Индивидуальные особенности внимания
Таким образом,
были вычислены показатели и построены графики по 1 подгруппе детей. Можно
сделать вывод, что лишь у одного ребенка показатели продуктивности и
устойчивости внимания находятся на достаточно высоком уровне (Вадим У.), у двух
детей отмечена средняя продуктивность и устойчивость (Саша В., Алеша В.), еще у
одного ребенка продуктивность внимания низкая, но устойчивость высока (Дима К.)
и у Димы М. было отмечено среднепродуктивное внимание с большими колебаниями.
Была проведена
беседа с педагогами этой группы, и они отметили, что высокие показатели
успеваемости у Вадима У., Саши В., Алеши В., Димы К., эти дети всегда
внимательны на занятиях к педагогу и излагаемому материалу, они много
запоминают, у них высокий познавательный интерес.
Воспитатели
замечают , что Вадим У. часто отмечает какие-то неприметные особенности
предметов, которые остальные дети не замечают. Было отмечено, что Дима М. на
занятиях невнимателен, у него плохая усидчивость, часто на занятиях он не
примечает даже самого главного, успеваемость у этого ребенка средняя. Педагогам
группы были даны бланки с кольцами Ландольта, таблицы Бурдона и рекомендации по
развитию устойчивости и продуктивности внимания.
Теперь подведем
результаты по второй подгруппе.
Саша Д.
Минуты
|
Кол-во просмотренных колец
|
Кол-во ошибок
|
Продуктивность и устойчивость
внимания за минуту времени
|
Общая оценка продуктивности и
внимания
|
1
|
80
|
1
|
|
|
2
|
104
|
2
|
|
3
|
101
|
1
|
|
4
|
95
|
6
|
|
5
|
118
|
14
|
|
Вывод: На основе
этого графика можно сделать вывод, что у испытуемого среднепродуктивное
внимание, но неустойчивое,т.к. точки графика находятся в трех зонах.
Продуктивность испытуемого оценивается на 4-5 баллов, а устойчивость внимания
на 6-7 баллов.
Катя Н.
Минуты
|
Кол-во просмотренных колец
|
Кол-во ошибок
|
Продуктивность и устойчивость
внимания за минуту времени
|
Общая оценка продуктивности и
внимания
|
1
|
141
|
6
|
|
|
2
|
102
|
2
|
|
3
|
84
|
1
|
|
4
|
95
|
6
|
|
5
|
172
|
5
|
|
Вывод: У
испытуемой среднепродуктивное, но крайне неустойчивое внимание, отмечены
колебания внимания. Продуктивность испытуемого оценивается на 6-7 баллов, а
устойчивость внимания на 4-5 баллов.
Настя Н.
Минуты
|
Кол-во просмотренных колец
|
Кол-во ошибок
|
Продуктивность и устойчивость
внимания за минуту времени
|
Общая оценка продуктивности и
внимания
|
1
|
105
|
0
|
|
|
2
|
95
|
3
|
|
3
|
97
|
2
|
|
4
|
110
|
6
|
|
5
|
76
|
1
|
|
Вывод: График
находится в зоне среднепродуктивного внимания, все точки графика расположены в
двух зонах, колебания внимания незначительные, внимание испытуемой довольно
устойчивое. Продуктивность оценивается на 4-5 баллов, а устойчивость внимания
на 8-9 баллов.
Ильнара И.
Минуты
|
Кол-во просмотренных колец
|
Кол-во ошибок
|
Продуктивность и устойчивость
внимания за минуту времени
|
Общая оценка продуктивности и
внимания
|
1
|
96
|
0
|
|
|
2
|
102
|
9
|
|
3
|
146
|
9
|
|
4
|
94
|
4
|
|
5
|
182
|
9
|
|
Вывод: Показатель
S =0,74 , таким образом,
продуктивность внимания средняя – оценивается на 4-5 баллов. На графике видны
большие колебания внимания, сам график находится в четырех разных зонах,
следовательно внимание неустойчиво и оценивается 4-5 балла.
Настя И.
Минуты
|
Кол-во просмотренных колец
|
Кол-во ошибок
|
Продуктивность и устойчивость
внимания за минуту времени
|
Общая оценка продуктивности и
внимания
|
1
|
57
|
2
|
|
|
2
|
52
|
3
|
|
3
|
41
|
2
|
|
4
|
70
|
4
|
|
5
|
107
|
11
|
|
Вывод: График
находится в зоне низкопродуктивного внимания (2-3 балла), но все точки графика
находятся в одной зоне, колебания незначительные, внимание очень устойчиво,
оценивается на 10 баллов.
Итак, вычислены показатели и построены графики по второй подгруппе детей
и можно сделать вывод, что у двух детей было отмечено среднепродуктивное
внимание, но неустойчивое с большими колебаниями (Ильнара И., Саша Д.); у Кати
Н. среднепродуктивное, но неустойчивое внимание с большими колебаниями; и у одного
ребенка (Настя И.) внимание хоть и непродуктивное, но хорошо устойчивое.
Педагоги группы охарактеризовали детей так, что Ильнара И. и Саша Д.
