Интеллектуальные игры в обучении старшекласников
Концепция обучения монологической речи состоит в том, что
это должен быть законченный курс, имеющий реальные цели для учащихся и
убеждающий их в возможности использовать полученные умения в практической
деятельности. Подлинное владение устной речью состоит в том, что ученик должен
уметь правильно выражать свои мысли в условиях решения достаточно сложных
мыслительных задач. Обучение монологической речи происходит во взаимодействии с
другими видами речи – чтением, слушанием, диалогической речью.
Игра вызывает интерес и активность детей и даёт им
возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует
более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и выражений. Знание материала
является обязательным условием активного участия в игре, а иногда –
обязательным условием выигрыша. Игра даёт возможность не только
совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть
заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое.
Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность.
§ 3. Исследования по
выявлению влияния интеллектуальных игр на развитие навыков монологической речи.
а). Анализ проведения игр.
В данном эксперименте мы использовали игры для обучения
говорению. В их основе лежит пересказ, описание иллюстраций, составление или
воспроизведение текста по плану или на основе ключевых слов, таблиц, чертежей,
рисунков, схем. По способу и характеру организации игры для обучения говорению
(как, впрочем, и другие речевые игры) могут подразделяться на игры с текстом,
функциональные (на доске), взаимодействия (с обменом информацией), ролевые,
имитационно-моделирующие, игры-соревнования.
В ходе практики были проведены следующие игры: «Опиши
картину», «Кто следующий?», «Попробуй, расскажи!», «Эстафета», «От фразы к
фразе», «Снежный ком», «Запомни и повтори», «Лексическая игра», «Отгадай-ка!».
Данные игры мы адаптировали к изучаемым темам («L’amour
de la nature.», «Connaissez-vous les explorateurs
celebres?»), используя материалы УМК «Mon Guide de Francais» для 10-11 классов. Все эти игры использовались на этапе развития
умения построить высказывание в монологической форме, то есть на завершающих
этапах овладения иноязычным общением. Лексико-грамматический материал по теме
уже был закреплён ранее, так , что ученики могли свободно его использовать в
своей речи.
«Опиши картину».
Цель: построить коллективный монолог по предложенной
иллюстрации.
Форма работы: групповая.
Тема: «L’amour de la nature».
Материал: Ex. 3, p.156.
Участники делятся на две команды, распределяют между собой
(внутри каждой группы) очерёдность ответов. Ученикам предлагается иллюстрация
(в нашем случае – несколько фотографий на форзаце учебника). Каждой команде поочерёдно
предоставляется право произнести одно предложение. Участвовать должен каждый
член группы. Обязательное условие – соблюдать логику изложения. Побеждает та
команда, чьё предложение будет последним.
«Кто следующий?»
Цель: проверить понимание прочитанного текста , умение
пересказать текст, используя новую лексику.
Тема: «Connaissez-vous les explorateurs celebres?».
Материал: текст «Alain Bombard» (Ex. 11, p. 170), набор карточек со словами и фразами
из текста.
Предварительно прочитать и перевести текст, выписать,
перевести и отработать незнакомую лексику. Каждому ученику выдаётся карточка со
словами и фразами из текста. Учитель зачитывает начало текста, ученики следят
за логикой изложения, так как каждый должен определить своё место в
повествовании и пересказать ту часть текста, к которой подходит его карточка.
Учитель следит за ходом изложения, а в конце подводит итоги и ставит оценки.
«Попробуй, расскажи!»
Цель: научиться кодировать прочитанный текст и рассказывать
текст по чертежу, рисунку.
Форма работы: групповая.
Тема: «L’amour de la nature».
Материал: два текста – «L’oiseau, ami de l’ equipage», «Rencontre avec un
requin-marteau blanc» (Ex. 1, р. 160; Ex. 6, р. 161)
Каждая группа получает статью (текст) для ознакомления с её
содержанием, кодирует текст (чертёж, рисунок). Следующий этап: группы
обмениваются своими иллюстрациями и пытаются их расшифровать, рассказывая
содержание. Учащиеся должны реагировать на высказывания друг друга, дополняя и
давая оценку рассказу товарища, каждый, в свою очередь, оценивает
иллюстрацию-код. Побеждает та команда, рассказ и иллюстрация которой будут
оценены выше.
