Использование игр в оздоровительной работе с младшими школьниками
Несмотря на «приятность и
легкость», «разнообразную полезность», которую вносят в коррекционно-развивающий
процесс интеллектуально – познавательные игры, следует все же предостеречь
воспитателя от чрезмерного увлечения ими. Умственным нагрузкам во время этих
игр нередко сопутствуют длительное статическое напряжение и малая подвижность
учащихся, а потому игры обязательно должны быть дозированы и рационально
встроены в режим жизнедеятельности младших школьников, чередуясь с периодами
преимущественно физической нагрузки и высокой двигательной активности детей.
К сожалению, в
современной школе вопросы оптимального чередования умственных и физических
нагрузок пока далеки от решения. М.М. Безруких, С.П. Ефимова (1994) утверждают:
необходимого для нормального роста и физического развития объема двигательных нагрузок
учащиеся начальной школы сегодня недополучают на 50 %. А ведь снижение
двигательной активности ухудшает и без того не всегда благополучное состояние
детского организма и неизменно приводит к нервно – психической и общей
соматической ослабленности, высокой утомляемости и снижению работоспособности,
многочисленным хроническим заболеваниям. В этой ситуации на помощь учителю
вновь приходит детская игра, раскрывая тем самым еще одну свою важную функцию –
лечебно-оздоровительную. Использование всем хорошо знакомых подвижных,
спортивных или специальных оздоровительных игр должно стать неотъемлемой
составляющей программы коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками и
способствовать их физическому развитию, укреплению здоровья, восстановлению
после интеллектуальной деятельности, адаптации к физическим нагрузкам,
совершенствованию нервно – психической регуляции. [33,45]. Физический и
психический компоненты в этих играх тесно связаны. Так, в подвижных и
спортивных играх дети не только реализуют свою потребность в движении,
расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки,
но и учатся, с одной стороны, инициативности, самостоятельности, настойчивости,
а с другой – умению владеть собой и считаться с партнерами, согласовывать свои
действия с действиями других игроков. Такие игры являются хорошим средством
тренировки в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в соответствии с
определенным планом переключения внимания и развития такого необходимого его
качества, как гибкость.
Специальные
оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой
вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают
утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, создают у
учащихся состояние психологического комфорта. Особенно ярко такой эффект
проявляется в том случае, когда игры сопровождаются музыкой. [21,1]
Таким образом, анализ
коррекционно-развивающих ресурсов детских игр приводит к выводу об их большой
значимости и действенности в решении задач профилактики, диагностики и
коррекции неблагополучий в социально – личностном, познавательном и физическом
развитии младших школьников. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную
игру следует считать таким же важным элементом образовательной работы в
начальной школе, как и урок. Следовательно, игра должна присутствовать в режиме
дня младших школьников в той мере, в какой она необходима для создания
«гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок» (О.С. Газман),
коррекции и стимулирования всех сторон детского развития.
Игра – важный
инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников.
Природа дала ребенку врожденное
стремление к движению, снабдив ценнейшим чувством – чувством «мышечной
радости», которое он испытывает, двигаясь. Двигательная активность – одна из
основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого
организма, которая дарует человеку саму жизнь. Являясь фактором сохранения
постоянства внутренней среды, двигательная функция обеспечивает быструю
адаптацию организма к изменяющимся условиям его существования. Бегающий,
играющий и прыгающий ребенок глубоко и часто дышит, сердце его сильно бьется,
разгораются щеки, он приходит в приятное возбужденное состояние. Вместе с тем,
работая мышцами, ребенок не только расходует, но и копит энергию, которая дает
ему возможность строить тело, мозг, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем
более жизнеспособен человек. В период интенсивного роста и развития ребенка
ведущей для организма является костно-мышечная система, а все остальные
развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе и головной мозг. [3,13]
Специфический «двигательный голод» ребенка уже на протяжении ряда столетий
выступает одной из главных негативных характеристик начальной школы. Так, Е.А.
Покровский, выступая в 1893 г. на заседании в Санкт – Петербурге, с тревогой
говорит: «… Тяжелыми, глубокими неудачами болен наш современный воспитательный
организм… У школьников в первые годы пребывания в школе страшно развивается малокровие.
Причина такого вредного влияния школы на здоровье заключается главным образом в
том, что дети сразу после вольной домашней жизни и большого пребывания на
свежем воздухе начинают много сидеть на месте и недостаточно пользуются
движениями». [53]. П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев и другие врачи,
и педагоги в конце XIX – начале XX вв. пишут о том, что школа
постепенно утрачивает «традиционные здравоохранительные обычаи: появилась
крайняя концентрация учебных часов, пренебреженны основные требования,
касающиеся движения и питания растущего организма, ослаблено значение игр и
эстетических занятий». [28,38].
