Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет
Успешное
выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и
анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствования сенсорных процессов
на занятиях должно быть в основном осуществлено до начала практических
действий.
Специально
организованное восприятие предметов с целью использования его результатов
называют обследованием.
Обследование
– метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями
воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма,
пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и
музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного
воспитания.
Содержание
сенсорного воспитания должно быть согласованно с содержанием детской
деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их
анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом
изобразительной, конструктивной или другой деятельности.
В
процессе общественно исторического развития человечество систематизировало все
многообразие свойств предметов. Были выделены основные формы предметов,
основные цвета и т.д. Овладение ими и их словесными обозначениями облегчают
ребенку ориентировку в окружающем мире. Эти основные формы, цвета выступают как
эталоны, образы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии
свойств предметов. Эталоны входят как составная часть в содержание сенсорного
воспитания. Овладение ею определяют общий успех в сенсорном воспитании детей.
Поэтому одна из важных задач сенсорного воспитания детей – формирования у них
представлений об этих эталонах.
Обучение
обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям
младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме
и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений
был более легким.
При
подготовке занятия воспитателю следует предусмотреть, каким образом данное
занятие будет содействовать развитию детей, на какие стороны личности оно
окажет влияние. Занятия, в которые включены задачи организации детского
восприятия, памяти, воображения, мышления, несомненно, будут полезны для
психического развития.
Педагогическую
организацию этих процессов можно считать правильной в тех случаях, когда
воспитатель дает (объясняет, показывает) способы действия: как надо
рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать – и направляет
деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно
к разному содержанию.
Когда
детям предоставляется возможность самостоятельно действовать, активность
воспитателя не должна снижаться: не подавляя инициативы детей, нужно тактично
управлять ею.
Надо
видеть затруднения детей и понимать, чем они вызваны, как можно их устранить,
сохранить вместе с тем самостоятельность действий, не снизив активности детей.
Предоставление детям большей самостоятельности требует упрощения содержания
занятий, особенно на первых порах.
Сенсорное
воспитание, включенное в дидактическую систему занятий, является неотъемлемой
частью умственного развития. Представления, которые формируются у детей при
получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями. Приобретают
обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются
темя знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о
свойствах вещей и явлений.
Получаемые
детьми впечатления воспитатели используют не только в целях сенсорного, но
обязательно и в целях нравственного и эстетического воспитания. Соответственно
строится и руководство со стороны воспитателя: оно носит
организационно-воспитывающий характер, хотя в основе и лежит получение детьми
новых впечатлений, то есть процесс познания явлений.
Для
повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и
обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе
различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические
игры и дидактические упражнения.
Ведущей
формой сенсорного воспитания и обучения являются занятия, основанные на прямом
обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного
и действенного характера. Планомерное развитие у детей восприятия и
представления о цвете, форме и величине предметов осуществляется в процессе
обучения изобразительной деятельности, конструированию, родному языку и др.
В
современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями
определенное место отводится занятиям иного характера, которые проводятся в
форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и
умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с
игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и
формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе
интересных игровых действий ( прятанья и поиска, отгадывания и загадывания,
изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата
).
Важное
значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с
наборами геометрических фигур, деревянными сборно-разборными игрушками,
вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого
ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить,
составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.),
позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для
закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.
Упражнения
с дидактическими материалами и игрушками, как и упражнения с наборами обычных
игрушек и мелких предметов, подобранных по определенным качествам (форме,
величине, цвету), чаще всего включаются в занятия по математике, развитию речи
и ознакомлению с окружающим. Иногда, если упражнения проводятся в течение всего
времени, отведенного для обучения, они выступают в форме самостоятельного
занятия. В том и в другом случае воспитателю надо позаботиться о том, чтобы у
каждого ребенка был необходимый материал, и дети правильно с ним действовали.
В
зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта
детей воспитатель может использовать разные занятия, руководить развитием
ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента
форме – учебном занятии, дидактической игре или сенсорном упражнении.
Глава
2. Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной
культуры
2.1
Дидактические игры и упражнения, и их значение
В
дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались
основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась
задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной,
пространством, звуком. Много таких дидактических игр представлено в работах
педагогов и исследователей (Е.И.Тихеевой, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе,
А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой и др.). Многие из них и сейчас используются в
детских учреждениях.
В
настоящее время ведущей формой сенсорного обучения и воспитания становятся
учебные занятия. Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии
взрослого, нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль
по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм. В одних случаях они выступают
своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно
в часы занятий; в других – дидактические игры широко используются в
повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.
Дидактическая
игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной
сущности занятий в дидактической игре действует одновременно два начала:
учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим
воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с
ними, а дети учатся играя.
Учебное,
познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических
задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания
детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с
детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.
При
описании игр, включенных в сборники, дидактические задачи выделяются и
воспитатели детских садов, проводя игры, стремятся осуществить эти задачи. Но
из-за настойчивого стремления, во что бы то ни стало добиться решения
дидактических задач, поупражнять и научить детей педагоги часто становятся на
путь прямого обучения.
Анализ
причин излишней дидактизации игры связан с вопросом о том, как предъявляются
детям дидактические задачи в обучающих играх. Дидактическая игра становится
настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные,
познавательные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно
связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровым
действием.
Например,
в играх с дидактической задачей – развивать восприятие формы предметов –
воспитатель не говорит детям об этом прямо, а предлагает рассмотреть картинки и
подобрать похожие.
