Игровые методы как средство активизации познавательной активности на уроках английского языка
Игровые методы как средство активизации познавательной активности на уроках английского языка
Оглавление
Ø
Введение……………………………………………………..…………...….2
Ø
Глава 1. Проблема
использования игровых методов как средство стимулирования познавательной
активности в научной литературе………………………………………………………….............4
1.1.
Основы технологии игровых форм
обучения……………..……….4
1.2.
Особенности когнитивной сферы подростков
связанной с активизацией познавательной активности …...………………….15
Ø
Глава 2. Использование
игровых методов на уроках английского языка как средство стимулирования
познавательной активности подростков………………………………………………………………...25
2.1.
Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках
английского языка……………………………………..25
2.2.
Результаты опытно-экспериментальной работы…………………..27
Ø
Заключение………………………………………………………………...31
Ø
Список литературы……………………………………………………….32
Ø
Приложения………………………………………………………………..33
Введение
It’s more than a game. It’s an institution.
Thomas Hughes
(1822-1896)
Об обучающих возможностях игр
известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на
эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются
особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
Игра – особо организованное
занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда
предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть?
Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если
подросток при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые
обучающие возможности. Дети над этим не
задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. Этим она и
привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все
равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой
подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность
здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства,
атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – овсе это дает
возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в
речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство
удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Игру так же рассматривают как
ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного
повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному
речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью,
целенаправленностью речевого воздействия.
Игры способствуют выполнению
важных методических задач:
§
Созданию
психологической готовности детей к речевому общению;
§
Обеспечению
естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
§
Тренировке
учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к
ситуативной спонтанности речи вообще.
Цель – проанализировать возможности использования игровых методов как
средства активизации познавательной активности подростков на уроках английского
языка.
Задачи:
1.
Изучить
литературу по проблеме использования игровых методов как средства
стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского
языка.
2.
Проанализировать
различные подходы к классификации игровых методов.
3.
Выделить
особенности использования игровых методов в обучении подростков английскому
языку.
Объект: Игровые методы обучения английскому языку.
Предмет: использование игровых методов как средство стимулирования
познавательной активности подростков на уроках английского языка.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по
исследуемой проблеме; изучение психолого-педагогического опыта в аспекте
изучаемого вопроса; педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование.
Глава
1. Проблема использования игровых методов как средство стимулирования
познавательной активности в научной литературе.
1.1. Основы технологии игровых форм
обучения.
В школе особое место занимают такие формы занятий,
которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают
авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты
учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм
обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает
определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике
заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое
значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого
деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой.
А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей
энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Игровые формы обучения позволяют использовать все
уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной
цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность
оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и
преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Есть великая формула «дедушки космонавтики» К.Э.
Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума:
«Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать
истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления
творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из
эффективных средств этого является игра. В.П. Беспалько отмечает, что большую
роль в технологии играет общественно-государственный заказ.
Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых
форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего
учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы
собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Общие
положения понятия игры.
Психологическая теория деятельности в рамках
теоретических воззрений Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных
вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно
взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории
возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для
развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце 19в.
предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной
школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры
не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.
Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой
предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей,
его окружающих.
Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает,
что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и
спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных
отношений», Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на
определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и
способов познания ребенком мира взрослых.
Отечественные психологи и педагоги процесс развития
понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об
этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от
общества, как нет и последующей социализации».
Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в
жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное
отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции
и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития
ребенка. Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому,
чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во
многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то
ли в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н. Леонтьев доказал,
что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом
действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и
осознает себя личностью. Для школьников игра – сфера их социального творчества,
полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно
информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем. Игра – путь поиска
ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во
Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего,
повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра – уникальный феномен
общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности
человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических,
интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных
позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель
одновременно.
Многие исследователи пишут, что закономерности
формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается
в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется
формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения
произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в
образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но,
безусловно, развивает познавательную активность школьников.
Классификация
игр.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект,
познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры,
как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети
познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
II группа – игры
творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной
деятельности.
Интеллектуальные игры типа
«Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть
учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.
Творческие сюжетно-ролевые игры в
обучении – не просто развлекательный прием или способ организации
познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим
потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в
учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное
предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового
воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения
науки или здравого смысла системами не являются».
Игры путешествия. Все они совершаются
школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания
определяются игровыми ролями. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест»,
собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта
этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы
деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения,
поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно
включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается
теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо
и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование
игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся,
изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.
III группа игр, которая
используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с
готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
Как правило, они требуют от школьника умения
расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем
искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта
дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится
непреднамеренно, непроизвольно, играя.
IV группа игр –
строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают
профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс
созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал,
критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку
в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность
познавательную.
V группа игр,
интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на
психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают
играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают
пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой
деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной
деятельности учащихся.
Лучшие дидактические игры составлены по принципу
самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладевание
знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор
нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают
дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени.
Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно
тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического
характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и
т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет
развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает
познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому,
какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той
или иной задачи применительно к каждому ученику.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых,
от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности
программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в
решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной
задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы
игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки
предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по
определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных,
воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр –
забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление
анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это –
творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности.
Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться,
знать».[1]
Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие
устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые
формы обучения.
Задачи:
I.
Образовательные:
1.
Способствовать прочному усвоению учащимися учебного
материала.
2.
Способствовать расширению кругозора учащихся через
использование дополнительных исторических источников.
II.
Развивающие:
1.
Развивать у учащихся творческое мышление.
2.
Способствовать практическому применению умений и навыков,
полученных на уроке.
III.
Воспитательные:
1.
Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
2.
Вырабатывать историческое самосознание – осознанную
сопричастность к прошлым событиям.
3.
Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся
личности.
Особенности
отбора содержания учебного материала.
При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально
насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные
образы. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, культур, стран,
людей, то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного
содержания, которые быстро забываются. В работе с учащимися помимо текста
учебного пособия и учителя есть богатая возможность использовать тексты художественных
произведений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|