В сложной системе
факторов, влияющих на предупреждение переутомления школьников, в целом на
сохранение и укрепление их нервно – психического и физического здоровья,
существенную роль играет двигательная активность. Средняя потребность организма
детей школьного возраста в организованной двигательной активности составляет 12
– 16 ч в неделю. Анализ суточной, недельной и сезонной двигательной активности
показал, что необходимого для нормального роста и физического развития объема
двигательных нагрузок младшие школьники недополучают на 50 % (М.В. Антропова,
М.М. Безруких, С.П. Ефимова). Традиционные уроки физкультуры способны
компенсировать лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка (Н.Т. Лебедева).
Ограничение двигательной активности, таким образом, противоречит биологическим
потребностям детского организма и снижает его энергетический фонд, отрицательно
сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, ослабевает иммунитет к
простудным и инфекционным заболеваниям) и приводит к снижению темпа
психического развития учащихся. Недостаточная физическая активность особенно
опасна в периоды активного роста тела, когда ускоренное развитие скелета и
мышечной массы не подкрепляются соответствующей тренировкой систем
кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала. Такие диспропорции
развития часто являются основными причинами ухудшения здоровья детей, понижения
у них жизненного тонуса. [51]
Самой важной и ничем не
заменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима
младших школьников с учетом индивидуальной вариативности в показателях их
здоровья и развития призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь,
те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение. «Многие из
народов, прославившихся совершенством своего физического и духовного развития,
совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом плане
у них были игры», - замечает Е.А. Покровский. «Игры представляют собой
наиестественнейший вид физических упражнений… Ни при каком другом способе
физических упражнений цель эта не достигается так полно и верно, как, например,
при подвижных играх… Здесь в громадном большинстве случаев посильно работает и
упражняется весь организм… Игры бесспорно составляют одно из наиболее
правильных, здоровых и гигиенических упражнений… Подвижные игры требуют больших
открытых пространств, обилия чистого воздуха, а потому и с этой стороны они
наиболее отвечают идеалам гигиены, чем гимнастика, обыкновенно и почти всегда
проводимая в закрытых и тесных пространствах». [53,24]
В целях наиболее
эффективного выявления и использования ресурсов игры принято различать
подвижные, спортивные и специальные оздоровительные (коррекционно-оздоровительные)
игры. Именно эти игры являются эффективным средством физической рекреации и
поддержания высокой работоспособности, успешного роста и развития детей, а
также ранней профилактики разных заболеваний, особенно сердечно – сосудистой,
дыхательной и мышечной патологии. Активная двигательная деятельность тренирует
нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и
торможения.
К подвижным относятся
игры, не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных,
разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным
образом больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.
К спортивным относятся
игры, имеющие все характерные признаки спорта; они требуют подготовки и
спортивного совершенствования играющих. Они отличаются от подвижных сложностью
правил и техники, а также устойчивостью условий и правил.
Специальные
оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой
вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают
утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у
игроков состояние психофизиологического комфорта, что немало важно для детей с
нарушением интеллекта. [10,12].
Особого внимания с
позиций практики коррекционно-развивающего образования заслуживает связь
физического воспитания посредством игр с развитием познавательных процессов
учеников. Так установлено положительное влияние подвижных игр на формирование
структурных единиц психики: памяти – слуховой, моторно-слуховой, зрительной;
воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;
восприятия – степени развития наблюдательности, объема и адекватности
воспроизведения; наглядно-образного и логического мышления – способности к
анализу, сравнению и обобщению; произвольного внимания и таких его свойств, как
переключение, распределение и устойчивость. [3,6] В связи с этим место и
количество тех и других игр, игровых упражнений в режиме дня всех и каждого
учеников класса должно быть предварительно спланировано на основе тщательного
изучения особенностей и потребностей их психофизического развития. В любом
классе уже с первых дней обучения выделяются дети с разной степенью моторности
(подвижности). Посредством простого наблюдения учитель может выделить группу
детей большой подвижности, средней подвижности, малой подвижности. Деление
детей на группы в зависимости от их подвижности может быть предварительно
положено в основу планирования игровых оздоровительных программ. В дальнейшем
управление режимом двигательной активности школьников со стороны педагога
предполагает дифференцированную регуляцию, оптимизацию двигательной активности
детей всех названных групп в течение дня. В планировании режима двигательной
активности следует также учитывать уровень физического развития и
подготовленности учеников, их индивидуальные особенности поведения, а также
степень произвольности (организованности) двигательной активности детей с
нарушением интеллекта.
В зависимости от задач,
требующих своего решения средствами игры, педагог определяет формы реализации
игровых программ, принимая во внимание те общие и частные оздоровительно –
профилактические возможности, которыми располагает каждая из них.
К числу общих возможностей
следует отнести восполнение общей суточной двигательной активности, повышение
работоспособности, регуляцию мышечной и умственной деятельности младших
школьников. Частные же возможности позволяют педагогу сделать акцент на той или
иной форме в зависимости от школьных условий и потребностей развития учеников.
При этом каждая из форм имеет определенную интенсивность двигательной нагрузки
во время игр – малую, умеренную (среднюю) или выраженную (высокую).
