бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием бесплатно рефераты

Нам представляется, что схема практического обследования детей, страдающих заиканием, должна предусматривать иные сведения. Поэтому нами был составлен критериально-оценочный аппарат, где мы выделили действенный и эмоционально-чувственный критерии, которые позволили нам определить уровень тяжести заикания.

Действенный критерий характеризуется: состоянием психофизиологических процессов (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к воспроизведению ряда элементов, способность к переключению, работоспособность, вхождение в деятельность).

Эмоционально-чувственный критерий характеризуется следующими показателями:

1. Свойства речевого поведения (общительность, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменения условий общения).

2. Черты общего поведения (возбужденность, вялость).

Мы предполагаем, что дети с низким уровнем тяжести заикания должны уметь выполнять серийные действия, без промедления переключаться с одного вида движений на другой, следовать инструкции, отличаться повышенной работоспособностью, уметь сдерживать себя, общаться как со взрослыми, так и с детьми. К детям с высоким уровнем тяжести заикании мы отнесли тех, кто не умеет вслушиваться в инструкцию, сосредотачиваться и своевременно реагировать на сигналы, не умеет выполнять серийные действия, сдерживать себя, обладает повышенной возбудимостью и импульсивностью.

Все промежуточные результаты мы отнесли к среднему уровню.

Наглядно данный критериально-оценочный аппарат может выглядеть следующим образом:


Таблица 1

Критериально-оценочный аппарат

Критерии

Показатели тяжести заикания

высокий

средний

низкий

действенный

Пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в

Выполнение 2-3 действий в определенной

Наблюдательность, умение повторять ряд действий (более 4) в определенной последовательности,




Продолжение таблицы 1

действенный

инструкцию, сосредотачиваться и своевременно реагировать на сигнал, неумение выполнять серийные задания, неумение переключаться с одного вида движений на другой, быстрая истощаемость, темп речи быстрый

последовательности, умение вслушиваться в инструкцию и следовать ей, умение переключаться с одного движения на другое с 5 сек. паузой.

умение без промедления переключаться с одного вида движения на другой, умение замечать допущенный самим и товарищами отступления от инструкции и показа педагогом, сличать одно с другим, повышенная работоспособность, темп речи умеренный, плавный, правильное употребление пауз в процессе речевого высказывания

эмоционально-чувственный

Повышенная импульсивность, неумение сдерживать себя, отказ от общения

Общение только со знакомыми людьми

Умение сдерживать себя, общение со знакомыми и не знакомыми взрослыми и детьми

То сильная возбужденность без повода, то вялость и апатия

Возбужденность и волнение проявляется в незнакомой об-становке, во время подвижных и театрализован-ных игр

Волнение возникает при чтении текста наизусть, при публичных выступлениях


База эксперимента – специальная коррекционная школа – интернат 8 вида для умственно отсталых детей № 37.

В эксперименте принял участие один ребенок, страдающий заиканием. Нами были использованы следующие методы диагностики: беседы, наблюдения: в повседневной жизни, на занятиях и прогулке.

Результаты проведенного обследования представлены в таблице 2.


Таблица 2

Результаты обследования

И.Ф. ребенка

критерии

итого

действенный

эмоционально-чувственный

показатели

Сережа Т.

С

С

С

С


Анализ результатов обследования дал возможность определить уровень тяжести заикания – средний.

Сережа может выполнять только 2 действия в определенной последовательности. При переключении с одного движения на другое он теряется или переключается с очень длительным обдумыванием. Он предпочитает общение только со знакомыми людьми, в противном случае отказывается от общения. Присутствие группы людей или ответственное выступление ухудшают речь ребенка. У мальчика наблюдается волнение по поводу произнесения трудных слов, неуверенность в своих силах, а речевые неудачи сопровождаются общей скованностью, большим количеством запинок. Речь Сережи ситуативная, темп несколько замедлен, не соблюдает пунктуацию.

Из полученных данных результатов видно, что с данным ребенком требуется коррекционная работа, направленная на снижение уровня заикания.

2.2 Устранение заикания у детей с помощью коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике


Учитывая результаты, полученные в процессе экспериментального исследования, мы организовали коррекционную работу, направленную на преодоление выявленных трудностей.

Свою работу мы проводили совместно с логопедом, музыкальным руководителем и воспитателем.