довольно неплохо успевают на занятиях, они могут охватить много предметов,
очень любознательны, но им тяжело сосредотачиваться долгое время на одном
предмете, довольно неусидчивы. Довольно плохая успеваемость на занятиях у Кати
Н.. Настя Н. и Настя И. характеризуются как дети со средней успеваемостью, они
любят познавать окружающий мир, без труда сосредотачиваются на предмете и легко
выполняют монотонную работу, которая у других детей вызывает раздражение.
Вывод по группе:
Таким образом, мы видим, что действительно существуют индивидуальные
различия во внимании. При там, что все участники эксперимента примерно одного
возраста? Состояние здоровья хорошее, условия проведения эксперимента одни и те
же. Если сравнивать 2 подгруппы и построить график на подгруппу в целом путем
сложения всех показателей S1, S2, S3, S4, S5 подгруппы
и разделить числа на 5( по количеству участников) получим:
1 подгруппа:
2
подгруппа:
Таким образом, оба графика находятся в зоне
среднепродуктивного внимания, но у второй подгруппы колебания внимания
существеннее чем у первой , т.е в первой подгруппе внимание более устойчиво. Мы
видим, что дифференциация внимания произошла, следовательно, методика была
выбрана верно и соответственно возрасту. Не у всех испытуемых еще сформировано
внимание для поступления в школу. Педагогу группы и родителям были даны
рекомендации по развитию устойчивости и продуктивности внимания. Эти упражнения
взяты из книги «Течты для детей, сборник тестов и развивающих
упражнений».Составители М.Н. Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева – СПб.:
«Дельта», 384.
Упражнение
1 на развитие устойчивости внимания.
Предлагается
детям, умеющим читать.
На
бланке напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). В каждой строке
примерно 30 букв. Ребенок просматривает внимательно каждую строку и пытается
обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова (трех-,
четырех-, пятибуквенные) и подчеркнуть их.
Показатель
успешности – число найденных правильных слов и скорость выполнения задания.
Для дальнейшей
тренировки внимания приготовьте самостоятельно аналогичный стимульный материал.
Буквы
и слова между ними можно напечатать на машинке или написать от руки. Придумайте
слова смешные, детям это всегда нравится.
Упражнение
2 на развитие устойчивости внимания.
Для
развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный,
журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую либо
букву (например, «а»).
Фиксируйте
время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике,
проанализируйте, как изменяется результативность.
Если
вы делали все правильно, то должно быть улучшение результатов – ознакомьте
ребенка с ними, порадуйтесь вместе с ним.
Для
тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например,
так: «В каждой строке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Или так:
«Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а»,
если перед ней стоит буква «л»». Фиксируйте время и ошибки.
Проводите
эти развивающие упражнения в соревновательной форме.
Не
всегда внимание можно рассматривать как отдельное психическое явление. Внимание
связано с другими психическими процессами. Внимание «жертвуя собой»
обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Поэтому вместе с
развитием внимания развивается и мыслительная деятельность человека. Хотя в
целом в онтогенезе внимание изменяется мало и его основные характеристики с
возрастом остаются достаточно устойчивыми, но все же со временем при
достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в
развитии внимания. Это объясняется тем, что одни слаборазвитые качества
внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так,
слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей
переключаемостью, объемом и т.д.
Была проведена
экспериментально-исследовательская работа по изучению внимания, индивидуальных
его особенностей (устойчивость и продуктивность). Исследования индивидуальных
особенностей внимания, несомненно, включает многочисленные неразрешенные
вопросы, как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Однако факты
приведенные в работе показывают что действительно существуют индивидуальные
различия во внимании и мы в состоянии их зарегистрировать. Также можно сделать
вывод о том, что в задачу формирования внимания входит не только его развитие
как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт
личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в
послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за
выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие
интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные
задачи, а также создание благоприятных условий для активной самостоятельной
работы. Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании.
Великий режиссер С.Станиславский, который в книге «Работа актера над собой»
целую главу посвятил вниманию, говорил, что внимание к объекту вызывает
естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более
сосредотачивает внимание на объеме, т.е. внимание, сливаясь с действием и
взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом. Внимание неразделимо связано
с деятельностью и волей человека.
Несмотря на то, что
исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы,
они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и
способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной
учебной или профессиональной деятельности.
1. Гиппенрейтер Ю.Б., Введение в
общую психологию. Курс лекций. – М.: 4еРо, 1997.
2. Коломинский, Человек:
психология. – М.: Просвещение, 1986.
3. Макланов А.Г., Общая
психология. – СПб.: Питер, 2002.
4. Немов Р.С., Психология, в 3
т., т.1, М.,1998.
5. Немов Р.С., Психология: Учеб.
Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная
педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
6. Общая психология под ред.
Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1986.
7. Практикум по общей,
экспериментальной и прикладной психологии/А.А.Крылова, С.А. Маничева. – СПб.:
Питер, 2000.
8. Психология внимания.
Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М., 2000.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии., М., 2001.
10. Страхов И.В., Внимание и
структура личности., Саратов, 1969.
[1] См.: Титченер Э. Внимание// Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
1 См.: Немов
Р.С., Психология : в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и
психодиагностика.-М.;1995г., стр.208.
1 Павлов
И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности
животных.- Полное собр. соч. – Л. Изд-во АН СССР, 1951, т. III, кн.1, 309с.
[4] Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров// Русский
физиологический журнал.,1923, №6.
[5] Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров// Русский
физиологический журнал.,1923, №6.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|