бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование кругового метода в спортивной тренировке бесплатно рефераты

Как отмечалось выше, большинство спортивных упражнений выполняется в преодолевающем режиме, он считается основным. В тяжелой атлетике большое значение имеет и уступающий режим работы, так как он дает возможность развивать силу больше максимальной на 20-40% (АЛ. Слободян, 1979).

Одним из методов развития силы является метод изометрических упражнений, получивший довольно широкое распространение. По некоторым данным (R.A. Berger, 1962) этот метод дает значительный прирост силы мышц и их массы уже в первые месяцы тренировки, В своих опытах по применению изометрических упражнений Т. Hettinger (1966) нашел, что оптимальной можно считать величину нагрузки в 40-50 % от максимальной силы. Другие авторы (Ю.И. Иванов, Г.П. Семенов, В.И. Чудинов, 1977) отмечают, что наибольший эффект дают напряжения, составляющие 80-120 % предельных с оптимальным временем напряжения 6 с. По данным А.Н. Воробьева (1981) в практике спорта применяется напряжение 55-100% от максимума в течение 5-Юс. С увеличением напряжения уменьшается время удержания позы. Более высокий прирост силы при использовании изометрических упражнений выявлен у лиц, не занимающихся спортом. Полученные данные говорят о большой эффективности тренировки при сочетании уступающего, изометрического и смешанного режимов мышечной деятельности для развития силовых и скоростно-силовых качеств. Это составляет один из резервов интенсификации тренировочного процесса (А.Н. Воробьев, А.С. Прилепин, М.С. Хлыстов, 1975, В.М. Зациорский, 1962).

В спортивной тренировке довольно широко используется уступающий режим мышечной деятельности, особенно когда упражнения выполняются медленно. Все виды приседаний связаны с уступающей работой. Тяжелоатлеты на приседание отводят около 10-20% тренировочной нагрузки. Обычно высококвалифицированные тяжелоатлеты выполняют приседания в уступающем режиме с весом 110 - 120 % от их лучшего результата при преодолевающей работе, но не чаще чем один раз в 7-10 дней.

А.С. Слободаном (1979) был проведен эксперимент, с целью выяснения оптимальных параметров преодолевающей, удерживающей (изометрической) и уступающей работ. Наиболее эффективной оказалась тренировка, 75 % которой составляла преодолевающая работа, 15 % уступающая и 10 % удерживающая.

С биологической точки зрения комбинация различных режимов мышечной деятельности и, кроме того, апериодичность их применения создают условия для относительно меньшего приспособления организма к раздражителю. Применяемые раздражители в большинстве случаев значительны по силе, и поэтому ответная реакция организма на них более выражена.

Итак, рассмотренные выше режимы мышечной деятельности, являются важным критерием для отбора физических упражнений в комплексы КТ. Здесь действует принцип, требующий, чтобы характер упражнений соответствовал преобладающему в избранном виде спорта режиму мышечных сокращений. Указанный принцип характеризует основную тенденцию в силовой подготовке спортсмена.


1.2.4. Перенос тренированности и повышение эффекта круговой тренировки.

Силовые, скоростные, скоростно-силовые возможности спортсмена, выносливость и гибкость во многих случаях (но не всегда!) взаимосвязаны друг с другом. Также взаимосвязаны друг с другом и эффекты тренировки различных физических качеств. Эта взаимосвязь особенно выражена на начальном этапе занятий спортом.

Поскольку физические качества проявляются при выполнении физических упражнений, то изменение уровня развития этих качеств приводит к изменению результата в этих упражнениях (Л.Б, Губман, М.Р. Могендович, 1969). В ряде случаев данное явление не зависит от того, применялось или не применялось упражнение в тренировке.

Явление, когда изменение результата в одном упражнении влечет за собой изменение результата в другом, получило название «перенос тренированности».

