Использование метода проектов в обучении детей старшего дошкольного возраста физическим упражнениям
В
модель профессиональной подготовки были включены критериальные показатели и
определены уровни формирования умений педагогического проектирования, которые
являлись инструментом для проведения мониторинга:
- Высокий
(креативный) - ярко выражен интерес и устойчивая мотивация к педагогическому
проектированию. Студент знает методологию, теоретические основы и технологию
проектирования, обладает умениями синтезировать знания из различных областей
наук, отличается высокой степенью результативностью проектной деятельности, творческой
активностью, самореализуется в учебно - прфессиональной и
научно-исследовательской деятельности, обладает нестандартностью мышления,
умеет генерировать идеи, применяет навыки педагогического проектирования в
нестандартных условиях и изменяющихся педагогических ситуациях, владеет всеми
уровнями проектирования, законамерности, отражающей объективные возможности
повышения эффективности воспитательной деятельности. Для понимания сущности
педагогического принципа важно учитывать, что закон отражает педагогическое
явление на уровне сущего и отвечает на вопрос: каковы существенные связи и
отношения между компонентами педагогической системы; принцип же отражает
явления на уровне должного и отвечает на вопрос: как следует действовать
наиболее целесообразным образом в решении соответствующего класса
педагогических задач.
В
педагогике существуют различные классификации педагогических принципов:
- принципы
обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый);
- общие
(стратегические) и частные (тактические) принципы (Е.В. Бондаревская);
- принципы
организации учебно-воспитательного процесса (Б.Г. Лихачев, В.А. Сластенин);
-принципы
ориентации на ценности и ценностные отношения, субъектности, целостности (П.И. Пидкасистый)
и др.
Опираясь
на анализ психолого-педагогической литературы (В.И. Андреев, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко,
И.П. Подласый, Е.Н. Шиянов, Е.Н. Щуркова и др.), мы выделяем следующие принципы
взаимодействия:
- единство
воспитательных взаимодействий;
- опора
на положительное в воспитании;
- личностный
подход;
- принцип
субъективности;
- гуманизация
межличностных отношений.
Таково
наше представление о проявлении всеобщих законов, закономерностей, принципов
процесса взаимодействия.
Вывод.
Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных
приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате
самостоятельных действий предполагают презентацию этих результатов. Если же
говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология
предполагает совокупность исследовательских методов, творческих по самой своей
сути.
1.2
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения
Проект
= комплексное обучение детей в ситуациях приближенных к жизни.
1.
Признаки проектной деятельности в ситуативно-ориентированном подходе.
Проектная
деятельность
- ориентируется
на потребности, интересы, желания и проблемы детей;
- проводится
в рамках темы разработанной вместе с детьми;
- направлена
на достижении цели, известной всем участникам;
- предполагает
долгосрочную деятельность, продолжающуюся несколько дней, недель и даже
месяцев;
- предполагает
участие детей не только в выборе темы, но в планировании, проведении и оценке
проекта;
- имеет
открытое планирование, ход проекта открыт для новых идей детей, предложений
воспитателей или родителей;
- дает
возможность ориентированию на жизненные ситуации детей, на их
самостоятельность, всестороннее обучение, приобретение опыта, ориентируется на
деятельность детей и их совместное пребывание в группе;
- среди
прочего должна включать в себя творческую коммуникативную деятельность для разрешения
проблем и опираться на соответствующие уровни развития детей, методы и
материалы;
- оказывает
влияние на ситуацию всей группы и ситуацию, связанную с отдельным ребенком;
- отличается
от занятия следующим:
а) возникает
из потребностей деятельности участников;
б) проекты
всегда демократичны, они всегда предполагают совместные и солидарные формы
деятельности;
в) Проекты
ограниченны по времени. Они имеют множество возможных целей и могут быть
поделены на множество этапов.
Логичные
части проекта:
- анализ
ситуации
-
соответственно ситуации
а) планирование
б) проведение
в) оценка,
рефлексия
г) презентация
Проектная
деятельность = является формой получения знаний, которая базируется на чувстве
ответственности, способности принимать решение, способности ориентироваться на
интересы других участников, обучение посредством приобретения опыта, самостоятельных
действий и толерантности.
2.
Исходные пункты проекта.
Существует
много возможностей, чтобы пробудить интерес к теме или ситуации.
Поводом
для проекта могут стать различные ситуации:
Проекты
могут
1.
возникать спонтанно из конкретной ситуации;
2.
