Игра как метод коррекции затрудненного общения
Под функциями общения понимаются
те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия
человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их
классификации.
Одним из общепринятых оснований
классификации Г.М. Андреева является выделение в общении трех взаимосвязанных
сторон, или характеристик - информационной, интерактивной и перцептивной. В
соответствии с этим Б.Ф. Ломов выделяет информационно - коммуникативную,
регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную функции.
Информационно-коммуникативная
функция общения заключается в любом виде обмена информацией между
взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет
свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из
которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства). Во-вторых,
обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и
поведения партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой
кодификации/декодификации сообщений.
Передача любой информации
возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в
качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные
неречевые знаковые системы) коммуникацию.
В свою очередь, невербальная
коммуникация также имеет несколько форм:
кинетику (оптико-кинетическая
система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму);
паралингвистику (система
вокализации голоса, паузы, покашливания и т.п.);
проксемику (нормы организации
пространства и времени в общении);
визуальное общение (система
контакта глазами).
Иногда отдельно рассматривается
как специфическая знаковая система совокупность запахов, которыми обладают
партнеры по общению.
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная)
функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной
организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь
следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия
и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых,
для характеристики действительных реальных контактов людей (действий,
контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для
описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной
деятельности, или шире - в процессе социальной активности.
В процессе общения как
взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может
воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и
контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера,
включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Аффективно-коммуникативная
функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение - важнейшая
детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически
человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей - происходит
либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление
или ослабление.
Существует и другая
классификационная схема функций общения, в которой наряду с перечисленными
отдельно выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание
людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений. Отчасти
такая классификация дана в монографии В.В. Знакова (1994); познавательная же
функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную Г.М. Андреевой (1988).
Сопоставление двух
классификационных схем Г.М. Андреева позволяет условно включить функции познания,
формирования межличностных отношений и аффективно-коммуникативную в
перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную. При изучении
перцептивной стороны общения используется специальный
концептуально-терминологический аппарат, включающий ряд понятий и определений и
позволяющий анализировать разные аспекты социальной перцепции в процессе
общения.
Во-первых, общение невозможно
без определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов. Понимание - это
определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в
процессе взаимодействия с познаваемой реальностью. В случае общения объектом
познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом
понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании
взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как
принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в
общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о
межличностной перцепции или восприятии. Некоторые же исследователи, например А.А.
Бодалев, предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого.
Основными механизмами
взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
Термин "идентификация" имеет в социальной психологии несколько
значений. В проблематике общения идентификация - это мысленный процесс
уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и
представления. Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя
другому человеку, но с целью "понять" переживания и чувства
познаваемого человека. Слово "понимание" здесь используется в
метафорическом смысле - эмпатия есть "аффективное понимание".
Как видно из определений,
идентификация и эмпатия очень близки по содержанию, и часто в психологической
литературе термин "эмпатия" имеет расширительное толкование - в него
включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При
этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное
отношение к личности. Это означает два момента:
а) принятие личности человека в
целостности;
б) собственная эмоциональная
нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.
Рефлексия в проблеме понимания
друг друга - это осмысление индивидом того, как oн воспринимается и понимается
партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия
является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и
стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей
внутреннего мира друг друга.
Еще одним механизмом понимания в
общении является межличностная аттракция. Аттракция (от англ. attract - притягивать,
привлекать) - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для
воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.
В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как
формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих
межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных) как
своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного
компонента.
Рассмотренные классификации
функций общения, естественно, не исключают друг друга. Более того, существуют
еще и другие варианты классификаций. Это, в свою очередь, предполагает, что
феномен общения как многомерное явление необходимо изучать с помощью методов
системного анализа.
Не всегда общение бывает
правильным, причинами неправильного общения можно заключить в несформированном
общении, то есть затрудненным общением. В приведенных классификационных схемах
функций общения не включено такое общение, но в следующей главе рассмотрим
трудности в общении и их причины.
Одной из сложных проблем
психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в
деятельности, общении. Проблема затруднений, или "барьеров" общения,
в качестве объекта специального исследования изучается с середины 20 века (М. Андерсен,
Д. Кати, А.А. Климов, А.А. Коломенский, Е.С. Кузьмин, Г. Лассвелл, Л. Ли, В.Ф. Ломов,
Б.Д. Парыгин и др.)
