Информационный стресc в учебной деятельности
Информационный стресc в учебной деятельности
Оглавление
Введение………………………………………….………………….……3
Глава 1. Психологическая природа
информационного стресса в учебной деятельности……………………………………..………………………………8
1.1.
Учение о
психологическом стрессе………………………...8
1.2.
Причины
возникновения и компоненты информационного стресса в учебной деятельности……………………………22
Выводы по главе 1…………………………………………………30
1.3. Постановка проблемы
исследования……………………….34
Глава 2. Экспериментальное изучение
тревожности как компонента информационного стресса у студентов ВУЗа……………………………………36
2.1. Задачи, методики и результаты
эксперимента…………...….36
Выводы по главе 2…………………………………….……………41
Глава 3. Практические рекомендации по
преодолению тревожности и информационного стресса у студентов ВУЗа………………….…………….43
3.1.
Факторы и приемы управления тревожностью и стрессом…43
Заключение……………………………………………………………..…53
Литература…………………………………………………………………58
Введение
Тема настоящего
исследования – «Особенности информационного стресса в учебной деятельности
студентов ВУЗа». Актуальность темы исследования обусловлена наличием в
информационном (постиндустриальном) обществе действия разных стрессогенных факторов
- социальных, психологических, физических, экологических, информационных, что
приводит к резкому увеличению числа психических и психосоматических
заболеваний, снижению адаптивных функций студента.
Особый аспект в
исследуемой проблеме приобретает учебная, интеллектуальная деятельность и
развитие стрессовых состояний.
Актуальность
исследования проблемы определяется еще и тем, что учебная деятельность человека в ВУЗе связана с периодическим (особенно сессия),
иногда довольно длительным
и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических
факторов, которое
сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, деструкцией
деятельности. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных факторов у человека, является
психологический стресс
[9, с. 10]. Развитие стресса в экстремальных условиях учебной деятельности может быть связано
также с возможностью, ожиданием, угрозой воздействия разнообразных раздражителей психологической (личностной),
организационной и, прежде всего, информационной природы. На этом основании данное состояние можно считать
типичной формой информационного стресса.
Информационно-когнитивные
основания специфики учебной деятельности,
роль их причинно-следственных отношений в обеспечении ее эффективности
определяют необходимость рассмотреть
возможность и целесообразность выделения такой специфической формы
профессионального (по предмету) и
психологического (по процессу, механизмам
регуляции) стресса как информационный стресс студента. Под термином «информационный стресс» мы будем понимать
психологический стресс источником развития, которого служат внешние сообщения,
информация о текущем или предполагаемом воздействии неблагоприятных событий, их
угрозе или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений и воспоминаний
о травмирующих психику событиях, ситуациях и их последствиях, сопровождающиеся
негативными реакциями, свойственными стрессу [9, с. 19].
Термин
«стресс» широко используется в ряде областей
знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его
развития, особенностей проявлений и
последствий. Содержанию этого понятия
уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут
приведены наиболее часто используемые его толкования. Отметим лишь, что и по
сей день в литературе не всегда четко
разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, тревожности,
эмоционального стресса и т.д.,
что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной
проблемы [10, с. 21].
С термином «стресс» связаны и другие понятия, такие как тревога, напряжение и т. п. По утверждению Ч.
Д. Спилбергера [52, с. 17], состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие
в себе актуально или потенциально элементы опасности,
угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и
изменяться во времени как функция уровня стресса, которому
подвергается индивид. С данным положением согласуется и
понимание автором стресса в виде совокупности внешних
воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются
личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважению, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивности. Склонность к
такого рода эмоциональной реактивности характеризуется
как личностная тревожность.
В отечественной и зарубежной литературе получили довольно широкое
освещение вопросы влияния информационных
факторов на деятельность человека и его состояние [9, 10, 14, 19, 30-34,
44, 50, 53, 55 и др.]. Однако, исследование
роли этих факторов в развитии психологического и (информационного) стресса,
механизмов регуляции этого психического состояния, обоснованию моделей его изучения, оценки и прогнозированию
стрессоустойчивости к воздействию экстремальных значений информационных факторов в учебной деятельности
студента, роли личностной детерминации
в развитии стресса информационной природы уделялось недостаточное внимание.
Такие авторы как А. Е. Евдокимов, А.
А. Обознов, Ю. Э. Писаренко, П. В. Прокин, А. Б. Стрельченко,
П. С. Турзин, О. П. Турзин, Д. И. Шпаченко
указывали на недостаточность
теоретико-экспериментального изучения информационного стресса,
необходимость обосновать понятие
информационного стресса студента, разработать модели его изучения, определить и классифицировать стрессогенные значения информационных
факторов, выявить особенности
влияния некоторых психологических характеристик субъекта деятельности на генезис информационного стресса, наметить подходы к
обоснованию механизмов регуляции этого состояния и разработать ряд моделей его изучения [42, с. 108].