Но не всегда улучшение результата в одном упражнении сопровождается улучшением в другом. Иногда с увеличением силы, например, уменьшается скорость движения или подвижность в суставах, то есть следует уточнить, что перенос бывает как положительный, так и отрицательный. При положительном переносе наблюдается одновременное улучшение результатов в разных упражнениях. В случае отрицательного переноса улучшение результата в одном упражнении влечет за собой ухудшение результата в других упражнениях.

В спорте и физическом воспитании различают перенос двигательных навыков и физических качеств (Л.П. Матвеев, 1965). Условность такого разделения переноса очевидна. Напомним, что формирование и совершенствование двигательных навыков зависит преимущественно от процессов образования условно-рефлекторных связей в ЦНС (Н.А. Бернштейн, 1947). Для воспитания физических качеств при сохранении роли ЦНС большое значение имеют фундаментальные, морфогистологические и биохимические изменения в органах и тканях (Н.Н. Яковлев, 1955). Все это значит, что вышеназванные процессы протекают во взаимосвязи друг с другом, как две стороны одного и того же процесса совершенствования двигательных возможностей человека. Но поскольку в круговой тренировке решаются в основном задачи физической подготовки, то наибольший интерес для нас представляет перенос физических качеств.

Положительный перенос может быть однородным и разнородным. При положительном однородном переносе наблюдается повышение уровня одного и того же физического качества в применявшихся и не применявшихся в тренировке упражнениях. В случае разнородного переноса, тренировка, направленная на развитие одного физического качества, приводит к изменению уровня, как этого, так и других физических качеств.

Разнородный перенос может быть отрицательным. В этом случае увеличение уровня одного физического качества сопровождается снижением уровня другого.

При косвенном однородном и разнородном переносе создаются предпосылки более успешного развития физических качеств в процессе последующей тренировки. Косвенный перенос используют при физической подготовке на общеподготовительном этапе подготовительного периода. Средствами косвенного переноса являются в основном общеподготовительные упражнения.

Одно из необходимых условий для эффективного переноса физических качеств с помощью КТ - это общность элементов функциональных систем, обеспечивающих выполнение упражнений комплекса КТ, с функциональными системами, обеспечивающими выполнение основного упражнения. Чем больше необходимость направленного воздействия на результат основного упражнения, тем выше должна быть общность по таким показателям, как режим деятельности структур и функциональных систем организма, участвующим в работе мышечным группам и другим показателям.

С ростом тренированности происходит уменьшение эффекта переноса физических качеств (В.Н. Кряж, 1969). Наряду с этим экспериментальными исследованиями установлено, что переносом тренированности возможно управлять в определенных пределах, изменяя объем и интенсивность тренировочной нагрузки. Увеличение объема и интенсивности нагрузки в КТ приводит оживлению адаптационных сдвигов, увеличению прироста тренированности и, как следствие этого, к активизации ее переноса.

Другой путь активизации переноса тренированности достигается сужением круга упражнений, применяемых в комплексах КТ, до специально-подготовительных, и сближением по силе их воздействия с основным упражнением, а в ряде случаев и превышением этого воздействия. С этой целью заменяют применявшиеся ранее методы выполнения упражнений КТ на другие, более интенсивные (В.Н. Кряж, 1982). Такой путь используют для физической подготовки в основном уже высококвалифицированные спортсмены.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что отбор упражнений для комплексов КТ с учетом основных критериев, а также соблюдение положений и принципов спортивной тренировки, способствует активизации переноса тренированности и повышению тренировочного эффекта КТ.

Глава 2

Задачи, методы и организация исследования

2.1. Задачи исследования

В нашей работе были поставлены следующие задачи.

1. Изучить предпосылки и возможности использования методов круговой тренировки в подготовке спортсменов – гиревиков.

2. Разработать комплексы упражнений круговой тренировки, направленных на развитие силы и силовой выносливости занимающихся.

3. Выявить методику применения круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе спортсменов-гиревиков.


2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

1.     Изучение и анализ научно-методической литературы;

2.     Педагогические наблюдения;

3.     Хронометрирование.


2.3. Организация исследования


Работа выполнялась в течение 2004-2005годов в три этапа.

