Использование элементов психологической диагностики в профильной подготовке школьников
Большое значение
в формировании готовности войти во взрослую жизнь, в том числе и профессиональную,
имеют:
• развитость
потребностей, так как это главный источник активности человека, и они лежат в
основе направленности личности;
• нравственные
установки;
• ценностные
ориентации;
• самосознание;
• становление и
развитие интересов и способностей, то есть потребности в определенных знаниях,
видах деятельности и индивидуальных психологических особенностей личности.
В связи с этим
понятие “готовность к трудовой деятельности и профессиональному
самоопределению” трактуется как интегративное (или обещающее) качество
личности, включающее знания, умения, навыки на конкретные действия. Это
понятие связано с возрастными и психофизиологическими особенностями учащихся,
их индивидуальными качествами. Для характеристики готовности к трудовой
деятельности приняты следующие единые критерии:
- критерий
информированности;
- критерий
мотивационно-потребностный;
- критерий
деятельностно-практический.
Основная задача
учителя и всего учебного процесса в целом, состоит в том, чтобы ученик
соответствовал этим критериям.
1. Критерий
информированности - предполагает знание учащимися содержания, условий работы,
результатов труда по различным профессиям, о своих интересах, склонностях,
качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического развития,
особенностях ощущений,
восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, темперамента, характера, а
так же о требованиях различных профессий к вышеперечисленным качествам и
особенностям человека.
2. Критерий
мотивационно-потребностный - предполагает освоение учащимися труда как образа
жизни, их мотивы, цели и ценности труда вообще, мотивы выбора профессии,
наличие у учащихся интересов и сочетание труда с его материальным
вознаграждением.
3. Критерий
деятельностно-практический - предполагает овладение учащимися умениями и
навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие у учащихся
коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана
дальнейшей жизни, труда и
профессионального обучения.
Вышеперечисленные
критерии служат ориентиром и учителям и ученикам. Зная эти критерии, учителя в
своей педагогической деятельности формируют у учащихся те качества личности,
которые помогут им выбрать профессию и определиться в жизни. Учащимся же любого
возраста,
а учащимся 11-го класса особенно, знание этих критериев дает возможность иметь
представление о самом себе, своих умениях, интересах, притязаниях и
возможностях, ограничениях и их причинах.
По результатам
изучения психологической стороны готовности учащихся к трудовой деятельности и
профессиональному самоопределению, их индивидуальных особенностей и качеств
личности, можно сказать, что большинство учащихся проявляют личную
направленность, то есть направленность на себя. Это говорит о том, что
подростки изучают и сравнивают себя с другими людьми, сверстниками, взрослыми.
Также многие учащиеся направлены на коллектив, что объясняется характерной для
этого возраста потребностью в общении и самоутверждении в коллективе своих
сверстников. Очевидна неуверенность большинства учащихся в своих силах и, в то
же время, явно завышенный уровень притязаний в планируемой деятельности, в
намерениях достигнуть чего-либо, так как подросток не знает меры своих сил,
которые еще недостаточно крепки, чтобы быть взрослым, чтобы осуществлять свои
далеко идущие планы. В этом и состоит внутренняя противоречивость подросткового
возраста. Подросток, как формирующаяся личность испытывает двойственность: с
одной стороны, он изучает себя, свой устанавливающийся внутренний мир, отмечает
рост физических и духовных сил, а с другой - испытывает определенную
неуверенность в себе и в своих силах, ему еще не хватает целеустремленности в
реализации своих способностей.
1.5.
Выводы
В первой главе
нашего исследования мы рассмотрели вопросы формирования
психолого-педагогических проблем политехнического образования в курсе обучения
технологии, выявили сущность понятий «политехнические основы» и
«технологическая подготовка», разобрали и привели к общему знаменателю характеристику
политехнических основ, а так же рассмотрели вопросы использования политехнических
основ в технологии. Для полного рассмотрения проблемы, мы решили взять для
примера применения политехнических основ в курсе обучения технологии учащихся
11 классов, и изучили их возрастные психолого-педагогические особенности.
2.
Разработка элементов психологической диагностики в профильной подготовке
школьников
2.1.
Роль и место раздела в профильной подготовке школьников
Раздел
"Информационные технологии" включен в образовательную область
"Технология" не случайно. Понятия "информация" и
"технология" являются неотъемлемой частью современной жизни.
