бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Интегрированные уроки как одно из средств повышения активности учащихся на уроках в старших классах бесплатно рефераты

Курс информатики может стать интегрирующим звеном в формировании информационной культуры младшего школьника. Интеграция здесь видится в постепенном сближении информатики как науки о рациональных способах работы с информацией и базовых учебных дисциплин. Причем это сближение заключается как в придании информатике большей практической направленности и поддержке других учебных предметов, так и в стремлении максимально использовать достижения информатики в базовых учебных курсах. Желательна согласованность различных учебных программ, адресованных одному ученику, в задачах, содержании, формах, сроках. Очевидно, что в центре внимания должен быть ребенок с его возможностями, интересами, потребностями [Лыскова, 2007:243].

Содержательная сторона интеграции рассматривается в педагогических исследованиях и реализуется на практике гораздо чаще, чем сторона операционная, деятельная. Между тем потребность в создании интегративных курсов на деятельной основе (на основе общности операционных компонентов) исключительно велика.

В самом деле, при изучении основ наук школьники сталкиваются с различными видами учебно-познавательной деятельности. Это работа с учебной книгой, проведение наблюдений, экспериментов, систематизация и обобщение знаний. Кажется, весьма заманчивым построить целостный и последовательный курс, специально обучающий школьников одному или нескольким из перечисленных видов деятельности. Он может оказаться полезным на любом этапе обучения и даже при небольшом объеме положительно скажется на эффективности занятий по всем предметам естественного цикла, на решении проблемы устранения перегрузки учащихся, развитии умений самостоятельно приобретать знания.


2.3  Концепция интегрированного обучения

Интеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.

Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Признаки интегрированного урока:

1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:

а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;

б) повышения интереса учащихся к предметам;

в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;

г) экономии учебного времени и т. п.;

3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.

Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому [School4-perm.narod.ru, 2009: http : // www. school4-perm.narod.ru].

Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления учащихся.

1.   Синтезированность знаний. Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.

2.   Углублённость изучения. Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.

3.   Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы. Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.

4.   Альтернативность решения. Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.

5.   Доказательность решения. Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления.

Перспективы развития интегрированного обучения

Практика показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению. На данном этапе разрабатывается единая альтернативная программа обучения физике, математике, астрономии, информатике, при внедрении которой интеграция будет являться дидактическим принципом обучения. На этом, продвинутом, этапе интегрированного обучения главной целью будет формирование научного стиля мышления учащихся. Такое обучение возможно лишь при условии создания специализированного класса, набор учащихся в который должен проводиться на конкурсной основе.

Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.


3. Интеграция информатики с другими предметами

Интеграция предмета «Информатика» и «Информационные технологии» с другими предметами осуществляется в виде объединения курсов по предметам. Данный подход требует от одного учителя знаний по двум предметам.

Предлагаем несколько таких конспектов уроков по информатике.

3.1 Применение информационных компьютерных технологий на уроках

Интегрированный урок русский язык-информатика. 8 кл..

Тема урока: "Главные члены предложения".

Цель урока:

1.   Закрепить орфографические навыки учащихся, знания о главных членах предложения;

2.   Развивать представление учащихся об изобразительно- выразительной роли изучаемых синтаксических конструкций;

3.   Развивать интерес к поэзии;

4.   Повторить и обобщить навыки работы с текстовым редактором, основные функции и возможности текстового редактора.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель русского языка и литературы:

- Сегодня мы будем работать над ошибками, допущенными в диктанте, используя компьютер, поговорим о роли различных типов сказуемых в художественном тексте, попытаемся составить связный текст заданного жанра и стиля с помощью изучаемых синтаксических конструкций.

Учитель информатики:

- Со стороны информатики мы сегодня с вами повторим основные функции и возможности тестового редактора, вспомним как правильно набирать и форматировать текст, редактировать ошибки, вставлять информацию в текстовый документ.

2. Объяснение нового материала.

Работа ведется по группам с учетом уровневой дифференциации.

3 группа - учащиеся, получившие за диктант «2» и «3».

2 группа - учащиеся, получившие за диктант «3» и «4».

1 группа - учащиеся, получившие за диктант «5» и «4».

1 этап.

3 группа - учащиеся по 2 человека работают за компьютером с текстом диктанта, в тексте пропущены те орфограммы и пунктограммы, на знание которых ребята допустили ошибки. (Работают с учителем информатики).

2 группа - ученики работают в тетрадях, исправляя ошибки, объясняя их графически (орфограммы и пунктограммы).( Работают самостоятельно, при необходимости помощь учителя русского языка)

1 группа - работают с деформированным текстом стихотворения Н. С. Гумилева. (Работают с учителем русского языка).

Его глаза - подземные озера,

Покинутые царские чертоги.

Отмечен знаком высшего позора,

Он никогда не говорит о Боге.

Его уста - пурпуровая рана

От лезвия, пропитанного ядом.

Печальные, сомкнувшиеся рано,

Они зовут к непознанным усладам.

И руки - бледный мрамор полнолуний,

В них ужасы неснятого проклятья,

Они ласкали девушек-колдуний

И ведали кровавые распятья

Ему в веках достался страшный жребий -

Служить мечтой убийцы и поэта

Быть может, как родился он - на небе

Кровавая растаяла комета.

В его душе столетние обиды,

В его душе печали без названья.

На все сады Мадонны и Киприды

Не променяет он воспоминанья.

Он злобен, но не злобой святотатца,

И нежен цвет его атласной кожи.

Он может улыбаться и смеяться,

Но плакать плакать больше он не может

(Н Гумилев)

Задание:

1.   Вставить пропущенные буквы.

2.   расставить знаки препинания, объяснить.

3.   сгруппировать орфограммы по видам.

2 этап.

3 группа - по окончании 1 задания ученики работают в тетрадях, графически объясняя свои ошибки. (Наблюдает учитель русского языка).

2 группа - работают с деформированным текстом за компьютером. (Наблюдает учитель информатики).

Я броси..л (в) к..стер гнил.. бревнышко (не) досмотрел что изнутри его зас..лили мурав..и.

Затр..щало бревно. Выв..лили мурав..и в уж..се забегали поверху карежились сг..рая в плам..ни .

Я зац..пил бревно охваче..ое огнем смог отк..тить его на край. Теперь многие мурав.и были спасены бежали на песок на сосновые иглы. Но было странно что они (не) уб..гали от к..стра. Едва пр..одолев ужас они заворачивали начинали кружиться и какая-то сила вл..кла их назад к покинутой родине. И многие были такие кто опять стремились попасть на г..рящее бревнышко метались по нему и пог..бали там.

Задание:

1.   Вставить пропущенные буквы.

2.   расставить знаки препинания, объяснить.

3.   подчеркнуть сказуемые. В скобках после каждого указать тип его (пг, сг, си).

1 группа - аналитическая работа с текстом. (Работают с учителем русского языка)

Учитель русского языка: прочтите выразительно стихотворение Н. Гумилева.

Итак, перед вами поэтический портрет мужчины, «рассмотрите» его.

- Что вы видите (человека, прожившего трудную жизнь).

- Разделите стихотворение на части, определите главную мысль каждой.(2 части: 1-внешний вид- отмечен знаком высшего позора; 2- внутренний мир героя, его характер- Ему в веках достался страшный жребий).

-Какова композиция стихотворения? Как она способствует логике проникновения в художественный образ?

1 часть - описание внешности - опускается от глаз к рукам.

2 часть - проникновение во внутренний мир, который отражается во внешности.

-Первая часть стихотворения воссоздает внешний вид человека. Отражается ли во внешности его характер, как?

(Темные глаза с потухшим взглядом говорят о равнодушии или тяжкой усталости от жизни. Рот яркий, узкими губами, способен говорить жестокое и злое, не случайно словосочетание «пропитанное ядом». Руки холодные, бесчувственные, как мрамор, не могут творить добро).

- Какие синтаксические конструкции создают яркий и тревожащий нас образ. (Предложения с тире, сказуемые составные именные)

-1 часть: Попробуем составные именные сказуемые заменить на простые глагольные в 1 части стихотворения. (Темные глаза смотрят в пустоту, тонкие пурпурные уста сомкнулись, холодные руки, похожие на мрамор полнолуния, напоминают ужасы не снятого проклятия.)

-Что теряет образ в результате такой замены? (яркость, выпуклость, он как бы расплывается).

2 часть: проникновение во внутренний мир, в характер и даже в прошлое героя:

·       Какой перед вами человек? (наверное был красив, жестокий, озлобленный, натура сильная. Он безжалостен, способен убить, ему чужды страдания других.)

·       Поэт описывает портрет или свое впечатление от портрета? Подтвердите свою мысль.(многое поэт домысливает, как бы угадывая прошлое, слова- метафоры свидетельствуют о том, что это личные впечатления поэта.

·       Какое впечатление производит портрет на вас? (Человек страшен своей безжалостностью.)

·       Убедил ли вас поэт, что прошлое человека именно таково?

·       Почему вы считаете предположения Н. Гумилева убедительными.

·       Какие чувства вызывает у поэта картина, подтвердите это текстом.(особенно убедительны последние строчки)

·       Какую жизнь по-вашему прожил этот человек?

·       Он злобен и он злится. Есть ли разница между этими выражениями и какая?

Злится - временное состояние человека, он может злиться и на себя.

Злобен - характер, состояние души, отсутствие доброты по отношению к людям.

3 этап:

3 группа - работа с текстовым редактором (диктует учитель информатики)

Красиво осенью. Листья золотые и багровые. Воздух чистый, прозрачный. Тихо в лесу. Только изредка слышны голоса птиц да дятел нарушает тишину своим громким постукиванием. Сквозь поредевшие деревья проникают яркие, но холодные лучи осеннего солнца.

2 группа

а) творческое задание (работа с карточками). Тренировка в подборе сказуемых с учетом общего замысла текста, его жанровой и стилистической характеристики.

Задание: списать, вставить необходимые сказуемые, чтобы они соответствовали стилю).

Павел рас..т..гнул кобуру осторожно вынул бл..стящий револьвер и побежал домой.

Мать возилась на кухне и (не) обратила на него внимания.

Он …. Лежавшую за сундуком тряпку ….ее в карман потом ….за дверь и….по дороге ведущей к старому кирпичному заводу.

(схватил, сунул, выскользнул, помчался)

работа с учителем русского языка.

б) Работа с текстовым редактором.

- Составить 5-6 предложений, чтобы получился текст, употребив разные типы сказуемых.

Темы: Утро в лесу;

Рассвет (закат) на реке;

Поздняя осень;

Вспоминая 1 класс.

1 группа- даны портреты.

- Рассмотрите репродукцию картин и напишите сочинение- миниатюру (описание внешности и внутреннего мира изображенного на картине человека, употребив различные виды сказуемых.

2 учащихся - индивидуальная работа, 2 - совместная (Джоконда)

Стих. Н. Озерова (чтение учителем)

Еще не видно лица на портрете.

Ни рук на нем, ни одежды нет

Как воплощается замысел в цвете?

Как возникает женский портрет

Художник не отрывает взора

От натурщицы, от полотна.

- Можете шевелиться, синьора,

Ваша скованность мне вредна.

Смуглая женщина в свете зыбком,

Прост и чудесен ее наряд.

Неуловима ее улыбка,

Необъясним ее чистый взгляд.

То ли улыбка, то ли догадка,

То ли намек, то ли укор.

Бежит пробор посередке гладко

И пропадает тропой среди гор. ..

Еще кантилена, еще два аккорда.

Послеобеденный ровный свет.

Музыку слушает Джоконда.

Леонардо пишет портрет.

4 этап

3 группа (карточка)

Устранить повторы.

С западной стороны Красной площади находится самая высокая стена Кремля со Спасской башней.

В южной части находится Покровский собор, шедевр русского зодчества, известный более как храм Василия Блаженного. Рядом с собором находится круглое каменное возвышение, Лобное место.

-определить тип сказуемого. (проверяет учитель русского языка)

2 группа - работа с текстовым редактором (учитель информатики)

распечатать

1 группа - Работа с текстовым редактором (оформить текст сочинения- миниатюры, распечатать.

Дома: 1 группа- подражание Гумилеву (любой портрет)

2 группа - к тексту написать начало

Осинки и березки стоят тоненькие просвечивающиеся (на)сквозь. Заметнее стали пихты выделяющиеся своей темной хвоей. Лес пр..готовился к зиме и стоит молч..ливый и поч..рневший.

3 группа - Написать небольшой текст или отдельные предложения (4-5 предложений) описательного характера, используя различного типа сказуемые.

3. Подведение итогов урока [RusEdu.Ru, 2009: #"1.files/image001.gif" hspace=5 vspace=5>

Задание 2. Как построить точку А(-2;5)?

Какие знаки имеют координаты точек в III четверти, во I четверти?

В какой четверти располагаются точки В(4;-2); С(-3;5); М(-2;-4); Е(5;1); К(0;6); Р(-6;0).

Задание 3. Что называется координатной плоскостью?

