Использование компьютерных технологий в повышении эффективности учебного процесса
Использование компьютерных технологий в повышении эффективности учебного процесса
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Доктор педагогических наук,
профессор Малашихина И.А.
Под информационной
технологией в общем смысле обычно понимается упорядоченная
совокупность методов переработки, изменения состояния,
свойств и качественной формы проявления, тиражирования, распространения и использования информации, осуществляемых в процессе общественной и
производственной деятельности.
Программно-технические средства - являются
материальной основой информационной
технологии, с помощью которой осуществляется сбор, хранение, передача и обработка информации.
Информационные технологии
характеризуются основными свойствами;
-
предметом (объектом) являются данные;
-
целью процесса является получение информации;
-
средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
-
процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с
заданной предметной областью;
-
выбор управляющих воздействий на процессы должен осуществляться
лицами, принимающими решение;
-
критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность,
достоверность, полнота.
В принципе нет таких монотехнологий, которые
использовали бы только один единственный фактор, метод, принцип – педагогическая
технология всегда комплексна. Однако, делая акцент на ту или иную сторону
процесса обучения, технология приобретает некую характерность и получает от
этого свое название (рис. 1)
Рис.1.Основные
направления составляющих педагогических технологий в вузе.
Рассмотрим суть технологий, представленных в
блоках на рис. 1.
Блок № «По научной концепции усвоения» включает в
себя ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интериоризаторские,
развивающие и гельштат-технологии. Следует здесь же упомянуть и
малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и
суггестивные.
Блок «По ориентации на личностные структуры» -
это информационные технологии; операционные; эмоционально-художественные и
эмоционально-нравственные технологии саморазвития; эвристические (развитие
творческих способностей) и прикладные.
Блок «По характеру содержания и структуры»
включает следующие технологии: обучающие и воспитывающие, светские и
религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные,
гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а
также моно- и комплексные (политехнологии), и наконец – проникающие технологии.
В монотехнологиях весь учебно-воспитательные
процесс основан на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе,
концепции, в комплексных – он комбинируется из элементов разных монотехнологий.
Технологии, элементы которых особенно часто включаются в другие технологии и
играют для них роль катализаторов, называют проникающими.
Блок «По типу организации познавательной
деятельности и управлению ею» - здесь предложена также целая классификация
педагогических систем (технологий). В частности, взаимодействие учителя с
учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и
некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем
и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным)
и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных
средств).
Программные средства, применяемые в современных
информационных технологиях, обладают, как
правило, широкими функциональными возможностями, имеют развитый
пользовательский интерфейс и могут использоваться самостоятельно в виде
компьютерных информационных технологий.
Информационные технологии
могут решить проблемы обучения профессиональному общению и
интенсифицировать учебный процесс за счет повышения темпа,
индивидуализации обучения, моделирования ситуаций, увеличения активного времени
каждого обучающегося и усиления наглядности, благодаря преимуществам
информационных технологий, которые заключаются в:
-
организации познавательной деятельности путем
моделирования;
-
имитации типичных ситуаций профессионального
общения с помощью средств мультимедиа;
-
применении полученных знаний в новых
ситуациях;
-
эффективной тренировке усваиваемых умений и
навыков;
-
автоматизированном контроле результатов
обучения;
-
способности осуществления обратной связи;
-
развитии творческого мышления;
- возможности объединения в учебных
программах визуальной и звуковой форм.
Сложившаяся практика
внедрения средств информационных технологий в образовательный процесс
предполагает их использование прежде всего в изучении технических дисциплин. Как показывают проведенные исследования, с их помощью
можно значительно улучшить как управление образовательным процессом, так и повысить
его педагогическую эффективность [21].
Разрабатывая принципы
организации обучения с помощью информационных технологий, необходимо
принимать во внимание, с одной стороны, дидактические свойства
и функции обучения самих средств информационных технологий,
как основы обучения, с другой стороны, концептуальные направления дидактической организации такого обучения, как элемента общей системы образования на современном уровне.
