бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Игра как способ активизации учебной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира бесплатно рефераты

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Интересный вид дидактической игры выделил Г.К. Селевко. Исходя из игровой методики, он предложил среди прочих видов (предметные, сюжетные, ролевые, имитационные, драматизации) выделять деловую игру .

Деловая игра. Деловая игра -- метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Базовый элемент игровой процедуры – сценарий. В нем отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.

Этот вид деятельности способствует закреплению системы знаний, развитию творческого мышления, совершенствованию навыков принятия коллективных решений, развитию коммуникативных умений разного рода. Еще один вид классификации дидактических игр:  обучающие,   контролирующие, обобщающие.[5.]

Обучающей будет игра, если учащиеся участвуют в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.[19.]

Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно - урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным. Монотонность - одна из основных причин снижения мотивации к учению. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра.

Итак, дидактические игры могут быть полезны для понимания и осмысления нового материала, усвоения и обобщения, установления связей между понятиями, выражения собственных мыслей и речи.

Они могут помочь:

- активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;

- умение подчиниться правилам

- дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;

- укрепить дружеские отношения в классе.[23.]


Глава 2. Методика проведения дидактических игр по программе А.А. Плешакова


§1 Возможности курса А.А. Плешакова для активизации учебной деятельности младших школьников


В связи с рассмотрением темы следует проанализироватьпрограмму УМК Плешакова. А.А. Этот курс является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России.

Учебный курс “Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Основные цели и задачи данного курса:

создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, самостоятельности в получении знаний об окружающем;

последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с

окружающим миром.

Ведущая идея– экологизация обучения.

Программа содержит несколько блоков знаний: знания о природе, знания об обществе, знания по истории, в каждом из которых привалирует экологическая направленность.

В блок знаний о природе на доступном данному возрасту уровне интегрированы физические, химические, биологические, географические, астрономические и экологические знания, об окружающем мире, что обеспечивает преемственность курса и предметами естественного цикла в основной школе. С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.) и специфические методы познания (наблюдение, экспериментирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: работу с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований.

Начиная с первого класса раскрытие тем идет по спиралевидноиму направлению. В первом классе еще не выделены и не структурированы в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности(например, живая природа, техника и т.д.) Как говорит Плешаков, «целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?»...». Учебное содержание в каждой теме автор выстраивает в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; наше здоровье и безопасность; экология.

В курсе второго класса выделяется несколько содержательных линий.

В качестве первой А.Плешаков выделяет ознакомление с природой. Сюда входят и формирование важнейших природоведческих понятий( живая, неживая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и т.д.), и раскрытие экологических зависимостей, осознание которых необходимо для развития современного экологического мышления.

Вторая содержательная линия, по мнению автора УМК, это знакомство с жизнью общества на примере своего города, села. Учащиеся получают знания об экономике, простейших производственных процессах, культуре образовании людей. Раскрываются взаимосвязи между природой и хозяйством.

В следующую содержательную линию автор включил вопросы здоровья и безопасности жизнедеятельности ребенка, нацеленные на формирование соответствующих навыков и умений.

Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений (о родной стране, ее столице, некоторых городах).

В третьем классе автор выстраивает содержание следующим образом. В разделе «Эта удивительная природа» последовательно рассматриваются различные природные компоненты, и большое внимание уделяется раскрытию экологических связей. Раздел «Мы и наше здоровье» нацелен на формирование представлений о человеке, как о части живой природы, о его строении и жизнедеятельности его организма.

Логическим продолжением, по мнению А.Плешакова, является следующий раздел - «Наша безопасность», где представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.

Цель следующего раздела «Чему учит экономика» – сформировать представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой.

Завершается курс третьего класса темой – «Путешествие по городам и странам». Он представлен в виде путешествия по городам России, странам ближнего и дальнего зарубежья. В этом разделе интегрированы знания по истории, географии, экономике, экологии.

В четвертом классе автор сосредотачивает внимание учеников на России. Он открывает курс темой «Земля и человечество», где ученикам предлагается посмотреть на мир с позиций астронома, географа, историка, эколога.

Далее следует раздел «Природа России», в котором дети знакомятся с природными зонами, характерными проблемами.

Логическим продолжением служит тема «Наш край – часть большой страны». Учащиеся изучают формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где они живут.

Следующая тема - «Страницы всемирной истории», по замыслу автора, должна сформировать у детей представления об основных эпохах в развитии человечества.

Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, наиболее яркими и важными историческими событиями и личностями.

Историческую линию завершает тема «Современная Россия», в которой рассказывается о государственном устройстве, символике, праздниках нашей страны, о многонациональном составе населения России, ее регионах. В этом разделе поднимаются так же вопросы о правах человека и правах ребенка.

В программе автор указывает что должны знать и уметь ученки в конце каждого класса, а так же примерное количество часов на изучение каждого раздела. Предлагаются темы минимального количества экскурсий и практических работ. [13.]

К сожалению, в программе, наряду с экскурсиями и темами практических работ, не указано ни одной игры, рекомендованной учителям для использования на уроках.

Программа реализуется в учебнике. Рассмотрим сначала структурные компоненты учебника, а потом выявим его особенности с точки зрения нашей темы.

В учебниках выделяются два основных блока структурных компонентов: тексты и внетекстовый компонент.

Тестовой аппарат включает основной, дополнительный и пояснительный. Основной текст необходим для передачи информации. В нем излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрывются взаимосвязи и закономерности Основной текст имеет научно-популярный или художественный стиль. Вся информация для изучения дана в доступной младшему школьнику форме. Тексты достаточно сжаты, но интересны.

Почти в каждом параграфе содержатся дополнительные тексты. Эти тексты близки по содержанию к основным, но могут иметь конкретизирующий, комментирующий или описательный характер. В учебниках «Окружающий мир» эти тексты даются в рубриках «Копилка любопытных фактов», «Для самых любознательных». Это биографии ученых, интересные факты, этимологические справки. К пояснительным текстам относятся словарики, справочные сведения различного характера, примечания и т.д. В учебниках «Окружающий мир» таких текстов мало, В основном это ссылки на материал повышенной трудности и дополнительный материал, изучаемый по усмотрению учителя.

Так же в конце каждой темы даны небольшие по объему тексты (выводы), цель которых – обобщение материала.

Следует отметить, что в учебнике для первого класса основной и дополнительный тексты отсутствуют по причине плохо сформированного навыка чтения у учеников.

Внетекстовый компонент включает в себя аппарат организации усвоение знаний, иллюстративный аппарат и аппарат ориентировки.

Аппарат организации усвоения представлен в виде системы вопросов и заданий. В конце каждого параграфа даны задания, требующий логического осмысления знаний: на сравнение, сопоставление, конкретизация, установление причинно-следственных связей, обобщение, а так же задания , требующие практического применения полученных знаний.[9.] Есть задания типа «Проверь себя», направленные на выявление и закрепление знаний. А также группа вопросов «Подумай!», содержащие задания творческого характера. Особую группу составляют вопросы для организации практических работ, опытов и наблюдений. Дана рубрика «Задания», где среди указанных действий встречаются рекомендации по той или иной дидактической игре.

Примерно половина учебника (а в учебнике первого класса – около 90%) составляют цветные фотографии, рисунки, схемы, карты. Это иллюстративный аппарат. Он так же информативен, как и текстовой. Каждая иллюстрация – источник информации. Они помогают активизировать мыслительную деятельность школьника.

Аппарат ориентировки включает в себя оглавление, шрифтовые вделения, нумерацию страниц. Каждый раздел имеет шмуцтитул, выводы выделены жирным шрифтом, курсивом (или жирным шрифтом) - основные понятия. Так же используются различные шрифты для выделения разных рубрик. Все это делает работу с книгой удобной и интересной.[9.]

Учебник выполняет обучающую, воспитательную и развивающую функции. Но акцент делается на задаче развития. Знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся осваивают основы естественнонаучного, гуманитарного и практического знания в процессе активной учебно-познавательной деятельности.

С этой целью готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок, самостоятельно (или с минимальной помощью учителя) действуя с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира, разными видами учебной деятельности. Самостоятельному добыванию знаний способствуют красочные рисунки, увлекательный дополнительный текст, задания - разные по характеру и степени сложности (в том числе и игровые).

Каждый параграф содержит в себе рубрику Задания.

Как правило это рекомендация внести в словарик новые изученыые термины, рассказать о том, что было изучено на уроке, выполнить из пластилина или бумаги модель демонстрирующую пройденный материал., придумать вопросы для одноклассников по пройденному материалу, пользуясь дополнительными источниками информации(энциклопедии, справочники, знания родителей), найти ответы на заданные вопросы.

