Информатизация учебного процесса
Информатизация учебного процесса
Якутский Государственный Университет
Институт Математики и Информатики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Информатизация учебного процесса»
Выполнил: студент 3 курса ЯГУ ИМИ
гр. ИНФ-00 Федотов Кэскил
проверил:
Якутск 2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Информационная культура,
цивилизация, общество
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.2
Проблема
информатизации учебного процесса и школ.
2.3
Результаты
исследования школ
2.4
Слово
о классно-урочной модели использования компьютера
2.5
Проектно-групповая
и индивидуальная модели взаимодействия компьютера и учащихся
3. Заключительное слово
1.
1.1
Вся обозримая история человечества характеризуется сменой государств, империй,
цивилизаций; сменой способов производства и орудий труда, культур, технологий и
систем образования; использованием различных видов энергии и средств
коммуникации.
XX век, в особенности его вторая половина, прошел под знаком
научно-технической революции — коренных изменений и преобразований способов
производства на основе превращения достижений науки в ведущий фактор развития
общественного производства, в непосредственную производительную силу.
Современная стадия научно-технической революции отличается тем, что,
во-первых, технология переработки естественных материалов дополнилась
технологиями создания принципиально новых материалов на атомно-молекулярном
уровне, когда осуществляется опора на практическое использование законов
атомной и ядерной физики, квантовой механики и релятивистской механики,
законов молекулярной генетики, оптоэлектроники, нанотехнологий, информологии и
др., т. е. опора на представления, концепции, теории и законы, составляющие
преимущественно квантово-полевую картину мира. Во-вторых, если главной отраслью
в начальной стадии научно-технической революции определялось машиностроение,
автоматизированное на базе микроэлектроники и вычислительной техники, то
теперь это сама микроэлектроника и вычислительная техника во всех ее
разновидностях: компьютеры, компьютерные сети и системы, глобальные
международные сети и другие средства информатики, телематики и теленетики.
В-третьих, резко возросла информатизация общества, появились индустрия
информатики, новые информационные технологии. В-четвертых, произошла
интеграция науки и производства, наука стала непосредственной производительной
силой, а в информационной парадигме она ныне рассматривается как система
накопления, хранения и переработки информации, ее анализа с выработкой норм и
правил отбора; как система создания методик и методологий
моделирования. Наука ныне рассматривается как одна из коммуникативных
систем и моделей.
С развитием
науки, технологий развивается интеллект, растет энерговооруженность,
повышается уровень информационного обмена между людьми. Человек отличается от
своих предшественников прямой по-: ходкой, творческим интеллектом, позволяющим
создавать все более и
более совершенные орудия физического
и умственного труда, знаковой и устной речью, письмом и печатью (рис. 1) и,
наконец, вооружением электронно-вычислительной техникой, выходами из реального
мира в миры виртуальные с помощью книг и компьютеров (рис. 2).
Рис. 2. Развитие
цивилизаций и информации (вне масштаба)
|
|
Рис. 1. Периодизация развития
человеческого общества (по В.А. Забакову).
|
|
С
количественной стороны функционирующая в человеческом сообществе информация
растет экспоненциально, со скачками (см. рис. 2), что связано с появлением все
более и более новых способов распространения и хранения информации. Так,
например, английский ученый Д. Робертсон полагает, что в истории было три
крупнейшие информационные революции: возникновение речи, письменности и
книгопечатания. Возникновение языка ассоциируется с зарождением человечества,
как такового, возникновение письма — с истоками цивилизации, а развитие
печатного дела — с началом современной цивилизации.
Цивилизация и
есть информация. Большинство факторов, характеризующих цивилизацию, — этика и
законы технологии, философия и религия, литература и искусство суть не что
иное, как формы информации.
Язык отличает
человека от предшествующих млекопитающих, письменность вывела
человечество из варварства, печатное дело определило решающие для современной
цивилизации события в позднем Возрождении (революция Коперника, открытие
Нового Света, Реформация).
Информационный
взрыв
определяется увеличением объема информации на два и более порядка от
исходной величины.
Общий объем
(оценка по Д. Робертсону) информации на различных
уровнях цивилизации следующий:
предъязыковой уровень — 107 бит;
языковой уровень — 109
бит;
письменный уровень — 1011
бит;
печатный уровень — 1017
бит;
компьютерный уровень — 1025
бит.
Согласно оценкам,
одна буква 26-значного алфавита содержит несколько меньше пяти бит информации.
