бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование дидактических игр для развития познавательной деятельности 6-классников бесплатно рефераты

Отобранные дидактические игры позволили повысить активность учащихся в их деятельности, ведь ребенок сам активно участвует в процессе познания, сам решает какие знания и умения ему потребуются для выполнения поставленной задачи. В уроки  также включались сюжеты знакомых ребятам сказок и герои литературных произведений. Старались объединить  уроки одной темой, одной сюжетной игрой. Так, например, при проведении урока-игры дети отправились путешествовать в Математическое Королевство.

По пути дети делали остановки, во время которых не только повторяли изученный материал, но и вспоминали литературные произведения, с их героями, вспомнили   о дружбе, о друзьях, которым надо помогать, в игре-путешествии дети расширяли свой кругозор.  Отобранные игры давались на каждом уроке, естественно, форма подачи, виды и время игры или задания  менялись в зависимости от цели и задачи урока.

В дальнейшем в контрольном и экспериментальном классах была проведена еще одна самостоятельная работа.

1. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел:

а) -5 и 6; б) - и ;

в) -3 и 6;  г) -3 и -2;

2. Сравните числа:

а) -5,2 и -3,7;   б) - и -;

в) -3,5 и -1;      г) - и -;

Результаты этой работы были занесены в таблицу 2 (см. Приложение 23) 

В самостоятельной работе надо было найти значения выражений за ограниченный промежуток времени (15минут). Результаты этой работы показывают, что в экспериментальном классе дети лучше усвоили материал, выполнили  работу быстрее, допустив меньше ошибок  при решении.

Далее в экспериментальном классе была продолжена работа с использованием на уроках дидактических игр. В конце педагогической практики была дана итоговая работа.

1.           Вычислите:

 а) -49+(-57);  б) -32-(-13);

 в) -13,97+6,79;  г) -3,15+( -6,75);

2. Сравните числа:

 а) I-4,7I и 3,5;      б) 2,35 и -I-6,45I;

в) - и ;          г) -1,11 и -I-3,24I;

д) -295 и -I-925I;   д)-367 и -366;

Результаты были проанализированы и занесены в таблицу 3 (см. Приложение 24)

Сопоставительный анализ уровня знаний учащихся в контрольном и экспериментальном классах показал, что учащиеся экспериментального класса лучше справились с работой. В экспериментальном классе 17 человек выполнили работу верно, а в контрольном классе - 9 человек. Допустили ошибки на вычитание  в экспериментальном классе 2 человека, а в контрольном - 6 человек. Сопоставительный анализ уровня знаний учащихся в экспериментальном классе на начало и конец эксперимента показал, что качество знаний повысилось на 25%. Если в первой контрольной работе выполнили работу верно 12 человек, то в последней контрольной работе выполнили верно 17 человек. С работой справились все. Мы убедились, что игровая деятельность способствует не только активизации познавательной деятельности, но и формированию умения безошибочно вычислять.

Применение дидактических игр позволило сделать обучение школьников более интересным, занимательным, активизировать познавательную деятельность, повысить уровень внимания и памяти. Использование дидактических игр стимулирует активность каждого ребенка, повышает качество процесса обучения школьников. Дидактические игры помогают разнообразить виды учебной деятельности детей на уроке, ведут  к систематизации знаний и жизненного опыта, являются хорошим средством для создания комфортной  атмосферы урока. 

Таким образом, результаты самостоятельных работ, наблюдение за деятельностью учащихся на уроках подтвердили то, что включение в урок дидактических игр, отобранных в соответствии с целями урока, возрастными особенностями детей, оказывает существенное влияние на развитие мотивации познавательной деятельности.


Заключение

         В свете требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое  значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов, активного деятельного отношения к учебному процессу. При этом  не менее важным требованием является снижение психических  и  физических перегрузок   школьников. Дидактическая игра содержит в себе реальную возможность решения этих задач. Для решения поставленных задач  были использованы следующие методы:      

  1. изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

  2. опытное обучение, включающее наблюдение, анализ письменных работ учащихся.

Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации развивают мотивацию познавательной деятельности учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим.

Из изложенного можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно  для всех учащихся. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого  интереса. Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством развития мотивации познавательной  деятельности школьника, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.

Всякая игра, предлагаемая ученикам на уроках математики, не может быть самоцелью. Она обязательно должна нести смысловую нагрузку, т.е. всякая игра должна развивать мышление ученика, расширять кругозор. С этой точки зрения и следует подходить к выбору той или иной игры. Кроме того, игра по своей сложности должна соответствовать умственному и физическому развитию учащихся, участвующих в ней. Перед игрой надо разъяснить правила игры так, когда каждый игрок отвечает только за свои действия. Игра не дает общественно значимого продукта. Игровая деятельность всегда мотивированна интересом. Она связана со свободной организацией – ребенок обычно играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени, как хочет, сколько хочет и когда хочет» По определению Петровского А.В. , -деятельность – активность, регулируемая целью.