Одной из задач музыкального руководителя является научить детей выразительно, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, характером музыки, динамикой, регистрами, ускорять и замедлять движение, менять движение в соответствии с музыкальными фразами. В плане коррекции заикания мы ставили задачу – развитие внимания, формирование черт общего и речевого поведения через применение коррекционно-воспитательных упражнений.

Так, большое место на занятиях мы отводили упражнениям воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений. Мы использовали такие приемы, как показ, сопровождаемый словесным объяснением, показ без инструкции, словесное объяснение без показа.

Все упражнения мы выполняли под музыку, причем подбирали музыку таким образом, чтобы была яркая смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, характера и силы звука, так как именно такая музыка помогает ребенку научиться переключаться с одного движения на другое.

В своей работе мы использовали еще и упражнения на передачу акцента как средства выразительности, как сигнал к окончанию музыкального отрывка и выполнению соответствующей инструкции (например, остановки).

И так как Сережа очень медленно устанавливает связь между движением и изменением музыкального сигнала, то есть он часть продолжает движение после сигнала, требующего остановки, мы использовали с ним в работе упражнения такие как «Передача мяча под музыку», «Передача флажка под музыку», «Движение по кругу» и другие (Приложение 1).

 В начале коррекционного курса эти упражнения с трудом давались Сереже. Он продолжал движение даже после остановки музыки. И поэтому мы пришли к выводу о необходимости выполнять данные упражнения под более медленную музыку. И только постепенно, когда у мальчика стало получаться, мы ускорили темп. Затем в качестве усложнения мы включали упражнения, в которых количество сигналов увеличивается, а движения каждый раз заменяются новыми. Это такие как «Стройте круг» и другие. Наиболее сложным для Сережи было упражнение «Выворачивание круга», особенно когда на 2 часть музыки необходимо было бежать в противоположные стороны по кругу, где внимание ребенка должно быть направлено на резкое изменение ритма, темпа и характера музыкального сопровождения.

Когда мы приступили к выполнению упражнений, в основе которых лежит переключение с одного движения на другое мы столкнулись с тем, что Сережа недостаточно четко дифференцирует близкие по темпу музыкальные отрывки, поэтому мы, сначала включали упражнения, состоящие из контрастных движений, например ходьба и бег. Этим двум движением соответствуют и две противоположные по темпу мелодии: ходьба сопровождается маршем, бег - музыкой в быстром темпе. Сначала мы проиграли эти мелодии, затем выполнили под них оба движения – бег и ходьбу. Сереже постоянно необходимо было побуждение к внимательному и четкому выполнению задания. Как только мальчик стал выполнять задание без чьей-либо помощи и подсказки, мы перешли к упражнениям на переключаемость, состоящих из трех движений. Здесь работа шла следующим образом: сначала давали два знакомых движения и одно новое. Прослушивали три музыкальных отрывка и просили ребенка, объяснить какие движения нужно выполнять и в какой последовательности. А только затем приступали к выполнению. Последовательность отрывков от занятия к занятию меняли.

Особо следует отметить работу с мальчиком с использованием упражнений, которые формируют умение создавать замысел, предвосхищать серию движений. Эти упражнения очень сложные и требуют определенного опыта и навыка. В этих упражнениях необходимо самостоятельно продумать и показать действия, а затем снова воспроизвести в первоначальной последовательности. Количество действий 3-5. В этих упражнениях Сережа не мог придумать больше трех движений. Нам приходилось стимулировать его, предлагая придумывать вместе. Только спустя 5-6 занятий Сережа смог самостоятельно придумать упражнение, состоящее из четырех движений.

На протяжении всей работы мы постоянно подбадривали его, создавали ситуацию успеха. И все упражнения проводились с Сережей в порядке возрастающей сложности.

Мы стали замечать, что у Сережи произошли незначительные изменения: он стал более сдержанным, общительным, перестал бояться новых людей и чаще идет с ними на контакт.

Для того чтобы выяснить была ли наша работа эффективной мы организовали повторное экспериментальное обследование.


2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента


С целью выявления эффективности проводимой работы нами были использованы те же самые методы диагностики, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 3.


Таблица 3

Результаты контрольного эксперимента

И.Ф. ребенка

критерии

итого

действенный

эмоционально-чувственный

показатели

Сережа Т.

