Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста
Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста
Курсовая
работа
«Интегрированный
подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила:
Сайфуллина З.А
г.
Нижневартовск
Введение
В настоящее
время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного
периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену
приходят новые концепции и идеи.
Образовательный
процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной
деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы, что неизбежно
приводит к снижению и без того недостаточного уровня физического и
эмоционального развития. Возникает необходимость обеспечения педагогических
условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый
образовательный процесс.
Интегрированные
занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики:
образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Такие занятия
в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных
видах деятельности.
Интегрированные
занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в
интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения,
познавательный интерес и активность.
В области
экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль:
воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность
чувствовать и перешивать ее красоту; формирует экологические представления об
окружающем.
С.Н.Николаева
в своих исследованиях показала, что «задача совершенствования дошкольного
обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в
программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов его
систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными
связями между предметами и явлениями окружающего мира».
Цель
работы –
теоретически обосновать возможность и эффективность применения интегрированного
подхода в экологическом образовании дошкольников.
Объект
исследования: процесс экологического образования старших дошкольников.
Предмет
исследования: интегрированные занятия как средство экологического образования дошкольников.
Гипотеза:
сочетание различных видов деятельности на одном занятии способствует более
легкому и эффективному формированию экологических знаний и отношения к природе
у детского дошкольного возраста.
В
соответствие с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) Изучить
состояние проблемы интегрированного подхода в экологическом образовании детей
2) Выявить
сущность и специфику организации комплексных мероприятий в работе с
дошкольниками
3) Определить
особенности экологического образования детей дошкольного возраста
4) Выявить
уровень экологических знаний и эмоционального отношения к природе у детей
старшего дошкольного возраста.
Методы
исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования,
наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Теоретическая
и практическая значимость исследования заключается в уточнении имеющейся в
отечественной педагогике и методике экологического образования специфики
применения интегрированных занятий с дошкольниками; определении особенностей
процесса экологического образования детей.
База
исследования: исследовательская работа осуществлялась на базе МДОУ № 56 и
охватила 12 детей в возрасте 5-6 лет.
Глава 1 Проблема интегрированного
подхода в экологическом образовании детей дошкольного возраста
1.1
Интегративные
тенденции в проблеме экологического образования детей дошкольного возраста
Проблема
экологического образования является относительно новой для дошкольной
педагогики, тем не менее, с конца с конца 80-х гг. усиленно развиваются
тенденции системно- целостного подхода к экологическому образованию.
Комплексный подход в экологическом образовании дошкольников рассматриваются с
разных точек зрения: необходимости слияния экологического обучения с различными
видами детской деятельности; принципов непрерывности и универсальности.
Параллельно
проводится работа по совершенствованию содержания экологического образования
дошкольников: по определению познавательных, ценностных, нравственно–эстетических
и деятельностных элементов содержания и их роли в развитии экологической
культуры личности; по выявлению принципов отбора и конструирования содержания
экологического образования.
Итак,
интегративные тенденции получили свое новое развитие в экологическом
образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только
разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию
различных областей воспитания и обучения дошкольников.
Интеграция в
реальной практике экологического образования ведет к необходимости синтеза,
поиску новых форм подготовки, к появлению в контексте теоретических работ
категорий значительно более общих, чем экологические знания и умения,
экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность,
экологическая культура. В связи с этим в практике экологического образования
дошкольников необходимо существенное усиление деятельностного и личностного подходов.
Также важную
нишу в структуре экологического образования занимает достаточно большое
количество исследований по формированию у детей бережного и заботливого
отношения к природе. К частности, вопросами усвоения дошкольниками некоторых
форм поведения в природе, связанных с экологической культуры ребенка,
занимались Н.Ф.Виноградова, В.Г.Грецова, С.Н.Николаева, А.М.Федотова. Их
исследования убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять как
простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им
проблемных ситуациях.