В учебной деятельности
затруднения и трудности взаимодействия между учениками внутри класса или группы
исследуются достаточно интенсивно с целью определить факторы, влияющие на
затруднения, причины, их вызывающие, значение затруднений в деятельности и т.д.
(В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.А. Неварницына,
В.В. Рыжов, Е.Б. Цуканова и др.)
И.А. Зимняя дает такое
определение. Затруднения в общении - это субъективно переживаемое человеком
состояние "сбоя" в реализации прогнозируемого (планируемого) общения
вследствие неприятия партнера общения, его действия, непонимания текста (сообщения),
непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного
психологического состояния. [9,58]
В.А. Кан-Калик называет
затруднения в общении некими "психологическими барьерами", которые
препятствую нормальному общению, влияют на деятельность субъектов. [9,65]
Итак, в узком смысле слова, затрудненное
общение - это незначительные трения и сбои в сфере межличностного общения. Для
такого общения характерны: сохранность, непрерывность контактов между
партнерами, определенная степень осознания испытываемых затруднений; поиск
причин, приводящих к осложнениям общения; попытки самостоятельного преодоления
социально-перцептивных, интеракционных, коммуникативных затруднений. В широком
смысле слова, затрудненное общение - это все виды и формы общения (от
межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям
поведения партнеров и общностей, к непрерывно-прерывным контактам между ними,
вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания причин трудностей в
общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению, попыток самостоятельного
выхода из возникших затруднений, к формированию тревожного отношения к любой
ситуации общения.
Затруднения, как считает А.К. Маркова,
выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения,
невозможности его продолжения. Затруднения имеют несколько функций. Позитивная
функция затруднения (по А.К. Марковой) имеет два значения:
а) индикаторное (привлечение
внимания слушателя-партнера);
б) стимулирующее, мобилизирующее
(активизация деятельности при анализе и преодолении затруднения, приобретение
опыта). [9,69]
В то же время А.К. Маркова
фиксирует и негативную функцию затруднения, имеющую два значения: а) сдерживающее
(в случае отсутствия условий для преодоления затруднения или наличия
неудовлетворенности собой, например, заниженной самооценки); б) деструктивное,
разрушительное (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, уходу
от общения).
На современном этапе затруднения
или "барьеры" общения рассматриваются с разных позиций. В рамках
общей психологии они классифицируются как смысловые, эмоциональные,
когнитивные, тактические. В деятельностном подходе, по мнению Л.А. Поварнишиной,
выделяются две группы затруднения общения: мотивамиенные и операционные,
которые в свою очередь проявляются в когнитивной, эффективной и поведенческой
сферах. [12,83]
И.А. Зимняя выделяет следующие
основные области затруднения человека в общении: этно-семиокультурная,
статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая,
деятельностная область межличностных отношений. [9,56]
Этно-семиокультурная область
подразделяется на 3 уровня: квазипсихологический уровень изучения психических
проявлений; интерпсихологическом - уровень анализа исследования типичных
способов поведения в ситуациях конфликтного, затрудненного общения, этнических
представления, установки, регулирующих ролевых взаимоотношений
участников совместной деятельности; интрапсихологический - уровень анализа
этнического характера, уровень изучения этнических смысловых установок.
Статусно-позиционно-ролевая
область затруднений в общении - это область обуславливается целым рядом причин:
семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения
и т.д. Эти затруднения возникают в условиях асимметрии статусов, позиции
комплементарности (взаимодополняемости) прав и обязанностей конвенциональных
ролей.
Возрастная область влияния
возникает в определенной возрастной группе, например, известно, что ребенок до
школы предпочитает общение со взрослыми, до подросткового возраста почти
половина детей предпочитает общение со сверстниками, после окончания школы
юноши и девушки проявляют интерес к общению со взрослыми. [9,78]
Область
индивидуально-психологических затруднений - Это та область, где
индивидуально-психологические особенности партнеров общения выступают в
качестве причины коммуникативных затруднений.
Среди
индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее
влияние на общение и вызывающих в случае несоответствия ему затруднения, чаще
всего отмечается: коммуникативность, контактность, эмоциональная устойчивость,
импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность и т.д.
