бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Интеллектуальные игры в обучении старшекласников бесплатно рефераты

Концепция обучения монологической речи состоит в том, что это должен быть законченный курс, имеющий реальные цели для учащихся и убеждающий их в возможности использовать полученные умения в практической деятельности. Подлинное владение устной речью состоит в том, что ученик должен уметь правильно выражать свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач. Обучение монологической речи происходит во взаимодействии с другими видами речи – чтением, слушанием, диалогической речью.

Игра вызывает интерес и активность детей и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и выражений. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда – обязательным условием выигрыша. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность.


 

 § 3. Исследования по выявлению влияния интеллектуальных игр на развитие навыков монологической речи.

а). Анализ проведения игр.

В данном эксперименте мы использовали игры для обучения говорению. В их основе лежит пересказ, описание иллюстраций, составление или воспроизведение текста по плану или на основе ключевых слов, таблиц, чертежей, рисунков, схем. По способу и характеру организации игры для обучения говорению (как, впрочем, и другие речевые игры) могут подразделяться на игры с текстом, функциональные (на доске), взаимодействия (с обменом информацией), ролевые, имитационно-моделирующие, игры-соревнования.

В ходе практики были проведены следующие игры: «Опиши картину», «Кто следующий?», «Попробуй, расскажи!», «Эстафета», «От фразы к фразе», «Снежный ком», «Запомни и повтори», «Лексическая игра», «Отгадай-ка!». Данные игры мы адаптировали к изучаемым темам («L’amour de la nature.», «Connaissez-vous les explorateurs celebres?»), используя материалы УМК «Mon Guide de Francais» для 10-11 классов. Все эти игры использовались на этапе развития умения построить высказывание в монологической форме, то есть на завершающих этапах овладения иноязычным общением. Лексико-грамматический материал по теме уже был закреплён ранее, так , что ученики могли свободно его использовать в своей речи.

«Опиши картину».

Цель: построить коллективный монолог по предложенной иллюстрации.

Форма работы: групповая.

Тема: «L’amour de la nature».

Материал: Ex. 3, p.156.

Участники делятся на две команды, распределяют между собой (внутри каждой группы) очерёдность ответов. Ученикам предлагается иллюстрация (в нашем случае – несколько фотографий на форзаце учебника). Каждой команде поочерёдно предоставляется право произнести одно предложение. Участвовать должен каждый член группы. Обязательное условие – соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, чьё предложение будет последним.

«Кто следующий?»

Цель: проверить понимание прочитанного текста , умение пересказать текст, используя новую лексику.

Тема: «Connaissez-vous les explorateurs celebres?».

Материал: текст «Alain Bombard» (Ex. 11, p. 170), набор карточек со словами и фразами из текста.

Предварительно прочитать и перевести текст, выписать, перевести и отработать незнакомую лексику. Каждому ученику выдаётся карточка со словами и фразами из текста. Учитель зачитывает начало текста, ученики следят за логикой изложения, так как каждый должен определить своё место в повествовании и пересказать ту часть текста, к которой подходит его карточка. Учитель следит за ходом изложения, а в конце подводит итоги и ставит оценки.

«Попробуй, расскажи!»

Цель: научиться кодировать прочитанный текст и рассказывать текст по чертежу, рисунку.

Форма работы: групповая.

Тема: «L’amour de la nature».

Материал: два текста – «L’oiseau, ami de l’ equipage», «Rencontre avec un requin-marteau blanc» (Ex. 1, р. 160; Ex. 6, р. 161)

Каждая группа получает статью (текст) для ознакомления с её содержанием, кодирует текст (чертёж, рисунок). Следующий этап: группы обмениваются своими иллюстрациями и пытаются их расшифровать, рассказывая содержание.  Учащиеся должны реагировать на высказывания друг друга, дополняя и давая оценку рассказу товарища, каждый, в свою очередь, оценивает иллюстрацию-код. Побеждает та команда, рассказ и иллюстрация которой будут оценены выше.

Памятки и рекомендации к данной игре приведены в пример в приложении.

Эстафета.

Цель: научиться командно работать с текстом.

Форма работы: групповая.

Материалы: два неозаглавленных текста, набор иллюстраций.

