бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование метода проектов в обучении детей старшего дошкольного возраста физическим упражнениям бесплатно рефераты

В модель профессиональной подготовки были включены критериальные показатели и определены уровни формирования умений педагогического проектирования, которые являлись инструментом для проведения мониторинга:

- Высокий (креативный) - ярко выражен интерес и устойчивая мотивация к педагогическому проектированию. Студент знает методологию, теоретические основы и технологию проектирования, обладает умениями синтезировать знания из различных областей наук, отличается высокой степенью результативностью проектной деятельности, творческой активностью, самореализуется в учебно - прфессиональной и научно-исследовательской деятельности, обладает нестандартностью мышления, умеет генерировать идеи, применяет навыки педагогического проектирования в нестандартных условиях и изменяющихся педагогических ситуациях, владеет всеми уровнями проектирования, законамерности, отражающей объективные возможности повышения эффективности воспитательной деятельности. Для понимания сущности педагогического принципа важно учитывать, что закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос: каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы; принцип же отражает явления на уровне должного и отвечает на вопрос: как следует действовать наиболее целесообразным образом в решении соответствующего класса педагогических задач.

В педагогике существуют различные классификации педагогических принципов:

- принципы обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый);

- общие (стратегические) и частные (тактические) принципы (Е.В. Бондаревская);

- принципы организации учебно-воспитательного процесса (Б.Г. Лихачев, В.А. Сластенин);

-принципы ориентации на ценности и ценностные отношения, субъектности, целостности (П.И. Пидкасистый) и др.

Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы (В.И. Андреев, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, И.П. Подласый, Е.Н. Шиянов, Е.Н. Щуркова и др.), мы выделяем следующие принципы взаимодействия:

- единство воспитательных взаимодействий;

- опора на положительное в воспитании;

- личностный подход;

- принцип субъективности;

- гуманизация межличностных отношений.

Таково наше представление о проявлении всеобщих законов, закономерностей, принципов процесса взаимодействия.

Вывод. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий предполагают презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских методов, творческих по самой своей сути.


1.2 Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения


Проект = комплексное обучение детей в ситуациях приближенных к жизни.

1. Признаки проектной деятельности в ситуативно-ориентированном подходе.

Проектная деятельность

- ориентируется на потребности, интересы, желания и проблемы детей;

- проводится в рамках темы разработанной вместе с детьми;

- направлена на достижении цели, известной всем участникам;

- предполагает долгосрочную деятельность, продолжающуюся несколько дней, недель и даже месяцев;

- предполагает участие детей не только в выборе темы, но в планировании, проведении и оценке проекта;

- имеет открытое планирование, ход проекта открыт для новых идей детей, предложений воспитателей или родителей;

- дает возможность ориентированию на жизненные ситуации детей, на их самостоятельность, всестороннее обучение, приобретение опыта, ориентируется на деятельность детей и их совместное пребывание в группе;

- среди прочего должна включать в себя творческую коммуникативную деятельность для разрешения проблем и опираться на соответствующие уровни развития детей, методы и материалы;

- оказывает влияние на ситуацию всей группы и ситуацию, связанную с отдельным ребенком;

- отличается от занятия следующим:

а) возникает из потребностей деятельности участников;

б) проекты всегда демократичны, они всегда предполагают совместные и солидарные формы деятельности;

в) Проекты ограниченны по времени. Они имеют множество возможных целей и могут быть поделены на множество этапов.

Логичные части проекта:

- анализ ситуации

- соответственно ситуации

а) планирование

б) проведение

в) оценка, рефлексия

г) презентация

Проектная деятельность = является формой получения знаний, которая базируется на чувстве ответственности, способности принимать решение, способности ориентироваться на интересы других участников, обучение посредством приобретения опыта, самостоятельных действий и толерантности.

2. Исходные пункты проекта.

Существует много возможностей, чтобы пробудить интерес к теме или ситуации.

Поводом для проекта могут стать различные ситуации:

Проекты могут

1. возникать спонтанно из конкретной ситуации;

2. возникать на основе переживаний идей, вопросов, предложений детей, воспитателей или родителей = совместно планируемые проекты;

3. исходить от воспитателя.

Если дети проявляют незначительный интерес к предложенной теме, от проекта нужно отказаться.

3. Преимущества проектной деятельности для детей:

- они размышляют о положении вещей и исследуют его вместо того, чтобы подражать;

- их деятельность очень мотивированна, они действуют от себя. Внутренняя мотивация обеспечивает, как правило, длительно сохраняющийся успех.

