бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Интерактивные методы обучения иностранному языку в 5-7 классах средней общеобразовательной школы бесплатно рефераты

Для того чтобы процесс адаптации к новым методам работы начался и прошел успешно, учащемуся необходимо выйти за прежние рамки «зоны комфорта» (см. приложение рис. 2), расширить ее границы, почувствовать себя в безопасности в новой ситуации. Преодоление страхов, неуверенности перед новой ситуацией, понимание и принятие учащимся новых требований будет в свою очередь влиять на эффективность его учебной деятельности.

Деловой аспект    Тема, содержание, концепции, задания, время, поручения, контроль

Социально-         Страх, неуверенность, симпатии,

Психологический                 антипатии, доверие, терпимость,

аспект                 нетерпимость, статус, безопасность

Схема 1 «Айсберг»

Для подтверждения этого тезиса обратимся к схеме «Айсберг», которая показывает, что в деятельности любой группы обучающихся можно выделить два аспекта (деловой и социально-психологический), которые тесно взаимосвязаны и оказывают влияние на образовательный процесс.

Деловой аспект содержит:

•  работу учащихся над содержанием учебного материала;

•  выполнение ими различных учебных заданий;

•  получение и запоминание информации.

Этот аспект как бы «лежит на поверхности», поэтому в своей деятельности педагог чаще всего и ориентируется на него: выучил учащийся учебный материал или нет, выполняет задание или нет, ведет себя дисциплинированно или нет. Если педагог в своей деятельности учитывает только деловой аспект, то это грозит вылиться в требование результата «любой ценой».

В этой связи более подробно рассмотрим социально-психологический аспект, который включает в себя:

•  желания и страхи учащихся;

•  чувства и переживания учащихся;

•  симпатии и антипатии;

•  атмосферу доверия или недоверия;

•  ощущение безопасности.

Эффективность деятельности на деловом уровне зависит, прежде всего, от благополучия в социально-психологическом аспекте. [5, c.40-42]

Учащийся активен, если его не пугает атмосфера занятия, складывающаяся из различных аспектов деятельности педагога и его самого. Учащийся активен, если на занятии отсутствует критика его личности со стороны педагога или товарищей, а замечания носят конструктивный характер и касаются, прежде всего результатов деятельности. Он ощущает себя в безопасности, если любой его вклад в образовательный процесс приветствуется. Только при отсутствии страха перед тем новым, что предлагает ему педагог, учащийся позволит себе экспериментировать с моделями поведения, находя оптимальный вариант своего поведения на занятии, определяя свою роль в общей работе, выбирая и формируя свою позицию, свою точку зрения, «конструируя» свои знания.

Таким образом, для достижения баланса между деловым и социально-психологическим аспектом учебной деятельности необходимо создание атмосферы комфорта и безопасности. Благоприятная психологическая атмосфера, на наш взгляд, способствует постепенному принятию учащимися новой для них ситуации, созданной методами интерактивного обучения.

Реализация стратегии активного обучения в образовательном процессе требует, на наш взгляд, от педагога создания определенных условий, предоставляющих разнообразные возможности для организации учебного процесса. К таким педагогическим условиям можно отнести:

1.                  Психологическую атмосферу, созданную в аудитории;

2.                  Нормы совместной работы, выработанные педагогом совместно с учащимися; (см Приложение)

3.                  Тип коммуникации, реализуемый в образовательном процессе;

4.                  Расположение мебели, оборудование учебной аудитории (см Приложение)

5.                  Различные материалы, которые педагог и учащиеся могут использовать в своей деятельности на занятии.


1.3. Особенности использования интерактивных методов на начальном этапе изучения иностранного языка


Организация работоспособной, коммуникабельной группы особенно на начальном этапе обучения чрезвычайно важна. В группу должны входить как мальчики, так и девочки, принадлежащие к разным национальностям.

Перед тем, как организовать малые группы и предложить им задания, необходимо детей тщательно подготовить к этому, новому для них виду деятельности. Задача подготовительного этапа, как правило, заключается в том, чтобы

·        определить уровень психологической готовности учащихся к обучению по новой педагогической технологии;

·        создать условия психологического комфорта и ситуации успеха для

учащихся.

