бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Интеллектуальная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся бесплатно рефераты

Интеллектуальная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

 


 

 

 

 

«Допустить к защите в ГАК»

зав. кафедрой педагогики

                                          _________________Маланов И.А.

           «_____»_________________2006 г.

 

 






Балалайкин Константин Александрович

Интеллектуальная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

(Выпускная квалификационная работа)

 

 

 






Научный руководитель:

Солодухина Т. К., д.п.н., доцент

 

Автор работы

Балалайкин К. А.

                                                                   

 



 

 


г. Улан-Удэ

2006 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………...3-6

Глава I. Психолого-педагогические основы использования игры в учебном процессе.

1.1. Понятие игры и ее классификация………………….……………...7-16

1.2. Роль познавательной активности в игровых формах обучения....17-27

1.3. Практика применения интеллектуальных игр в общеобразовательных учреждениях……………….…………………………………………….27-34

Выводы по первой главе…………………………………………………...34

Глава 2. Технология развития познавательной активности средствами интеллектуальной игры

2.1. Особенности организации интеллектуальной игры…….………..36-47

2.2. Ход и результаты экспериментальной работы (на примере интеллектуальной игры «Кто это?..»)………………………………………………...47-57

Выводы по второй главе………………………………………………..56-57

Заключение……………………………………………………………..58-60

Приложение ……………………………………………………………61-72

Библиография………………………………………………………….73-75

Введение

 

Актуальность исследования. Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление  не  только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к  которой мы  идем,  каждый  не  только  сможет,  но  и  должен  работать  так,  чтобы использовать все возможности собственной личности.  В  условиях  гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна  быть направлена на формирование сильной личности, способной  жить  и  работать  в непрерывно  меняющемся  мире,  способной  смело  разрабатывать   собственную стратегию  поведения,  осуществлять  нравственный  выбор  и  нести  за  него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

В  школе  особое  место  занимают   такие   формы   занятий,   которые обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика,  повышают  авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников  за  результаты  учебного труда. Эти  задачи  можно  успешно  решать  через  технологию  игровых  форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка,  имеет  то  же  значение,   какое  у взрослого  деятельность,  работа,  служба.  Игра   только   внешне   кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно  требует,  чтобы  играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным  вниманием,  что им доступно наблюдать и что доступно  их  пониманию.  Уже  потому  игра,  по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной  деятельности,  форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Чем  старше и более развиты дети, тем требовательнее они  к  предметам игры, тем больше  сходства  ищут  с  действительностью.  Отсюда  естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из  тенденций  развития игры - все большая связь ее с обучением.  Задача  учителя  –  поддержать  это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться  и   помочь  ему  в этом.

Игра всё ещё имеет большое значение в жизни учащихся и  очень  важно сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней.   Так  как  игра  –  явление многогранное, ее можно рассматривать как  особую  форму  существования  всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, который очень важен  для ученика. В нём развивается чувство долга и ответственности,  стремление  к взаимопомощи, солидарности, привычка  подчинять  личные  интересы  интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка  коллективом  поступков  и поведения школьника для него очень важны. Как правило,  общественная  оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем  мнение  учителей  или родителей,  и  он  обычно  очень  чутко  реагирует  на  дружное  воздействие коллектива товарищей.

Использование интеллектуальных игр  и  упражнений  на  уроках  способствует развитию познавательных интересов, мыслительных  процессов  и  положительной мотивации к обучению школьников.

Отсюда следует, что использование  развивающих  игр  и  упражнений  на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.

В настоящее время не достаточно хорошо изучены  условия  эффективности применения на практике развивающих игр и  упражнений  на  уроках  в  средних классах школы.

Отсюда, проблема исследования, каковы условия эффективного применения интеллектуальных игр и упражнений на уроках обществознания в средних классах школы.

Цель исследования: выявить условия эффективности применения интеллектуальных и упражнений в процессе обучения.

Объект исследования: познавательная деятельность учащихся в школе.

Предмет исследования: условия использования интеллектуальных игр в учебном процессе.

Задачи исследования:

1) Уточнить сущность понятие «игра» и «история игр».

2) Раскрыть понятие познавательная активность.

3) Рассмотреть применение интеллектуальных игр в современной школе.

4) Изучить содержание и логику проведения интеллектуальных игр в процессе изучения обществознания.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование интеллектуальных игр и упражнений на уроке способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

Методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, обработка статистических данных.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанной интеллектуальной игры «Кто это?..» в практической деятельности классного руководителя, преподавателя обществознания и других учителей, специализирующихся в области социально-гуманитарных дисциплин.

