Иследование развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного взраста
Цель
пальчиковой гимнастики – стимулировать развитие речевых зон коры головного
мозга, а также способствовать развитию социальной зоны руки (первые три пальца
и смежная с ними часть ладони) и смежного с ней двигательного поля в коре
головного мозга. Зона влияния стимулирует взаимодействие между различными
зонами коры головного мозга внутри полушарий [69, 42–53]. Межполушарные связи
ограничены. Влияет на развитие речевых зон головного мозга, совершенствует
координацию органов артикуляции, чем положительно влияет на звукопроизношение.
Влияние
мануальных (ручных) действий на развитие мозга было известно ещё во 2 веке до
нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев
(типа нашей «Сороки – белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело
и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии [59, 33–35].
Японский врач
Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он
утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих
импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено
множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на
внутренние органы, рефлекторно с ними связанные [109, 26–65].
По насыщенности
акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики
установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность
головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на
состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки,
мизинца – на сердце.
В Китае
распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами.
Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм
эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные
способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают
деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают
координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Талантом
нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза
рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми.
Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее
воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь
развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали
влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи
[10, 69]. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих
рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить
произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М.М. Кольцовой
доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре
больших полушарий мозга [48, 116]. Развитие тонких движений пальцев рук
предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу
формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в
прямой зависимости от тренированности пальцев.
По мнению
известного педагога Марии Монтессори: «Таланты детей находятся на кончиках их
пальцев» [24, 65–73].
Исследования
современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий
мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук:
утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот [68;
94]. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их и
вызывая ощущение тепла с помощью массажа.
Известный
японский учёный Йосиро Цуцуми в течение тридцати лет изучал древние манускрипты
и современную медицину и в конечном итоге разработал оригинальную «методику
сохранения здоровья пальцевыми упражнениями» [109, 198–256].
Самые простые
из рекомендованных им упражнений применяются в обязательном порядке во всех
детских садах и школах Японии. Начиная с двухлетнего возраста, детей обучают
приёмам самомассажа кистей рук и пальцев.
1.
Массаж
пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца,
затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать
весёлыми рифмовками («приговорками»).
2.
Массаж
ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными
шариками. По свидетельству археологов, люди играют кремниевыми, каменными,
мраморными и глиняными шарами многие столетия. Детям предлагаются шарики,
которые можно просто вертеть в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять»,
направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.
3.
Массаж
грецкими орехами. Предлагается:
а) катать два
ореха между пальцами;
б)
прокатывать один орех между пальцами;
в) удерживать
несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;
г) удерживать
несколько орехов между пальцами обеих рук.
4. Массаж шестигранными
карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные
окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и
двумя – тремя пальцами; удерживать его в определённом положении в правой и
левой руке.
5. Массаж
«чётками». Перебирание «чёток» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это
время можно считать количество «чёток» (в прямом и обратном порядке).
Одним из
показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития
ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято
называть, мелкой пальцевой моторики.
Психологи
отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано
и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей
двигательной и ручной [19, 168–172].
Первый этап
мышления называют наглядно – или предметно – действенным. С полным основанием
такое мышление можно назвать «ручным» – ведь только манипулируя
предметами, ребёнок познаёт их свойства, особенности. Это значит, что все
мыслительные задачи он решает руками, действиями.
Чем больший
запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт ко
второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими
предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Плащ бегемотового
цвета», «Дай такую букву, как баранка».
Третий этап –
словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи
будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями,
умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью. В итоге
приходим к выводу: начало развитию мышления даёт рука. Как писал физиолог И.П. Павлов,
«руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова
способствуют развитию мозга» [68, 76].
Современные
педагоги, опираясь на данные физиологии и нейропсихологии, пытаются определить
по ручной умелости детской руки особенности развития мозга, центральной нервной
системы, а также выяснить степень соответствия возрастным нормам, требованиям и
«стандартам», степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению [49].
