Информатика и информационные технологии в образовании
Определение перечня
функций, возлагаемых на компьютер.
Разработка учебной
программы в соответствии с образовательной программой.
С точки зрения М.П. Шестакова,
эффективность информатизации обучения может быть достигнута, если:
а) сами технологии
обучения будут представлены как системный метод проектирования – от целей до
результатов обучения;
б) информатизация
обучения будет направлена на все его компоненты, а не только на внедрение:
в) обучение будет
ориентировано не только на специфику содержания учебного предмета, но и на
развитие личности обучаемого.
По мнению М.П.
Концевого, абстрактная дидактическая целесообразность обусловлена общезначимой
дидактической ценностью информационных компьютерных технологий и основывается
на очевидных достоинствах учебного компьютера, выявляемых в процессе обучения.
Осознание дидактических преимуществ современных информационных технологий перед
традиционными средствами обучения (при соответствующей
организационно-методической обеспеченности учебного процесса) позволяет сделать
вывод о безусловной ценности учебного компьютера и формирует соответствующие
этому осознанию ожидания. При этом игнорируется целый ряд значимых для
дидактической эффективности аспектов проблемы, таких, например, как фактор
новизны, который должен будет исчерпать себя в короткое время. Не учитывается и
такой момент, как увлеченность и активность преподавателя использующего
компьютер, и т.п. Главное в такой позиции – игнорирование реальных социальных
условий, в которых находится педагогическая система, будь то система
образования страны в целом или отдельный предметный курс.
Абстрактная
экономическая правомерность основывается на оценке экономической
целесообразности использования компьютера в нашей системе образования.
Компьютер обладает несомненными обще-дидактическими достоинствами в качестве
средства обучения. Но настолько ли они велики, чтобы можно было позволить себе
затратить на его приобретение и содержание средства, сравнимые с затратами на
подготовку и оплату труда специалиста-педагога? Не проще ли в таком случае
создать преподавателю условия работы, хотя бы близко подобные условиям
функционирования учебного компьютера, и получить в результате небывалый эффект
в плане индивидуализации обучения, диагностики, контроля и т.п.? Ведь никакой
машине не доступен интуитивный анализ на основе комплексного восприятия и
полноценного опыта личности; это возможно только в непосредственном
межличностном общении.
Воспитание способности к
такому общению становится одной из главных задач системы образования, решить
которую не может никто, кроме человека. Понимание этого приводит к оценке
компьютеров в образовании как полезных, но имеющих сегодня неприемлемо высокие
цены «игрушек». Фактически это такая же пассивная в плане реального овладения
современными информационными технологиями и их интеграции в учебный процесс
позиция. Недостаток ее опять-таки видится в неправомерном абстрагировании, на
сей раз от социального заказа к сфере образования, который не обязательно
сформулирован в директивных программах и концепциях, но должен быть выявлен и
учтен для успешности дидактического процесса.
Эффективность
компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях и
образовательных школах зависит как от качества применяемых педагогических
программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в
образовательном процессе. Способствуют этому развитие дружественного
пользовательского интерфейса компьютера, расширение его мультимедийных
возможностей, интеграция с системами телекоммуникаций. Качественное и
количественное расширение рядов пользователей компьютера в системе детского
образования актуализирует вопросы о его роли, месте, значении в образовательном
процессе, оправданности и приоритетах использования компьютера в качестве
средства обучения.
Как уже было сказано,
соединение информационных компьютерных технологий и инновационных
педагогических методик способно повысить эффективность и качество
образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития обучающихся, что Закон Российской Федерации «Об
образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов
государственной политики в области образования. Основной упор при этом делается
на адаптивной системе обучения, базирующейся на информационных технологиях,
которая создает наиболее благоприятную среду для развития детей с уже
проявленной одаренностью и прочную основу для построения дидактической системы
развития потенциала, имеющегося у каждого ребенка, а также учитывает возрастные
и индивидуальные особенности учащихся.
Компьютер естественно
вписывается в жизнь детского сада и является еще одним эффективным техническим
средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс
обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие
дети охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в
знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или
самостоятельно добиваться знаний в игре.
С другой стороны, этот
метод обучения очень привлекателен и для педагогов: помогает им лучше оценить
способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые,
нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления
творческих способностей для многих: преподавателей, методистов, психологов,
всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и
интересы, кто их любит и отдает им себя.
Компьютер также является
средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной
деятельности. Известно, что к основным мотивам старших дошкольников относится
установление и поддержание положительных отношений с взрослыми и сверстниками.
