Использование фольклора в патриотическом воспитании и совершенствование творческих способностей
Считаю важным проведение своевременного мониторинга успехов
воспитанников, т. к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи
детей, но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога, а
педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности
выбранных технологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с
конкретным ребенком и при необходимости внести коррективы в план своей работы.
Если исходить из позиции, что развитие творческих способностей
детей и их патриотическое воспитание – это составная часть всей работы
музыкального руководителя, то имеет место при оценке эффективности этого
направления в работе опираться на общие результаты музыкального развития детей.
Правда, существует при этом определенного рода формальность, т. к.
результат – это не всегда есть цифры, выведенные в уровень, а наилучший
показатель музыкального развития творческих способностей и чувства патриотизма
детей – это участие ребёнка (детей) в мероприятиях, в данном случае, в
фольклорных праздниках, театрализованных действиях и т.д., в праздниках с
социально-значимыми идеями.
Хотелось бы обратить внимание, что в настоящей квалификационной
работе результаты будут рассмотрены с трёх позиций:
1.
Коэффициент
показателей музыкального творчества детей возрастных групп за период – МАЙ 2004–05
уч. год, ЯНВАРЬ 2005–06 уч. год по показателям.
2.
Уровень
музыкального творчества детей, с которыми проводилась работа в обозначенном
направлении (МАЙ 2004–05 уч. год, СЕНТЯБРЬ 2005–06 уч. год, ЯНВАРЬ 2005–06 уч.
год)
3.
Коэффициент
уровня музыкального творчества возрастных групп – сравнительные результаты
Детское музыкальное творчество определено рядом показателей,
каждый показатель имеет уровневую дифференциацию:
q
Восприятие музыки
q
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
|
|
Пение
q
Музыка
и движение
q
Элементарное
музицирование
q
Песенное
творчество
q
Танцевальное
творчество
q
Музыкально-игровое
творчество
q
Импровизационное
музицирование
В своей работе по музыкальному
воспитанию детей я достигла определенных положительных результатов, что
подтверждают результаты диагностики – май 2004–05 и сентябрь-январь 2005–06
годы.
В диагностическом исследовании
приняли участие всего 67 человек
2004–05 уч. год – 1 младшая группа – 20 человек
средняя группа – 25 человек
старшая группа – 22 человека
2005–06 уч. год – 2 младшая группа – 20 человек
старшая группа – 25 человек
подготовительная группа – 22 человека
1. Коэффициент музыкального творчества детей возрастных групп за
период – МАЙ 2004–05 уч. год, ЯНВАРЬ 2005–06 уч. год по показателям.
Так, из
диаграмм видно, что увеличилось в%-ном соотношении количество детей, имеющих высокий
уровень музыкального творчества. Например, значительное увеличение по
показателю (соответственно) «восприятие музыки» 0%-38% в январе, «элементарное
музицирование» 14%-71%, «музыкально-игровое творчество» 14% – 50%. Снизился%-ный
показатель количества детей, имеющих низкий уровень как в целом, так и
по отдельным показателям значительно. Например, «песенное творчество» 43% – 7%,
«импровизационное музицирование» 29%-0%.
Таким образом, сравнительные результаты двух диагностик
позволили выявить положительную динамику в плане развития детского музыкального
творчества у детей этих возрастных групп.
2. Уровень музыкального творчества
Анализ диаграммы позволяет увидеть определенную положительную
динамику в развитии музыкального творчества детей обозначенных возрастных
групп. Так, значительно вырос коэффициент музыкального творчества за период МАЙ
2004–05 уч. года – ЯНВАРЬ 2005–06 уч. года во всех возрастных группах.
Для сравнения:
q
высокий уровень:
ü 1 младшая группа
(май, 2004–05 уч. г.) всего 20%, эта же группа, но уже 2 младшая (сентябрь,
2005–06 уч. г.) – 25%, в январе 2005–06 уч. г. уже 36%.