На первом этапе (сентябрь – декабрь 2004 г.) изучалась и обобщалась научно-методическая литература по исследуемой проблеме. Проводились педагогические наблюдения за тренировкой спортсменов-гиревиков в подростковом клубе «Геркулес» и спортивном клубе «Электрон», а так же были проведены беседы с ведущими спортсменами и тренерами. В итоге были получены субъективные данные о возможности применения методов круговой тренировки в системе подготовки спортсменов-гиревиков, были составлены комплексы упражнений для проведения занятий с применением методов круговой тренировки.

Второй этап исследования (январь-март 2005г.) включал апробацию учебно-тренировочных занятий с использованием комплексов упражнений проводимых по методу круговой тренировки. Изучались субъективные данные о целесообразности использования методов круговой тренировки и проводилось хронометрирование учебно-тренировочного процесса.

Третий этап (апрель 2005г.) – осуществлялось литературно-графическое оформление дипломной работы.

Глава 3

Круговая тренировка в гиревом спорте

Методические правила тренировки


Круговая тренировка как комплексная организационно-методическая форма использования физических упражнений должна применяться в соответствии с рядом методических правил. Некоторые из них разрабатываются на ос­нове экспериментального изучения особенностей проявления закономерностей спортивной тренировки и физического воспитания при использовании круговой тренировки в учебном или тренировочном процессе. Другие формируются на основании анализа и логического вывода В.Н. Кряж (1982) предполагает следую­щие основополагающие правила.

Первое правило гласит: нужно воспитывать сознательное и активное отношение к круговой тренировки у занимающихся. Грамотно подобранный комплекс круга, удачно подобранный метод его выполнения и тщательная подготовка мест занятий круговой тренировки еще не являются залогом эффективного ее применения. Формирование осознанного отношения детей к круговой тренировке, управление их активностью на занятиях - важная задача тренера.

Одним из основных путей повышения активности занимающихся при круговой тренировке является формирование социально-значимых мотивов физкультурной и спортивной деятельности. Таковыми мотивами могут стать стремление к совершенствованию, потребность в движении, стремление к материальному вознаграждению и т.д. Чтобы все эти мотивы стали для детей убеждениями, их необходимо укреплять результатами самоконтроля, фактами из биографии известных спортсменов, статистическими данными. Такой подход к решению воспитательно-образовательных задач способствует формированию устойчивого интереса к занятиям.

Необходимость такой целенаправленной работы с занимающимися объясняется тем, что интерес к спорту постепенно слабеет с возрастом, для предупреждения этого процесса необходимы соответствующие социальные воспитательные меры в комплексе с другими мероприятиями. Это отражено в трудах В.Хеннинга (1976).

Следующими факторами, влияющими на интерес студентов к физическому воспитанию и спорту, являются качество и условия проведения занятий, соответствие их направленности (общеподготовительной, спортивной) и содержания интересам занимающихся.

При проведении круговой тренировки представляется широкая возможность воспитывать у детей инициативу, самостоятельность и творческое отношение к тренировкам. Здесь могут быть использованы такие педагогические приемы, как взаимный контроль за правильностью выполнения упражнения, подсчет количества повторений или определение времени работы, самостоятельная подготовка станции круговой тренировки и уборка мест занятий после выполнения упражнения, взаимопомощь. Все это способствует воспитанию у детей сознательного и активного отношения к круговой тренировке и повышению ее эффективности.

Второе правило заключается в следующем: обеспечение наглядности во многом определяет успешность круговой тренировки.

Основными задачами наглядности при проведении круговой тренировки являются:

-     уменьшение времени объяснения содержания комплекса;

-     обеспечение правильной техники выполнения упражнения;

-     ознакомление занимающихся со способом определения величины нагрузки на каждой станции.

Дня этой цели на каждой станции устанавливают таблички со схемой выполнения упражнения: исходное положение и базовые элементы техники, а также количество подходов, повторений в подходах, интервал и характер отдыха.