возникать на основе переживаний идей, вопросов, предложений детей, воспитателей
или родителей = совместно планируемые проекты;
3.
исходить от воспитателя.
Если
дети проявляют незначительный интерес к предложенной теме, от проекта нужно
отказаться.
3.
Преимущества проектной деятельности для детей:
- они
размышляют о положении вещей и исследуют его вместо того, чтобы подражать;
- их
деятельность очень мотивированна, они действуют от себя. Внутренняя мотивация
обеспечивает, как правило, длительно сохраняющийся успех.
- они
испытывают себя в истинных действиях, что усиливает информацию;
- они
осознанно выполняют действия, таким образом, воспитывается самосознание и
самокритика;
- они
совершают действия, способные привести к решению проблемы;
- они
могут идентифицировать себя со своими действиями;
- они
действуют преимущественно совместно с другими детьми в рамках маленьких групп и
при этом развивают способность работать в коллективе;
- они
учатся думать и действовать с четким пониманием цели и систематически;
- они
пробуют поступать в соответствии с ситуацией (готовность к компромиссам). Это
означает, дети стараются соответствовать там, где они считают это необходимым и
имеющим смысл, например для того, чтобы достичь совместную цель, понять что-то;
- они
действуют ситуативно, так как проект претерпевает изменения;
- они
учатся тому, что признание зависит не от конечного результата или достижения, так
как путь к признанию не учитывает результат.
Обучение
в условиях проектной деятельности направлено на:
-
Ориентация на выполнение действий:
В
рамках проекта дети не являются больше зрителями, слушателями, субъектами
выполняющими действия или теми кто подражает, а становятся актерами и в большей
степени самостоятельно осуществляют свой процесс обучения. Они действуют, думают,
играют, пробуют, делают выводы для последующих ситуаций.
-
Приобретение опыта.
Конечно,
ребенок может научиться выполнять определенные шаги подражая, наблюдая или
следуя указаниями
Осознание
успеха таким образом не может быть достигнуто.
Ограничивается
получение и накопление собственного опыта.
-
Обучение на примерах
Дети
могут узнать, что многие другие дети имеют проблемы, похожие на их собственные
и что они должны рассматриваться в связи со всем обществом.
-
Комплексное получение знаний.
В
рамках всестороннего развития должны создаваться возможности в которых ребенок
развивался бы творчески, эмоционально, социально, эстетически, морально, физически.
-
Получение знаний об обществе.
Проектная
деятельность может способствовать тому, чтобы подготовить ребенка к жизни в
демократическом государстве. Дети учатся обосновывать свои притязания и
воплощать их адекватными средствами, учитывая интересы и желания других.
Проектная
деятельность направлена на сотрудничество и участие всех детей в реализации
проекта.
-
Развитие познавательных способностей.
Дети
учатся тому, что для решения проблемы существует несколько проблемных путей, которые
ведут к достижению цели.
Вступая
в противоречие с другими детьми, ребенок учится искать эти возможности, пробовать
их, и оценивать результат.
-
Приближенность к жизни.
Этим
смягчается противоречие реальных жизненных ситуаций, в которые попадает ребенок.
Рассматриваются
жизненные ситуации отдельного ребенка, которые касаются его непосредственно и
побуждают к действиям.
-
Открытость
Открытость
учреждения поддерживает развитие познавательной деятельности.
Получение
знаний происходит не только в рамках детского сада, но и там, где на самом деле
происходит общественная и культурная жизнь.
1.3
Метод проектов в системе физического воспитания дошкольников
Из
истории возникновения проектного метода
После
первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в
демократических странах стала разработки модели воспитания и образования нового
человека, содержания, организации и методов формирования его личности. Для
подготовки такого человека требовались развивающие самостоятельность мышления
методы обучения, помогавшие бы ему уверовать в свои возможности. В этой связи
популярная в разных странах социально - педагогическая теория Д. Дьюие о
решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта,
основанном на самостоятельном " делании", приобрела новое звучание.
Ее реализация в практике воспитания и обучения потребовала разработки соответствующих
методов, одним из которых стал "метод проектов", предусматривающий
такую систему обучения, когда получают знания и овладевают умениями в процессе
выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических
заданий. Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х.
Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает " энергичную, от всего
сердца деятельность".
У.Х.
Кильпатрик полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой
ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате
одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение
поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в
себя:
1)
постановку проблемы;
2)
составление плана ее реализации;
3)
оценку ее выполнения.