Наиболее изученным среди
индивидуально-психологических факторов, вызывающих затруднения общения,
являются экстраверсия-интроверсия. К индивидуально-психологическим факторам,
вызывающим определенные затруднения в общении, как с позиции говорящего, так и с
позиции слушающего, относится когнитивный стиль деятельности. Это целая система
особенностей познавательной, прежде всего аналитико-синтетической деятельности
(С.Л. Рубинштейн) Когнитивный стиль - есть устойчиво проявляемая в меняющихся
ситуациях, и в частности в коммуникативных ситуациях, специфика познавательной
деятельности. Разграничиваются два полярных стиля - с низкой и высокой
дифференциацией. Данные многих исследований свидетельствуют о том, что субъекты
с низкой психологической дифференциацией предпочитают межличностную и групповую
деятельность индивидуальной, они более успешны в общении (Н.П. Иванов). Люди с
высокой дифференциацией когнитивных структур проявляют большее понимание
другого человека.
Достаточно большие затруднения
вызывает отсутствие или низкий уровень эмоциональной регуляции, проявляющиеся в
неконтролируемой реакции партнеров общения друг на друга, на всю
коммуникативную ситуацию. Стрессером может быть деятельность, партнер или сам
говорящий (Н.В. Витт). В зависимости от этого меняется общая тональность
общения, интонационная, лексико-грамматическая характеристика текста,
невербальные средства.
Соответствие
индивидуально-психологических особенностей, включающие интеллектуальные,
эмоциональные, поведенческие, личностные проявления, могут как облегчить, так и
затруднить общение.
И.С. Зимняя называет еще одну
область коммуникативных затруднений - это межличностные отношения. В их основе
лежат симпатия (антипатия), принятие (непринятие), совпадение ценностных
ориентаций и их расхождение, совмещенность или различие когнитивных и в целом
индивидуальных стилей деятельности общения.
Все это и многое другое могут
облегчить или затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения.
Этиология нарушений общения у
детей разнообразна. Можно назвать, по крайней мере, три ее источника.
Первый - внутренние конфликты
самого ребенка. Например, ребенок со страхом автономии, не решивший в свое
время дилемму "самостоятельность-нерешительность", во внешнем
поведении, особенно в психологически дискомфортной ситуации, какой часто
является посещение школы, может проявлять пассивность, двигательную
заторможенность, нерешительность, со склонностью к резким колебаниям
настроения, плаксивость, мнительность. Для коллектива сверстников такой ребенок
не интересен, поэтому дети не ищут контактов с ним; и он оказывается в изоляции.
Второй источник дезадаптации - особенности
темперамента ребенка. Точнее, неумение ребенка справляться с особенностями
своего темперамента. Ребенок с низкой адаптивностью, высокой интенсивностью
реакций и с негативным фоном преобладающего настроения труден для коллектива
детей, вызывает много агрессивных реакций и реакций избегания, что, в свою
очередь, обижает и злит ребенка. Коллективная жизнь таких детей насыщена
стереотипно повторяющимися конфликтами на всем ее протяжении, обиды у ребенка
становятся привычными, возникают отгороженность, чувство невозможности дружбы и
понимания.
Так же на особенности общения влияет
тип нервной системы. И.С. Кон считает, что самая распространенная трудность
общения детей - это застенчивость. [14,112]
И.С. Кон утверждает, что те, кто
считает себя застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее
способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны,
склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных трудностей. Чтобы
общение протекало в нормальном русле, по мнению И.С. Кона, школьникам надо
избавляться от их застенчивости.
Третий источник дезадаптацин - семейные
стереотипы поведения, некритично усвоенные ребенком и ригидно воспроизводимые
во внесемейных ситуациях общения. Например, демонстративная обидчивость и
капризность девочки, скопированные у мамы, вызывают смех и непонимание в кругу
сверстников. Такого рода конфликты, вызванные неадекватными кругу сверстников
стереотипами поведения, особенно свойственны детям, попавшим в школу сразу
после домашнего воспитания, не посещавшим детский сад.
Отсюда Ю.В. Касаткина, Н.В. Клюева,
относят к причинам трудностей общения неблагополучные отношения в семье,
которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. [13,90]
Трудности в развитии общения
могут быть обусловлены особенностями семейного воспитания, отношения окружающих
к ребенку. Знание особенностей семейного воспитания, влияния родителей на сына
или дочь дает возможность объяснить специфику эмоциональных нарушений детей.
В психологической литературе
выделяются различные типы неправильного воспитания [9,102]. Остановимся на
четырех, наиболее распространенных типах неправильного воспитания.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|