- они испытывают себя в истинных действиях, что усиливает информацию;

- они осознанно выполняют действия, таким образом, воспитывается самосознание и самокритика;

- они совершают действия, способные привести к решению проблемы;

- они могут идентифицировать себя со своими действиями;

- они действуют преимущественно совместно с другими детьми в рамках маленьких групп и при этом развивают способность работать в коллективе;

- они учатся думать и действовать с четким пониманием цели и систематически;

- они пробуют поступать в соответствии с ситуацией (готовность к компромиссам). Это означает, дети стараются соответствовать там, где они считают это необходимым и имеющим смысл, например для того, чтобы достичь совместную цель, понять что-то;

- они действуют ситуативно, так как проект претерпевает изменения;

- они учатся тому, что признание зависит не от конечного результата или достижения, так как путь к признанию не учитывает результат.

Обучение в условиях проектной деятельности направлено на:

- Ориентация на выполнение действий:

В рамках проекта дети не являются больше зрителями, слушателями, субъектами выполняющими действия или теми кто подражает, а становятся актерами и в большей степени самостоятельно осуществляют свой процесс обучения. Они действуют, думают, играют, пробуют, делают выводы для последующих ситуаций.

- Приобретение опыта.

Конечно, ребенок может научиться выполнять определенные шаги подражая, наблюдая или следуя указаниями

Осознание успеха таким образом не может быть достигнуто.

Ограничивается получение и накопление собственного опыта.

- Обучение на примерах

Дети могут узнать, что многие другие дети имеют проблемы, похожие на их собственные и что они должны рассматриваться в связи со всем обществом.

- Комплексное получение знаний.

В рамках всестороннего развития должны создаваться возможности в которых ребенок развивался бы творчески, эмоционально, социально, эстетически, морально, физически.

- Получение знаний об обществе.

Проектная деятельность может способствовать тому, чтобы подготовить ребенка к жизни в демократическом государстве. Дети учатся обосновывать свои притязания и воплощать их адекватными средствами, учитывая интересы и желания других.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество и участие всех детей в реализации проекта.

- Развитие познавательных способностей.

Дети учатся тому, что для решения проблемы существует несколько проблемных путей, которые ведут к достижению цели.

Вступая в противоречие с другими детьми, ребенок учится искать эти возможности, пробовать их, и оценивать результат.

- Приближенность к жизни.

Этим смягчается противоречие реальных жизненных ситуаций, в которые попадает ребенок.

Рассматриваются жизненные ситуации отдельного ребенка, которые касаются его непосредственно и побуждают к действиям.

- Открытость

Открытость учреждения поддерживает развитие познавательной деятельности.

Получение знаний происходит не только в рамках детского сада, но и там, где на самом деле происходит общественная и культурная жизнь.


1.3 Метод проектов в системе физического воспитания дошкольников


Из истории возникновения проектного метода

После первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработки модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методов формирования его личности. Для подготовки такого человека требовались развивающие самостоятельность мышления методы обучения, помогавшие бы ему уверовать в свои возможности. В этой связи популярная в разных странах социально - педагогическая теория Д. Дьюие о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном " делании", приобрела новое звучание. Ее реализация в практике воспитания и обучения потребовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал "метод проектов", предусматривающий такую систему обучения, когда получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х. Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает " энергичную, от всего сердца деятельность".

У.Х. Кильпатрик полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

1) постановку проблемы;

2) составление плана ее реализации;

3) оценку ее выполнения.

Руководство самостоятельной деятельностью при решении этих проблем оставалось за учителем.

У.Х. Кильпатрик выделял 4 вида проектов:

1) созидательный (производительный);

2) потребительский (рассчитанный на изготовление предметов потребления);

3) проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);

4) проект - упражнение.

Использование этих проектов, по мнению У.Х. Кильпатрик, не только подготавливает ребенка к жизни его по окончании школы, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.

Примером обучения ребенка по " методу проектов" может служить выполнение такого задания, как изготовление бумажного змея: намерение ребенка состоит в том, чтобы змей летал; это намерение, переходя в цель, определяет выбор плана его изготовления, подборки материала и т.д. Успех в работе закрепляет в уме ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем он будет использовать как собственный опыт, собственные " открытия". Ребенок заинтересован в результатах своих действий и несет за них ответственность. В обязанности же учителя входит, опираясь на индивидуальные интересы и особенности каждого, вывести его на путь более серьезных интересов.