С

Н

С

С


Нам не удалось устранить полностью заикание у ребенка, так как эффективность преодоления заикания во многом зависит от слаженной работы всех специалистов. И особо велика здесь роль логопеда. Ведь именно его воздействие является всегда обязательным и определяющем в комплексе, а роль других специалистов заключается в том, чтобы своими средствами и приемами способствовать эффективности логопедического воздействия. В нашем случае работа логопеда не была систематической и целенаправленной, так как менялись люди.

 Проанализировав и обобщив результаты, полученные в процессе контрольного и сравнивая их с результатами констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу о том, что систематическая и целенаправленная работа, проводимая нами, с использованием коррекционно-воспитательных упражнений дала свои результаты. Это проявилось в небольшой положительной динамике: Сережа перестал бояться новых людей, в общении более сдержанный, темп речи умеренный, не торопливый, говорит нараспев, хотя он по-прежнему продолжает оставаться на среднем уровне.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что если коррекционно-педагогическая работа будет строиться в соответствии с дидактическими принципами и с использованием коррекционно-воспитательных упражнений систематически, то можно судить о динамике в развитии.

 В нашем случае, естественно, динамика еще не значительна, что вполне объяснимо временными рамками формирующего эксперимента, но, тем не менее, полученные результаты позволяют утверждать, что при более длительной работе всех специалистов они могли быть гораздо выше. Это дает нам право говорить, что гипотеза, выдвинутая нами, в отношении данного ребенка вполне обоснована.

Выводы по II главе

С целью определения возможности использования коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием нами была организована коррекционная работа.

Мы провели обследование ребенка, и полученные данные, позволившие нам наметить пути фронтальной и индивидуальной коррекционной работы, которые мы реализовали в ходе формирующего эксперимента.

Проведение контрольного эксперимента позволило оценить эффективность проделанной работы. Мы пришли к выводу, что проводя логоритмические занятия с заикающимися детьми необходимо большое место отводить коррекционно-воспитательным упражнениям, которые воспитывают устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Наша работа посвящена актуальной проблеме использования коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием, поскольку исправление данного речевого дефекта ограничивается только логопедической помощью, однако эффективнее будет комплексный подход в преодолении нарушения.

Первую главу нашей работы мы посвятили рассмотрению причин возникновения заикания, раскрыли его виды. И пришли к выводу, что причины могут быть самые различные, поэтому взрослым необходимо очень внимательно относиться к детям, так как они сами могут стать причиной возникновения данного дефекта.

 Рассматривая второй вопрос мы пришли к выводу о том, что логопедическая ритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию ее положительных сторон и нивелированию отрицательных.

Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с заикающимися детьми школьного возраста были рассмотрены нами в третьем вопросе теоретической главы, где мы пришли к выводу, что занятия по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания очень необходимы и полезны, так как дети часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо неуверенно и это усиливает дефект, а именно логоритмические занятия с включением коррекционно-воспитательных упражнений помогают его исправить, а положительного результата можно достичь только при хорошо продуманной слаженной работе различных специалистов.

На этапе констатирующего эксперимента было проведено обследование, сущностью которого было выявление степени тяжести заикания. После проведенного исследования мы выяснили, что у мальчика средняя степень заикания.

Исходя из этого, мы организовали развивающую работу с использованием на логоритмических занятиях коррекционно-воспитательных упражнений.

Включив задания на устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений, мы отметили в своих наблюдениях и экспериментальном исследовании положительные изменения. Полученные данные служат основанием для подтверждения выдвинутой нами гипотезы.

Действительно, возможно активное использование коррекционно – воспитательных упражнений для преодоление заикания. Непременным условием при этом является:

- систематическое включение коррекционно–воспитательных упражнений в логоритмические занятия;

- работу строить в соответствии с дидактическими принципами.

Материал, представленный нами в этом параграфе, определяет практическую значимость работы, поскольку вполне может быть использован в деятельности воспитателей, музыкальных руководителей.

 На наш взгляд, исследование этой проблемы может быть продолжено. Так, например, можно опробовать другие средства логоритмики. Все это позволит более глубоко изучить данную проблему педагогической науки и помочь специалистам более эффективно организовать работу по преодолению заикания.

Страницы: 1, 2, 3, 4