бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование дидактических игр на уроках экономики бесплатно рефераты

Использование дидактических игр на уроках экономики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

БАРНАУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 



Физический факультет

 

 

 

Использование дидактических игр на уроках экономики

 

 

Курсовая работа



 

Выполнил: студент 5 курса 524 группы Коровин А.А.


Научный руководитель: Мурзинцева О.Г.


Курсовая работа защищена


«       »                                 2007 г.



 (оценка)








 

 

 

 

 

Барнаул 2007 г.

 

 

 

Содержание

                                                                                          

Введение                                                                                                                3


Глава1  Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения.

1.1. Игра как психическое явление                                                                     8

1.2. Роль и значение дидактической игры в учебном процессе                      15

1.3. Состояние проблемы использования дидактических игр в теории и практике общеобразовательной школы                                                            19

1.4. Теоретические выводы по работе                                                               30


Глава 2 Содержание и использование дидактических игр на уроках экономики в старших классах общеобразовательной школы.

2.1. Календарно-тематическое планирование занятий экономики                33

2.2. Разработка дидактических игр для занятий по экономике                      38

2.3. Методика использования дидактических игр                                           47

2.4. Экспериментальная работа                                                                         55

2.5. Анализ результатов исследования                                                             63

2.6. Методические рекомендации по использованию дидактических

       игр на уроках экономики в старших классах                                            66

   Заключение                                                                                                     67                            

   Список литературы                                                                                       70

   Приложение

Введение

Нигде необходимость школьного экономического образования не стоит так остро, как в нашей стране. Это связано с тем, что экономическое образование у нас должно быть построено на принципе опережения.

Система общего образования призвана повысить экономическую грамотность общества.

   В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все, более широкое распространение получают различного рода игры.

   Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

   Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Актуальность:
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

В российской системе экономического образования возникают противоречия:

1. Между необходимостью и потребностью использования дидактических игр в учебно-воспитательном процессе и недостаточной разработкой этого вопроса в педагогической теории и практике общеобразовательной школы.

2. Между ролью экономических знаний на современном уровне развития общества и уровнем профессиональной подготовки педагогов, способных грамотно поставить процесс обучения экономике в старших классах.

Указанные противоречия актуализируют проблему исследования: выявить организационно-педагогические условия использования дидактических игр на уроках экономики в старших классах.

Цель исследования:
изучение влияния дидактической игры на эффективность обучения, выявить оптимальные педагогические условия применения дидактических игр на уроках экономики в старших классах.

Исходя из цели исследования, на основании анализа данной проблемы и результатов опытных исследований, сформулирована гипотеза: если в процессе обучения экономики применять дидактические и сюжетно-ролевые игры то интерес к предмету у учащихся будет выше, повысится качество знаний, а так же прочность усвоения учащимися учебного материала будет более эффективной.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

Задачи исследования:
1) Провести анализ имеющийся педагогической литературы по данной теме.

2) Разработать дидактические игры.

3) Разработать методику применения дидактических игр на уроках экономики в старших классах.

4) Составить систему уроков по экономике с использованием дидактических игр.

5) Провести педагогический эксперимент по выявлению эффективности разработанной методики.

Объектом исследования является: организация учебно-воспитательного процесса на уроках экономики в старших классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: использование дидактических игр в организации учебно-воспитательного процесса на уроках экономики.

При выполнении данной работы нами применялись следующие методы исследования:

1.     Наблюдение

2.     Тестирование

3.     Эксперимент

4.     Беседа

5.     Обработка статистических данных.

Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Лицей №130» (РАЭПШ) Октябрьского района г. Барнаула с 15.10.06. по 12.01.07.

Решение поставленных задач осуществлялось в 3 этапа:

1.                   Поисково-констатирующий. На этом этапе: изучалась психолого-педагогическая литература, подготовка программ эксперимента, констатирующий эксперимент.

2.                   Формирующий. Проводился формирующий эксперимент. На этом этапе были проанализированы и проведены педагогические условия и дидактические приемы, необходимые для формирования деятельности учащихся.

