бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Игры и игровые ситуации на уроках природоведения и их образовательная функция бесплатно рефераты

p> 1. Хвойное дерево - новогодняя гостья.

2. Лиственное дерево - медонос.

3. Хвойное дерево, листья по два в пучке, иногда по пять. Называют деревом здоровья.

4. Хвойное дерево.

5. Лиственное растение, может быть и деревом и кустарником, растет по берегам рек, называют «плакучая».

6. Лиственное дерево, ствол которого имеет белую кору.

7. Лиственное дерево, листья из пяти лопастей, похожих на раскрытую ладошку, из древесины изготавливают музыкальные инструменты.

8. Лиственное дерево - пионер, первым заселяет свободные открытые пространства.

9. Лиственное дерево, имеет плоды, которые висят целыми гроздьями.

Плоды красного цвета, ими зимой питаются дрозды, снегири.

10. Лиственный кустарник, плоды которого «стреляют», растет в скверах, парках.

11. Лиственное дерево, зацветает весной до распускания листьев. Осенью листья, вплоть до опадения, остаются зелеными.

Задание: Разгадайте кроссворд. Если вы правильно назовете растения, то под цифрой 12 прочтете название дерева, которое имеет прочную древесину, не поддающуюся гниению. б) Ребус - это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учить детей разгадывать ребус надо от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.

ВОЛК ТЮМЕНЬ

КОЛОС - СОКОЛ ВОЛ

ОСА КОТ

Ребус-пословица:

ЗАРЯ Добр совет на приметку бери

в) Чайнворд - образует цепочку наименований предметов, растений или животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к ним. Бывают случаи, когда кроссворд составлен в чайнворде.

Тема: «Человек», «Физкультура и спорт».

Задание: Попробуй пройти слаломную трассу, а для этого заполни чайнворд словами: атлетика, коньки, команда, баскетбол, игрок, тренер, работа, лыжник, альпинист, каток. Если ты все сделал правильно, в клеточках, отмеченных белыми и черными флажками, прочитаешь названия двух олимпийских видов спорта.

| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |

II. Дидактические игры природоведческого содержания.

Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Эти игры проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования конкретных элементарных понятий о природе.

Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей. а) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя к ребенку, очень нравится детям. Учитель, бросая мяч, задает вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.

Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр должна быть 8-10 минут, но и в это время необходимы паузы, которые снимают у детей умственное напряжение.

Начинать проводить игры лучше с небольшой группы детей. По мере усвоения содержания и правил игры количество играющих увеличивается.

При проведении словесных игр дети стоят полукругом, учитель напротив них. Перед проведением игры учитель объясняет правила: отвечает тот,кому брошен мяч, нужно ответить и одновременно бросить мяч обратно, нельзя ронять и задерживать мяч. б) Топографический диктант. Под диктовку учителя учащиеся в тетради, а одни из них на классной доске вычерчивают план пути (текст составляет учитель, используя изученные условные знаки плана). в) Топографическое письмо. По заданию учителя учащиеся записывают составленный ими сообща текст, в котором характеризуют разные участки окружающей местности, и вместо объектов (болото, овраг и т.д.) в соответствующих местах письма рисуют условные топографические знаки. г) Определение природных зон по иллюстрациям. По заданию учителя учащиеся подбирают иллюстрации, открытки по природным зонам, кратко характеризуют растительный и животный мир.

Описание читают на уроке и определяют, какая это природная зона.

III. Подвижные игры.

Современная практика обучения и воспитания детей младшего школьного возраста располагает довольно разнообразным игровым материалом, заполняющим досуг детей и направленным на переключение ребенка от одного вида деятельности к другому. Однако учителя ощущают нехватку методического материала по подвижным играм. Проведение подвижных речевых игр не требует специальной подготовки. Их можно проводить как в закрытом помещении, так и на открытой площадке. а) Перед разучиванием игры педагог прочитывает детям стихотворение, объясняет значение некоторых слов. Игры не требуют сложного оформления.
Можно использовать лишь детали костюмов. б) Сюжетная игра. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина.
Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого. в) Можно использовать игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы.

Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.