Руководство
самостоятельной деятельностью при решении этих проблем оставалось за учителем.
У.Х.
Кильпатрик выделял 4 вида проектов:
1)
созидательный (производительный);
2)
потребительский (рассчитанный на изготовление предметов потребления);
3)
проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);
4)
проект - упражнение.
Использование
этих проектов, по мнению У.Х. Кильпатрик, не только подготавливает ребенка к
жизни его по окончании школы, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.
Примером
обучения ребенка по " методу проектов" может служить выполнение
такого задания, как изготовление бумажного змея: намерение ребенка состоит в
том, чтобы змей летал; это намерение, переходя в цель, определяет выбор плана
его изготовления, подборки материала и т.д. Успех в работе закрепляет в уме
ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем он будет
использовать как собственный опыт, собственные " открытия". Ребенок
заинтересован в результатах своих действий и несет за них ответственность. В
обязанности же учителя входит, опираясь на индивидуальные интересы и
особенности каждого, вывести его на путь более серьезных интересов.
"Метод
проектов" нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В.
Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной.
Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов может
обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь
теории с практикой.
Е.Г.
Кагаров считал, что:
1)
исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;
2) проект
должен осуществляться поэтапно;
3)
школьные проекты могут быт как бы копиями различных сторон хозяйственной жизни
страны;
4)
ведущим становится принцип самодеятельности: сами по себе намечают программу
занятий и активно выполняют одно задание за другим;
5)
проект - есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной
задачи, но и практическое выполнение ее.
М.
Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие
педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых,
учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход,
актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе с
окружающей средой.
По М.
Крупениной проектный метод состоит из 5-ти этапов:
1)
постановка задачи;
2)
разработка самого проекта принятого задания;
3)
организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;
4)
непосредственно трудовая деятельность;
5)
учет проделанной работы.
Метод
проектов по М.В. Крупениной:
Педагогические
принципы:
1)
Самодеятельность: сотрудничество детей и взрослых.
2)
Деятельностный подход: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3)
Актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе:
взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
Этапы
проекта:
1)
Постановка
задачи.
2)
Разработка самого
проекта принятого задания.
3)
Организация
общественного мнения об осуществляемом мероприятии.
4)
Непосредственно
трудовая работа.
5)
Учет проделанной
работы.
Российские ученые в 20–х
гг. XX века выделяли следующие учебные
проекты:
1)
по составу участников
– коллективные и индивидуальные;
2)
по целевой
установке – игровые, общественно – полезные и производственные;
3)
по срокам
реализации – большие и малые.
В 30–х гг. данный метод в
России был запрещен, т.к. в его использовании были допущены перегибы (полностью
подменялась классно – урочная система, не выполнялась программа обучения).
Трактовка сущности метода
проектов с учетом расширения сферы применения метода от обучения до воспитания,
развития личности ребенка – способ организации педагогического процесса,
основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей
средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по
достижению намеченных целей.
Педагогический процесс
накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения
ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие
осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный
опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет
педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего
мира.
Примерный план работы
воспитателя по подготовке проекта
1)
На основе
изученных проблем детей поставить цель проекта.
2)
Разработка плана
движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
3)
Привлечение
специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4)
Составление плана
– схемы проекта.
5)
Сбор, накопление материала.
6)
Включение в план
– схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7)
Домашнее задания
и задания для самостоятельного выполнения.
8)
Презентация
проекта, открытое занятие.
Метод проектов можно
представить как способ организации педагогического процесса, основанный на
взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей
средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Обобщив исторический опыт
разработки методов проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1.
Целеполагание:
педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него
задачу на определенный отрезок времени.
2.
Разработка
проекта – план деятельности по достижению цели:
А) к кому обратиться за
помощью (взрослому, педагогу);
Б) в каких источниках
можно найти информацию;
В) какие предметы
использовать (принадлежности, оборудование);
Г) с какими предметами
научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта –
практическая часть.
4. Подведение итогов –
определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты
классифицируются:
А) по составу участников;
Б) по целевой установке;
В) по тематике;
Г) по срокам реализации.
В практике современных
дошкольных учреждений используется следующие типы проектов:
1) исследовательско–творческие:
дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации,
детского дизайна;
2) ролево–игровые (с
элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают
по–своему поставленные проблемы);
3) информационно –
практико–ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь
на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4) творческие (оформление
результата в виде детского праздника, детского дизайна, например “
физкультурная неделя”).
Смешанные типы проектов
по предметно – содержательной области являются межпредметными, а творческие –
монопроектами.
Учитывая возрастные
психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть
гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные
этапы проекта.
Все проекты проводятся
внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и
личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с
младшего возраста используется ролево–игровые и творческие проекты.
Значимы и другие виды
проектов, в том числе:
1)
комплексные: “Мир
движений”, “Здравствуй, физкультура”, “Здоровая неделя”;
2)
межгрупповые:
“Полноценное развитие”, “Мир игр и упражнений”, “Комплексная гимнастика”;
3)
творческие: ”Мои
друзья”, “У нас в нескучном саду”, ”Любим физкультуру”;
4)
групповые:
“Сказки о движении”, ”Познай себя”;
5)
индивидуальные:
“Я и моя семья”, “Генеалогическое дерево”;
6)
исследовательские:
“Дыхание и здоровье”, “Питание и здоровье”.
По продолжительности они
бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней
продолжительности, долгосрочные.
Основной целью проектного
метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности
ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской
деятельности детей.
Задачи развития:
1)
обеспечение
психологического благополучия и здоровья детей;
2)
развитие
познавательных способностей;
3)
развитие творческого
мышления;
4)
развитие
коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской
деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном
возрасте – это:
А) вхождение детей в
проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
Б) активизация желания
искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
В) формирование начальных
предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном
возрасте – это:
А) формирование
предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Б) развитие умения
определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и
самостоятельно;
В) формирование умения
применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с
использованием различных вариантов;
Г) развитие желания
пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в
процессе совместной исследовательской деятельности.
Работа над проектом
включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по
этапам проекта:
Этапы проекта
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
Первый этап
|
1.Формулирует проблему (цель). (При
постановке цели определяется и продукт проекта.)
2. Вводит в игровую (сюжетную)
ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежестко).
|
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
|
Второй этап
|
4.Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать
деятельность.
6. Организует деятельность.
|
5. Объединение детей в рабочие
группы.
6. Распределение амплуа.
|
Третий этап
|
7. Практическая помощь (по
необходимости).
8. Направляет и контролирует
осуществление проекта.
|
7. Формирование специфических
знаний, умений, навыков.
|
Четвертый этап
|
9. Подготовка к презентации.
Презентация.
|
8. Продукт деятельности готовят к
презентации.
9. Представляют (зрителям или
экспертам) продукт деятельности.
|
Вывод: проект – это цель,
принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская
самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело. Метод проектов
актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся
ситуации школьного обучения.
Глава 2. План и
методика практической части исследования
1 этап. Изучение и анализ
использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников (анализ
проектов по физическому воспитанию, наблюдение за работой воспитателя,
физкультурного работника, за двигательной деятельностью детей).
2 этап.
2.1.Разработка проекта на
тему «Движение – радость, движение – здоровье движение – развитие»
2.2. разработка
конспектов, комплексов, подборка оборудования и материала
2.3. работа по реализации
проекта (организация и проведение разных видов двигательной деятельности)
2.4. презентация проекта
3 этап. Анализ
результатов по реализации проекта, выводы
Оформление результатов
Литература
1.
Евдокимова Е.С.
Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с – (Библиотека
руководителя ДОУ).
2.
Балаян Г.В. Метод
проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, № 1., с. 116 – 119.
3.
Васильев В.
Проектно–исследовательская технология: развитие мотивации // Народное
образование, 2000, № 9, c. 177
– 180.
4.
Митрофанов К.,
Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября.
История, 2000, № 24, c. 1 –
3.
5.
Новикова Т.А.
Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное
образование, 2000, № 7, с. 151 – 157.
6.
Сиденко А.С.
Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, № 6, с. 36 – 44.
7.
Киселева Л.С.,
Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности
дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.
– 3 – е изд., испр и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
8.
Патронова И.
Журнал “Профессия - Педагог”. – c. 81
– 85.
9.
Журнал
“Дошкольное образование. – Приобщение к книге ”.
10.
Лекции Фрау дамы.
11.
Коваль С.Н. (scoval@sov. admnsk.ru). Информационно методический центр
Управления образования администрации Сов. Района г. Новосибирска. (ИМЦ РУО).
12.
Статья Купцевич
Н.А.
Страницы: 1, 2, 3
|