У детей 5-7 лет наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками.
Дети общаются, советуются, помогают друг другу, пытаются наладить деловое
сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет
главное содержание потребности в общении. Совместные действия детей
способствуют развитию общения между ними, обогащению речи, готовят к обучению в
школе.
Одновременно с тягой
дошкольника к общению и совместной деятельности с взрослыми у него появляется и
другой мотив – стремление к самоутверждению. Поэтому роль взрослого в
компьютерных занятиях детей велика. Она заключается не только в предоставлении
детям свободы, но и в помощи по освоению нового, в оценке результатов и
поощрении успехов детей, что очень важно для них. Безусловно, при организации
занятий с детьми следует всегда принимать во внимание зону ближайшего развития
каждого ребенка.
Применение
информационных компьютерных технологий позволяет реализовать дифференцированный
подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные
обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают
возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными
способностями и возможностями. Наряду с образовательными функциями
информационные компьютерные технологии могут воздействовать и на физическое
состояние детей дошкольного возраста.
На основе комплексного
анализа системы выявления и профилактики заболеваний детей в дошкольных
учреждениях и по месту жительства следует разработать и внедрить в детских
садах и детских поликлиниках компьютерные методы диагностики состояния здоровья
детей, программные системы автоматизации деятельности медицинских работников
дошкольных учреждений по следующим направлениям:
исследование и
разработка специальных методов диагностики конкретных нарушений здоровья;
исследование и
разработка методов использования компьютеров для лечения детей;
разработка программы
экспресс-диагностики отклонений в состоянии здоровья детей с целью определения
детей группы риска;
создание банка данных о
группах детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.
Одно из главных условий
внедрения компьютера в образовательный процесс детских образовательных
учреждений – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности
компьютера, владеющие навыками работы с ними, четко выполняющие санитарные
нормы и правила использования компьютеров в учреждениях образования, хорошо
ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для
дошкольников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой
приобщения детей к новым технологиям.
Применение компьютера в
дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует
повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка
всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность,
формируют культурно значимые знания и умения. Развивающий эффект зависит от
дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития
и интересу. Кроме того, специалисты должны хорошо знать возрастные
анатомо-физиологические и психические особенности маленьких детей и
воспитательно-образовательную программу в детских образовательных учреждениях.
При реализации информационных компьютерных технологий следует исключить всякое
принуждение и подавление желаний ребенка.
Сегодня компьютерные
технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который
соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот
способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации,
воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний,
развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
1.4
ВОСПИТАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Информационная
революция, произошедшая в 70-х годах, привела к тому, что человеческая
цивилизация в конце XX столетия оказалась в состоянии перехода от
индустриальной фазы своего развития к информационной.
В информационном
обществе деятельность, как отдельных людей, так и коллективов все в большей
степени будет зависеть от их информированности и способности эффективно
использовать имеющуюся информацию. В информационном обществе использование
компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечит доступ к
надежным источникам информации, избавит людей от рутинной работы, ускорит
принятие оптимальных решений. В последнее время появилась новая категория
культуры - информационная. Человек должен иметь определенный уровень культуры
для работы с информацией. Будучи важнейшей, составляющей культуры в целом,
информационная культура является продуктом разнообразных творческих
способностей человека. В информационном обществе необходимо овладевать
информационной культурой с раннего детства. Обеспечить должный уровень
информационной культуры призвана в первую очередь такая дисциплина, как
информатика.
В средней школе № 289
города Заозёрска изучение информатики начинается с третьего класса. На
групповых занятиях младшие школьники знакомятся с понятием информации, получают
первичное представление о компьютере, выполняют на компьютере задания,
способствующие развитию логического мышления. Далее на факультативных занятиях
учащиеся пятого класса изучают текстовый редактор, выполняют задания с текстом,
развивающие творческие способности учащихся. На этих занятиях учащиеся
используют знания русского языка, применяют литературные приёмы при выполнении
творческих заданий. Факультативный курс продолжается для учащихся шестых
классов и для изучения предлагается графический редактор, в котором школьники
создают рисунки, используя цветовую гамму и реализуя свой творческий потенциал.