Дидактическая
задача, таким образом, как бы замаскирована, скрыта от ребенка. Это и делает
дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере
непреднамеренного усвоения знаний и умений детьми. Взаимоотношения между
взрослыми и детьми определяется не учебной ситуацией(воспитатель учит, дети
учатся у него), а игрой, тем, что воспитатель и дети прежде всего участники
одной игры.
Как
только этот принцип нарушается, исчезает игровой характер взаимоотношений между
педагогом и детьми и воспитатель становиться на путь прямого обучения.
Дидактическая игра перестает быть сама собой.
Во
избежание этого в каждой дидактической игре должно быть предоставлено
развернутое игровое действие. Дидактическая игра становится игрой благодаря
наличию в ней различных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов
загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.
Успешное
использование дидактических игр в качестве игровой формы обучения требует более
пристального внимания к анализу игр по характеру игрового действия. В нашем
опыте сенсорного воспитания детей используются следующие известные виды
дидактических игр.
1.
Игры-поручения,
основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать,
складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь
элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическими действиями
с предметами.
2.
Игры
с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и
исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
3.
Игры
с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай»,
«отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
4.
Сюжетно-ролевые
дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении
различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца,
покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.
5.
Игры-соревнования,
основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто
первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.
6.
Игры
в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет или картинку, связанные с
интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, удержаться, не
потребовать себе штрафной предмет, не сказать запретное слово.
Например.
В игре с дидактической задачей – совершенствовать восприятие формы предметов
основным условием выигрыша должно быть умение детей вычленять форму и подбирать
предметы по форме. Если в другой раз ставиться цель – научить детей называть
цвет предметов, выигрывает тот, кто лучше всех умеет это делать, и т.д.
Существенно,
что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения
дидактической задачи становиться не прямое указание воспитателя, а естественное
для дошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть.
Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее
ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это
требуется по условиям и правилам игры.
В
основе же дидактических упражнений лежит иное начало: сенсорное обучение и
воспитание осуществляются путем многократных упражнений с дидактическим,
обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогика
располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различии
величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера), формы (наборы
плоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров,
кругов и т.д.), цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов) и
др. Конструкция дидактических материалов такова, что содержит не только задачу
(например, различить величину), но и подсказывает нужный способ решения.
Повторное
воспроизведение, тренировка в том или ином сенсорном действии – основная цель
дидактических упражнений. Эта цель так прямо и ставиться перед детьми в качестве
конкретного задания-поручения воспитателя.
При
ознакомлении со свойствами предметов (формой, величиной, цветом) чаще всего
детям предлагают: подобрать определенным способом используемые материалы (по
форме, величине, цвету); вложить геометрические фигуры в соответствующие
отверстия; разложить цветные палочки по цвету, размеру и т.д.
Дидактический
смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность
действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действительно
ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
Кроме
специальных дидактических материалов, широко используются различные наборы
обычных игрушек и картинок. Они подбираются по какому-либо определенному
свойству или признаку: по цвету, форме, величине и т.д. Так наборы предметов
становятся дидактическими пособиями для различения цвета, формы, величины.
Много
общего с рассмотренными упражнениями имеется в играх с дидактическими
игрушками. Главным образом это игры с широко распространенными народными
деревянными игрушками: матрешками, башенками, шарами, яичками, грибками и
другими сборно-разборными игрушками и вкладышами. Как и дидактические
материалы, они специально созданы для развития сенсорики детей, для упражнения
в различении величины, формы, цвета и т.д. ; имеют такое же автодидактическое
начало.
В
работе с детьми надо использовать и дидактические игры и дидактические
упражнения, но учитывать, когда целесообразнее решать дидактические задачи
путем привлечения того или иного. Включение в дидактически организованную
систему детского сада дидактических игр и упражнений значительно расширяют
возможности сенсорного и умственного воспитания. Это позволяет совершенствовать
занятия в целом, так как важные задачи по закреплению и формированию умений и
знаний могут быть осуществлены в дидактических играх и упражнениях.
Им
принадлежит серьезная учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее
совершенствование сенсорного опыта детей, а также на формирование у них
обобщенных знаний и способов действий.
На
определенном этапе формирования сенсорных процессов по мере накопления детьми
чувственного опыта, представлений о форме, величине конкретных предметов в
дидактических играх происходит осуществление второй части учебной функции –
ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно установленными
сенсорными эталонами (геометрическими фигурами и телами, цветами солнечного
спектра).
Например,
для формирования у детей общих представлений о цвете первоначально нужны
дидактические игры и упражнения, в которых дети овладевают умением различать,
узнавать и называть основные цвета солнечного спектра(красный, синий, желтый).
Затем детей знакомят с дополнительными цветами.
Полученные
детьми общие знания о цвете (или о форме, величине) способствуют сенсорному и
умственному развитию. Используя эти знания как эталоны, как средство познания
предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в
окружающем мире.
Дидактические
игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию – контроля за
состоянием сенсорного развития детей.
В
целях определения достижений детей в сенсорном развитии воспитатель может
использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками
или игрушками-вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей
по величине, педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать
ребенок. Те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок
находятся на низком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы, но
делают это целенаправленно. Можно считать, что эти дети находятся по сравнению
с первыми на более высоком уровне. И, наконец, детей можно отнести к еще более
высокому уровню, если они безошибочно подбирают детали, лишь на основе зрительного
соотношения.
Таким
образом, в общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические
игры решают учебные задачи: кроме того, они – хорошая школа использования
детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец,
выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.
Страницы: 1, 2, 3
|
|