Использование метода моделирования при систематизации знаний старших дошкольников об окружающем мире...
Использование метода моделирования при систематизации знаний старших дошкольников об окружающем мире...
Министерство
образования и науки Украины
Славянский государственный педагогический институт
кафедра дошкольной
педагогики и детской
психологии
Использование метода моделирования в
систематизации знаний старших дошкольников об окружающем мире
Курсовая работа
по детской психологии
студентки III курса группы Б
Поздняковой Яны Александровны
Научный руководитель
кандидат педагогических
наук,
доцент
Гавриш
Н.В.
г. Славянск, 2001 год
План
Введение………………………………………………………………..1
Глава 1. Теоретическая часть.
Исследования проблемы умственного воспитания старших дошкольников с применением
метода моделирования для систематизации знаний…………......3
1.1.
Сущность метода
моделирования и его использование при систематизации знаний……………………………………….....3
1.2.
Особенности умственного
развития старших дошкольников как условие для применения метода
моделирования…………………………………………………...7
1.3.
Задачи ознакомления с
окружающим миром в процессе умственного воспитания…………………………………….....10
Глава 2. Изучение возможностей и результатов применения
метода моделирования в систематизации знаний дошкольников об
окружающем……………………….................................15
2.1. Результаты применения в систематизации знаний
об окружающем предметных моделей…………………………...15
2.2. Применение предметно-схематических моделей, их
возможности в ознакомлении с окружающим миром…….....20
2.3. Моделирование рассказа о природе как один из
способов применения метода моделирования в процессе ознакомления с окружающим
миром………………………................................23
Заключение…………………………………………………………..28
Литература…………………………………………………………...29
Приложения………………………………………………………….31
Введение
Для современной образовательной системы
проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е
тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано
информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться
как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться
в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад,
требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план
выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников,
Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать
детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме
знаний, это имело место в традиционной системе умственного воспитания [18].
Между тем во многих странах мира во всех
звеньях системы просвещения – от дошкольных учреждений до университетов –
отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны –
снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.
В работах отечественных и зарубежных ученых
дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного
развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы
дошкольного воспитания – Ф.Фребель, М.Монтессори. Но в исследованиях
А.П.Усовой, А.В.Запорожца [1], Л.А.Венгера [4], Н.Н.Поддьякова [23] выявлено,
что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно
выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные
свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф.Фребеля,
М.Монтессори [21], но и способен усваивать представления об общих связях,
лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами
анализа и решения разнообразных задач.
С этой точки зрения представляется актуальным
исследование всех аспектов умственного воспитания, его задач и организационных
методов. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного
воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника
отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод
моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в
умственном воспитании, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром. Именно
поэтому темой курсовой работы было избрано исследование эффективности
применения метода моделирования в систематизации знаний старших дошкольников об
окружающем мире.
Глава 1.
Теоретическая часть. Исследования проблемы умственного воспитания старших
дошкольников с применением метода моделирования для систематизации знаний.
1.1. Сущность метода моделирования и
его использование при систематизации знаний
Моделирование –
наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ
существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта,
глобус и т.д.)
Метод моделирования, разработанный
Д.Б.Элькониным [26], Л.А.Венгером [4], Н.А.Ветлугиной [19], Н.Н.Поддьяковым
[18], заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных
схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят
скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип
замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его
изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению
формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для
куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается
также при освоении речи, в изобразительной деятельности.
В дошкольной педагогике разработаны модели
для обучения детей звуковому анализу слов (Л.Е.Журова), конструированию
(Л.А.Парамонова), для формирования природоведческих знаний (Н.И.Ветрова,
Е.Ф.Терентьева), представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова) и
др. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку
познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым
свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма
существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются
на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей [8].
Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные
особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть
технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели
построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где
представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство
глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а
мозга – с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к
осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому
и психическому здоровью.
Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические
модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью
предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь
природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для
обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию
при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы маршрута (путь
из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями
являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для
кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о
моделировании одежды.
При анализе содержания литературного
произведения целесообразно обратиться к предложенной О.М.Дьяченко [14] методике
обучения детей моделированию сказки. Содержание сказки делят на
логически завершенные части, к каждой из которых на полоске бумаги дети
схематично рисуют картинку (пиктограмма). В результате получается
апперцептивная схема – полное представление о содержании произведения. Опираясь
на нее, дошкольники успешнее пересказывают сказку или рассказ, показывают ее на
фланелеграфе и т.п.
Необходимо учитывать, что использование
моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений
анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных
признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными
познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению
предметов посредством условных знаков, символов.