На языковом
уровне каждый индивид обладает собственной памятью, информацией своего
селения, клана или племени, т. е. информацией, в 50—1000 раз большей, чем на
предъязыковом уровне. На письменном уровне прибавляется информация,
содержащаяся в рукописях манускриптах. На печатном уровне прибавляются сотни
библиотек. Утверждается, что среди ученых Г. Лейбниц был последним, кто мог
воспринять и уяснить всю информацию своего времени. Уже в 1950 г. только в
США ежегодно выходило 10 000 новых книг, содержащих в среднем 10 бит, без
учета периодических изданий. Появление Интернета современный итальянский
писатель, один из основателей семиотики, Умберто Эко ставит в один ряд с
книгопечатанием по его влиянию на цивилизацию.
В приведенные
количественные оценки объема информации современная информационная
действительность вносит свои коррективы. Например, физик-эколог В. Г. Горшков
оценивает верхний предел запаса культурной информации современности величиной
порядка 10 бит — произведение числа людей на Земле (6-10 человек) на запас
информации памяти каждого человека (6-10 бит). Объем памяти современных
компьютеров имеет порядок 109 бит и примерно совпадает с запас<
генетической и культурной информации одного человека. Все информационные потоки
компьютеров земного шара имеют пор 10 ' бит/с (если на 100 человек приходится
один компьютер).
К
последовательности Д. Робертсона следует, по-видимому, добавить еще один
современный этап — этап лавинообразного нарастания мощности глобальных
компьютерных сетей, глобально-космических средств телекоммуникаций, т. е. таких
компонентов глобальных информационных средств, как телематика и теленетика,
которые породили новые, самые последние научно-технические отрасли
информологии и привели к появлению нового виртуального мира человека — киберпространства.
Возможности
усвоения информационных потоков компьютерами в миллион раз превосходят
возможности людей. При этом уникальная информация культуры содержится в умах
специалистов-профессионалов, составляющих примерно 1% от всего населения Земли.
Цивилизации
сменяют одна другую не только по причине скачкообразного роста количества
циркулирующей в обществе информации (запаса культурной информации), но и в
результате изменения интеллекта, миропонимания и менталитета, стиля мышления,
сознания. Существует несколько типологий сознания людей, приведших к
построению информационного общества.
Ныне принято
выделять технологический и экологический типы сознания при необходимой смене
первого вторым. Эта проблема тесно смыкается с проблемой гуманизма и
гуманитаризации, сохранения биосферы Земли, с одной стороны, и с проблемой
технократизма как стиля мышления — с другой.
Внесение в школу
идей технологизации учебно-воспитательного процесса сводится по форме к
переработке «сырья» в «конечный продукт», однако педагог должен понять и
осознать процесс, поставить задачу, описать алгоритм ее решения,
составить программы на естественном и формальном (алгоритмическом) языках, т.
е. решить задачу-проблему учебно-воспитательного процесса.
Задача — это
модель проблемы. По сути своей вся жизнь человека цель его деятельности есть адаптация к
среде, к обществу: постановка и изучение, выявление и решение мелких и крупных,
личных и общественных, семейных и производственных проблем, т. е. задач, возникающих
во взаимоотношениях человека и природы, людей между собой, стран, коллективов,
народов.
Традиционно в
информатике понятие «задача» подразумевает преобразование (обработку)
информации, систему информационных процессов, несогласование которых или противоречие
между которыми требует их переустройства. В современных условиях в большинстве
случаев задача сводится к разработке и исследованию информационных моделей
развития науки и решения проблем самой науки, общества, природы, а также
предвидению глобальных опасностей развития техники и связанных с ним
экологических катастроф.
В этом смысле
информационная культура требует отхода от технократизма в развитии мышления
обучаемых при использовании компьютера.
Технократизм как форма мышления порожден
иллюзиями успехов научно-технического прогресса, иллюзиями потому, что всякий
рост, прогресс, развитие в окружающем нас мире способствуют, с одной стороны,
возрастанию материальных благ, развитию культурных ценностей, беспрецедентным
достижениям науки и техники, а с другой — загрязнению среды, истощению мировых
ресурсов, угрозе ядерной катастрофы, массовым химическим поражениям, эпидемиям
невиданных болезней и т. д.
Современная
цивилизация в форме научно-технического прогресса подводит мир в его развитии к
непредсказуемой по времени и последствиям точке бифуркации со случайным
выбором траектории дальнейшего развития, к новому процветанию или к гибели
современной цивилизации, а то и всей Земли, биоты на ней. Эти обстоятельства
выдвигают проблему использования закона техногуманитариого баланса:
общество живет нормально до тех пор, пока его технологии уравниваются
адекватными силами сдерживания.
Представления о
содержании и смысле культуры сливаются с представлениями об инвайроментальной
экологии. Еще в 60—70-х гг. французский ученый Ф. Сен-Марк писал: «Отнять
у планеты природу — значит отнять у нее культуру». По мнению ученого,
жизненная среда может предложить человеку три категории нематериальных благ:
биологическую, художественную, научную. Человек же обращается с ними весьма
небрежно. А по всей совокупности «человечество столь близко бездне, что ему
необходимо под страхом исчезновения в ней ответь за каждый шаг на своем пути».