Технология обучения в сотрудничестве, являясь технологией развивающего обучения, предполагает " пробуждение и запуск " потребностей в самоактуализации, самореализации, самоусовершенствовании, то есть то, что мы надеемся развить в детях. Но это трудно сделать, если ребенок обладает низким уровнем самоуважения, самопринятия, неудовлетворенной потребностью в любви, понимании и принятии со стороны других людей (учителей, однокласснников и др.). Забота о позитивной самооценке и чувстве собственного достоинства ребенка - одна из основных забот зарубежной школы, в частности американской, разработавшей курсы " self-esteem & cooperation", немецкой с их знаменитыми психологическими играми Клауса Фопеля и т.д. Организуя интерактивные игры с детьми можно помочь детям ощутить единение с другими, научить ясно мыслить, исследовать и анализировать, принимать решения - самостоятельно и в группе, развивать открытость и мужество выражать свое отношение к другим, а также помочь справляться со своими страхами и стрессом, т.е те качества и стороны характера, которые необходимы будут им при работе в малой группе. Как подчеркивает К. Фопель, "приведенные выше цели могут показаться слишком сложными для школы, которую многие воспринимают, прежде всего, как место, где получают знания. Но наряду с передачей знаний задачей школы является и подготовка детей к самостоятельной жизни, их правильная социализация.

"Ситуация успеха не возникает там, где допускается сравнение одного ребенка с другим, сопоставление одной группы с другой: развитие личности протекает неравномерно, дискретно, и какие-то дети при таком сравнении всегда будут проигрывать, отставать, якобы, от развития других детей, а значит, будут лишены замечательного ощущения своей силы и личностного успеха". Успех – это залог положительного отношения к учебе, к труду, к себе, стимул к активной работе. [6, c. 18]

Однако необходимо стремиться к разносторонней деятельности каждого ученика. Нельзя одному ученику предлагать на протяжении ряда уроков одну и ту роль. Общение на уровне равно партнерских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками при самостоятельном решении простейших коммуникативно-познавательных задач. Так как. общение учащихся внутри группы и групп между собой осуществляется по мере возможности на иностранном языке (использование реплик на родном языке допускается при выполнении грамматического задания на этапе формирования навыка, а также при проверке домашнего задания), то на подготовительном этапе необходимо не только ознакомить учащихся с этапами работы в малых группах сотрудничества и ее спецификой, но и подготовить учащихся собственно к взаимодействию на иностранном языке, ознакомить с особенностями речевого общения. В помощь учителю могут быть предложены образцы памяток работы в малой группе для младших школьников. Памятки оформляются на листах для индивидуального пользования (каждому на стол), а также на отдельных плакатах для размещения в классе.

Организация обучения в сотрудничестве на начальном этапе требует специальной предварительной подготовки с учетом психологических особенностей взаимодействия учащихся в малых группах. В связи с этим подготовительный этап приобретает большое значение для осознания учащимися специфики учения по новой технологии, выявления мотивов сотрудничества, качеств партнера, создания для детей атмосферы психологического комфорта. На основе выделенных критериев формирования групп достигается эффективность учебного взаимодействия при решении поставленной задачи. [13, c. 41-43]


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Методология исследования


Для подтверждения своей гипотезы я выбрала для исследования лексико-грамматический тест, который в полной мере мог предоставить мне объективные результаты знания детей. Во время 6 недель своей преддипломной практики мне были предоставлены пять параллелей шестых классов. Я проводила своё исследование в три этапа.

Все тесты строились по примерным рекомендациям по составлению разноуровневых заданий для проведения контроля по иностранному языку по видам речевой деятельности. Тест состоял из нескольких уровней в соответствии с принятой в РБ десятибалльной системой:

1.                  Низкий (рецептивный - 1-2 балла)

2.                  Удовлетворительный (рецептивно-продуктивный - 3-4 балла)

3.                  Средний (репродуктивно-продуктивный - 5-6 баллов)

4.                  Достаточный (продуктивный - 7-8 баллов)

5.                  Высокий (продуктивно-творческий - 9-10 баллов)

Тесты составлялись во время прохождения практики, постепенно захватывая новые темы и ново изученную лексику. Классы, в которых проводилось моё исследование, не были профильными, т.е. английский язык не был профильным предметом ни в одном из классов. Дети так же были с разным уровнем владения иностранного языка - некоторые знали больше, чем положено по программе. Некоторые дети пришли в школу только в этом полугодии, а в предыдущей школе изучали другой иностранный язык (немецкий или французский), что затрудняло получить наиболее объективные показатели в оценке знаний всех учеников.

Первый тест давался детям в первый день практики, дети должны были показать свои текущие знания по грамматике и знанию лексики. Задачей следующего теста было, показать мой уровень преподавания в различных классах. А задачей последенего было показать повысился ли уровень владения иностранным языком. (см Приложение)

2.1. Анализ исследования.