Умственное развитие –
это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в
мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также
специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного
опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические
факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменение нервной
деятельности, формирование условных связей, наследственный фон задатков.
По данным ученых (генетиков, психологов),
предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60 % [17].
Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят
преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие.
Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные
способности малыша, а тем более – какое направление они получат. Представьте,
что ребенку посчастливилось и природа наделила его задатками различения цветов.
На основе этих задатков может развиться способность к живописи, к
художественному труду: он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции
из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение
мира, анализировать, оценивать произведение искусства, наслаждаться творчеством
и т.д. Условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому
ребенку и его деятельности – вот факторы, от которых зависит, насколько
реализуются задатки, которыми его отметила природа.
Об умственном развитии ребенка судят по
объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности
познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение,
внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию [21]. С
раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных
способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций,
систематизации и анализу полученного материала, другими словами, развивается
его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие
свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных
процессов, глубина, креативность, самостоятельность.
Таким образом, умственное развитие детей дошкольного
возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди
которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное
воспитание и обучение [23].
Умственное воспитание –
планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей
с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для
адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных
процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.
Умственное воспитание и умственное развитие
находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет
умственное развитие, способствует ему. Однако происходит это только в том
случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития
детей первых лет жизни.
В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития,
чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для умственного развития в это время.
Основная особенность умственного развития
ребенка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия,
образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный
возраст обладает особыми возможностями.
Умственное воспитание ребенка, как
справедливо подчеркивал А.Н.Леонтьев [19], нельзя рассматривать в отрыве от
психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих
его духовный облик.
И действительно, познавательные процессы,
которые развивают у ребенка, проявляются в различных видах деятельности. Так, у
ребенка с развитым воображением складывается образ предстоящей деятельности, он
планирует ее, определяет, что для нее потребуется. Знания, которые усваивает
ребенок, не просто расширяют его кругозор. Эти знания закладывают отношение к
людям, их поступкам, природе, искусству и т.д.
Для развития нравственного облика ребенка
важны представления о моральных нормах, правилах поведения, о конкретных
проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3-4 лет говорят о любом
ребенке, с которым играли, не ссорились: ”Это мой друг”. Кто такой друг? Что
значит дружить? Как поступает друг? Представления о дружбе, друге, которые
ребенок усваивает, направляют его поведение, наполняя его новым содержанием,
служат для оценки поступков друга и самооценки.
С раннего возраста ребенок приобретает
знания об уходе за своим телом (как мыть руки, лицо, пользоваться носовым
платком, салфеткой, расческой), которые становятся основой охраны здоровья,
формирования культурно-гигиенических привычек, усвоения правильных движений.
Приобщение детей к культуре, ознакомление с
произведениями искусства, восприятие красоты окружающего мира во всем его
многообразии требуют осознания, осмысления, что невозможно без участия
воображения, мышления, памяти. Активное включение мыслительной деятельности в
процесс эстетического восприятия – предпосылка для формирования оценочных
суждений, в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной
культуры, мышления.
Таким образом, умственное воспитание, имея
своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается и на становлении
его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к
здоровому образу жизни.
Умственное воспитание осуществляется как
процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества,
запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в
знаниях, навыках, умениях, способах познания и т.д.
1.2. Особенности умственного развития старших дошкольников как условие
для применения метода моделирования
Для последовательного
и эффективного применения метода моделирования необходимо прежде всего
учитывать особенности умственного развития детей определенного возраста. Так,
особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались
отечественными педагогами и нашли свое освещение в работах З.Икуниной [12],
Н.Поддьякова [14], Л.Венгера [4], А.Леонтьева [19] и др. Умственное развитие
ребенка можно условно подразделить на ряд качественных характеристик, каждая из
которых имеет существенное значение для применения метода моделирования. Эти
характеристики:
Развитие мышления.
Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность.
Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и
построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается
установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может
дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает
множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном
отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти
вопросы. Ребенок старшего дошкольного возраста может интересоваться всем на
свете: какой глубины океан? Как там дышат животные? Сколько тысяч километров
земной шар? Почему в горах не тает снег, когда внизу растаял?
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение
знаний происходит через многочисленные “почему?”. Он вынужден оперировать
знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на
вопрос. При возникновении перед ним некоторых задач он пытается решить их,
реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Он
представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем
воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходят в результате
внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление
– основной вид мышления старшего дошкольника. Он, конечно, может в отдельных
случаях мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сензитивен к обучению,
опирающемуся на наглядность [21].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|