Оканчивается этот курс изучением музыкального редактора, при работе с которым
учащихся применяют знания основ музыкальной грамоты. С седьмого по девятый
класс учащиеся изучают курс информатики, в основном содержащий знакомство с
алгоритмизацией и применение языка программирования BASIC при решении
алгоритмических задач, занятия проводятся один раз в неделю. В курсе
информатики для учащихся десятых-одиннадцатых классов рассматриваются:
магистрально-модульный принцип построения компьютера, основные характеристики
устройств ЭВМ, вопросы, связанные с моделированием, алгеброй логики, а также
современные компьютерные технологии и их применение. Информационная культура
заимствует и использует достижения многих наук. В школе на уроках информатики
используются межпредметные связи с другими дисциплинами школьного курса,
проводятся интегрированные уроки с учителями математики, литературы. На
групповых занятиях по географии, истории и литературе проводилось тестирование
школьников с применением компьютера, а также проводились факультативные занятия
по компьютерному черчению, на которых учащиеся девятых классов отрабатывали
навыки работы с чертежом, применяя компьютер.
Информатика в школьных
стенах призвана сформировать у учащихся необходимый уровень информационной
культуры и подготовить их к полноценной жизни в информационном обществе.
1.5
Информатика, информационные технологии, информационная культура.
Если с определением
науки информатики более-менее понятно – это наука об информации, ее сборе,
обработке, хранении, то понятия информационная технология и информационная
культура трактуются по-разному.
Обратимся к общему
определению технологии: совокупность методов, способов воздействия на сырье,
материалы и т.д. соответствующими орудиями производства в процессе создания
материальных и духовных ценностей. «Сырьем, материалом» в случае информационной
технологии является, несомненно, информация. А методы и способы, с помощью
которых мы обрабатываем, храним, передаем информацию, довольно разнообразны и
не ограничиваются только применением вычислительной техники. Только очень
небольшая часть всей существующей информации запасена на технических носителях
и доступна через компьютер. Огромное количество информации, преимущественно в
печатном виде, хранится в библиотеках и архивах. Информационные технологии
часто называют компьютерными технологиями, а информационную культуру -
компьютерной грамотностью. Так и в федеральном компоненте Государственного
образовательного стандарта задачи формирования информационной культуры
прослеживаются только в требованиях, предъявляемых к образовательной дисциплине
«Информатика».
Компьютерная грамотность
является недостаточной для деятельности человека в информационном обществе.
Важным компонентом информационной грамотности и культуры наряду с компьютерным
является библиотечный.
Информационно
культурный, грамотный человек должен уметь осознать, когда необходима
информация, должен быть способен найти, оценить и эффективно использовать
полученную информацию, уметь взаимодействовать с традиционными и
автоматизированными средствами ее хранения.
1.6 Информационно-образовательная
деятельность библиотеки.
Библиотека, традиционно
являясь хранилищем информации – всех знаний, накопленных человечеством за века,
может и должна стать пропагандистом библиотечно-библиографических знаний,
обучать информационной культуре, создавать новое информационное пространство
для всех категорий пользователей библиотек.
Опыт работы библиотеки
по формированию информационной культуры показывает, что можно выделить три
уровня подготовленности:
первичный;
развитый;
профессиональный.
Первичными навыками -
информационной грамотностью, должны владеть все члены информационного общества,
они формируются в начальной школе.
Развитые навыки
предполагают владение методологией и методикой работы с информацией. Они должны
сформироваться в средней и старшей школе.
Профессиональными
навыками – свободным владением методами отбора, использования и анализа
информации, должны владеть студенты и специалисты в профессиональной
деятельности.
1.7
Информационные коммуникационные технологии в
образовании: развитие творческой индивидуальности личности школьника в
учебно-воспитательном процессе.
Компьютерная
коммуникация как интегрирующее средство, обеспечивающее реализацию
учебно-воспитательного процесса, создает условия, позволяющие использовать
новые информационные технологии в процессе обучения, научиться
квалифицированно, пользоваться новейшими техническими средствами и программными
продуктами, приобрести навыки современных способов обработки информации.
Мы занимаемся
творчеством всякий раз, когда выражаем
сложную мысль или
заполняем текстом чистый лист бумаги.
Если мы делаем это
эффективно и необычно – значит,
нас по праву можно
назвать творческими людьми.
Джеймс Алан Гарднер
Применение
информационных коммуникационных технологий в процессе обучения, несомненно,
вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их
использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления
«диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации,
музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности
представления учебной информации.
Опыт работы заключается
в создании собственной системы уроков, разработке системы их проведения,
разработке дидактических, контролирующих материалов (в том числе и электронных)
и методики их применения в учебном процессе. Все полученные навыки учащиеся
применяют для создания проектов по различным темам по информатике, а также и по
другим предметам (химии, физики, математики, литературы и т.д.) с
использованием исследовательской деятельности. Развитие творческого и
интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из
главных задач учителя.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|