Информация – это
не только сведения, передаваемые одними людьми другим, но и сам процесс
передачи или получения этих сведений. Под информационными технологиями понимаются современные виды информационного
обслуживания различных сфер человеческой деятельности, организованные на базе
компьютерной техники и средств связи. В образовании информационные технологии
часто отождествляются с технологиями изучения и применения компьютерной техники
в решении образовательных задач.
Раздел
"Информационные технологии" предполагает ознакомление учащихся с
возможностями использования ПЭВМ для решения практических задач, т.е. овладение
компьютерной грамотностью, включающей умения подготовки
и редактирования текстов, чертежей, рисунков, выполнение простейших расчетов и
поиска информации. Изучение информационных технологий не ставит целью овладение
навыками программирования, формирование которых возлагается на другой школьный
предмет "Основы информатики и вычислительной техники".
Программа раздела
ориентирована в достаточно большой степени на существующие в настоящий момент
типы универсальных пользовательских программ – текстовые и графические
редакторы, электронные таблицы, базы данных.
В ходе изучения
раздела учащиеся знакомятся с понятием информации, источниками, видами
информации, ее ролью в современном мире, способами получения, передачи,
хранения и использования с помощью ПЭВМ, использования ПЭВМ в системах
управления (роботами, станками с программным управлением и т. п.) и освоения
высоких технологий.[7]
В процессе
освоения информационных технологий учащиеся приобретают навыки освоения
прикладного программного обеспечения и аппаратных средств современных ПЭВМ,
набора и редактирования текста, деловой переписки, работы с графическим
редактором, с базами данных, навыки освоения бухгалтерских операций,
компьютерного делопроизводства.
Часть тем носит
ознакомительный, информативный характер. Желательно, чтобы по этим темам
учащиеся подготавливали рефераты, тезисы или иллюстрации, используя компьютер.
К изучению
раздела «Информационные технологии» привлекаются учащиеся со II по XI класс.
Во II классе
происходит знакомство учащихся с понятием об основных источниках информации
(телефон, телевизор, проигрыватель, книга и т. д.), а также с возможностью
использования информации в виде радиосигналов для простейшего управления. В
качестве объектов управления можно использовать радиоуправляемые игрушки.
Происходит знакомство с ПЭВМ на уровне освоения клавиатуры как средства ввода
информации в ПЭВМ и управления простейшими объектами на экране монитора.
Знакомство с компьютером и приобретение простейших навыков общения с ним
происходит посредством развивающих и дидактических игр. Для желающих (или
наиболее подготовленных школьников) возможно знакомство с текстовым или
графическим редактором. В результате учащиеся получают представление об
источниках информации и элементарные понятия об управлении ПЭВМ. Они учатся
обращаться с радиоуправляемыми игрушками, с клавиатурой ПЭВМ, воспринимать и
оценивать информацию с экрана монитора в процессе игры.
В V классе
учащиеся знакомятся с использованием ПЭВМ как инструмента для представления
информации в текстовом и графическом виде, ее редактирования, хранения и
получения твердых копий этой информации. Они учатся работать с текстовым и
графическим редакторами, а также использовать ПЭВМ в режиме калькулятора.
В VIII классе
школьникам предлагается ролевая, частично имитационная игра в «предприятие» с
использованием компьютера на основе всех навыков и умений, полученных к этому
моменту при изучении разделов образовательной области «Технология». В
зависимости от возможностей конкретной школы и фантазии преподавателя
"предприятием" может быть «фабрика игрушек», «швейная фабрика»,
«кафе-мороженое» и т. п. Возможности использования ПЭВМ в организации и работе
такого предприятия многочисленны. Например, ведение деловой переписки, реклама
продукции; учет расходов и доходов; ведение складской документации (учет
наличия и расхода товаров); дизайн и упаковка продукции; разработка фирменного
знака; оформление меню; создание выкроек, по которым может быть сшита
игрушечная и настоящая одежда; эскизов игрушек, которые могут быть сделаны;
раскладка продуктов при изготовлении блюд, которые можно приготовить – далеко
не полный перечень использования ПЭВМ.
Реализуя знания и
умения, полученные при изучении других разделов образовательной области
«Технология», следует имитационную часть игр сводить до минимума.