Прежде всего, необходимо представить достоинства
компьютерного метода с психологической точки
зрения. Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал.
При условии правильно составленной программы компьютер может помочь
преподавателю индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс, в то
время как обучаемые будут ощущать постоянное присутствие доброжелательного инструктора
- машины.
Компьютер гарантирует конфиденциальность. В том
случае, если не ведется запись результатов
для преподавателя, только сам обучаемый знает, какие ошибки он допустил, и не боится, что преподаватель узнает его результаты. Таким образом, самооценка обучаемого не
снижается, а на уроке создается психологически комфортная атмосфера.
Компьютер обеспечивает большую степень
интерактивности обучения, чем работа в аудитории или в лингафонном кабинете. Это обеспечивается постоянной и прямой реакцией машины на ответы обучаемого в ходе
выполнения упражнения. Поскольку
обучаемые сами определяют темп работы, компьютерное обучение как нельзя лучше соответствует принципам индивидуального обучения. Курсанты могут допускать любое количество
ошибок, не испытывая при этом
терпение компьютера, и тратят учебное время только на исправление, анализ собственных ошибок и могут не
слушать, как преподаватель снова
объясняет уже знакомый материал.
Решающим фактором успешного
внедрения информационных технологий в учебный процесс являются готовность и
способность преподавателей освоить средства информационных технологий и предложить новые методики обучения с использованием этих средств.
С применением соответствующих
методик обучения мультимедийные обучающие программы
можно использовать [2]: при проведении аудиторных занятиях; на
факультативных занятиях; на дополнительных занятиях с отстающими; для самостоятельной работы студентов во внеурочное
время.
Следует выделить ряд
существенных позитивных факторов, повышающих
эффективность обучения студентов. Использование мультимедийных
технологий:
1.
Позволяет индивидуализировать обучение.
2.
Повышает активность студентов.
3.
Помогает интенсифицировать обучение.
4.
Повышает мотивацию учения.
5.Создает условия для самостоятельной работы.
6. Способствует выработке самооценки у студентов.
7. Создает
комфортную среду обучения.
Эти эффекты достигаются
погружением курсанта в принципиально новую
информационно-технологическую среду, обеспечивающую расширенное интерактивное
взаимодействие, максимально приближенное к естественному.
Повсеместное
использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной
деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения
общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении
творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка
определенных методических подходов к использованию средств новых информационных
технологий для реализации идей развивающего обучения, развития личности
курсанта. В частности, для развития творческого потенциала индивида,
формирования у курсанта умения осуществлять прогнозирование результатов своей
деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач -
как учебных, так и практических.
Не менее важна
задача обеспечения психолого- педагогическими и методическими разработками,
направленными на выявление оптимальных условий использования средств новых
информационных технологий в целях интенсификации учебного процесса, повышения
его эффективности и качества.
Актуальность
вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями
индивида к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества
этапа информатизации.
Особого внимания
заслуживает описание уникальных возможностей информационных технологий,
реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики
интенсификации образовательного процесса, а также создания методик,
ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:
•
незамедлительная обратная связь между пользователем и информационными
технологиями;
• компьютерная
визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов,
явлений, как реально протекающих, так и "виртуальных";
• архивное
хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а
также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;
• автоматизация
процессов вычислительной информационно - поисковой деятельности, а также
обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного
повторения фрагмента или самого эксперимента;
• автоматизация
процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления
учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.
Реализация
вышеперечисленных возможностей информационных технологий позволяет организовать
такие виды деятельности как:
• регистрация,
сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах,
явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно
больших объемов информации, представленной в различных формах;
• интерактивный диалог
- взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой. В
отличие от диалогового, (предполагающего обмен текстовыми командами (запросами)
и ответами (приглашениями)), характеризуется реализацией более развитых средств
ведения диалога. Это возможность задавать вопросы в произвольной форме, с
использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором
символов, при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания
учебного материала, режима работы.
Ввиду того, что вышеперечисленные
виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между обучаемым
(обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий и
вместе с тем направлены на достижение учебных целей, назовем ее
информационно-учебной деятельностью.
Таким образом
можно выделить следующие педагогические цели использования средств новых
информационных технологий [29]:
• развитие
личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях
информационного общества:
• развитие мышления,
(например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного,
творческого, теоретического видов мышления);
• эстетическое
воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики,
технологии Мультимедиа);
• развитие
коммуникативных способностей;
• формирование
умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной
ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на
оптимизацию деятельности по принятию решения);
• развитие умений
осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет
реализации возможностей компьютерного моделирования или использования
оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);
• формирование
информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за
счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных
графических и музыкальных редакторов).
Использование
средств новых информационных технологий в качестве средства обучения,
совершенствует процесс преподавания, повышает его эффективность и качество. При
этом обеспечивается:
- реализация
возможностей программно-методического обеспечения современных ПЭВМ в целях
сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций, осуществления тренировки,
контроля за результатами обучения;
- использование
объектно-ориентированных программных средств или систем (например, системы
подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целях формирования
культуры учебной деятельности;
- реализация
возможностей систем искусственного интеллекта в процессе применения обучающих
интеллектуальных систем.
- использование
информационных технологий в качестве инструмента познания окружающей
действительности и самопознания;
- использование
информационных технологий в качестве средства развития личности курсанта;
- использование
информационных технологий в качестве объекта изучения (например, в рамках
освоения курса информатики);
- использование
информационных технологий в качестве средства информационно-методического
обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями,
системой учебных заведений;
- использование
информационных технологий в качестве средства коммуникаций (например, на базе
асинхронной телекоммуникационной связи) в целях распространения передовых
педагогических технологий;
- использование
информационных технологий в качестве средства автоматизации процессов контроля,
коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического
тестирования и психодиагностики;
- использование
информационных технологий в качестве средства автоматизации процессов обработки
результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления
учебным оборудованием.
Из всего
многообразия педагогических применений информационных технологий особо следует
выделить использование программных средств (ПС) в связи с их широкой
популярностью в практике отечественного и зарубежного образовательного
процесса. Несмотря на многолетний опыт использования разнообразных типов
программных средств в учебных целях, их потенциальные возможности остаются
неисчерпанными. Причиной этого является как неразработанность теоретических
основ, раскрывающих целесообразность создания и применения программных средств
в целях обучения, так и отсутствие четкой классификации или типологии, комплекса
требований, предъявляемых к ним.
Проблемы
разработки и использования программных средств учебного назначения опираются на
ряд теоретических положений, представляющих:
• педагогическую
целесообразность применения программных средств учебного назначения;
• функциональное
назначение отдельных типов программных средств, используемых в целях обучения;
• типологию
программных средств по методическому назначению;
•требования к программным средствам, используемым в учебно-воспитательном
процессе.
Под информационной технологией в одних
случаях понимают способ и средства сбора,
обработки и передачи информации для получения новых
сведений об изучаемом объекте, в других - совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами.
Следует заметить, что в
каком-то смысле все педагогические технологии
(понимаемые как обозначенные выше способы) являются
информационными, так как учебно-воспитательный
процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в современном понимании информационная технология обучения - это
педагогическая технология, применяющая
специальные способы, программные и технические
средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для
обучаемых благоприятных условий для
свободного доступа к культурной,
учебной и научной информации.
Термин «компьютерная
технология обучения» с учетом широких возможностей современных
вычислительных средств и компьютерных сетей часто
употребляется в том же смысле, что и «имитационные технологии» и «учебные игры». В то же время понятия
«компьютерная технология» и «информационная технология» нельзя отождествлять. В информационных технологиях может использоваться компьютер как одно из
возможных средств. Кроме того,
понимание компьютера как вычислительной машины (от англ. computer - вычислитель) стало уже анахронизмом. Поэтому и термин «компьютерная
(буквально - вычислительная) технология»
скорее неудачный, а вот вести речь о компьютерных средствах обучения, компьютерных программах вполне правомерно.
Страницы: 1, 2
|