3.                   Заключительный. На этом этапе была завершена опытно экспериментальная работа, систематизация результатов исследования. Полученные в ходе работы данные подвергаются качественному и количественному анализу. Были сформулированы основные выводы, и шло литературное оформление.

 Теоретическое значение работы:

1.                 Проанализировано состояние проблемы использования дидактических игр в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

2.                 Определена совокупность психолого-педагогических условий использования дидактических игр на уроках экономики в старших классах.

Практическая значимость работы заключается

1.     В разработке новых методических игр и методик их применения.

2. В возможности использования его материалов для оптимизации процесса обучения на уроках экономики.

Новизна исследования:

1)     Проведён психолого-педагогический анализ литературы по теме исследования.

2)     Определены организационно-педагогические условия использования дидактических игр на уроках экономики в 11-м классе на примере темы «Предпринимательство».

3)     Разработаны новые дидактические игры.

Структура работы. В работе имеется введение, где сформулированы  основные компоненты исследования: актуальность, проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и этапы.

В теоретической главе раскрыты сущность, виды, особенности  использования дидактических игр.

В опытно-экспериментальной главе проведён констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Данная глава содержит 5 таблиц, две диаграммы.

В заключении сделаны выводы и обобщения, а так же выработаны методические рекомендации для учителей по использованию дидактических игр на уроках экономики в старших классах.

Глава1. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения.

1.1                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Игра как психическое явление

Теории происхождения игры

Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учёными на протяжении многих сотен лет.

Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно–социально–экономического и культурного развития общества [3].

Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиаже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.

В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие.

А.Н. Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: “в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре...[20]

Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется”.

     Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:

Теория избытка нервных сил, компенсаторности возникла в XIX веке, в то время, когда преобладала точка зрения, что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер (1820 – 1903), который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов, направленных на успех в “борьбе за существование”, порождают “идеальное удовлетворение” этих инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения. [14]

Теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов. В начале века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского учёного К. Гросса, который считал игру первичной, изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.д. Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.

Спенсер внёс в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игр у животных, инстинктивные формы которых недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования. В играх животных происходит предварительное приспособление предупражнение инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их взросления.[19]

Гросс стоял на такой же позиции укрепления развития наследственных форм поведения в играх, критически относился к теориям отдыха и избытка нервных сил. Суть концепции Гросса сводится к отрицанию рефлекторной природы и к признанию спонтанности развития за счёт разряда внутреннеё энергии в организме, то есть в игре упражняются только инстинкты.

  Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г.С. Холл (1846-1924) выдвинул идею рекапитуляции (сокращённого повторения этапов развития человечества) в детских играх.

Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далёких предков. [26]

Существует также теория антиципации будущего в детской игре. Сторонники этой теории считают, что игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждёт. Временными аспектами игровой деятельности занимался О.С. Газман. Он писал: “Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях – в настоящем и будущем”. Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее.[41]

Теория функционального удовольствия, реализации врождённых влечений фактически является теорией психоанализа. Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы в играх имеют преимущественно эротическую окраску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх. А. Адлер (1870 – 1937) – австрийский психиатр и психолог, ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии, считал источником мотивации стремления ребёнка к самоутверждению как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности. Адлер объясняет появление игры и её своеобразие как реализацию желаний, которые ребёнок не может осуществить в действительности [2].

З. Фрейд – основоположник психоанализа, разрабатывал идею компенсаторности игры, связывал её с бессознательными механизмами  психики человека. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний.

Как считает Фрейд, в противоположность гипотезе антиципации игры, игры выступают не как выражение функции, а как её изображение. Полезность игры, согласно теории Фрейда, заключается в том, чтобы вызвать с помощью удовлетворения, получаемого окольным путём, подлинный катарсис. Игры позволяют либидо развернуться и выразиться, высвобождать чувственность, стремящуюся испытать и познать себя. [25]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7