"Метод проектов" нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Е.Г. Кагаров считал, что:

1) исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;

2) проект должен осуществляться поэтапно;

3) школьные проекты могут быт как бы копиями различных сторон хозяйственной жизни страны;

4) ведущим становится принцип самодеятельности: сами по себе намечают программу занятий и активно выполняют одно задание за другим;

5) проект - есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе с окружающей средой.

По М. Крупениной проектный метод состоит из 5-ти этапов:

1) постановка задачи;

2) разработка самого проекта принятого задания;

3) организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;

4) непосредственно трудовая деятельность;

5) учет проделанной работы.

Метод проектов по М.В. Крупениной:

Педагогические принципы:

1) Самодеятельность: сотрудничество детей и взрослых.

2) Деятельностный подход: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

3) Актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе: взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

Этапы проекта:

1)                Постановка задачи.

2)                Разработка самого проекта принятого задания.

3)                Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии.

4)                Непосредственно трудовая работа.

5)                Учет проделанной работы.

Российские ученые в 20–х гг. XX века выделяли следующие учебные проекты:

1)                по составу участников – коллективные и индивидуальные;

2)                по целевой установке – игровые, общественно – полезные и производственные;

3)                по срокам реализации – большие и малые.

В 30–х гг. данный метод в России был запрещен, т.к. в его использовании были допущены перегибы (полностью подменялась классно – урочная система, не выполнялась программа обучения).

Трактовка сущности метода проектов с учетом расширения сферы применения метода от обучения до воспитания, развития личности ребенка – способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1)                На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2)                Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).

3)                Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4)                Составление плана – схемы проекта.

5)                Сбор, накопление материала.

6)                Включение в план – схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7)                Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения.

8)                Презентация проекта, открытое занятие.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт разработки методов проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1.                 Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2.                 Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

А) к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

Б) в каких источниках можно найти информацию;

В) какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

Г) с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

А) по составу участников;

Б) по целевой установке;

В) по тематике;

Г) по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используется следующие типы проектов:

1) исследовательско–творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2) ролево–игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по–своему поставленные проблемы);

3) информационно – практико–ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например “ физкультурная неделя”).

Смешанные типы проектов по предметно – содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используется ролево–игровые и творческие проекты.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

1)                комплексные: “Мир движений”, “Здравствуй, физкультура”, “Здоровая неделя”;

2)                межгрупповые: “Полноценное развитие”, “Мир игр и упражнений”, “Комплексная гимнастика”;

3)                творческие: ”Мои друзья”, “У нас в нескучном саду”, ”Любим физкультуру”;

4)                групповые: “Сказки о движении”, ”Познай себя”;

5)                индивидуальные: “Я и моя семья”, “Генеалогическое дерево”;

6)                исследовательские: “Дыхание и здоровье”, “Питание и здоровье”.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1)                обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2)                развитие познавательных способностей;

3)                развитие творческого мышления;

4)                развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

А) вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

Б) активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

В) формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

А) формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Б) развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

В) формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Г) развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:


Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Первый этап

1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.)

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежестко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

Второй этап

4.Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

Третий этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

Четвертый этап

9. Подготовка к презентации. Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.


Вывод: проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Глава 2. План и методика практической части исследования


1 этап. Изучение и анализ использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников (анализ проектов по физическому воспитанию, наблюдение за работой воспитателя, физкультурного работника, за двигательной деятельностью детей).

2 этап.

2.1.Разработка проекта на тему «Движение – радость, движение – здоровье движение – развитие»

2.2. разработка конспектов, комплексов, подборка оборудования и материала

2.3. работа по реализации проекта (организация и проведение разных видов двигательной деятельности)

2.4. презентация проекта

3 этап. Анализ результатов по реализации проекта, выводы

Оформление результатов

Литература


1.           Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с – (Библиотека руководителя ДОУ).

2.           Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, № 1., с. 116 – 119.

3.           Васильев В. Проектно–исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, № 9, c. 177 – 180.

4.           Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, № 24, c. 1 – 3.

5.           Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7, с. 151 – 157.

6.           Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, № 6, с. 36 – 44.

7.           Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – 3 – е изд., испр и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

8.           Патронова И. Журнал “Профессия - Педагог”. – c. 81 – 85.

9.           Журнал “Дошкольное образование. – Приобщение к книге ”.

10.       Лекции Фрау дамы.

11.       Коваль С.Н. (scoval@sov. admnsk.ru). Информационно методический центр Управления образования администрации Сов. Района г. Новосибирска. (ИМЦ РУО).

12.        Статья Купцевич Н.А.


Страницы: 1, 2, 3