бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Идивидуальный подход к детям в процессе занятий по развитию речи бесплатно рефераты

Индивидуальными особенностями детей следует руководствоваться при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического развития, и своеобразие психического развития, и поведения. Если у ребёнка пониженный слух или зрение, то его надо обязательно посадить поближе к воспитателю. Постоянного внимания воспитателя требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть и тихие, пассивные, молчаливые ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимоотношения детей, но всё-таки в первую очередь руководствоваться педагогическими ценностями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

При общении с детьми в быту, в играх, на занятиях педагог непременно обнаруживает особенности их речевого развития: образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль, богатство или бедность словарного запаса; недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход на специальных занятиях позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей, способствует усвоению лексических единиц родного языка и повышению речевой активности детей.

На занятиях по развитию речи педагог должен учитывать индивидуальный уровень развития речи детей, возрастные, физиологические и психологические особенности, поведенческие особенности. Поэтому детей можно разделить на активных и пассивных.

Под речевой пассивностью понимают сниженный уровень речевой деятельности, обусловленный особенностями речевого развития ребёнка в онтогенезе, который проявляется в недостаточной сформированности речевых умений или в негативном отношении к речевой деятельности вообще, или в использовании обходных путей в процессе исполнения речевых упражнений, заданий и т.д. Здесь имеется в виду использование экстралингвистических способов общения (мимика, жесты) даже тогда, когда необходимы вербальные способы.

Исследования и практика учёных (А.М. Богуш, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского и других) показывают, что у детей более успешно развивается речевая активность в процессе обучения на занятиях, быстрее усваиваются предъявляемые к ним требования, если обучение тем или иным знаниям, умениям и навыкам начинается своевременно, с учётом возрастных особенностей и возможностей детей. В связи с этим моментом в планировании и осуществлении работы по активизации речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста является знание требований, предъявляемых к данному возрасту государственной программой воспитания детей дошкольного возраста «Малятко».

В среднем дошкольном возрасте у детей происходит интенсивное познание окружающего мира. Одной из ярких характеристик детей 4-5 летнего возраста является появление большого количества детских вопросов познавательного характера, появление повышенного интереса к словам и окружающим вещам, явлениям, предметам, что и дало название этому периоду – «детских почемучек».

Учёные (А.М. Богуш, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев и другие) сходятся во мнении, что под речевой активностью детей следует понимать следующие умения, которыми должен обладать ребёнок:

-                     слушать и понимать обращённую к нему речь;

-                     вступать в разговор и поддерживать его;

-                     отвечать на вопросы и спрашивать самому;

-                     уметь объяснять

-                     пользоваться разнообразными языковыми средствами;

Основными показателями речевой активности детей среднего дошкольного возраста являются:

-         присутствие инициативы в речевой деятельности;

-         поддержание и подкрепление инициативы, при наличии значимого «подкрепления» (яркой наглядности, игровой мотивации и т.д.)

-         присутствие «умственного удивления» (любопытства, интереса и т.д.)

-         высокая трудоспособность в речевой деятельности

Я.И. Ковальчук еще помимо этого выделяет ложную активность. Дети с ложной активностью готовы отвечать на любой вопрос, даже не выслушав его до конца, они не любят размышлять и обосновывать свои ответы. С удовольствием слушая рассказы, сказки, интересные истории, они обычно не вникают глубоко в их суть и не могут правильно пересказать прослушанное. Всякий раз, когда требуется напряжение внимания и работа мысли, они предпочитают молчать. Часто не тактично ведут себя по отношению к другим отвечающим. Но, при этом заметить и скорректировать чужие ошибки не в состоянии. У таких детей необходимо развивать внимание, наблюдательность, сдержанность, преодолевать излишнюю самоуверенность.[25]

Активизация речевой деятельности способствует умственному развитию ребёнка, обогащению словарного запаса, развитию речи, усвоению лексических единиц родного языка, способствует развитию воображения, мышления.

Ребёнок усваивает родной язык неосознанно и ненаме6ренно. Поэтому можно сказать, что развитие родного языка идёт снизу вверх. Так как раньше возникают элементарные, низкие свойства речи и только позже развиваются её сложные формы, связанные с осознанием фонетической структуры языка, его грамматических форм и произвольным построением речи.

Именно для правильного произвольного владения речью необходимо на занятиях развивать активную речевую деятельность у детей. А для этого нужно создавать положительное отношение к учебной деятельности. Способом создания такой положительной мотивации является индивидуальный подход к каждому ребёнку. При этом практическое взаимодействие – это предпосылка активной речевой деятельности детей.