Чаще всего
анализируются графические умения детей. Так, английские исследователи Д. Элстон
и Д. Тейлор оценивают, соответствует ли норме развитие мозга и руки ребёнка
по результатам копирования простейших геометрических фигур [93, 64]. Нормой
считается, если в два года ребёнку доступно копирование вертикальной линии
определённой длины; в два с половиной года – горизонтальной линии; в три года –
копирование круга; в четыре года – пересекающихся линий, с соблюдением размеров
и соотношения штрихов; в пять лет – копирование квадрата; в пять с половиной
лет – треугольника; в шесть лет – простейших геометрических фигур с соблюдением
их размеров и штрихов.
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому
времени, когда ребёнок пойдёт в школу, – это развитие точных движений, или, как
их ещё называют, тонкой моторики [93, 75]. В психическом развитии человека
очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причём
зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет
ребёнку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией
движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою
очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно,
способствует умению говорить. В головном мозге самые большие зоны «обслуживают»
движение руки, особенно кисти и больше всего – большого пальца. Полноценное
развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности;
известно, например, что глухонемые дети, объясняющиеся посредством жестов, не
всегда могут овладеть абстрактными понятиями и достичь высокого уровня
обобщения.
Развитие
движений ребёнка происходит «от плеча к кисти»: сначала это беспорядочные
движения рук младенца, который нередко попадает себе по носу, но промахивается,
пытаясь достать погремушку. Затем, в возрасте 1 – 3 лет, это возникновение так
называемого «предметного действия», действия согласно основному предназначению
предмета: если это ложка, ребёнок должен ею есть, а не стучать, расчёской –
причёсываться и т.д.
Примерно с 3
лет возникает интерес ребёнка к изображению предметов, и он пытается овладеть
карандашом. И, наконец, в возрасте 6 – 7 лет его моторика уже готова к тому,
чтобы учиться писать скорописью. Причём любопытно, что именно в этот момент в
созревании центральной нервной системы происходит резкий скачок, и 6 – летки
разительно отличаются по своим двигательным возможностям от 7 – леток (на этом,
в частности, строится много возражений против обучения с 6 лет).
Очень часто
общеинтеллектуальное развитие ребёнка опережает его моторные навыки, и бывает
обидно, если обучение в школе осложняется или вообще откладывается на год по
этой причине.
Таким образом,
изучив исследования многих ученых, мы приходим к выводу, что движения рук,
связанные с включением пальцев, необходимы для развития ребёнка. Если это
сделать несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением
письму в школе и другие проблемы в развитии ребёнка.
Необходимость
изучения проблемы готовности детей к школе и подготовки их руки к письму в
настоящее время становится очевидной не только узким специалистам, но и широким
кругам общественности. Глубокий анализ психического развития дошкольников
позволил проследить тесную взаимосвязь между развитием мелкой моторики и
функций головного мозга, обеспечивающих ребенку его интеллектуальное развитие.
Развитие
мелкой моторики и двигательной координации дошкольников обеспечивается в
процессе выполнения разнообразных видов ручной деятельности: рисования,
аппликации, лепки, выкладывания узоров из мозаики, конструирования из некрупных
деталей. В старшем дошкольном возрасте этому способствуют занятия рукоделием:
шитьём, вышиванием, вязанием, макраме.
В результате
теоретического анализа мы пришли к выводу, что развитие у детей
зрительно-двигательной координации обеспечивает формирование у них навыков
письма, крайне необходимых для успешного обучения в школе.
2.
Исследование мелкой моторики и зрительно-двигательной координации с детьми
дошкольного возраста
2.1 Диагностика
уровня развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации на констатирующем
этапе
В начале 2008–2009
учебного года в четырех группах детей: двух экспериментальных и двух контрольных
были проведены следующие тесты:
1. Тест «Нарисуй
человека», предназначенный для оценки психического развития детей 3–7 лет.
Этот тест
может быть использован для измерения:
1) зрительной
перцепции;
2) тонкой
моторики;
3) уровня
развития сенсомоторики;
4) примерной
оценки уровня умственных способностей;
5) успешности
обучения в школе в течение первых лет;
6) определения
школьной зрелости;
7) уровня
концентрации внимания.