В ходе написания  выпускной квалификационной работы были реализованы поставленные цели и задачи. Гипотеза дала  положительный результат

Теоретической базой исследования послужили 36 источников литературы. Выявлена результативность использования дидактических игр, проведено анкетирование с целью выявления развития мотивации познавательной деятельности учащихся, разработано, проведено и проанализировано 5 конспекта уроков,  подобрано 12 игр по разным темам программы 6 класса. Получены следующие выводы:

1.            Игра- это одна из форм обучения. Она должна включаться в учебный процесс по предметам в тесной связи с другими приемами учебной работы.

2.            Учителю необходимо продумывать методику работы с игрой на уроке.

3.            Учителю нужно уметь организовать игру так, чтобы заинтересовать детей учебным материалом.

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие                                      требования к ним:

1.            Каждая дидактическая игра должна включать в себя упражнения, полезные для умственного развития учащихся и их воспитания

2.            В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления  некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С.Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра»

3.            Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Таким образом, использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока, и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса, выполняя однотипные упражнения, необходимые для формирования вычислительных навыков. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности, умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.

Выпускная квалификационная работа может стать методическим пособием для студентов Кунгурского педагогического училища, как при подготовке докладов, сообщений на эту тему, так и при проведении пробных уроков или преддипломной практики. А также ею могут воспользоваться учителя математики, преподающие в средней школе, стремящиеся вызвать интерес к урокам математики, используя для этого дидактические игры.



Алгоритм подготовки к проведению дидактической игры

Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний. Развитие сенсорных способностей, активизация  психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.

Установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения.

Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры.

Определение количества играющих (весь класс, небольшие подгруппы, индивидуально).

Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры.

Подготовка к игре самого учителя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, методы руководства игрой.

Подготовка к игре учащихся.


Организации познавательной деятельности учащихся

1.                 Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

- использование  установок в форме убеждения, внушения;

- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2.                 Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытии», формулирования выводов);

- опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуации, разные уровни проблемно - эвристического решения задач и т.д.)

- руководство повышением уровня понимания(от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.                 Закрепление результатов работы:

- формирование навыков путем упражнений;

- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.


Факторы необходимые при подборе занятия,  игры

1.            Сколько будет участников?

2.            Какими умениями и навыками обладают они?

3.            Какую цель должна преследовать игра? (Развить определенное знание, закрепить некоторые навыки, дать разрядку от напряженной умственной  работы, выдвинуть для решения какую-то проблему.)

4.            Какое оборудование потребуется для игры и как его подготовить?

5.            Как отметить победителей в игре?

Советы молодому учителю

по руководству познавательной деятельности учащихся

1.      Делать обучение ярким, занимательным, при этом вырабатывать у учащихся и волю, и настойчивость в преодолении трудностей.

2.       Использовать различные формы проведения уроков ( урок-лекция, урок-семинар, урок-диспут, урок-конференция, урок-конкурс).

3.      Применять прогрессивные методы обучения- системы методов проблемного обучения, гарантирующие развитие творческого мышления учащихся.

4.      Устанавливать демократический стиль общения с учащимися.

5.      Предоставлять учащимся право на ошибку.

6.      Учить работать с книгой, уделять внимание организации и методике проведения творческих работ.

7.      наблюдать, изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся.

8.      Руководствоваться правилом: если в данных условиях тема посильна для учащихся, надо организовать ее самостоятельную обработку, если нет, учитель сам обязан излагать материал.

9.      Планомерно готовить ученика к выполнению домашнего задания (ясность, однозначность, понятность). «Задаешь - проверяй, не проверяешь - не задавай».

10. Сопоставлять то, что предлагалось сделать на уроке с тем, что фактически  осуществлено.

11. Постоянно выяснять степень  продвижения учащихся (в знаниях, навыках, развитии) по сравнению с предлагаемым результатом.

12. Учитывать, охотно ли работают учащиеся на уроке.

13. Требования на уроке должны быть позитивны, определены, посильны и доведены до конца.


Словарь.

1.                 Познавательная деятельность, как и любая другая, направлена на развитие ребенка, имеет свою специфику как в содержании деятельности детей, так и в применениях ими методах

2.                 Познавательный интерес-стремление к знанию, возникающее из активного отношения к предметам и явлением действительности в процессе деятельности.

3.                 Дидактическая игра-это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях.

4.                 Обучение-это процесс целенаправленной передачи общественно-математического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков.

5.                 Игра-это вид деятельности, где ребенок может проявить себя в разных позициях; просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры.

6.                 Метод-это способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи.

7.                 Игра на уроке математики - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего

8.                 Игра для детей - это способ познания мира и своего места в нем, а потому, она необходима для развития личности ребенка.

9.                 Игровая роль-отражение какой-то реальной социальной роли или положения участника в структуре уже существующих игровых отношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8