Исходя из актуальности
проблемы была определена цель исследования - выявление особенностей информационного стресса у
студентов. Объектом исследования выступают студенты второго курса
Воркутинского филиала СПбГТУ очного и заочного отделения, обучающиеся по
специальности «Автоматизация горного производства». Предметом исследования будет
выявление уровней и компонентов информационного стресса у студентов в период
экзаменационной сессии.
Гипотеза исследования. В начале проведения экзаменационной
сессии уровень тревожности как компонента информационного стресса будет выше у
студентов заочного отделения, нежели у студентов-очников, после окончания
сессии произойдет снижение уровня тревожности в обеих экспериментальных
группах.
Задачи:
1. Обобщить теоретический материал по проблеме возникновения информационного
стресса в учебной деятельности.
2. Выявить аспекты проявления компонентов информационного
стресса.
3. Изучить уровень и параметры компонентов информационного
стресса у студентов второго курса
Воркутинского филиала СПбГТУ очного и заочного отделения, обучающиеся по
специальности «Автоматизация горного производства» до и после экзаменационной сессии.
4. Провести сравнение данных полученных в ходе
экспериментального исследования.
5. Выполнить анализ полученных данных.
6. Предложить пути преодоления негативных явлений, связанных
с информационным стрессом в учебной деятельности.
Глава 1. Психологическая природа информационного стресса в
учебной деятельности
1.1. Учение о психологическом стрессе
Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово
используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии,
медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний
человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса ввел Г. Селье в
физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего
адаптационного синдрома») в ответ на любое
неблагоприятное воздействие [48, с.18 ]. Позднее стало использоваться для описания
состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.
В современной научной литературе термин «стресс» используется,
по крайней мере, в трех значениях. Во-первых,
понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или
события, которые вызывают у человека
напряжение или возбуждение. В настоящие время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может
относиться к субъективной реакции и
в этом значении он отражает
внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции,
оборонительные реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом человеке. Такие процессы
могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а
также вызывать психическое напряжение. Наконец,
в-третьих, стресс может быть физической реакцией
организма на предъявляемое требование или вредное
воздействие. Именно в этом смысле и В. Кеннон и Г. Селье
употребляли этот термин. Функцией этих физических
(физиологических) реакций, вероятно, является
поддержка поведенческих действий и психических
процессов по преодолению этого состояния [49, 55].
В связи с отсутствием общей
теории стресса нет и общепринятого его определения. Рассматривая
различные их варианты, N. Н. Rizvi [цит. по 55, с. 48] отметил следующее:
«1. Иногда это понятие
относят к состоянию беспокойства в организме, которое он стремится устранить
или уменьшить. В таком смысле понятие
стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких как тревожность или аверсивных мотиваций, слабой боли и
диссонанса.
2. Стресс также рассматривается как психологические
и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его
подавления. Такие защитные от стресса реакции или индикаторы наблюдались в различных функциональных проявлениях, включая эмоциональные, когнитивные и поведенческие.
Стресс определяется как событие или условие в
физическом или социальном окружении, которое ведет к принятию мер по
избеганию, агрессии, принятию решения об устранении
и ослаблении угрожающих условий. Такое
понятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и экстремальная ситуация.
Таким образом, отсутствует точное
определение стресса, а различные попытки исследователей в этом вопросе «все еще фрагментарны и неопределенны» [55, р. 51].
Р. Лазарус [34] также отмечал, что различные
представления
о сущности стресса, его теории и модели во многом
противоречат друг другу. В этой области не существует установившейся
терминологии. Даже определения стресса
часто очень существенно различаются. Правда,
такое положение характерно и для целого ряда других кардинальных проблем, таких как адаптация, утомление, способности, личность и многие другие.
Для прояснения понятия
стресса Р. Лазарус сформулировал два основных положения.