Тестирование
проводилось в виде игры. Соблюдалась стандартность процедуры тестирования:
подбиралась одинаковая бумага, одинаковые карандаши.
Оценка
рисунка проводится по 37 пунктам: 17 содержательным, которые связаны с
характеристикой деталей, и 20 формальным, которые касаются пропорций частей
тела.
2.
Зрительно-моторный гештальт-тест Лоретты Бендер, предназначенный для оценки уровня развития
способности к пространственной организации визуального стимульного материала и
зрительно-моторной координации у детей. Гештальт-тест Бендер оценивает развитие
способности детей к копированию (перерисовыванию) различных геометрических
фигур и их сочетаний. Как показали специальные исследования, незначительное, на
взгляд взрослого человека, изменение расположения стимульной фигуры (например,
её поворот на 45 градусов) делает её копирование крайне трудным для детей одного возраста и не
влияет на ответы детей другого возраста. Так, в норме ребёнок двух лет может
успешно воспроизвести вертикальную линию; трёхлетний может скопировать
окружность и прямой крест, имея перед собой образец; в четыре года – прямоугольник;
наконец, в пять лет – квадрат, треугольник и косой крест, а также вполне
опознаваемую схематическую фигурку человека; дети более старшего возраста
постепенно обнаруживают способность воспроизводить всё более сложные комбинации
фигур, учитывая их взаимное расположение, количество элементов и размеры. В
сравнении с задачей рисования задача копирования в меньшей степени задействует
творческие способности ребёнка, но предъявляет значительно более жёсткие
требования к навыкам контроля деятельности.
Эти методики
мы использовали чтобы: выявить существование значимых корреляций между степенью
сформированности у детей способности к копированию геометрических фигур и
интеллектуальными способностями и измерить зрительную перцепцию, тонкую
моторику, уровень развития сенсомоторики, примерно оценить уровень умственных
способностей, уровень успешности обучения в школе в течение первых лет, определить
уровень школьной зрелости и уровень концентрации внимания.
Результаты
диагностики представлены в таблицах 1–4, на рисунках 1–6
(Показатели в баллах – в приложениях 3–6).
Таблица 1. Уровни
выполнения теста «Нарисуй человека» Гудинаф – Харриса в экспериментальной
группе (констатирующий этап)
Уровни
|
Диапазон баллов
|
Количество человек
|
Количество человек (в %)
|
Высокий
|
32 – 37
|
0
|
0%
|
Выше среднего
|
24 – 31
|
7
|
17,5%
|
Средний
|
16 – 23
|
21
|
52,5%
|
Ниже среднего
|
9 – 15
|
12
|
30%
|
Низкий
|
0 – 8
|
0
|
0%
|
Из таблицы 1
видно, что в экспериментальной группе на констатирующем этапе со средним
уровнем развития сенсомоторики 52,5% детей, с уровнем выше среднего 17,5% детей,
с уровнем ниже среднего 30% детей. Наглядно полученные результаты отражены на
рис. 1.
Рис. 1. Представленность
уровней психического развития детей в экспериментальной группе (констатирующий
этап)
Таблица 2. Уровни
выполнения теста «Нарисуй человека» Гудинаф – Харриса в контрольной группе
(констатирующий этап)
Уровни
|
Диапазон баллов
|
Количество человек
|
Количество человек (в %)
|
Высокий
|
32 – 37
|
0
|
0%
|
Выше среднего
|
24 – 31
|
10
|
25%
|
Средний
|
16 – 23
|
18
|
45%
|
Ниже среднего
|
9 – 15
|
12
|
30%
|
Низкий
|
0 – 8
|
0
|
0%
|
Из таблицы 2
видно, что в контрольной группе на констатирующем этапе со средним уровнем
развития сенсомоторики 45% детей, с уровнем выше среднего 25% детей, с уровнем
ниже среднего 30% детей. Наглядно полученные результаты отражены на рис. 2.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|