В
исследованиях Н.Ф.Виноградовой, Е.И.Золотовой, С.Н.Николаевой, Е.Ф.Терентьевой,
Н.Э.Фабри, И.А.Хайдуровой и других рассматривались вопросы формирования знаний
и представлений у детей о взаимосвязях и взаимозависимости между объектами и явлениями
природы. Системы знаний как средства формирования у дошкольников отношения к
природе явились предметом изучения В.Г.Грецовой, З.П.Плохий. В работах
показано, что чувства деятельной любви к природе и соответствующей ей поведения
развиваются постепенно от положительно-эмоцианального отношения к сознательно-целенаправленной
деятельности. Основой формирования положительного отношения детей к природе, по
мнению В.Н.Грецовой, является наличие трех взаимосвязанных компонентов:
эмоцианально-положительного отношения к ней, знаний полезной деятельности у
детей. З.П.Плохий, рассматривая формирования бережного и заботливого отношения
к природе с позиции комплексного подхода, предполагает возможность развития у
детей разнообразных чувств, усвоения ими знаний о взаимосвязях в природе и
обучения их элементарным навыкам создания условий для жизни живых существ.
Наиболее ярко
интегративные тенденции прослеживаются в программе «Планета – наш дом» И.Т.
Белавиной и Н.Г. Найденской. По мнению авторов, природная среда является
источником формирования у детей ярких художественных и музыкальных образов.
Основной целью этой программы является формирования у детей чувства красоты
природы, ее разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности. В программе
заложено межпредметная модель обучения. Авторы считают, что воспитатель
является почти идеальным ее проводником, так как способен и имеет возможность
определять функции каждого предмета в системе формирования экологической
культуры, устанавливая естественные связи между изобразительным искусством и
физическим воспитанием, музыкой и наблюдениями за природой. Программа
направлена на формирование у дошкольников бережного отношения к природе как
необходимого личностного качества, развития которого предполагает учет
следующих факторов – интересы к природе; наличие знаний о природных компонентах
и взаимосвязям между ними, о влиянии человека на природу; стимулирование
нравственных и эстетических чувств по отношению к природе, организации
посильной деятельности по оказанию природе помощи; учета мотивов, определяющих
действия дошкольников в природе. Внимание педагогов обращено на то, что все эти
факторы формируются в единстве и взаимосвязи только тогда, когда продуманы,
учтены и целесообразно подобраны все составные части процесса экологического
образования: цели, принципы, задачи, содержания, формы и методы работы, условия
и предполагаемые результаты.
Программа «Мы»
предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдения,
моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность, конструирование. С
различными видами деятельности их содержанием и результатом связываются
проявления у детей экологической и общечеловеческой культуры.
Таким образом,
в последних разработках практических материалов по экологическому образованию
явно прослеживается акцент на интеграцию разных видов в рамках экологического
подхода. Посредством интегративных комплексных мероприятий решается не одна, а
сразу несколько задач обучения, воспитания детей – дошкольников, что
существенно расширяет поле творческой активной деятельности педагога.
1.2
Комплексные
мероприятия экологического содержания в ДОУ
Говоря об
интеграции в экологическом образовании, следует отметить мероприятия, которые
использует дошкольный педагог в своей работе. Прежде всего, это комплексные
занятия. Это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи
развития детей и строятся на разных видах деятельности. Их можно проводить во
всех возрастных группах, но особенно они полезны для старших дошкольников.
Рассмотрим особенности комплексных занятий на конкретных примерах.
В конце осени
с детьми старшей группы обычно подводится итог – формируется представление об
осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких
частей и включать разные виды деятельности. Первая часть занятия решает
познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников:
воспитатель уточняет и обогащает представления детей, об осени выделяя
характерные особенности.
Важную роль в
этом играет календарь природы, который на данном занятии является наглядным
демонстрационным пособием, помогающим детям увидеть и осмыслить особенности сезона
в целом.
Воспитатель
строит беседу следующим образом: рассматривает по очереди каждую страницу
календаря, формируя представление о том, какая осень вначале, середине, в
конце. Воспитатель ведет последовательный разговор. Опираясь на первую страницу
календаря, а потом сам подводит итог о том, что представляет собой осень в
многообразии своих явлений и во все периоды протекания. Таким образом, ведущим
методом первой части занятия является логически построенная беседа, а ведущей
деятельностью детей – умственно-вербальная (участие в диалоге, совместное
обсуждение графической модели сезона).