Во-первых, терминологическую путаницу и противоречия в определении понятия «стресс» можно будет устранить, если при
анализе психологического стресса учитывать не только
внешние наблюдаемые стрессовые стимулы и реакции, но и некоторые,
связанные со стрессом, психологические процессы — например, процесс оценки угрозы. Во-вторых, стрессовая реакция может быть понята
только с учетом защитных процессов, порождаемых
угрозой, — физиологические и поведенческие системы
реакций на угрозу связаны с внутренней психологической
структурой личности, ее ролью в стремлении субъекта
справиться с этой угрозой. Характер стрессовой реакции причинно
связан с психологической структурой личности, взаимодействующий с внешней ситуацией посредством процессов оценки и самозащиты. Он отмечает, что «только связывая характер
стрессовой реакции с психическими процессами, действующими в людях с различными психическими структурами, мы можем надеяться объяснить
происхождение явления и получить возможность их предсказывать [34]
Следствием неоднозначности трактовки понятия «стресс», отягощенности его медико-биологическими
и односторонними психологическими
представлениями явилось то, что
некоторые авторы, особенно отечественных работ, этому понятию предпочитают другое — «психическая напряженность». Одной из основных причин
такого предпочтения, по мнению Н. И. Наенко [39, с. 11-19], является свобода этого термина от отрицательных ассоциаций
с другими близкими понятиями и его
нацеленность, связь с необходимостью
изучения психологического функционирования
человека в сложных условиях.
Психологический стресс как
особое психическое состояние является своеобразной
формой отражения субъектом сложной, экстремальной
ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения
обусловливается процессами деятельности, особенности которых
(их субъективная значимость, интенсивность,
длительность протекания и т. д.) в значительной степени определяется выбранными или принятыми ее целями, достижение которых
побуждается содержанием мотивов деятельности.
В процессе деятельности
мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными
эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в
возникновении и протекании состояний психической
напряженности. Не случайно последняя часто
отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности. Отсюда синонимичное употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «нервно-психическое
напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный
стресс» и другие. Общим для всех этих понятий
является то, что они обозначают состояние эмоциональной
сферы человека, в которой ярко проявляется субъективная
окрашенность его переживаний и деятельности.
Однако, по мнению Н. И. Наенко, эти понятия
фактически не дифференцированы между собой, удельный вес
эмоционального компонента в состояниях психической
напряженности неодинаков и, следовательно, можно заключить о
неправомерности сведения последней к эмоциональным
формам. Это мнение разделяется и другими
исследователями, которые склонны рассматривать понятие «психическое напряжение» как родовое по отношению к понятию «эмоциональное напряжение» [39].
Простого указания на
обязательное участие эмоций в генезисе и протекании психической
напряженности недостаточно для понимания их места в
структуре соответствующих состояний. В работе Н. И. Наенко
раскрывается их роль в отражении условий, в которых
совершается деятельность, и в осуществлении регуляции этой
деятельности.
В психологической структуре
психической напряженности особая роль принадлежит
мотивационным и эмоциональным компонентам. Автором в теоретико-экспериментальных исследованиях обоснована целесообразность
разделения понятия психическая напряженность на
два вида — операциональную и эмоциональную. Первый
вид определяется процессуальным мотивом деятельности, который либо
совпадает с ее целью, либо находится в близких с ней отношениях. Он
характеризуется тесной связью объективного и
субъективного содержания
деятельности. Второй вид (эмоциональная напряженность) обусловливается
доминирующим мотивом самоутверждения
в деятельности, который резко расходится с ее целью и сопровождается
эмоциональным переживанием,
оценочным отношением к деятельности.
Анализ работ ряда
исследователей, изучавших состояние психической напряженности, позволяет определить его как неспецифическую реакцию активации организма и личности в ответ на воздействие сложной (экстремальной)
ситуации, которая зависит не только от
характера экстремальных факторов, но
и от степени адекватности и восприимчивости к ним организма конкретного человека, а также от индивидуальных особенностей личностного отражения
ситуации и регуляции поведения в ней
[20, 23-24, 40-41].
Требуется обратить внимание
на тот факт, что четкого смыслового и феноменологического
разграничения понятий «психологический стресс» и «психическая напряженность»
исследователи не приводят. Более того, подавляющее
их большинство эти понятия употребляют как синонимы, характеризующие особенности психических состояний в сложных условиях деятельности.
В ряде случаев
предпринимаются попытки «развести» значения этих терминов по характеристике
степени выраженности этих состояний: стресс принято рассматривать как крайнюю степень психической напряженности,
которая в свою очередь используется для обозначения состояний, оказывающих сильное и отрицательное влияние на
деятельность в отличие от состояния напряжения, которое характеризует
повышенное и адекватное условиям
функционирование организма и личности.
Можно предположить, что характер соотношения категорий «мотив—цель» деятельности будет
существенно отражаться и в
особенностях развития и проявления психологического стресса и в этой связи
данное понятие является, возможно, более емким, чем понятие эмоционального стресса.
Однако до настоящего времени оба этих понятия используются, как правило, в качестве синонимов, и
оба они не имеют достаточно четкого
и тем более однозначного определения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|