бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума бесплатно рефераты

Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума

Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. ГЛУБИНА мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверх­ностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умени­ем .человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения за­дач, в умении быстро менять действия при изменении об­становки.

Быстрота ума - способность человека быстро разо­браться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.          

 Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью. “Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между  людьми” (Айзек).

 Критичность ума — умение человека объективно оце­нивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне про­верять все выдвигаемые положения и выводы. К индивиду­альным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мыш­ления.

В настоящее время существуют как минимум три трак­товки понятия интеллекта:    

1. Биологическая трактовка: “способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации”

2. Педагогическая трактовка:“способность к обучению, обучаемость”

3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как “способность адаптации средств к цели”. С точки зрения структурного подхода, интеллект—это со­вокупность тех или иных способностей.

Совокупность познавательных процессов человека оп­ределяет его интеллект. “Интеллект — это глобальная спо­собность действовать разумно, рационально мыслить и хо­рошо справляться с жизненными обстоятельствами” (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор О) и фактор 5, служащий показате­лем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уров­нем общего интеллекта, от которого зависит, как этот че­ловек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфи­ческие способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.  

Терстоун с помощью статистических методов исследо­вал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выде­лил семь таких потенций: 1) счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифмети­ческие действия; 2) вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, исполь­зуя наиболее подходящие слова; 3) вербальное восприя­тие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;4) пространственную ориентацию, или способность пред­ставлять себе различные предметы и формы в простран­стве; 5) память; 6) способность к рассуждению; 7) быс­троту восприятия сходств или различий между предмета­ми и изображениями.

Позже Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, ис­ходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам Приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символи­ческим, семантическим, поведенческим).

По мнению Кэттела (196?), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который ле­жит в основе нашей способности к мышлению, абстраги­рованию м рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru