Инновационные процессы в образовании
Инновационные процессы в образовании
Федеральное агентство по
образованию
Государственное
образовательное учреждение среднего профессионального образования
Тульский педагогический
колледж № 1
Выпускная квалификационная
работа на тему:
«Инновационные процессы в
образовании»
Выполнил: Артамонова Ю.Н.
Специальность: 050709
« Преподавание в начальных классах»
Отделение: школьное
Курс: 4. Группа: дм
Руководитель: Авилова Т.А.
Рецензент: Мартынова Н.А.
Тула 2007
План
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты
инновационных процессов…………………….6
1.1 Понятие об инновациях в
образовании, их классификация…….……...6
1.2 Роль инноваций в
развитии школы……….…………………………….24
Глава 2. Характеристика инноваций в
системе образования города Тулы…….31
2.1 Анализ программы
развития городской системы образования………31
2.2 МОУСШ № 8 как одна из
инновационных школ города Тулы………41
2.3 Особенности управления
инновационными процессами……………..50
2.4
Сравнительно-сопоставительный анализ уровня развития детей
младшего школьного
возраста………………………………………….67
Заключение……………………………………………………………...…………..72
Список литературы………………………………………………………..………..74
Приложения
Введение
В настоящее время
в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике
образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной
педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала
всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей
проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без
осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются
различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют
глубокого научного и практического осмысления.
Современная
российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе
отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не
просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая
её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного
развития таким обилием нововведений и экспериментов.
Изменение роли образования в
обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально
пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных
институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный
потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными
ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и
социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою
очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным
обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких
технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс
между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская
механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают
готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям
общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые
элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с
серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и
неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно
свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество»,
«инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и
однозначны, как это может показаться на первый взгляд.
В отечественной
литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе
экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки
качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной
жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических
теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных
процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование
современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах
управления, образования, права и др.
Поиски решения
педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов
исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания
инновационных процессов в сфере образования.
На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема
нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б
Пугачёвой, В. С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций
системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только
отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению
нововведений.
Сегодня
инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой
уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности
многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество
нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют
огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.
Исходя из этого,
можно сформулировать объект и предмет работы.
Объект:
инновационные процессы в образовании.
Предмет:
инновационные процессы в образовании города Тулы.
Цель работы:
изучить и охарактеризовать инновации в российском образовании, а также в
системе образования города Тулы.
Исторически
сложилось, что дети, обучающиеся в развивающихся, инновационных учебных
заведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем
дети из традиционных школ. Именно по этой причине родители часто отдают детей в
инновационные школы, не учитывая индивидуальных способностей детей. Слабые
дети не всегда осиливают программу развивающейся школы, они обычно отстают от
сверстников. Поэтому в наше время проблема выбора школы, различия между разными
типами и видами школ являются особенно актуальными.
Исходя из
понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
·
Провести
междисциплинарное исследование понятий новшество, инновация, инновационный
образовательный процесс, педагогическая инновация, управление образовательным
учреждением.
·
На основе
изучения психологической, методической, философской литературы проанализировать
научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, определить
стратегию его совершенствования.
·
Изучить и
сравнить уровень развития психических процессов и личностных качеств детей 1 Б
класса МОУСШ № 8 и “школы развития“ по системе М. Монтессори – прогимназии № 2
г. Тула.
·
Изучить
мнения руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении
инновационными процессами.
Гипотеза
исследования: если в системе образования будут иметь место инновационные школы,
то возможно повысится качество образования.
Опытно-экспериментальная база исследования: МОУСОШ № 8 4,57,58. гимназия №
3 и «Школа развития» по системе М. Монтессори – прогимназия № 2 г. Тулы.
Глава 1. Теоретические
аспекты инновационных процессов
1.1 Понятие об инновациях в
образовании, их классификация
Нововведения, или
инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и
поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков,
передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот
процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Словарь
С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый – впервые созданный или
сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый,
относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно
знакомый, малоизвестный.[1]
Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о
прогрессивности, об эффективности нового.
Понятие
“инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или
изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало
введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла
новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой
стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального
производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом
специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее
двадцатилетие в нашей стране.
Применительно к
педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание,
методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности
учителя и учащегося.[2]
Об инновациях в
российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в
это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное
обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в
образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были
научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая
инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании
и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.[3]
Таким образом,
инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и
организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная
деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и
распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и
“инновация“. Для выявления сущности этих понятий составим сравнительную
таблицу.
Таблица 1
Понятия «новация» и «инновация»
|