Игровые методы обучения
Игровые методы обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ
Курсовая работа
По теме: Игровые методы обучения
Выполнил:
Студент гр.3А
Зуев Игорь Анатольевич
Научный
руководитель:
Омельченко
Е.А.
- Иркутск 2004г.-
План:
I.
Актуальность темы.
II.
Основы
технологии игровых форм обучения.
1.
Общие
положения понятия игры.
2.
Классификация
игр.
3.
Познавательная
функция игры.
4.
Концептуальные
положения игры.
5.
Цели и
задачи игры.
6.
Особенности
отбора содержания учебного материала.
7.
Средства
обучения.
8.
Способы
мотивации.
9.
Способы
организации учебно-познавательной дея-тельности учащегося.
10.
Способы
управления учебно-познавательной дея-тельностью школьников.
11.
Организационные
формы.
III.
Системы
измерения результатов обучения, воспитания и развития.
IV.
Условия
воспроизводства разработанной автором педа-гогической технологии.
Введение.
Философское понятие игры.
Лучше всех
исследовал этот вопрос голландский ученый Й.Хейзинга. Ниже приводятся выдержки
некоторых его выводов.
...Игра старше
культуры, ибо культура предполагает наличие человеческого общества, а животные
вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть.
Психология и
физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных,
детей и взрослых. Каковы же биологические функции игры? Это: выход избыточной
жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в
отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в
самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений;
восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной
обстановке желаний.
Ни одно из
приведенных объяснений не отвечает на вопрос "Но в чем же, все таки
"соль" игры?". Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок,
увлекаясь, забывает все на свете? Почему публичное состязание повергает в
неистовство тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким
биологическим анализом. И все же как раз в этой интенсивности, в этой
способности приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное
качество. Логический рассудок говорит нам, что Природа могла бы дать своим
детям все эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии и пр.
в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам Игру, с
ее напряжением, с ее радостью, с ее шуткой и забавой.
Причины возникновения игры.
В онтогенезе:
А.Н.Леонтьев в
работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения
детской ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает
“противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами,
с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е.
способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам
хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он
не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными
предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться
у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой
деятельности, в игре...
Только в игровом
действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его
предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого
действия сохраняется.”
В филогенезе:
На ранних этапах
развития общества понятие игры в том смысле как мы понимаем сейчас не
существовало. Дети в то время быстро взрослели, и "игрой" у них была
конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались (подражали)
всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация
складывалась из-за простоты мира, науки и общества.
С развитием науки
и прогресса возникла необходимость в серьёзном обучении, появились сложные
социальные отношения между людьми, а следовательно и проблемы в развитии детей.
Теперь, чтобы освоиться в этом мире он прибегает к понятию роли, с помощью
которой можно быть кем угодно без опасения для жизни. И при этом ребёнок ещё
восполняет пробел в некоторых формах жизнедеятельности: ловкость, меткость и
др.
Что даёт игра детям?
Игра дает
свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только
добровольно.
Игра дает перерыв
в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой
детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
Игра дает выход в
другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от
всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то
жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и
заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
Игра дает
порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать
правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем
нестабильном, беспорядочном мире.
Игра создает
гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться
прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в
игре стремятся к разрешению.
Игра дает
увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего
человека, активизирует его способности.
Игра дает
возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и
игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые
содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее
рамок.
Игра дает элемент
неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск
оптимальных решений.
Игра дает понятие
о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не
существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем
правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум,
честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и
самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный"
коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
Игра дает
компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет
жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.
Игра дает
физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она
предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения
ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с
игровым оружием.
Игра дает
возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании
необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты,
обереги и прочее.
Игра дает
развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов,
ситуаций, правил игры.
Игра дает стойкий
интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом
литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать
предварительно о других.
Игра дает
возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и
реализовать ее.
Игра дает
развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно
предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.
Игра дает
развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание,
но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до
конца.
Игра дает радость
общения с единомышленниками.
Игра дает умение
ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и
как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость.
Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается
детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в
выполнении поставленной цели.
Поиск новых форм и приемов
изучения истории в наше время - явление не только закономерное, но и
необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не
только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности
собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и
технология массового обучения должна быть направлена на Формирование сильной
личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной
смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный
выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и
самореализующейся.
В школе особое место занимают
такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого
ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников
за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию
игровых методов обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической
технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное
воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного
процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение,
какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется
беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал
ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Игровые формы обучения
позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей
деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой
деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной,
если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе
которой учащиеся усваивают приемы учения.
Есть великая формула «дедушки
космонавтики» К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения
творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал
открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления
творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из
эффективных средств этого является игра. В.П. Беспалько отмечает, что большую
роль в технологии играет общественно-государственный заказ. Воспользуемся
схемой В.П. Беспалько.
ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ
|