ü Средняя группа (май,
2004–05 уч. г.) – 55%, эта же группа, но уже старшая (сентябрь, 2005–06 уч. г.)
– 62%, в январе 2005–06 уч. г. – 73%.
ü Старшая группа (май,
2004–05 уч. г.) – 32%, эта же группа, но уже подготовительная (сентябрь, 2005–06
уч. г.) – 44%, в январе 2005–06 уч. г. – 57%
q
средний уровень соответственно то же претерпел значительные
изменения в сторону снижения коэффициентов музыкального творчества в пользу
высокого уровня.
q
низкий уровень отсутствует.
3.
Коэффициент уровня музыкального творчества возрастных групп –
сравнительные результаты
Сравнительный анализ коэффициентов музыкального творчества
детей за период с МАЯ 2004–05 уч. года по ЯНВАРЬ 2005–06 уч. года позволяет
отметить положительную тенденцию в плане развития музыкального творчества детей,
в целом, по всем выше обозначенным возрастным группам. Так, если сравнивать
результаты диагностики МАЯ 2004–05 уч. года и ЯНВАРЯ 2005–06 уч. года, то
видно, высокий уровень (соответственно по дате диагностики) вырос с 33% до 56%;
средний уровень снизился в сторону высокого уровня с 67% до 44%.
Анализ результатов полученных данных позволяет сказать, что
выдвинутая гипотеза настоящей квалификационной работы подтвердилась на практике
работы с детьми.
Таким
образом, результатом систематической, целенаправленной и
планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального
творчества у выделенной группы дошкольников посредством использования фольклора
как одного из средств развития творческих способностей и патриотического
воспитания.
Хотелось бы заметить, что учебный год еще не закончился,
работа продолжается и, думаю, что в МАЕ 2005–06 уч. года результаты
музыкального творчества детей станут еще выше и качественно лучше.
Для достижения полученных результатов осуществлялась работа,
предполагающая (со стороны музыкального руководителем) не только изучение
практического программного материала, но и изучение теоретических основ
музыкального развития детей дошкольного возраста.
В работе по приобщению детей к истокам русской народной
культуры и развитию творческих способностей детей использую материалы:
q Программы
«Гармония», автор К.В. Тарасова
q Программы
«Орфей», автор И.Г. Галянт
q Программы
патриотического воспитания дошкольников «Наследие», автор М.Ю. Новицкая
q Программы
нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». Под
редакцией Т.И. Оверчук
q «Программы
эстетического воспитания» /авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина/,
q Учебно-методических
рекомендации Программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
/авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханёва/,
q Музыкально-литературные
разработки журнала «Музыкальная палитра» и др.
Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый
ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности,
предложенных на занятии. Содержание и форма проведения каждого занятия
тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные
задачи: образовательные, воспитательные и развивающие. Так, работа по обучению пению
занимает значительное место в системе работы. Например, при обучении детей
сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, учу преодолевать трудности в
исполнении песенного фольклора. В систему такого вокального воспитания включаю
развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания;
протяжённого, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной
дикции; единой манеры пения и говора. На музыкальных занятиях навыки пения
прививаю детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному.
Основой нового репертуара, предназначенного для обучения ребят, являются
произведения детского музыкального фольклора, которые они хорошо знакомы детям.
В рамках реализации обозначенной цели по патриотическому
воспитанию и развитию творческих способностей детей также планируется
проведение музыкальных досугов для детей – фольклорных ярмарок,
театрализованных представлений и праздников, имеющих социально-значимые идеи; в
ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей разработаны серии
консультаций для родителей о праздниках и обрядах на Руси, разработан цикл
родительских встреч и т.д.; осуществила подборку и систематизацию материала для
музыкальных занятий (репертуар музыкальных произведений, декорации для
театрализованных действий и т.д.).
