М.: Просвещение, 2005. – 276с.

19.          Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Смирнов, И.Б.  Котова – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 512с.

20.          Сорокин, Н.А. Дидактика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Н.А. Сорокин – М.: Просвещение, 1994. – 222с.

21.          Стефанов, Н.Л. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / Н.Л. Стефанов, Н.С. Подходов – М.: Дрофа, 2005. – с. 154 – 156

22.          Тесты. Математика. 5–11 кл. М.: «Олимп», «Издательство Апрель», 1999. – 432с.

23.          Яковлев, Н.М. Методика и техника урока в школе. В помощь начинающему учителю. Изд. 2-е доп. и переработ / Н.М. Яковлев – М.: Просвещение, 1970. – 286с.


Страницы: 1, 2, 3, 4