Таким образом, можно подвести итоги теоретической части и выделить критерии, по которым мы будем оценивать степень овладения дошкольниками родной речи. Исходя из теоретической части, опираясь на разработки А.М. Богуш, Я.М. Ковальчука и Р.С. Буре в области выделения уровней речевой активности, нами были выделены следующие критерии:

-                     активность ребёнка на занятии по развитию речи;

-                     качество ответов на вопросы.


 Система занятий

1. Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом».

Включает в себя ознакомление с содержанием произведения, помощь детям в понимании жанра произведения; физ.пауза, где дети имитируют движения животных из сказки; понимание смысла сказки (почему все поместились под грибом?).

2. Повторение сказки осуществляется при помощи пересказов с различными элементами драматизации, разработанных на первом этапе.

3. Закрепление знакомого произведения осуществляется при помощи драматизации всей сказки.

Так, например, целью первого занятия являлось: помощь детям в понимании жанра этого произведения, определение самых дружеских эпизодов, выбор отрывка, больше других понравившегося детям, оценка поступка Муравья.

Результаты выполненного исследования позволяют считать, что основные положения выдвинутой гипотезы подтвердились. Данные, полученные в контрольном эксперименте, свидетельствуют о том, что разработанная модель организации занятий с элементами драматизации с учётом индивидуальных психо-физиологических особенностей детей является эффективной, способствующей более быстрому и эффективному усвоению родного языка детьми среднего дошкольного возраста.

Заключение

На основе теоретических и экспериментальных результатов исследования нами сделаны следующие выводы.

Дошкольный возраст является наиболее активным  периодом для целенаправленного и систематического обучения детей родному языку, что обусловлено рядом психологических и лингвистических особенностей данного возраста.

Одной из главных задач педагога является формирование количественного и качественного словарей. Работа должна быть направлена на активизацию слов в речевой деятельности дошкольников и способствовать быстрому переходу лексики из пассивного словаря в активный. Не связанные с практической и игровой деятельностью, не направленные на индивидуальные психо-физиологические особенности детей компоненты в обучении снижают уровень восприятия информации. Таким образом, при рациональном, систематическом введении элементов драматизации, учитывающих индивидуальные психо-физиологические особенности каждого ребёнка, процесс усвоения детьми учебного материала будет проходить более эффективно.

Результаты анализа методических пособий показал недостаточное использование элементов драматизации, учитывающих индивидуальные психо-физиологические особенности каждого ребёнка в процессе обучения. Они используются эпизодически при закреплении, повторении некоторых художественных произведений.

В ходе теоретического исследования были определены критерии речевой активности детей. К ним относится активность ребёнка на занятии по развитию речи и качество ответов на вопросы воспитателя. А это подразумевает количественный и качественный состав словаря ребёнка; умение внимательно слушать и понимать заданные вопросы; умение вступать в разговор и поддерживать его; умение полно и содержательно отвечать на вопросы; умение замечать и корректировать ошибки в речи других ребят; грамматически правильно оформлять свою речь.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что лексический материал, закреплённый в практической деятельности, учитывающей индивидуальные психо-физиологические особенности ребёнка, быстрее переходит из области пассивного словаря в область активного его использования, чем та лексика, которая закрепляется в процессе проведения бесед статического, неиндивидуального характера.

Педагогический эксперимент показал, что систематическое использование практического взаимодействия детей друг с другом и воспитателем, т.е. драматизация, учитывающая индивидуальные психо-физиологические особенности каждого малыша благотворно влияет на уровень эффективности усвоения родного языка и повышения речевой активности.. Таким образом, индивидуальный подход на занятиях по развитию речи, выраженный в элементах драматизации, является эффективным средством активизации речевой деятельности у детей среднего дошкольного возраста.

Положительное влияние данной методики на уровень усвоения родной речи подтверждают результаты контрольного эксперимента. Так сравнительный анализ изменений, произошедших за период формирующего эксперимента в обеих группах свидетельствует о том, что в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем усвоения родного языка выше, чем в контрольной на 20%, со средним и низким уровнями ниже на 10%.

Список использованной литературы.



1.     Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы. – М.: Просвещение, 1968.

2.     Богуш А.М. Мовленнєвий компонент дошкільної освіти. – Одеса: Ярослав, 2004.

3.     Богуш А.М. Обучение русскому языку в детском саду. – К.: Радянська школа, 1983.

4.     Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И., Щербакова Е.И. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. – К.: Радянська школа, 1982.

5.     Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1977.

6.     Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.

7.     Буре Р.С.  Готовим детей к школе. – М.: Просвещение, 1987.

8.     Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 1977.