Методологическая основа исследования: методологической основой исследования являются труды философов, учёных, педагогов и психологов о роли игры в процессе развитии личности.

База исследования: учащиеся 10 «б» класса средней общеобразовательной школы № 65 г. Улан-Удэ.

Этапы исследования:

1.  Сентябрь,  октябрь, ноябрь, декабрь  2005  г.  – организационный. На  этом  этапе:  изучалась  психолого-педагогическая литература, готовилась теоретическая база исследования, шла разработка игры и подготовка теста.

   2. Январь, февраль 2006 г.  –  экспериментальный. Проводилось тестирование учащихся (вводное и заключительное). Проведена интеллектуальная игра «Кто это?..»

   3.  Март,  апрель  –  2006  г.  заключительный.  На   этом   этапе   была

завершена систематизация  результатов исследования.   Полученные   в   ходе   работы   данные   подверглись качественному и количественному анализу. Были сформулированы  основные выводы, и шло литературное оформление.

     Структура работы:  в  работе  имеется  введение,  где  сформулированы основные компоненты исследования: проблема, цель, объект,  предмет,  задачи, гипотеза и этапы.

В  теоретической   части  раскрыты   сущность,   виды,   особенности использование игровых форм обучения и интеллектуальной игры на уроках, их значение на  формирование познавательной активности.

В опытно-экспериментальной части проведён констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

В  заключении  сделаны  выводы  и  обобщения,  а  так  же  выработаны методические рекомендации для учителей по развитию мыслительных процессов  с помощью интеллектуальных игр в старших классах.

При написании работы было использовано 33 источника.

В приложении приводятся примеры интеллектуальных игр, тест, ход  опытно – экспериментальной работы.

                           

Глава I. Психолого-педагогические основы использования игры в учебном процессе

1.1. Понятие игры и её классификация

Игра  сопровождает  человечество  на протяжении всей его истории, переплетаясь с  магией,  культовым  поведением, спортом,  военными   и   др.   тренировками,   искусством,   в   особенности исполнительскими его формами.  Игры  свойственны  всем, даже животным.  Игра изучается историками культуры,  этнографами, педагогами (в  частности,  в связи  с преподаванием в младших классах школы),   историками   религии,   искусствоведами, исследователями спорта и военного дела.  Игра  -  это вид  непродуктивной  деятельности,  где  мотив  лежит  не  в результате её,  а  в  самом  процессе.  «Происхождение  игры  связывалось  с магико-культовыми    потребностями    или     врождёнными     биологическими потребностями организма; выводилось из трудовых процессов».[1]

Связь игры  с  тренировкой  и  отдыхом  одновременно  обусловлена  её способностью создавать конфликты, решение которых  в  практической  сфере деятельности или затруднено или невозможно. Поэтому игра является не  только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к  будущим жизненным ситуациям. В качестве некой модели конфликта.

Особая психическая установка играющего, который  одновременно  и верит и не верит в реальность разыгрываемого  конфликта,  двух плановость  его поведения роднит игру с искусством. Вопрос о соотношении  игры  и  искусства был поставлен  Кантом и получил философско-антропологическое  обоснование  у Ф. Шиллера, видевшего в игре специфически человеческую  форму жизнедеятельности по преимуществу «...человек играет только тогда, когда  он в полном значении слова человек, и он бывает вполне  человеком  лишь  тогда, когда играет».[2] Однако между игрой  и искусством имеется существенное отличие: игра представляет  собой  овладение умением, тренировку,  моделирование  деятельности,  отличительным  свойством игры является наличие системы правил поведения.

В  школе  особое  место  занимают   такие   формы   занятий,   которые обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика,  повышают  авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников  за  результаты  учебного труда. Эти  задачи  можно  успешно  решаются  через  технологию  игровых  форм обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии»  дает определение  педагогической  технологии,  как  «систематичное  воплощение  на практике  заранее  спроецированного  учебно-воспитательного  процесса».[3]  Игра имеет большое значение в жизни ребенка,  имеет  то  же  значение,   какое  у взрослого  деятельность,  работа,  служба.  Игра   только   внешне   кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно  требует,  чтобы  играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным  вниманием,  что им доступно наблюдать и что доступно  их  пониманию.  Уже  потому  игра,  по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной  деятельности,  форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания  детей.  «…Самодеятельная  подражательная игра, которая помогает осваивать  полученные  впечатления,  имеет  громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое».[4]  Ту  же  мысль  высказывает А.М. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира,  в  котором  они  живут  и который призваны изменить».[5]