Первый член команды читает про себя текст, отдаёт его жюри (учителю) и рассказывает содержание второму члену команды так, чтобы остальные не слышали. Второй член команды озаглавливает текст и пересказывает третьему. Третий подбирает иллюстрацию и передаёт её и содержание текста четвёртому. Четвёртый выписывает ключевые слова и выражения к иллюстрации и передаёт записи пятому. Пятый излагает содержание текста по иллюстрации, заглавию, ключевым словам. Его рассказ сравнивают с оригиналом. Побеждает команда, закончившая первой и имеющая в сообщении пятого члена команды минимальное расхождение с оригиналом.

«От фразы к фразе»

Цель: научиться составлять коллективный монолог.

Форма работы: групповая.

Учащиеся делятся на две группы, устанавливая очерёдность ответов. Учитель произносит фразу по изучаемой теме, которая может стать началом монолога. Ученики коллективно составляют рассказ по имеющейся начальной фразе. От каждого участника – одна фраза. Побеждает та группа, которая последней скажет свою фразу.

«Закончи рассказ»

Цель: придумать начало и концовку истории с максимальным использованием лексики по изучаемой теме.

Форма работы: групповая.

Выбираются два члена жюри. Участники делятся на две команды, каждая из которых придумывает начало истории, рассказывает её соперникам, те, в свою очередь, должны придумать концовку истории. Каждый ученик должен сказать хотя бы одно предложение. Оценивается логичность, воображение.

«Запомни и повтори»

Цель: как можно более точно повторить прослушанный рассказ.

Форма работы: групповая.

Ученики делятся на две команды, каждая выбирает одного участника, который выходит за дверь. Обе команды вместе придумывают рассказ по изучаемой теме. Ученики заходят по очереди, слушают рассказ и должны его повторить. Побеждает та команда, чей участник точнее изложил содержание.

«Лексическая игра»

Цель: повторение лексики.

Форма работы: групповая.

Играют две команды, по очереди участники произносят по одному предложению, содержащему одну лексическую единицу по изучаемой теме. Побеждает та команда, участник которой назовёт последнее предложение.

«Отгадай-ка!»

Цель: коллективно составить монолог-загадку.

Форма работы: групповая.

Тема: «Les explorateurs celebres».

Каждая из двух играющих команд загадывает знаменитого человека (в соответствии с темой мы загадываем исследователей), составляет небольшой монолог. Соперники должны угадать, о ком идёт речь.


Каждая игра проводилась несколько раз на новом языковом материале, сопровождаясь рекомендациями и памятками. Результаты каждой игры отдельно оценивались, оценки заносились в журнал.

На начальных этапах введения интеллектуальных игр для развития монологической речи в процесс обучения учащиеся не проявили всех своих способностей, но постепенно все ученики заинтересовались играми, стали лучше готовится к работе, учить материал. Групповая форма работы помогла слабым ученикам «подтянуться» до уровня сильных, почувствовать возможность развиваться.

Чтобы уровень слабых учеников повышался, работа проводилась преимущественно в разнородных группах, состоящих из учеников с разным уровнем знаний. В процессе каждой игры так или иначе участвовали все ученики, за свою работу каждый получал индивидуальную оценку.

Благодаря использованию игр для развития монологической речи, объем связного высказывания практически у всех учащихся увеличился. 

ТАБЛИЦА  № 5


Объем связного высказывания

(количество фраз)

до

после

Береснева Ольга 

16 – 18

17 – 19

Лебедева Светлана

18 – 20

20 – 25

Очинникова Ксения

15 – 16

16 – 18

Стефанкив Анна

18 – 20

18 – 20

Фдинцев Вадим

10 – 12

10 – 12

Заболотина Ольга

16 – 18

18 – 20

Ложкина Светлана

10 – 12

10 – 12

Смотрина Екатерина

17 – 19

18 – 20

Тимофеев Алексей

12 – 15

14 – 16


Лишь у троих учеников показатель объема связного высказывания остался без изменений, у остальных шести учеников видны заметные успехи. Особенно хорошие результаты у Лебедевой Светланы: 20-25 фраз (при минимуме – 12-15 фраз). Кроме того, речь учащихся стала более свободной, наблюдается снижение количества ошибок, в среднем от пяти различного рода ошибок на 20 фраз до трех ошибок.

Таким образом, при проведении интеллектуальных игр использовалась групповая форма работы, что помогло слабым ученикам «подтянуться». Кроме того, результаты каждой игры оценивались индивидуально, благодаря чему каждый ученик принимал активное участие в процессе игры. Использование данного вида игр позволило увеличить объём связного высказывания практически у всех учеников.























б). Анализ оценок.