Гипотезой моего исследования являлось, что использование интерактивного подхода в обучении иностранным языкам результативно влияет на уровень говорения. Проведя наблюдения, я выделила 2 класса в которых буду использовать интерактивные методы обучения, а в остальных трёх паралеллях, применять традиционное обучение. И посмотреть на результат знаний учеников на практике. Что у меня получилось вы можете увидеть в таблице (дан средний балл написания работ по каждому классу):


Класс

6 "А"

6 "Б"

6 "В"

6 "Г"

6 "Д"

Дата проведения

31.01.2007

3,6

5,1

6,4

6,3

7,1

16. 02.2007

4,1

5,8

6,5

6,9

7,5

7. 03. 2007

4,5

6,2

6,7

6,5

7,4


Посмотрев в эту таблицу, можно сразу же отметить, что в двух слабых классах наблюдался прогресс в отметках. Можно отметить так же и прогресс и в другизх классах, но не такой большой. Поэтому, я считаю своё исследование успешно проведённым и свою гипотезу достигнутой.

Хотя во время проведения моего эксперимента дети не всгда понимали, что они учатся в данный момент, и считали многие применяемые мной методы развлечением или игрой. Так же возникали проблемы с дисциплиной, при организации работы в группах.

2.3 методы, которые можно применять на практике:

Метод «Пять по пять» позволяет:

• одновременно включить в работу учащихся всей группы;

• ознакомить с достаточно большим объемом учебного материала на занятие;

• развивать устную речь учащихся;

• дифференцировать задания в соответствии с уровнем подготовленности учащихся;

• развивать умения работать с текстом.

Подготовка и проведение

Педагог выбирает текст  и делит его на несколько (три-шесть) приблизительно равных по объему и законченных по смыслу частей. Он организует расстановку мебели в кабинете (форма «Дискуссионный клуб», см. Приложение) и делит учащихся на малые группы, количество которых соответствует числу смысловых частей текста. Число учащихся в группах должно быть одинаковым и не превышать шести.

Группы располагаются за отдельными столами, каждый учащийся получает одну часть текста.

Педагог предлагает в течение 10 минут поработать над содержанием полученной части текста индивидуально. При работе над содержанием учащийся должен внимательно прочитать текст, для того чтобы как можно точнее передать его основной смысл другим уча­щимся в произвольной форме (составляет план, тезисы и т. п.).

По окончании работы учащимся в каждой группе предлагается рассчитаться по порядку и запомнить свои номера. Затем образуются новые группы: первая группа формируется из первых номеров всех групп; вторая - из вторых номеров всех групп и т. д. Таким образом,

образовавшиеся группы состоят из учащихся, каждый из которых владеет одной частью текста.

Учащимся предлагается представить содержание текста в группе. Работа продолжается около 15-20 минут в зависимости от объема и сложности материала.

По окончании работы учащиеся могут задать вопросы друг другу, педагог также в форме вопросов проверяет, как учащиеся поняли содержание всего текста.

Педагог может собрать на проверку тетради, в которых учащиеся фиксировали основные тезисы.

Материальное обеспечение: учебный текст (тексты параграфов учебников), ксерокопии статьи.

На что следует обратить внимание:

• все ли учащиеся в процессе презентации частей текста слушают друг друга;

• продумать конкретный механизм проверки понимания учащимися всего текста;

• рассчитать время работы на каждом этапе проведения метода.


Метод «Полина, пицца, Прага» Метод позволяет:

•  узнать имена учащихся;

•  создать благоприятную атмосферу.

Подготовка и проведение

Педагог предлагает каждому учащемуся назвать свое имя, а также гастрономическое блюдо и город. Название блюда и города должны начинаться на первую букву имени учащегося. Например, «Меня зовут Полина, блюдо - пицца, город - Прага».


Метод «Нормы работы» Метод позволяет:

•  организовать совместную работу учащихся по определению об­
щих норм работы;

•  делегировать часть ответственности за успешность и эффектив­
ность работы учащимся.

Подготовка и проведение

Педагог вывешивает в кабинете два листа бумаги (формат А1). На одном листе написано: «В работе на занятиях поможет...», на другом: «В работе на занятиях может помешать...».

Каждый учащийся получает две карточки (одна карточка - четверть листа формата А4). На одной карточке фиксируется норма, которая будет способствовать совместной работе на уроке, на другой -норма, которая может помешать.

Педагог предлагает каждому учащемуся зачитать свои нормы и прикрепить карточки на соответствующие листы бумаги. Педагог также может предложить свои правила работы.

После того как все учащиеся и педагог высказали свои мнения, определяются общие нормы работы. Каждый учащийся подходит к листам бумаги и отмечает на каждом из них по две нормы, которые для него являются наиболее важными. Затем нормы, получившие наибольшее количество выборов, выписываются на отдельный лист бумаги (формат А1).

В завершение педагог предлагает еще раз обратиться к нормам работы и высказать свое отношение к ним.

Материальное обеспечение: листы бумаги (формат А1) - 3 шт.; карточки (или post-it) - по две для каждого учащегося; скотч, маркеры (фломастеры, карандаши).

Страницы: 1, 2, 3, 4