Н.К. Крупская впервые в педагогике поставила вопрос  о  связи  игры  с трудом. Она доказала, что у  детей  нет  различий между  этими  видами деятельности; в игре, как и  в  работе,  главное  –  постановка  цели  и  ее выполнение. По мнению Н.К. Крупской,   игра   готовит  детей  к  труду.[6]  Эту мысль  развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что «хорошая игра  похожа  на хорошую работу,  их  объединяет  усилие  мысли  и  рабочее  усилие,  радость творчества, чувство ответственности».[7]

Советский педагог  В.А. Сухомлинский  подчеркивал,  что  «игра  –  это огромное светлое окно,  через  которое  в  духовный  мир  ребенка  вливается живительный поток представлений, понятий об  окружающем  мире.  Игра  –  это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». «Чем же все-таки  отличается игра  от  работы?  …Работа  есть  участие человека в общественном производстве, в создании  материальных,  культурных, иначе говоря, социальных  ценностей.  Игра  не  преследует  таких  целей,  к общественным целям она не  имеет  прямого  отношения,  но  к  ним  отношение косвенное, она приучает человека к тем  физическим  и  психическим  усилиям, которые необходимы для работы».[8]

В высказываниях великих педагогов –  К. Д.  Ушинского,  Н. К.  Крупской, А.С.  Макаренко  игра   рассматривается   как   самостоятельная  деятельность детей, в которой они наиболее полно раскрывают свою индивидуальность и «мастерят» личность. «Очень  важно  не  шаблонизировать  игры,  а  давать  простор  детской инициативе. Важно, чтобы дети сами  придумывали  игры,  ставили  себе  цели… Педагог не должен стеснять инициативу ребят,  расхолаживать  их,  навязывать им те или иные игры…».[9] «Мы на ребят должны влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы  дать известное развитие силам, не водить их  за  ручку,  не  регулировать  каждое слово, а давать возможность всестороннего  развития  на  игре,  общении,  на наблюдении окружающего…».[10]

А. С. Макаренко, давая советы родителям, указывает на  распространенные ошибки семейного  воспитания:  некоторые  родители  просто  не  интересуются игрой своих детей, другие ограничиваются тем, что  накупают  много  игрушек, третьи слишком вмешиваются в игру детей,  показывают,  рассказывают,  лишают ребенка  возможности  самому  решить  игровую  задачу. И это, хотя и косвенно ещё раз подчеркивает, что игра характерна как для взрослых, так и для детей.  «У  таких  родителей ребенку ничего не остается, как слушаться родителей и подражать  им:  здесь, в сущности, играют больше родители, чем  ребенок».[11] Поэтому учитель, предлагая игровую ситуацию должен как можно больше стремиться к уменьшению своей роли в процессе игровой деятельности, отдавая большую самостоятельность ученикам, а если и принимать участие в игре, то на равных, не доминируя над школьниками.

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий  на  материале  школьного   обучения   обнаруживается   в   игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями  осуществляется  формирование психических  процессов:  абстракции,   сенсорных   процессов   и   обобщения произвольного  запоминания  и  т.д.   Оно   формирует  способности учиться и развивает познавательную активность школьников. Игровое   обучение   не   может   быть единственным в образовательной работе с детьми.

Существует классификация игр, развивающих интеллект,  познавательную активность ребенка.

1) Предметные игры, как манипуляции с игрушками и  предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет,  объем,  материал,  мир животных, мир людей и т.п.

2) Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет –  форма интеллектуальной деятельности.

Игры типа «Брейн - ринг», «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и т.д. Данные  игры – важная составная  часть  учебной,  но,  прежде  всего,  внеучебной  работы познавательного характера. Творческие, интеллектуальные, сюжетно-ролевые,  игры   в   обучении   –   не   просто развлекательный прием  или  способ  организации  познавательного  материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она  разводит то, что по «видимости едино»,  и  сближает  то,  что  в  учении  и  в  жизни сопротивляется  сопоставлению  и   уравновешиванию.   Научное   предвидение, угадывание  будущего  можно  объяснить  «способностью  игрового  воображения представить в качестве систем целостности, которые,  с  точки  зрения  науки или здравого смысла системами не являются».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9