Особо тщательно следует
подходить к подбору игр проводимых во внеурочное время на воздухе. Час
активного ежедневного отдыха во время прогулки способен компенсировать до 40%
биологической потребности детей младшего школьного возраста в движениях.
Проведение в течение этого часа подвижных игр на улице обеспечивает решение
одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных
систем и закаливание организма детей с интеллектуальным нарушением. Для
результативного взаимодействия воспитателя группы должен поддерживать тесную
связь с инструктором по физической культуре и с учетом его рекомендаций
обращаться к тем или иным играм при организации иных форм двигательного режима воспитанников
– прогулок, физкультурных досугов и спортивных праздников. Прогулки предполагают
использование игр любой степени двигательной нагрузки. Здесь при выборе игр
учебно-воспитательные и оздоровительные задачи согласуются с возможностями и
потребностями актуального физического развития воспитанников, их самочувствием,
желанием и общим эмоционально – психическим настроем. Педагог не только
использует наиболее полюбившиеся детям игры, но и предлагает для разучивания
новые. [29,46]
Целевые программы игровой
физической активности учеников начальной школы могут планироваться на короткую
(день, неделя, месяц или период каникул) и длительную (учебная четверть,
полугодие, год и т.д.) перспективу.
Игра в коррекции
отдельных недостатков физического развития
Адаптационно –
профилактический потенциал игровой физической активности для многих младших
школьников с нарушением интеллекта при правильном педагогическом подходе может
естественно сочетаться с ее важным коррекционно-оздоровительным значением. Игра
способна обеспечить как первичную (недопущение возникновения), так и вторичную
(предупреждение осложнений) профилактику наиболее распространенных недостатков
в физическом развитии и здоровье младших школьников. [58]
Согласно современным
данным, среди учеников начальной школы наиболее часто встречаются частые острые
респираторные заболевания, разнообразные дефекты опорно-двигательного аппарата
(нарушение осанки, плоскостопие), снижение остроты зрения (близорукость).
Причины их возникновения во многих случаях кроются в несоблюдении необходимых
санитарно – гигиенических и психогигиенических условий образовательного процесса,
которые, воздействуя на физиологически незрелый детский организм, приводят к
появлению и прогрессированию разного рода неблагополучий в психофизическом
развитии. Резкая смена условий и режима жизнедеятельности ребенка при
поступлении в школу способна в значительной степени обострить эти
неблагополучия, что, в свою очередь, ведет к серьезным проблемам не только в
здоровье и физическом развитии, но и в овладении учебной деятельностью, в
усвоении образовательной программы начальной школы VIII вида. [59]
Существенно влияют на
рост и развитие учеников дефекты осанки. Процесс формирования осанки находится
в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.
Чаще всего нарушения осанки встречаются у детей слабо развитых физически. Кроме
того, длительное пребывание ребенка за партой в неправильной рабочей позе легко
приводит к патологическим искривлениям и слабости мышц, которые должны
удерживать позвоночник в правильной форме. Наиболее часто встречается нарушение
осанки во фронтальной (боковой) плоскости – сколиоз. Другие нарушения осанки
связаны в основном с изменениями формы спины. Замечено, что эти и другие
нарушения осанки влияют на психику ребенка, понижают общий жизненный тонус.
Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в
межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования
органов грудной клетки и брюшной полости, питания мозга и др. [59,34]
Значительные негативные
отклонения в состоянии здоровья школьников могут возникнуть и вследствие
плоскостопия. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому нарушение этого
фундамента отражается на формировании растущего организма. Деформация стопы
связана с ослаблением мышц и перегрузкой связок. При наличии плоскостопия
ребенок устает при движении, чувствует недомогание, головную боль, тонус его
понижается, боль в коленных суставах и в области поясницы и др. Это сказывается
на развитии движений детей.
Таким образом, укрепление
опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет в оздоровительной
работе с младшими школьниками большое значение.
Профилактика и коррекция
нарушений зрения у детей также составляет серьезную проблему для начальной
школы.
Итак, даже краткая
характеристика наиболее распространенных недостатков в физическом развитии и
здоровье младших школьников обусловливает высокую значимость организации, с
одной стороны, особого – щадящего – режима в отношении тех учеников, которые
имеют предпосылки или признаки перечисленных выше недостатков. С другой
стороны, требуется четкое определение в таком режиме места, роли, форм и
содержания специальной коррекционно-оздоровительной игровой деятельности,
наиболее важным условием эффективности, которой можно считать продуманный
индивидуально – типологический подход к ее планированию и реализации. Помимо
общеоздоровительных мер, дети с недостатками в физическом развитии и здоровье
нуждаются в оказании им коррекционно-профилактической поддержки, которая
обретает форму специальных коррекционно-оздоровительных занятий с однородными
группами детей. На таких занятиях воспитанникам предлагаются индивидуальные
комплексы упражнений и игр, направленные на устранение и предупреждение
отклонений. Педагог, или воспитатель группы, обладая соответствующими знаниями
и умениями, вполне сможет адекватно подобрать игры и игровые упражнения для
своих учеников и провести коррекционно-оздоровительные занятия. [14]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|