Для обеспечения дисциплины и безопасности при проведении круговой тренировки рекомендуется назначать групповодов из числа наиболее подготовленных учеников. По команде преподавателя они демонстрируют упражнения, акцентируя внимание на основные моменты техники, отслеживают и наравне с преподавателем устраняют ошибки занимающихся.

Соблюдение всех этих требований по обеспечению наглядности особенно важно при проведении круговой тренировки в учебных группах подготовительного отделения и в отделении спортивного совершенствования на начальном этапе занятий спортом.

Третье правило: строгое соблюдение меры доступного при дозировании нагрузки.

Сам термин «нагрузка» в физическом воспитании означает величину воздействия физических упражнений на занимающихся (Л.П. Матвеев, 1973).

В качестве меры воздействия предлагают «прибавочную функциональную активность организма (относительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую выполнением тренировочных упражнений, и степень преодолеваемых при этом трудностей». Характер воздействия определяет по специализированности, направленности тренировочного эффекта, координационной сложности нагрузки.

Доступность нагрузки - сложный вопрос при составлении комплекса круговой тренировки, так как в практике физического воспитания пока еще нет достаточно объективных способов измерения нагрузки В.П.Киселев и др., 1980). Доступной считается нагрузка, не приносящая вреда занимающемуся, однако она должна быть достаточной, чтобы вызвать прирост показателей общей и специальной работоспособности.

Факторами, определяющими доступность нагрузки, являются возможности занимающихся - субъективные и трудность упражнения - объективные. Примерными ориентирами оценки доступности могут быть симптомы утомле­ния, регистрируемые визуально или полученные путем опроса. Пополнив эти наблюдения данными оперативного контроля, например, по частоте сердечных сокращения, показателям работоспособности, выраженными в максимальной величине поднятого веса, количестве повторений в заданное время, во времени выполнения работы на станциях и других показателях.

При работе с детьми подготовительного отделения в круговой трениров­ке не рекомендуется превышать среднюю нагрузку, то есть она всегда должна быть меньше предельной работоспособности. Например, если максимальное количество повторений (МП) определяют за 60 сек, то работа на станции долж­на быть МП/2.

Четвертое правило: систематическое повышение тренировочной нагруз­ки.

Человек является живой динамической системой. Одно из важных свойств этой системы - адаптация. Адаптация - это универсальное свойство живого организма, позволяющее ему приспосабливаться к изменяющимся ус­ловиям существования. Она развивается в ответ на воздействия, превышающие физиологически «привычную» норму.

Упражнения круговой тренировки при методически правильном являются достаточно сильным стимулом адаптации. Под действием круговой тренировки в организме занимающегося наступают значительные функциональные сдвиги. Примером этому служат наш педагогический эксперимент по проведению круговой тренировки по методу серийно-интервального упражнения с жестким интервалом отдыха применялась в одной из двух групп. Через год занятий в этой группе наблюдалось более выраженное снижение ИСС после дозированной работы на всех пяти минутах восстановления, а также скорости восстановления внешнего дыхания.

Круговая тренировка должна строиться с учетом особенностей протекания адаптационных процессов под влиянием тренировочных нагрузок. Одна из них заключается в том, что при неизменной тренировочной нагрузке в круговой тренировке адаптация проявляет тенденцию к угасанию по мере воздействия нагрузки. Для активизации адаптационности процессов, приводящих к повышению к уровню функциональных возможностей, необходимо увеличивать воздействие нагрузки. Это увеличение не должно вызвать срыв адаптационных возможностей организма занимающихся. Средствами увеличе­ния воздействия тренировочной нагрузки являются повышение ее нагрузки и интенсивности.

В подготовительном учебном отделении могут быть использованы линейно-восходящий или ступенчатый способы повышения объема нагрузки и ступенчатое повышение интенсивности. Количество станций увеличивается с 6 до 10 в круге на каждом занятии или через занятие. Затем, увеличивая количество станций в круге на 1-2, доводят объем работы до 2-3 кругов. После этого определяют МП и рассчитывают новую индивидуальную норму нагрузки, по­вышая, таким образом, интенсивность круговой тренировки.

Страницы: 1, 2, 3, 4