Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников
Таблица 1. Показатели уровня сформированности
познавательных интересов на констатирующем этапе эксперимента
Группа
|
когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная
вовлеченность ребенка в деятельность)
|
мотивационный (создание ситуаций успеха и радости,
целенаправленность деятельности, ее завершенность)
|
эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе
деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных
задач)
|
действенно-практический (инициативность в познании; проявление
уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности
ребенка)
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
Экспериментальная группа
|
5
|
14
|
1
|
4
|
15
|
1
|
4
|
14
|
2
|
3
|
16
|
1
|
Контрольная группа
|
1
|
16
|
3
|
-
|
13
|
7
|
1
|
14
|
5
|
2
|
15
|
3
|
В процентном отношении
результаты диагностики по группам можно представить в виде таблицы 2.
Таблица 2. Результаты
констатирующего этапа
Критерии и показатели
|
Констатирующий этап
|
Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная
вовлеченность ребенка в деятельность)
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
КГ
|
30%
|
65%
|
5%
|
ЭК
|
25%
|
65%
|
10%
|
мотивационный (создание ситуаций успеха и радости,
целенаправленность деятельности, ее завершенность)
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
КГ
|
49%
|
31%
|
20%
|
ЭК
|
44%
|
33%
|
23%
|
эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе
деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных
задач)
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
КГ
|
65%
|
33%
|
2%
|
ЭК
|
69%
|
31%
|
-
|
действенно-практический (инициативность в познании; проявление
уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности
ребенка)
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
КГ
|
32%
|
58%
|
10%
|
ЭК
|
25%
|
53%
|
22%
|
В результате
проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что
30% всех испытуемых имеют низкий уровень сформированности познавательных
интересов, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента. Эти
дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения
заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные
эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в
поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования
той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
57 % испытуемых
показали средний уровень. Эти дети, испытывая трудности в решении задачи, дети
не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к
воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив
подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка
к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно
со взрослым.
Лишь 13% детей имеют
высокий уровень сформированности познавательных интересов. В случае затруднений
дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении
результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Полученные результаты
позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень
познавательных интересов, что говорит о необходимости их развития. С этой целью
нами был проведен формирующий этап эксперимента, о чем и пойдет речь в
следующем параграфе.
2.2 Организация работы
по развитию познавательных интересов младших школьников через применение
игровых технологий
С детьми
экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на развитие
познавательных интересов через использование игровых технологий на уроках
русского языка. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать
интерес к занятиям по русскому языку, является игра. Цель игры пробудить
интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра
наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей
в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый
материал становится для них более доступным, работоспособность значительно
повышается.
Поэтому для проведения
эксперимента мы провели комплекс занятий с использованием игровых технологий. Помимо
проведения уроков в игровой форме (см.Приложение 3), мы также на других уроках
применяли различные игровые ситуации и упражнения.
Рассмотрим некоторые из
игр на уроках русского языка на формирующем этапе эксперимента.
I. «Выбери три слова»
(Игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить
за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов
зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9
карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье,
чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град,
съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по
очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую
одинаковую орфограмму.
I
|
рыбка
|
вьюга
|
чулок
|
II
|
подъезд
|
склад
|
ворона
|
дубки
|
варенье
|
чучело
|
съемка
|
град
|
ворота
|
гриб
|
ручьи
|
чум
|
подъем
|
клад
|
воробей
|
II . Игра «
Почтальон»
Цель:
Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный
запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход:
Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют,
куда их пригласили.
огород
|
парк
|
море
|
школа
|
столовая
|
зоопарк
|
гря-ки
|
доро-ки
|
пло-цы
|
кни-ки
|
хле-цы
|
кле-ка
|
кали-ка
|
бере-ки
|
фла-ки
|
обло-ки
|
пиро-ки
|
марты-ка
|
реди-ка
|
ду-ки
|
ло-ки
|
тетра-ка
|
сли-ки
|
тра-ка
|
морко-ка
|
ли-ки
|
остро-ки
|
промока-ка
|
голу-цы
|
реше-ка
|
Задания:
1.
Объяснить
орфограммы, подбирая проверочные слова.
2.
Составить
предложения, используя данные слова.
III . Игра «
Шифровальщики»
Цель:
автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов
анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы,
обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в
парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик
задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в
расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил
|
ански
|
кьоинк
|
лыжи
|
санки
|
коньки
|
Отгадчику
предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
1.
Аалтрек,
лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
2.
Оарз,
страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
3.
Плнаеат,
здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
IV. Игра « Клички»
Цель:
формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление
фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход:
Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА,
ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить
предложения.
ШАРИК,
СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту
часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс,
окончание).
Игровые приемы.
1. Найди «лишнее
слово»
Цель:
развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания,
закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК
|
РОМАШКА
|
РОЗА
|
ЛУК
|
КОШКА
|
СОБАКА
|
ВОРОБЕЙ
|
КОРОВА
|
БЕРЕЗА
|
ДУБ
|
МАЛИНА
|
ОСИНА
|
КОРОВА
|
ЛИСА
|
ВОЛК
|
МЕДВЕДЬ
|
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие
орфограммы встретились в этих словах?
2. Детям очень
нравятся такие задания, как:
·
Заменить
словосочетания одним словом:
o
-
промежуток времени в 60 минут,
o
-
военнослужащий, стоящий на посту,
o
-
ребенок, любящий сладкое,
o
-
очень смешной фильм.
·
Распредели
слова на две группы.
o
Найди
родственные слова. Выдели корень.
·
Закончи
предложения:
У Ромы и Жоры
есть …………. Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов…………….. Потом ребята долго
вспоминали как……..
·
Составь
рассказ по опорным словам:
o
зима,
снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Ценность
таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также
скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и
многое другое.
Важная роль
занимательных игровых упражнений на уроках состоит еще и в том, что они
способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою
собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в
ходе урока.
Ребенок с
удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким
образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную. Игра
помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка
новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное-
стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому
языку. Не говоря уже о том, что игры по русскому языку способствуют
формированию орфографической зоркости младшего школьника.
Интерес к
познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а
это возможно лишь в том случае, когда у детей сформировано одно из ведущих
качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в
направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к
эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых
усилий на достижение учебно-познавательной цели. Важным фактором активизации
учебно-познавательной деятельности является поощрение. Поэтому мы старались
поощрять детей во время выполнения заданий.
Таким образом, в
результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной
деятельности; постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие
повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к
творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу в их поиске.
Улучшается и общий психологических климат в классе: дети не бояться ошибок,
помогают друг другу.
Можно описать некоторые
изменения, происходящие в поведении детей за время проведения формирующих
занятий. В начале дети не проявляли особого интереса к предлагаемому материалу
и поиску различных способов обращения с ним. Предлагаемые детьми варианты были
достаточно однообразны и не многочисленны. В середине формирующего эксперимента
заинтересованность детей в предлагаемом им материале значительно возросла, они
стремились найти разнообразные способы использования предлагаемого им
материала, хотя это им не всегда удавалось. У детей появились попытки расширить
предлагаемую им ситуацию. В конце формирующих занятий поведение детей
существенно изменилось. Они стремились найти различные способы использования
предлагаемого им материала и часто находили очень интересные.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|