Какие координаты имеет точка на координатной плоскости?

Задание 4. Разгадайте кроссворд (задание выполняют два ученика параллельно с заданием №1, 2).

Вопросы к кроссворду.

По вертикали:

1. 1. Четверть, в которой точки имеют положительные абсциссу и ординату (первая).

2. С помощью оператора PSET в графическом режиме языка Бейсик рисуется…(точка)

3. Как называется плоскость, которую образуют две координатные прямые при пересечении под прямым углом в начале отсчета? (координатная).

5. Какой режим включается, если в программе установлен оператор SCREEN.(графический).

По горизонтали:

4. Как называется вторая координата точки? (ордината)

6. Как называется координата x? (абсцисса)

7. Дана точка М(-6;3). Как называются числа –6 и 3? (координаты)

8. С помощью оператора LINE в графическом режиме языка Бейсик рисуется…(линия)

9. Что нарисуется на экране после выполнения следующей программы:




1.П


2.Т

Е

О


3.К


Р

Ч

О

В

К

4.О

Р

Д

И

Н

А

Т

А

Р




Я



Д


И

5.Г

Н

Р

6.А

Б

С

Ц

И

С

С

А

Т



Ф

7.К

О

О

Р

Д

И

Н

А

Т

Ы

И


А


Ч


8.Л

И

Н

И

Я

Е


С


9.П

Р

Я

М

О

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К


И

Й


Вопросы к кроссворду.

SCREEN 9

LINE (40,10) – (450,120), 5, B

END

(прямоугольник)

Задание 5. На доске выписаны координаты точек A (-2;4), B (2;3), C (-5;0), D(4;1),

E(-3;-6), а на координатной плоскости(на магнитной доске) отмечены точки, но не подписаны. Обозначить их буквами. Все ли точки правильно отмечены? Если нет, то найти и исправить ошибки.



Задание 6. Для чего используются следующие операторы:

SCREEN, LINE, PSET, PAINT? (Написать на листах, показывать)

Задание7. Найти ошибки в программах. Какое изображение получится после выполнения программ?

LINE (100,20)-(280,160),4

END

§ SCREN 9

LINE (100,20)-(280,160),10

END

§ SCREEN 9

LINE (100,20)-(280,160),10,B,BF

END

§ SCREEN 9

LINE (100,20) - (280,160),8, B

PSET (130,100)

PAINT (130,100),4

END

3. Усвоение новых знаний.

Ребята, как в математике называется плоскость, в которой мы выполняем построение различных фигур по точкам с заданными координатами?

Как в информатике называется такая плоскость?

Что общего между ними?

Чем отличаются?

Где можно построить данные точки А(-12; 3), В(-3, 12)?

Как записываются координаты точек в математике, в информатике?

Ребята, помните про эти отличия, и не путайте при выполнении заданий.

4. Самостоятельная работа.

Первая группа выполняет задание в тетрадях, вторая за компьютерами, затем меняются местами. В результате выполнения учащиеся получают по две оценки(одну по математике, другую по информатике).

Карточки с заданиями прилагаются.

Учитель дает задание второй группе, ребята самостоятельно выполняют задание.

С первой группой записывает тему урока по математике, ставит перед детьми задачу: выполнить два задания по карточкам.

5. Домашнее задание.

1) По математике. Придумайте и нарисуйте любую картинку на координатной плоскости и выпишите координаты всех точек. Задание оформите на альбомном листе. (Показать выполненные задания предыдущих годов). Задание творческое, поэтому постарайтесь использовать все свои творческие возможности.

2) 2) По информатике. Напишите программы для рисования тех рисунков, которые у Вас на карточках. (Карточки прилагаются).

6. Подведение итогов.

Подошел к концу наш урок. Скажите, что общего между координатной плоскостью и координатной сеткой? В чем их отличия? Как записываются координаты точек в математике?

Где Вам больше всего понравилось рисовать: на координатной плоскости в тетрадях или на компьютере? [Metodichka.Net, 2009: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Занков Л.В. Избранные педагогические сочинения / Л. В. Занков. -  М.: Просвещение,  2004. С. 133-150.

[2] Занков Л.В. Избр. Пед. Соч. - С. 41.

[3] Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации / С.П.Первин // Информатика и образование. –2004. -№4. – С. 32.

[4] Алгоритм – это последовательность выполнения действий, которые приводят  к решению задачи


Страницы: 1, 2, 3