IV. Деловые игры.

Часто в урок природоведения вводят деловую игру. Примером таких являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями.

Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно предложить такие ситуации: 1) Один из вас капитан, другой - штурман.
Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.

После изучения темы «Природные зоны» можно предложить следующую ситуацию, для повторения изученного ранее: 2) Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши наблюдения.

4) Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе заблудились. Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север.

Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.

V. Интеллектуальные игры.

Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. Классические примеры таких игр широко известны: шашки, шахматы и т.д. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним можно отнести широко известные задачи-загадки.

Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.
Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предлагает знание педагогом механизмов построения загадок, поскольку характер умственных операций, которые предстоит совершить отгадывающему, определяется типом построения логической задачи, способом шифровки загадочного предмета, явления в ней.

1) загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления признаков.

1. Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи. (Декабрь)

2. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

3. Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок)

4. Он высокий и пятнистый

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями деревьев. (Жираф)
2) Загадки, где описание предлагает краткую характеристику предмета или явления.
1. Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)
2. Он качалка и кровать,

Хорошо на нем лежать.

Он в саду или в лесу.

Покачает на весу. (Гамак)
3. На спинке иголки

Длинные и колкие,

А свернется он в клубок,

Нет ни головы, ни ног. (Еж)
4. Вырос в поле злой и колкий,

Во все стороны иголки. (Репей)
5. Быстрый прыжок,

Теплый пушок,

Красный глазок. (Кролик)
4) В описании загадки использованы метафоры.
1. Много рук, а нога одна. (Дерево)
2. Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (Дни недели)
3. Он по-рабочему одет -

Удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка. (Дятел)
4. Яичко в чашечке

С дерева свалилось

И не разбилось. (Желудь)
5. Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают. (Звезды)

5) Загадки, в которых представлено описание не самого предмета или явления, а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего: а) шарады - задачи, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даются признаки отдельных слов, частей, а потом дается слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.
1. Виноград (вино - напиток, град - местожительство)
2. Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои.

Здесь, в книге, целое найдется,

И в каждой строчке ведь они. (Буквы)
3. Начало - нота,

Потом - оленя украшенье,

А вместе - место

Оживленного движенья. (Дорога)
4. Две ноты, две буквы,

Все вместе - игра,

В которую любит

Играть детвора. (Домино)
5. Кто играл в горелки летом,

Да еще «горел» при этом,

Называл он раз-другой

Слог и первый и второй.

Если дождь тебя застанет,

По спине забарабанит,

Чтоб насквозь ты не промок,

Раскрываешь третий слог.

Ты о целом слышал в школе

И видал, конечно, в поле,

Там, где линия земли

С небом сходится вдали. (Горизонт) б) метаграммы - задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв. Это наиболее легкий вид загадок, так как достаточно по приводящим признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко определить и все остальные слова.
1. СБ - мучительной бываю,

СМ - одежду пожираю,

СР - актеру я нужна,

СС - для повара важна. (Боль - моль - роль - соль)
2. С буквы 4 для вас я

Друг, приятель.

А стоит 4 сменить на Г,

Как перед вами встанет неприятель. (Врач - враг)
3. С буквой Д вперед шагаю

От зари и до зари.

С П торчу, затем - не знаю.

С Т я людям помогаю

Даже в самый сильный зной.

С Л всегда и всем мешаю,

Не дружите вы со мной. (День - пень - тень - лень) в) анаграмма - это если от какого-то слова в результате перестановки в нем букв образовано другое слово, которое имеет уже другой смысл. Дополнять или отбрасывать буквы не разрешается.
Дорога - (города)
Баян - (баня)
Банка - (кабан)
Вобла - (обвал)
Вижу зверей - (живу резвей)
Камыш - (мышка)
Корма - (комар)
Коршун - (шнурок)
Ложа - (жало)
Мать - (тьма)
Масло - (смола)
Мошкара - (ромашка)
Метрика - (материк)
Насос - (сосна)
Просо - (опрос)
Подвода - (водопад)
Палки - капли - лапки - липки - пилка
Приток - портик - тропик
Пион - пони
Рост - (сорт, торс, трос)
Росинка - (соринка)
Сел - (лес)
Шпала - (лапша)
Ямка - (маяк) г) логогриф - род загадки, в которой задуманное слово получает различное значение от перестановки или выбрасывания букв.
1. Без 1 буквы - река,

Без 2-х - местоимение,

Без 3-х - предлог. (Крона - Рона, она, на)
2. Вам известно или нет,

Есть такой на свете цвет.