Предполагается, что в процессе таких игр учащиеся будут меняться функциональными
ролями. При проведении игры школьники впервые встретятся с базами данных,
освоят такие операции, как ввод, поиск, изменение и извлечение информации.
В X классе
учащиеся познакомятся с техникой для телефонной связи, офисной оргтехникой,
периферийным оборудованием ПЭВМ, основами делопроизводства, используя текстовый
редактор компьютера. Учащиеся освоят электронные таблицы и научатся
использовать их в финансовых и других расчетах. Программа X класса
предусматривает использование баз данных для ведения документации в офисе,
школе, на предприятии, в регистратуре поликлиники и т. п.
При изучении
раздела "Информационные технологии" у учащихся XI класса формируется
окончательное и полное представление об использовании компьютера в различных
сферах деятельности.
Изучение
информационных технологий имеет важную прикладную направленность. Возможности
компьютера в настоящее время могут использоваться при изучении различных
разделов образовательной области "Технология".[10]
Так, в процессе
изучения учащимися работы токарного станка может быть применена имитационная программа, моделирующая, например,
процесс подачи резца в зависимости от глубины резания обрабатываемого изделия.
Сама программа может быть выполнена с помощью простейших языков
программирования Qbasic или Turbo Pascal учащимися старших классов в ходе их
проектной деятельности.
В модуле
"Технология обработки ткани" могут быть использованы электронные таблицы по конструированию и
построению чертежей фартука, которые экономят время урока, освобождают учениц
от рутинных записей выполнения таблиц, предусмотренных инструкционными картами.
Электронные таблицы по конструированию объектов труда дают возможность за 2-3
минуты выполнить расчеты, включающие в себя большой объем формул; с помощью
принтера быстро их распечатать с готовыми результатами, которые можно
использовать, как полностью, так и по частям, и т.д. Если, к примеру, в 5
классе учащиеся подставляют в формулу свои мерки и стандартные прибавки,
выполняют расчеты, то в дальнейшем они постепенно переходят на электронные
расчеты.
Моделирующая
программа для построения чертежей является логическим продолжением электронных
таблиц. После введения необходимых данных в таблицу "Мерки" на экране
монитора появляется чертеж конструкции будущего изделия, который используется в
качестве образца и может быть распечатан на принтере, причем как в масштабе,
так и в натуральную величину.
Наглядным
примером, демонстрирующим возможности использования информационных технологий,
являются обучающие и контролирующие программы, которые могут включать в себя
тестовыми задания для контроля знаний учащихся, изучение теоретического
материала и практическую работу на компьютере. Не менее интересен пример
использования файлов-презентаций, отличающихся наглядностью, емкостью и
содержательностью демонстрируемого материала Их применение целесообразно при
объяснении нового материала.
Работа по
предложенной программе требует как соответствующего оборудования, так и
программного обеспечения, которым в настоящее время обеспечены не все школы. Следует
отметить, что не все учителя представляют себе значение компьютерной техники на
уроках технологии.
Необходимо ознакомить учителей с пакетом программ, входящих в MS OFFICE ,
а также с пакетом специальных программ, который будет ими использован в процессе
преподавания различных разделов образовательной области "Технология".
Например, КОМПАС-ГРАФИК LT (упрощенная версия чертежно-графического редактора),
КОМПАС-3D (программа трехмерного параметрического моделирования, включающий
чеpтежно - констpуктоpский редактор КОМПAС - График), КОМПАС - Viewer -
программа просмотра чертежей и трехмерных моделей могут быть использованы на
уроках технологии в процессе изучения учащимися образовательного модуля "Графика".
Программа ElectroM может быть применена на практических работах учащихся для
создания, расчета и отображения в трехмерном виде электрических схем. Очень
удобная и простая программа Sprint Layout v3.0 для "ручной" разводки
печатных плат, являющаяся своеобразной заменой бумаги, карандаша, стиральной
резинки, также как и предыдущая программа поможет ученикам лучше осваивать электрорадиотехнологии.[16]
2.2.
Тематическое планирование раздела
Владение компьютером стало неотъемлемой частью
современной жизни. Согласно концепции модернизации российского образования
школа призвана «обеспечить всеобщую компьютерную грамотность». Решение этой
задачи возможно на уроках технологии.
С целью
достижения нового современного качества образования можно использовать
компьютер на уроках обслуживающего труда в 9 - 11 классах следующим образом:
|