Игра как средство нравственного развития дошкольника
переход этических представлений ребенка во
внутренние мотивы поведения путем выполнения нравственной нормы в конкретно
значимой ситуации, а для ребенка-дошкольника наиболее значимой является именно
игровая ситуация.
1.3. Нравственное
формирование дошкольника в процессе игровой деятельности.
Сюжетно-ролевая
игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника “обуславливает главнейшие
изменения в психологических особенностях личности ребенка.
Условием
нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и
поведения ребенка, а также развитие его самооценки.
Но нравственное
развитие обуславливается и тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения
существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере игровая деятельность
обеспечивает такое усвоение. Для того чтобы проанализировать проблему
нравственного формирования в процессе игровой деятельности, рассмотрим строение
игры:
1) Игра как
единое целое. В ней не выделяют разные планы взаимоотношений детей: план
сюжетно-ролевых отношений, и план отношений по поводу игры, обеспечивающих
распределение ролей и игровых атрибутов, корректирующих выполнение роли.
Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми,
тем самым усваивает их. Следовательно в этом случае мы говорим об организации
игр с “хорошим нравственным содержанием”, многократное повторение которых должно
привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо
создавать специальные игровые ситуации в которых ребёнок будет воспроизводить и
закреплять этические представления. На наш взгляд, данный подход соответствует
дидактическим играм. (Глава 2)
2) Игра как
средство активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Игра
является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений. Эта
необходимость осознания обуславливает наличие в игре двух типов отношений:
отношений детей к предметам и отношений между действующими лицами. Принимая в
игре на себя какие-либо роли, дети должны вступать в определенные
взаимоотношения, не ограниченные действиями с предметами. Отсутствие способов
таких взаимоотношений, с одной стороны, и необходимость их использования с
другой, является движущей силой проникновения ребенка в мир человеческих
отношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления
ребенка знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует
более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны
знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит,
содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования
нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с
взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли
в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение
ими нравственного содержания.
Если обратиться к
процессу формирования нравственного поведения, т.е. представления нравственного
содержания, раскрытие нравственного смысла, реализация знаний в значимой
ситуации, окажется, что одна вторая компонентов выступает в сюжетно-ролевых
отношениях. В самом деле одним из условий реализации какой-либо роли является
выделение ребенком ее содержания. Принимая на себя различные роли, дети за счет
изменения позиций могут научиться выделять переживания других людей. Поэтому у
детей повышается стремление поступать нравственно.
Ребенок
последовательно разыгрывая все роли в одной игровой ситуации, действительно
изменяет свою позицию – это называют “эмоциональной децентрацией”,(14)
т.е. умением выделять переживания других людей происходящее не только и столько
за счет изменения позиции, взятой самой по себе, а за счет того, что изменение
позиции приводит к необходимой и возможной координации детьми в сюжетно-ролевой
игре различных точек зрения.
Но полноценной и
всесторонней координация становится возможной лишь в рамках высокоразвитой
игровой деятельности. На более низких уровнях координация различных точек
зрения осуществляется иначе, т.к. сюжетно-ролевые отношения носят иной
характер. Учитывая, огромное значение сюжетно-ролевой игры для формирования
личности дошкольника, рассмотрим подробнее уровни развития ролевых отношений:
1. На самом
низком уровне роли не называются и дети не называют себя именами лиц, которые
они на себя взяли. Даже если в игре имеется ролевое разделение функций дети не
становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения.
2. Намечается
разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с
данной ролью.
3. Начинают
выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим
участникам игры. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу
по игре в соответствии со своей ролью и ролью выполняемой товарищем.
4. Выполнение
действий, связанных с отношениями к другим людям, роли которые выполняют другие
дети. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явный ролевой характер,
определяется и ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена.
Раскрытие
ребенком нравственного смысла поступков, подлинное присвоение нравственных отношений
невозможно, ведь ребенок действует под влиянием – он действует как взрослый.
Содержательная сторона роли выступает в игровой деятельности как объект верного
отражения представлений ребенка, как средство более углубленного проникновения
в действительность мира взрослых. “Манипуляции” ребенка с содержанием отвечают
познавательной потребности ребенка, направленной на сферу человеческих
взаимоотношений. Чтобы данное нравственное содержание действительно стало
руководством в поведении ребенка, оно должно быть включено в выполнение
реальных задач, в решении которых ребенок будет действовать от своего имени, а
не с позиции роли, которую он выполняет в игре.
Некоторые
исследователи основным источником нравственного развития детей, считают
отношения, складывающиеся вокруг сюжета. Эти отношения понимаются как сложная
система, включающая отношение каждого ребенка к роли, к выполнению ролей
другими детьми, вместе с тем “оценку” этих отношений к личности других детей и
оценку этой личности. Этот комплекс представляет собой реальные отношения в
игре. Уровень развития этих взаимоотношений связан со структурными
особенностями сюжета и со степенью развития игровой деятельности в данном
коллективе.