Основания для аттестации на первую квалификационную категорию:
q
Создала
методическое обеспечение к программе «Гармония» К.В. Тарасовой и
адаптировала к условиям работы в детском саду с детьми 3–7 лет.
q
Составила
педагогический мониторинг качества музыкального развития ребенка, который был
представлен на заседании ГМО музыкальных руководителей дошкольных
образовательных учреждений в 2002 году.
q
Разработала
и систематизировала комплекс музыкально-оздоровительных игр и упражнений для
детей с ослабленным здоровьем, который успешно применяется как воспитателями,
так и специалистами детского сада в работе с воспитанниками.
q
Обобщен
опыт работы по программе «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, который
рекомендован к использованию педагогам ДОУ при организации разных форм
двигательной активности: утренней гимнастики, на занятиях по плаванию, физ.
минутках в течение дня. Результатом является эмоциональное освоение детьми
навыков здорового образа жизни.
q
На
протяжении пяти лет участвую в городском фестивале творчества «Самотлорские
роднички», результаты которого являются призовые места в 2002 и 2004 годах,
отмеченные дипломами в номинациях «Вокал» и «Хореография».
Заключение
«Русский народ не должен
терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета,
достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о
своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке,
живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены
воспитанием душ, а не только передачей знаний», – говорит Д.С. Лихачев.
Именно
поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души
ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам
постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться
к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам,
декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из
своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период,
когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во
многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только
характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и
оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими
родителями и своей Родиной.
Одним из направлений работы музыкального руководителя является
воспитание патриотических чувств у детей. Реализацию обозначенного направления вижу
в приобщении детей к истокам русской народной культуры через знакомство с
различными жанрами русского фольклора, каждый жанр интерес, красив и несёт в
себе образовательно-воспитательный эффект.
Считаю, что предложенный материал в настоящей квалификационной
работе имеет практическую значимость и может заслуживать внимания
педагогов-специалистов в качестве теоретической консультации (теория вопроса) и
методического пособия (Приложение) для работы по приобщению детей к истокам
русской народной культуры и развитию творческих способностей детей дошкольного
возраста.
Литература
1.
Аникин В.П. Русские народные
пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
2.
Веселая ярмарка. Сценарии
нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. – Смоленск, 1998
3.
Картушина М.Ю. Сценарии
оздоровительных досугов для детей 3–4 лет., М., 2004
4.
Ковалева Г.А. Воспитывая
маленького гражданина…/Практическое пособие для работников ДОУ., М., 2004.
5.
Кондрыкинская Л.А. С чего
начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М., 2004
6.
Мой родной дом / Программа
нравственно-патриотического воспитания дошкольников. М., 2004
7.
Музыкальная палитра // журнал.,
2003 г., №2, стр. 14
8.
Музыкальный фольклор и дети:
Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В. – М., 1992
9.
Новицкая М.Ю. Наследие.
Патриотическое воспитание в детском саду., М., 2003
10.
Науменко Г.М. Дождик, дождик,
перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. – М., 1998
11.
Науменко Г.М. От зимы до
осени. – М., 1979
12.
Науменко Г.М. Детский
музыкальный фольклор. – М., 1999
13.
Науменко Г.М. Народный
праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 1 – зима, весна.
Часть – 2 – лето, осень. – М., 1999
14.
Науменко Г.М. Фольклорный
праздник. М., 2000
15.
От зимы до осени. Фольклорный
праздник., М., 1979
16.
Патриотическое воспитание дошкольников
средствами краеведо-туристской деятельности / Пособие для реализации
государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001–2005
года»., М., 2003
17.
Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. Программа. – Спб., 1998
18.
Программа эстетического воспитания.
/авторы Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. – М.,
2002
19.
Разина Т.М. Русское народное
творчество. М., 1999.
20.
Романюта В.Н. Ты и твои
друзья. Учим детей общаться. М., 2002.
21.
Шмаков С.А. Игры-шутки,
игры-минутки. М., 1996.
Страницы: 1, 2, 3
|