Для того, чтобы выявить воздействие интеллектуальных игр, необходимо знать уровень успеваемости группы до введения интеллектуальных игр в процесс обучения и после их введения. По данным таблиц 1 и 6 можно сделать вывод об изменениях успеваемости учащихся 11 «А», «Б» классов группы французского языка. Были взяты два равных промежутка времени до и после введения игр в процесс обучения. Нужно отметить, что средний балл изменился с 3,8 балла на 3,7 балла. У всех учащихся, за исключением Овчинниковой Ксении, средняя оценка не изменилась. У Ксении оценка «4» изменилась на «3», что повлекло за собой снижение среднего балла по всей группе. Но это свидетельствует не о низкой эффективности влияния интеллектуальных игр на процесс обучения, а о том, что введение данного метода обучения было новым для учащихся, и они не успели адаптироваться к нему за время проведения эксперимента. Кроме того, метод анализа отметок не даёт полной картины воздействия игр на процесс обучения. Нужно отметить повышение уровня познавательной активности у отдельных учащихся, что впоследствии повлияло на остальных членов группы благодаря групповой работе, чувству ответственности каждого члена группы за результат общей деятельности.

Чтобы каждый член группы достиг желаемых результатов обучения, эти результаты необходимо оценивать. В ходе групповой работы создаётся единый «групповой продукт», учителю непросто оценивать индивидуальный вклад каждого ученика. Вместе с тем индивидуальная групповая оценка на основе общего группового результата также недопустима. Это приводит к тому, что один или несколько членов группы делают всю работу, а положительную оценку получают все, в том числе и те, кто не участвовал активно в работе. Мы использовали несколько способов оценки работы учеников. Например, после завершения работы каждый учащийся выполнял индивидуальное контрольное задание, затем оценки всех членов группы суммировались и объявлялась общая групповая оценка. Иногда в общей работе выделялись отдельные задачи участников, например, в эстафете. Каждый ученик получал оценку за свою часть, а группа – за общий результат.

Проанализировав индивидуальные и групповые оценки (таблица 7), мы сделали следующие выводы. Не все ученики сразу включились в групповую работу, посчитав, что их работу выполнят другие, поэтому оценки первых уроков нельзя назвать успешными. Впоследствии почти все ученики поняли, что значит групповая работа, и старались не подвести остальных членов группы. Однако, отдельные ученики, как Юдинцев Вадим и Ложкина Светлана, так и не включились в общее дело, чем подвели группу, а групповые оценки от этого заметно пострадали. Но несмотря на это, интеллектуальные игры оказались очень эффективным методом обучения и самообучения, что подтверждается как индивидуальными, так и групповыми оценками. Общий балл за групповую работу при использовании интеллектуальных игр составил 4 балла. Активность работы учеников на уроках повысилась за счёт введения элементов соревнования в процесс обучения. Благодаря интеллектуальным играм речь учащихся стала более беглой и свободной, высказывания – более сложными. Введение данного вида игр в процесс обучения позволил ускорить процесс усвоения материала и отдалить процесс забывания, облегчил процесс выполнения учениками заданий.










к изучению французского языка, что в процессе игры материал запоминается лучше и дольше сохраняется в памяти.

ТАБЛИЦА  № 8 «Отношение к предмету»


БАЛЛЫ

до эксперимента

после эксперимента

2

1

0

2

1

0

Знаю предмет

2

6

1

4

2

1

Люблю заниматься

2

3

4

6

3

0

Делаю только то, что задают

8

0

1

8

0

1

Успеваю выполнить всё, что задано

4

3

2

6

2

1

С удовольствием иду на урок

4

4

1

6

2

1

Работаю дополнительно самостоятельно

1

0

8

1

0

8


г). Изучение изменения особенностей внимания и памяти.

Методики изучения особенности внимания и памяти были проведены, как и предыдущие, до и после введения интеллектуальных игр в процесс обучения. Проанализировав результаты первой из этих методик мы сделали вывод о том, что сосредоточенность, устойчивость, переключаемость и распределенность внимания практически всех учеников повысились. Однако, у четверых учеников (Овчинникова, Юдинцев, Ложкина, Тимофеев) все особенности внимания отличаются достаточно низким уровнем, это объясняет их частую неготовность к урокам. Уровень внимательности Лебедевой и Стефанкив очень высок по сравнению с остальными учащимися, а в конце эксперимента уровень ещё повысился.

ТАБЛИЦА  № 9 «Изучение особенностей внимания»


Количество

ошибок

Время выполнения

Страницы: 1, 2, 3


 © 2010 Все права защищены.