В решении задач исчезновения причин страха большая роль принадлежит педагогам и
работникам образования — ученым, познающим не только законы природы, но и
законы образования в информационном обществе, передающим эти законы
школьникам.
Чтобы осмыслить и
построить картину мира, человек должен принять от Вселенной совокупность сигналов,
преобразовать, проанализировать и упорядочить их, выстроить в определенной
системе миропонимания в соответствующей парадигме и по принятым
методолого-гносеологическим принципам. Он, обмениваясь с природой сигналами,
вступая с ней в информационные связи, ведет непрерывный диалог в системе
«человек—природа», «человек—Космос».
Освоение
информационной картины мира человеком дает ему возможность, как уже указывалось
выше, ориентироваться в меняющемся мире, в окружающем его информационном
пространстве и личной информационной сфере, по возможности сознательно формируя
эту сферу и через нее же влияя на социально-политическую, экономическую,
экологическую и информационную структуры природы и общества.
Понимание
информационной картины мира, разумный анализ и использование информационных
потоков, прямых и обратных информационных связей (с целью адаптации к
окружающему миру и влияния на него) выступают необходимым компонентом
современной не только информационной культуры, но и культуры вообще как
коллективной памяти человечества: свода правил поведения человека в
информационном обществе, критерия уровня понимания и восприятия мира,
адекватного определению человеком своего места в нем.
Информационная
культура
непрерывно развивалась на протяжении всей истории человечества, а за последние
несколько тысячелетий прошла в своем развитии несколько периодов, связанных со
способом распространения информации (наскальный, рукописный, полиграфический и
электронный).
Информационная
культура директора и учителя связана с овладением ими электронно-коммуникативными
системами, средствами и технологиями образования населения (ЭКСС и ТОН),
обучения школьников (ЭКССТО), поиска информации. Она может быть рассмотрена на
трех уровнях. На информологически-методологическом уровне предполагается
знание научных основ инфоноосферной эдукологии и информационной педагогики, а
также педагогической информатики; понимание роли социально-экономических,
научно-технических, психолого-педагогических и физиолого-медицинских факторов
использования ЭКССТО; сравнительный анализ научно обоснованных моделей
информатизации школы в стране и за рубежом. На теоретическом уровне
требуется знание дидактических принципов компьютерно-информационного обучения,
закономерностей функционирования информационной среды учения, вопросов
логического построения курсов основ информационного моделирования, основ
теленетики. На прикладном уровне требуется формирование понятий,
знаний, умений и навыков в области ЭКССТО; освоение конкретных новых
информационных технологий обучения.
Понятие
информационной грамотности включает в себя следующие компоненты:
• знание системы
услуг для получения текущей и ретроспективной информации и регулярного
обращения к ней, например к реферативному журналу «Информатика», к мировой
сети Интернет;
• способность
оценить ценность, эффективность и надежность информации, полученной из разных
источников, для удовлетворения различных информационных потребностей;
•
владение основными навыками приобретения информации в автоматизированных
системах и хранения собственной информации.
Информационная культура требует прежде всего от директора и
от учащегося новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих им
необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в
информационном обществе. Она выпол
от следующие функции: регулятивную,
поскольку оказывает решающе воздействие на всю деятельность, включая
информационную; познавательную, так как непосредственно связана с
исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную,
поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи
людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в
освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством
богатствами, формировании его поведения.
Информационная
культура тесно смыкается с коммуникационной культурой — культурой
общения, диалога в широком смысле этого слова: диалога народов, человека с
человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога
писателя и читателя, актера и зрителя, обучаемого и обучающего и др. Сергей
Аверинцев, которому присуждена итальянская премия «Диалог между культурами»,
полагает: «Диалог — это то, что постоянно находится в опасности, но без чего на
самом деле обойтись невозможно». (Известия, 21 января 2001 г.)
Культура и цивилизация относятся к
полисемантическим многозначным понятиям; они строго не различимы и сводятся к
материальным благам и текстам , накопленным народами, странами,
человечеством.
Когда-то М. Горький
определил: «Культура — это наука и искусство, цивилизация — техника и
экономика». Информация в форме информационной культуры интегрирует культуру и
цивилизацию, естествознание и искусство, реальный мир и виртуальный. В
античной гуманистической парадигме мир — это единство реального и духовного
миров, познание мира и умом и сердцем.
Образование через
передачу информации, достижение ее понимания и усвоение субъектом
образования — один из основных способов передачи культуры и развития
цивилизации. Настоящее образование всегда гуманно и гуманитарно, каков бы ни
был набор учебных дисциплин, — все определяет учитель, его личность, опыт,
совесть и страсть.
Страницы: 1, 2
|
|