9.     Валлон А. Психическое развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1967.

10.  Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. – М.: Просвещение, 1984.

11.  Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1979.

12.  Воспитание детей в игре. / Под ред. Менджерицкой Д.В. – М.: Педагогика, 1979

13.  Воспитание детей в средней группе детского сада. / Сост. Лямина Г.М. – М.: Просвещение, 1982.

14.  Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А.В., Марковой Т.А. – М.: Педагогика, 1976.

15.  Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера. – М.: Московский центр вальдорфской педагогики, 1993.

16.  Генезис сенсорных способностей. / Под ред. Венгера А.А. – М.: Педагогика, 1976.

17. Гёте И. Из «Поэзии и правды». – Избранные философские произведения. – М.: Наука, 1964.

18.  “Дитина” – програма виховання і навчання дітей дошкільного віку. – К.: Освіта, 1993.

19.  Добролюбов Н.А. Собрание сочинений т.2. – М. – Л.., 1962.

20.  Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. М.: Просвещение, 1975.

21.  Запорожец А.В. Психология. – М.: Просвещение, 1965.

22.  Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности дошкольника. – М.: Просвещение, 1965.

23. История зарубежной дошкольной педагогики. \ Сост. Мечлидзе Н.Б. – М.: Просвещение, 1968.

24.  Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т.2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.

25.  Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. – М.: Просвещение, 1981.

26.  Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в педагогическом наследии Крупской Н.К. – Дошкольное воспитание. 1972, №2.

27.  Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста. – Минск, 1962.

28.  Кондратенко Т.Д., Котырло В.К., Ладывир С.А. Обучение старших дошкольников. – К.: Радянська школа, 1986.

29.  Константинов И.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1974.

30.  Концепция дошкольного воспитания в Украине. – К.: Освіта, 1993.

31.  Корчак Я. Как любить детей. Пер. с польского. – М.: Просвещение, 1973.

32.  Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в дет. саду. – М.: Просвещение, 1978.

33.  Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1978.

34. « Крымский  веночек» - крымская региональная программа воспитания детей дошкольного возраста. – Симферополь: 2004.

35.  Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. – К.: Радянська школа, 1988.

36.  Лейтес Н.С. Об умственной одарённости. – М.: АПН РСФСР, 1960.

37.  Любинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. – М.: Педагогика, 1972.

38.  Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. – М.: Просвещение, 1977.

39.  Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1988.

40. «Малятко» - программа виховання і навчання дітей дошкільного віку. – К.: Освіта, 1993.

41.  Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение. 1975.

42.  Николаев Л.И. Воспитывать человека. М.: Просвещение , 1979.

43.  Новотворцева Н.В. Развитие речи детей Популярное для родителей и педагогов. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

44.  Нравственное воспитание дошкольников. / Под ред. Нечаевой В.Г. – М.: Просвещение, 1979.

45.  Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1976.

46.  Освітні технології . / За загальної редакцією  Піхоти О.М. – Київ, 2001.

47.  Основы педагогического мастерства. / Под ред. Зазюна Н.А. – М.: Просвещение, 1989.

48.  Педагогіка. Учебное пособие. / Под ред. Пидкосистого П.И. – М.; 1998.

49.  Петровський А.В. Популярне беседы о психологи. М.: Просвещение, 1976.

50.  Пустовалов П.С., Сенкевич Н.П. Пособие по развитию речи. – М.: Просвещение, 1976.

51.   Развитие общения у дошкольников. / Под ред. Запорожцева А.В., Лисиной М.И. – М.: Просвещение, 1971.

52.  Развитие речи у детей дошкольного возраста. / Под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1984.

53.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.; 1998.

54.  Сисоева С., Соколова І. Нариси з історії розвитку педагогічної думки. – К.: ЦУЛ, 2003.

55.  Склонности и способности. / Под ред. Мясищева В.Н. – Л.: ЛГУ, 1962.

56.  Славина Л.С. Знать ребёнка, чтобы воспитывать. – М.: Просвещение, 1976.

57.   Сластенин В.А. и др. Педагогика – М.; 1997.

58.  Спок Б. Ребёнок и уход за ним. – М.: Новости, 1991.

59.  Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Наукова думка, 1974.

60.  Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: АПН. РСФСР, 1961.

61.  Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1967.

62.  Усова А.П. Обучение в дет.саду. – М.: Просвещение, 1970.

63.  Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве, новаторстве. – М.: Педагогика, 1992.

64.  Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.

65.  Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребёнка от рожд. до 7 лет.). – М.: Учпедиз, 1960.

66. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – Воронеж: НПО «МОДЭК»; М: Институт практической психологии, 1995.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5