Система заданий направлена на на закрепление закрепление материала дома и контроля знаний. Она способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

В учебниках первого и второго классов содержится достаточно игровых заданий, которые можно выполнить и в классе. Особенно автор рекомендует игры с фишками и кубиками. В учебниках третьего и четвертого классов игровых заданий существенно меньше. К примеру, в разделе «Эта удивительная природа», который включает в себя 19 параграфов, представлена только одна дидактическая игра (первый ученик называет группу животных, а второй - представителей этой группы).

Остановимся поподробнее на нескольких вопросах из учебника 3 класса, по которым проходило исследование для написания данной работы. Это раздел «Мы и наше здоровье» и тема «Золотое кольцо России».

Содержание раздела «Мы и наше здоровье» нацелено на формирование представлений о человеке как о части живой природы, о строении, жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Рассматриваются вопросы гигиены и безопасности жизнедеятельности. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности. Все тексты этого раздела имеют научно-популярный стиль, оформлены рисунками строения человеческого организма, фотографиями, мультипликационными рисунками. В качестве дополнительного текста учениками предлагается краткая биография И.П.Павлова и интересные факты по данной теме. К сожалению, в разделе «Мы и наше здоровье», состоящем из 8 параграфов, предложена только одна дидактическая игра (определи продукт по запаху или на вкус).

«Путешествие по городам и странам». Материал представлен в виде заочной экскурсии по городам «Золотого кольца России». В этом теме соединены сведения из области истории, географии, экономике, культуре, экологии. Дополнительных текстов нет. Внетекстовый компонент представлен географической картой Кольца, планом города Кострома, фотографиями городов, портретами их основателей. Игровых заданий нет.

Помимо учебника в УМК входят тетради на печатной основе. Кроме веселых рисунков, заданиями для любознательных, содержится довольно много (по сравнению с учебником) игровых заданий по типу кроссвордов, провести стрелку от одного предмета к другому(или от слова к слову), расскажи по картинке, поставь утверждение (картинки) в правильном порядке, найди лишнее (-ую) утверждение (картинку). Но тем не менее и этих игровых заданий не достаточно для формирования учебных действий школьников, и в основном все они направлены на закрепление полученных знаний.

В УМК входит так же методическое пособие для учителей. Но там мы не найдем большого разнообразия игровых заданий. Почти каждый урок рекомендуется начинать с кроссворда или загадок. Эти задания используются на этапе актуализации знаний.

В связи с этим, соглашаясь с рекомендациями автора, целесообразно предложить новые виды игр.

Система игр будет представлена в следующем параграфе.


§2 Система игр, направленная на формирование учебной деятельности


Таблица № 1

ТЕМА УРОКА

ИГРЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ АВТОРОМ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

Мы и наше здоровье

1. Организм человека


1. «Что? Где? Когда?»

Цель: активизация знаний

2.Как мы воспринимаем окружающий мир

1.Соедини линиями слова из левого и правого столбика

2. Расскажи по картинке

1. Загадки на заданную тему

Цель: активизация знаний, определение темы урока

2. Деловая игра «Телепередача из цикла «Здоровье»»

Цель: подача нового материала, активизация знаний

3.Надежная защита организма


1. Работа в парах – загадывание друг другу загадок и их отгадывание.

Цель: активизация и проверка знаний

4. Опора тела и движение


1.Деловая игра «Консилим врачей»

2. Отгадай по описанию

Цель: проверка знаний

5.Наше питание

Составь меню

1. Проверь, правильно ли Буратино соеднил линией витамины и виды продуктов? Цель: проверка знаний

2. Помоги кусочку хлеба пройти по лабиринту пищеварительной системы

Цель: проверка знаний

6. О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества


1.Урок-путешествие

«По кровяной речке»

Цель: знакомство с новым материалом

2.Рассмотри картинку с органом и выбери его функцию из предложенного списка.

Цель: проверка знаний

7. Это зависит от тебя

Выбери правильный ответ

1.Деловая игра «На приеме у врача» Цель: активизация знаний

2. Викторина «Что я знаю о своем здоровье?» Цель: проверка знаний

8.Здоровый образ жизни

1. Соедини линиями слова из двух столбиков.

2.Зажги «светофор здоровья»

Урок–путешествие в Страну Здорового Образа Жизни

Цель: активизация и закрепление знаний

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5