А.В.Запорожец
выделил два плана сюжетно-ролевой игры:
– сюжетно-ролевые
отношения;
– реальные
отношения по поводу игры.
Сюжетно-ролевые
отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется
сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у
дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений
с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.
Таким образом, неоценимо значение
игры (сюжетно-ролевой в частности) для нравственного формирования личности
дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых
отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу
игры.
Глава 2.
Практическое исследование этических представлений дошкольников.
2.1. Определение задач проведения занятия в
игровой форме.
При разработке
практического занятия в игровой форме мы исходили из гипотезы нашего
исследования (Введение). А именно: мы интегрируем игровую
деятельность (актуальную для личности дошкольника) с педагогическим процессом,
поэтому данное игровое занятие имеет цель, задачи и педагогический замысел.
Нашей задачей является формирование нравственных представлений дошкольника в
дидактической игре. Мы не оставили без внимания пути формирования нравственного
поведения дошкольника и учли тот факт, что формирование – это длительный
процесс, требующий постоянного влияния со стороны родителей и педагога. Наша
задача ознакомить дошкольника со способами нравственного поведения:
– углублять
представления детей о значении доброжелательного отношения в семье;
– упражнять в
определении настроения по выражению лица;
– упражнять детей
в установлении причинно-следственных связей при определении причин смены
настроения близких людей;
– упражнять в
составлении фраз-комплиментов, коротких рассказов о добрых поступках по
отношению к родным и близким людям;
– учить проявлять
внимание к родным и знакомым.
2.2. Этапы построения игрового занятия.
Мы предлагаем вашему вниманию игровое занятие, которое
проходило по следующим этапам:
1.
Мы
выясняли, что знают дети об этике отношений между людьми. Предложили им для
решения проблемную ситуацию, из которой каждый ребёнок должен найти выход.
Приходим к пониманию того, что бывают разные поступки: плохие и хорошие.
2.
Беседа о
настроении. Дети опытным путём получаю знания о взаимосвязи настроения с
поступкам окружающих. Учатся определять настроение.
3.
В игровой
ситуации происходит закрепление представлений детей по средствам реализации
игровых действий.
Реализация игровой
методики происходила следующим образом:
Беседуем с
ребятами:
-
Представьте
себе, что вы идёте с детского сада домой одни и видите, как мальчик толкает
маленькую девочку в лужу. Туфли её намокли, бант на голове еле держится, а по
лицу текут слёзы. Что бы вы сделали? Ребята, вы видите, что настроение человека
зависит от поступков и поведения окружающих. Давайте поможем девочке.
-
Ребята, а
какое у вас сегодня настроение? Давайте сейчас поиграем в игру «Определение
настроения членов семьи». (Приложение 1)
Мы показываем
детям рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. Какое
настроение здесь у мамы и сына? Почему? В игре вы должны придумать по этим
фотографиям определенную ситуацию. По настроению членов семьи вы придумаете их
диалог.
– А знаете ли вы,
что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему? От чего
зависит настроение вашей мамы или бабушки?
– Я узнаю, как вы
понимаете причину настроения ваших близких в игре “Закончи предложение”.
Папа расстроен
из-за...
Мама огорчилась
потому что...
Дедушка посмотрел
на меня строго, потому что...
Младший брат
расплакался из-за...
– Что надо
сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку? Это не просто. Но если
вам удастся порадовать близких людей, вы будете настоящим волшебником, как в
этом стихотворении.
Попробуй
волшебником стать.
Стать добрым
волшебником ну-ка попробуй!
Тут хитрости
вовсе не нужно особой:
понять и
исполнить желанье другого -
одно
удовольствие, честное слово!
А что же
сестренка скучает в сторонке?
Волшебник,
что-нибудь сделай сестренке!
И ты обернулся
ретивым конем -
галопом сестренка
помчалась на нем!
Хоть мама еще не
вернулась с работы,
не трудно узнать
ее думы-заботы.
“Вернусь – хорошо
бы пошить, почитать...
Да надо с уборкой
возиться опять”.
И ты совершаешь
веселое чудо -
ковер засверкал,
засияла посуда!
И ахнула мама,
вернувшись домой:
– Да это как в
сказке, волшебник ты мой!
– Бываете ли вы
внимательными к настроению, самочувствию своих родных? Жизнь в семье без
уважения и внимания очень грустная и серая, как сухое дерево!
– Поиграем в игру
“Чудо-дерево”. (Приложение 2) Придумайте, чем вы можете порадовать
кого-то из членов семьи! На каждое предложение можете взять по одному зеленому
листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые
дела. Прикрепим их к нашему Чудо-дереву!
Дети по одному
подходят к корзине, коротко рассказывают о каком-либо деле для близкого
человека, берут листочек и прикрепляют его к веточкам дерева.
– Посмотрите, как
зазеленело наше дерево! Так и в семье жизнь будет радостнее, если все близкие
станут внимательнее друг к другу.
– Хотите ли вы
сегодня порадовать кого-то и улучшить настроение? Чем мы можем сейчас
порадовать друг друга? Мы поиграем в игру “Сделай комплимент”.
– Посмотрите на
эти картинки-символы! Как вы думаете, что они обозначают? (членов семьи). Как
вы их узнали?
Мы раскладываем
картинки-символы на столе изображением вниз. Дети парами подходят к столу,
выбирают себе символы и составляют диалоги-комплименты.
– Ребята, я
предлагаю вам продолжить эту игру: сделайте комплименты всем своим близким и
поднимите им настроение.
2.3. Практическая
реализация и выводы.
Теоретический
блок работы был подкреплен практическим занятием по методике “Чудо-дерево”.
Игровой комплекс
был нацелен на развитие эмпатии у дошкольников, умения понимать эмоции и
настроение окружающих, а также определять взаимосвязь настроения с поступками.
Мы стремились в игровой форме донести до ребенка понимание того, что у
окружающих бывает разное настроение и он посредством добрых поступков может
повлиять на него. Умение прочувствовать эмоции других людей и нести за них
ответственность при совершении поступков является, на наш взгляд, прочной
предпосылкой усвоения норм нравственного поведения (т.е. поведение, которое не
должно усугублять состояние других людей, приводить к разочарованию). Умение
повысить настроение оценив положительные качества другого человека, было
отработано в игре “Сделай комплимент”.
Через восприятие
“сухого дерева” детям показали безрадостность жизни человека в плохом
настроении. Дети украшали дерево листочками из добрых поступков, проецируя тем
самым нравственное поведение на реальную жизнь.
Несмотря на
некоторую трудность в понимании определенных моментов игрового комплекса, дети
охотно выполняли задания. Думается, что именно игровые элементы вносили ясность
и пробуждали у детей интерес к выполнению методики.
Заключение.
Целью данного
исследования было рассмотрение игры, как средства нравственного формирования
личности дошкольника. Мы выдвинули гипотезу об эффективности интеграции игровой
деятельности с педагогическим процессом. Игра является ведущей деятельностью
дошкольника, приводящей к возникновению новообразований, и средством
педагогического воздействия, направленного на конкретную цель (в нашем случае
на формирование этических представлений). Особое внимание мы уделили
сюжетно-ролевым и дидактическим играм, а также и другим играм, которые
способствуют развитию личности дошкольника.
Мы сделали
теоретический анализ особенностей формирования нравственного поведения у
ребенка-дошкольника.
Нравственное
формирование – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического
вмешательства со стороны взрослых. Поэтому, мы решили, что особенно эффективным
является формирование ребенка в игровой деятельности, где одновременно
происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего
смысла. В процессе игровой деятельности (будь то сюжетно-ролевая или
дидактическая игра) ребенок приобретает новый социальный опыт, который
переносит в жизнь. Теоретические аспекты исследования мы дополнили практическим
занятием, которое содержало игровые элементы.
Игровое занятие
было направлено на формирование этических представлений ребенка (в частности:
умения сочувствовать, видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих
и нести за него ответственность).
Считаем, что
гипотеза исследования подтвердилась.
Список использованной литературы.
1.
Адашкявичене
Э.И. «Спортивные игры и упражнения в детском саду». М.: «Просвещение», 1992.
2.
Артёмова
Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: «Просвещение», 1991.
3.
Богуславская
З. М. , Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.:
«Просвещение», 1991.
4.
Богуславская
З. М. , Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного
возраста». М.: «Просвещение», 1991
5.
Виноградова
Д.А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М.:
«Просвещение», 1989.
6.
Запорожец
А.В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника» «Просвещение», 1989.
7.
Карпова
С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников». М.: «Издательство
Московского Университета», 1986
8.
Коломинский
Я.Л., Панько Е.А. «Детская психология». Мн.: «Университетское», 1988
9.
Ладутько
Л.К., Шкляр С.В. «Познаём мир и себя». Мн.: «И.В.Ц. Минфина», 2002
10.
Мухина
В.С. «Психология дошкольника». М.: «Просвещение», 1975
11.
Островская
Л.Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников». М.:
«Просвещение», 1987
12.
Пикулева
Н.В. «Слово на ладошке». М.: «Новая школа», 1994
13.
Попова
Т.И. «Мир вокруг нас». М.:
«Linka Press», 1998
14.
Эльконин
Д.Б. «Психология игры». М.: «Владос» 1999
Страницы: 1, 2
|