Если ноту уберете,

В лес сосновый попадете. (Бордо - бор)
3. Я - синоним к слову бык

И известен всем,

Но прибавь мне букву К,

И я козляток съем. (Вол - волк)
4. Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди ты И прибавишь -

И стану птицей я лесной. (Волга - иволга)

6) Рассказ-загадка - в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы.

Давая детям такие загадки, учитель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнения, аналогию рассмотрения явлений с разных сторон, поиск путей решения и др.).
Это стимулирует развитие самостоятельного мышления, гибкости ума. Пробные игры требуют употребления различных лексикограмматических структур, следовательно, они развивают речь детей и совершенствуют умение рассказывать четко и образно.

Акробаты.
1. На зеленом лугу они прыгают и веселятся.

Оттолкнутся пружинистыми нохками и падают. Хоть куда упади - не страшно: везде листики, травинки - мягкие перинки.

Прыгают как акробаты: прыг-скок, прыг-скок. Сто былинок - сто перинок, всякая травинка мягче, чем перинка: прыг-скок, прыг-скок.

(Кузнечики)

(А.
Гумбасов «Телеграмма»)

(Изд. «Малыш», 1985)
2. Живут они на болотах, в старых прудах, по берегам лесных рек. Они не строят себе домик: лето проводят в воде и на кочках, а на зиму глубоко зарываются в ил.

(Лягушки)

Кроме того, все игры можно разделить на 2 большие группы:

1. Игры, разрабатываемые учителем. Некоторые учителя вносят элемент игры в опорные сигналы, графические конспекты. После разработки игры учитель предлагает ее детям. На этом этапе от учителя требуется терпение, такт, умелое руководство игрой.

2. Игры, составленные учащимися под руководством учителя. При этом проявляется большая творческая активность. Создание игр имеет большое воспитательное значение, так как в ходе работы учащиеся должны проявить творчество, трудолюбие, изобретательность.

Предложенные здесь игры составляют открытую систему, так как они могут быть дополнены вновь разработанными природоведческими играми.

§2 Значение природоведческих игр в развитии учащихся.

В теории и практике применения игр в учебном процессе придается большое значение этой форме организации деятельности детей.

Прежде всего игра для ребенка - важный источник информации об окружающем мире.

Кроме того, игра, поскольку это порождение деятельности, посредством которой ребенок пытается преобразовать действительность, изменить мир, помогает формированию и проявлению потребности ребенка воздействовать на окружающий мир, стать субъектом, «хозяином» своей деятельности. Разрешение какой-то определенной задачи в игре связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду.
Одновременно развивается логическое мышление. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; проявлять сообразительность, находчивость, а главное - обретают вкус к учебной деятельности.

При проведении игр следует отметить:

- ребенок, прошедший в школьном детстве через игры, более подготовлен к творческой деятельности;

- игра, ее форма должна быть доступна детям по содержанию, соответствовать их уровню развития;

- яркая наглядность способствует проведению игры;

- игровой и занимательный материал должен быть разнообразен, иметь тесную связь с изучаемым материалом по теме.

Игры развивающего характера эффективны в использовании в учебной и внеурочной деятельности в начальной школе. В игре ребенок раскрывает себя и делает первые шаги к установлению взаимоотношений с педагогом и сверстниками; закрепляет нормы общения в коллективе; играя, ребенок вступает в мир человеческих действий и отношений, приобретает необходимые знания, умения и навыки.

Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает:

1. Не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника умения учиться;

2. Осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а как учение; ребенок должен сознательно прийти к учебной ориентации на овладение способами учебных действий.

Понимая, какие функции должна выполнять игра в школьном обучении, учитель может проверить, удачно ли он использовал игру на уроке в том или ином конкретном случае.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6