Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики
Отдел образования
Администрации Волгодонского района
Муниципальное
общеобразовательное учреждение:
Рябичевская средняя
общеобразовательная школа
Творческая работа
по теме:
«Использование
информационно-коммуникационных технологий на уроках математики»
Автор: Кардач А.А.,
учитель математики
х.Рябичев
2010 год
Введение
Процесс
информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества,
имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует
отнести информатизацию образования. Она является первоосновой глобальной
рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).
Конечные
цели информатизации образования - обеспечение качественно новой модели
подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное
овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к
человеческой коммуникации, творческое мышление и планетарное сознание станут
жизненной необходимостью. Такое глубинное влияние на цели обучения опирается на
потенциальные возможности компьютера как средства
познавательно-исследовательской деятельности, средства, обеспечивающего
личностно-ориентированный подход к обучению, способствующего развитию
индивидуальных способностей обучаемых как в гуманитарных, так и в точных
науках.
Современное
общество переживает значительные перемены, связанные с переосмыслением ряда
научных, политических и социальных положений. Это происходит во всех сферах
человеческой жизни, затрагивает все общественные институты, в том числе систему
образования. В нашей стране целые группы населения меняют ценностные ориентиры,
в связи с лавинообразным ростом информации. Бурное развитие средств
телекоммуникации и информационных технологий, формирование мирового
информационного пространства предъявляет новые требования к современному
обществу и его важнейшего института — системы образования.
Одним
из приоритетных направлений информатизации общества является процесс
информатизации образования, который предполагает широкое использование
информационных технологий обучения.
Середина
90-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня, характеризуется массовостью и
доступностью персональных компьютеров в России, широким использованием
телекоммуникаций, что позволяет внедрять разрабатываемые информационные
технологии обучения в образовательный процесс, совершенствуя и модернизируя
его, улучшая качество знаний, повышая мотивацию к обучению, максимально
используя принцип индивидуализации обучения. Информационные технологии обучения
являются необходимым инструментом на данном этапе информатизации образования.
Информационные
технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности
вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и
позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения,
построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и
равноправным участником образовательной деятельности.
Формирование
новых информационных технологий в рамках предметных уроков стимулируют
потребность в создании новых программно-методических комплексов направленных на
качественное повышение эффективности урока. Поэтому, для успешного и
целенаправленного использования в учебном процессе средств информационных
технологий, преподаватели должны знать общее описание принципов
функционирования и дидактические возможности программно прикладных средств, а
затем, исходя из своего опыта и рекомендаций, "встраивать" их в
учебный процесс.
Изучение
математики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей, если не сказать
трудностей развития школьного образования в нашей стране. Как отмечается в ряде
статей, приходится говорить даже о кризисе математического образования. Причины
его видятся в следующем:
- в
изменении приоритетов в обществе и в науке – в настоящее время на фоне резкого
падения интереса к науке в целом наблюдается рост приоритета гуманитарных наук;
- в
сокращении количества уроков математики в школе;
- в
оторванности содержания математического образования от жизни (особенно в
массовых школах);
- в малом воздействии
на чувства и эмоции учащихся.
Позволю
себе привести высказывания ученых разных времен без подробных комментариев.
Цель знания
– не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а
способность легко и быстро ориентироваться в этой области. (А.Н. Теренин)
Не так
важно, чему учат в школе, а важно как учат… Функции школы не в том, чтобы дать
специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое
мышление. (М. Планк)
Если
учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса
становления идей, то ему редко удается достичь ясного понимания всех
обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой
путь. (А. Эйнштейн)
Собрав
воедино основные положения, отмеченные в этих удивительно глубоких и
современных по смыслу высказываниях можно выделить самое главное:
·
Роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане
формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся не только в области
естествознания, но и в самом общем смысле;
·
Знания, твердые основы которых формируются при изучении математики
в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной
практике:
·
Изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся
видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали
удовлетворение и радость от процесса познания.
Изменения,
происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют
особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В
современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на
развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений
исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту
проблему старыми методами невозможно. Годы преподавания позволили мне увидеть
противоречия в массовой практике:
·
Между
стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным
единым планом и режимом общеобразовательной школы;
·
Между
репродуктивным, схоластическим восприятием математического материала отдельными
обучающимися и необходимостью творческого преобразования их математической
деятельности;
·
Между
возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно
увеличивающимся уровнем требований и способностью ученика освоить весь объем
предлагаемых ему сведений.
Эти
противоречия побудили меня к работе, направленной на повышение качества знаний
учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных
технологий.
Сегодня
остается открытым вопрос: «Как же наиболее эффективно использовать
потенциальные возможности современных информационных и коммуникационных
технологий при обучении школьников, в том числе, при обучении математике?».
Поэтому методическая проблема, над которой я работаю последнее время, это –
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики,
как средство повышения мотивации учения».
Задачей
школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и
развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу,
стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений,
применения их в своей практической деятельности. Главный труд наших ребят - это
учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться. Общепризнанно, что
математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от
учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной
работы, причем, весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных
задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения
математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально
проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия
методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению
понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные
способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат
формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся. Увеличение
умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как
поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении
всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным
учебно-воспитательный процесс, мною на уроках активно используются
информационные технологии. Активная работа с компьютером формирует у учащихся
более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и
структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что
новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно –
коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и
поисковой деятельности. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный
процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что
использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку
существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и
умений.
Цели
использования компьютера на уроках математики следующие: развитие межпредметных
связей математики и информатики; формирование компьютерной грамотности;
развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; реализация индивидуального,
личностно-ориентированного подхода.
Мои задачи
как учителя математики следующие:
· Обеспечить
фундаментальную математическую подготовку детей;
· Формировать
информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности учащихся;
· Подготовить
учащихся использовать информационные технологии и другие информационные
структуры.
Применение
ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение
материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания
учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает
реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный,
творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта,
информационной культуры учащихся.
Использование
ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е.
решение одной из насущных проблем для современного общества.
Процесс организации
обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:
·
сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны
и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его
увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования
мультимедийных возможностей современных компьютеров;
·
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить
возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и
доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам
учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств
телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся
потребности в поисковых действиях;
·
индивидуализировать процесс обучения за счет наличия
разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в
индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия
информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует
положительные учебные мотивы;
·
раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер
позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно
реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные
ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в
результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
·
осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность
(моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.),
развивая тем самым у школьников творческую активность.
Современное
информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде
всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
·
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
·
самостоятельно критически мыслить;
·
грамотно работать с информацией;
·
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных
группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности,
интеллекта, культурного уровня.
Применение
информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека:
в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть
увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если
ученик активно участвует в процессе.
С целью интенсификации
обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении математике классическими
формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще
используются программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники,
программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки
электронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры.
Возможности
компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных
продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования, составляют
материальную базу информационно-коммуникативных технологий.
Информационные
технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока
математики:
— самостоятельное
обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
— самостоятельное
обучение с помощью учителя-консультанта;
— частичная
замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
— использование
тренинговых (тренировочных) программ;
— использование
диагностических и контролирующих материалов;
— выполнение
домашних самостоятельных и творческих заданий;
— использование
компьютера для вычислений, построения графиков;
— использование
программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
— использование
игровых и занимательных программ;
— использование
информационно-справочных программ.
Поскольку
наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни
человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ
повышают эффективность обучения:
— графика и
мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические
построения;
—
возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными
объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д.
позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием
органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Компьютер
может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового
материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет
различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения,
сотрудничающего коллектива.
Компьютер
позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером,
разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем
ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на
необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что
немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к
ученику.
Страницы: 1, 2
|