Вторая часть
занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности. К
занятию специально организуется небольшая выставка на тему: «Осень»: несколько репродукций
картин знаменитых художников (И. В. Левитан., И. С. Остроухов и др.),
художественные фотографии, на которых могут быть изображены картины природы,
дары осени (грибы, овощи, фрукты), 1-2 современных пейзажа, натюрморта в
живописи или графике. Осмотр выставки, поиск красоты, ее переживание – это другой
вид деятельности, позволяющий решать эстетические задачи. Третья часть занятия
- художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами
становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию (рисование
пейзажа, букета осенних цветов, аппликации грибов в траве или корзине,
аппликация фруктов в вазе, поделки из природного материала и др.).
Педагогические задачи этой части занятия иные – развитие творческих способностей
детей, их художественно – ручных умений.
Комплексное
занятие, если оно умело построено, по времени может выходить за рамки обычного
занятия – это не страшно, так как смена деятельности не вызовет усталости и
скуки, тем более, что – по своему усмотрению – воспитатель может в подходящий
момент использовать музыку в записи, провести веселую физкультминутку.
Комплексные
занятия организуют на самые разные темы. Это творческое дело воспитателя. Во
всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а
сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому
формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено на
занятии.
Экскурсии
на природу.
Экскурсии с детьми 5-6 лет в ближайшее природное окружение – это интересное и
полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи:
оздоровительные, познавательные, нравственные, эстетические. Экскурсия по своей
организации является комплексным мероприятием: его планируют, обдумывают,
готовят сразу несколько взрослых – эколог, инструктор по физическому
воспитанию, медсестра, воспитатель – методист, воспитатель группы.
Положительное
воздействие на здоровье детей в походе дети получают от целого ряда факторов: 1)
Подготовка к экскурсии, ожидание ярких впечатлений, выхода в новое и интересное
место вызывают у ребенка радостные чувства; 2) Окружающая среда оказывает
положительное воздействие на здоровье; 3) Длительный переход на относительно
большое расстояние развивает выносливость детей, укрепляет мускулатуру ног и
всего тела.
На умственное
развитие детей в экскурсии оказывают влияние различные мероприятия
познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых,
словесные игры, отгадывание загадок во время отдыха. Ведущее значение среди
этих мероприятий имеют наблюдения – они могут быть самого различного содержания
в зависимости от времени года, конкретного природного окружения, опыта
посещения детьми экосистем.
На нравственное
развитие детей большое влияние оказывает природоохранная деятельность:
развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или
весной, ограждение муравейников в теплое время года. Хорошо организовать уборку
и очистку от лесного и бытового мусора постоянного места прогулки. Это
мероприятие имеет большое воспитательное значение, но оно должно быть правильно
организованно. Правильное проведение этой части похода очень важно – взрослые
показывают детям, как они сами относятся к природе, как ее любят на деле, как
заботятся о доме, в котором живут все вместе.
Эстетическое
воспитание детей на природе начинается с демонстрации территории – педагог
говорит, что здесь красиво, потому что все чисто и ухожено. Воспитатель
развивает в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых
различных явлениях. Красота повсюду, воспитатель побуждает детей самим находить
ее, наслаждаться, показывать другим и сохранять.
Широко
применяется использование сюжетно - ролевой игры в экологическом
образовании детей.
Если игра
специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и
взаимодействия с ней, такую игру называют игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС – это
полноценная, но специально организованная сюжетно – ролевая игра. Ее характеризуют
следующие моменты: 1) она имеет короткий и несложный сюжет; 2) оснащена
необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое
пространство; 3) в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная
задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие
персонажей; 4) игру проводит воспитатель; 5) воспитатель руководит всей игрой.
Можно
выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные
образовательные задачи ознакомления детей с природой.
1.
Игровые
обучающие ситуации с игрушками- аналогами
Аналоги - это
игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных и растения.
Игрушки аналоги замечательны тем, что сих помощью у детей начиная с 2-3 лет
можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых
организмов на основе ряда существенных признаков. С помощью игрушек легко
продемонстрировать: что можно делать с предметом с живым существом, т.е. показать
принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.
2.
Игровые
обучающие ситуации с литературными персонажами.
Данные
ситуации связаны с использованием кукол. Изображающих персонажей произведений,
хорошо знакомых детям.
3.
Игровые
обучающие ситуации типа путешествий.
Путешествия -
это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, ферм,
зоопарка, салона природы, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки. Посещая
интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природе, чему
способствует обязательная роль в игре руководителя.
Таким
образом, на сегодняшний день педагогический процесс обогащен различными видами
мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные
цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|