Памятки и рекомендации к данной игре приведены в пример в
приложении.
Эстафета.
Цель: научиться командно работать с текстом.
Форма работы: групповая.
Материалы: два неозаглавленных текста, набор иллюстраций.
Первый член команды читает про себя текст, отдаёт его жюри
(учителю) и рассказывает содержание второму члену команды так, чтобы остальные
не слышали. Второй член команды озаглавливает текст и пересказывает третьему.
Третий подбирает иллюстрацию и передаёт её и содержание текста четвёртому.
Четвёртый выписывает ключевые слова и выражения к иллюстрации и передаёт записи
пятому. Пятый излагает содержание текста по иллюстрации, заглавию, ключевым
словам. Его рассказ сравнивают с оригиналом. Побеждает команда, закончившая
первой и имеющая в сообщении пятого члена команды минимальное расхождение с
оригиналом.
«От фразы к фразе»
Цель: научиться составлять коллективный монолог.
Форма работы: групповая.
Учащиеся делятся на две группы, устанавливая очерёдность
ответов. Учитель произносит фразу по изучаемой теме, которая может стать
началом монолога. Ученики коллективно составляют рассказ по имеющейся начальной
фразе. От каждого участника – одна фраза. Побеждает та группа, которая
последней скажет свою фразу.
«Закончи рассказ»
Цель: придумать начало и концовку истории с максимальным
использованием лексики по изучаемой теме.
Форма работы: групповая.
Выбираются
два члена жюри. Участники делятся на две команды, каждая из которых придумывает
начало истории, рассказывает её соперникам, те, в свою очередь, должны
придумать концовку истории. Каждый ученик должен сказать хотя бы одно
предложение. Оценивается логичность, воображение.
«Запомни и повтори»
Цель: как можно более точно повторить прослушанный рассказ.
Форма работы: групповая.
Ученики делятся на две команды, каждая выбирает одного
участника, который выходит за дверь. Обе команды вместе придумывают рассказ по
изучаемой теме. Ученики заходят по очереди, слушают рассказ и должны его
повторить. Побеждает та команда, чей участник точнее изложил содержание.
«Лексическая игра»
Цель: повторение лексики.
Форма работы: групповая.
Играют две команды, по очереди участники произносят по
одному предложению, содержащему одну лексическую единицу по изучаемой теме.
Побеждает та команда, участник которой назовёт последнее предложение.
«Отгадай-ка!»
Цель: коллективно составить монолог-загадку.
Форма работы: групповая.
Тема: «Les explorateurs celebres».
Каждая из двух играющих команд загадывает знаменитого
человека (в соответствии с темой мы загадываем исследователей), составляет
небольшой монолог. Соперники должны угадать, о ком идёт речь.
Каждая игра проводилась несколько раз на новом языковом
материале, сопровождаясь рекомендациями и памятками. Результаты каждой игры
отдельно оценивались, оценки заносились в журнал.
На начальных этапах введения интеллектуальных игр для
развития монологической речи в процесс обучения учащиеся не проявили всех своих
способностей, но постепенно все ученики заинтересовались играми, стали лучше
готовится к работе, учить материал. Групповая форма работы помогла слабым
ученикам «подтянуться» до уровня сильных, почувствовать возможность
развиваться.
Чтобы уровень слабых учеников повышался, работа проводилась
преимущественно в разнородных группах, состоящих из учеников с разным уровнем
знаний. В процессе каждой игры так или иначе участвовали все ученики, за свою
работу каждый получал индивидуальную оценку.
Благодаря использованию игр для развития монологической
речи, объем связного высказывания практически у всех учащихся увеличился.
ТАБЛИЦА № 5
|