Идентификация как механизм адаптации к школьной жизни у первоклассников
Идентификация как механизм адаптации к школьной жизни у первоклассников
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема:
Идентификация как механизм
адаптации к
школьной жизни у первоклассников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………….....
3
1. Психологическая готовность ребенка к школе ……………..……... 5
2. Личностные формирования в учебной деятельности
младших школьников …………………………………………………... 9
3. Идентификация как механизм адаптации к школьной
жизни ... 18
Заключение …………………………………………………………………..
31
Список использованной литературы …………………………………... 32
ВВЕДЕНИЕ
Детство – страна
удивительная. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может
стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и
занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и
неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным.
Для этого достаточно всего лишь быть ребенком, воображение и творчество
которого могут создавать чудеса.
Об этом не раз
писали известные педагоги, убежденные в том, что способности даны каждому
человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или наоборот угасать,
зависит от того, как растить ребенка. Боязнь жизненных осложнений порой заставляет
взрослого ограждать ребенка и лишать его самостоятельности.
В представленном
реферате рассматривается проблема психологической готовности детей к школе
и идентификация как механизм адаптации к школьной действительности у
учащихся первых классов.
Поступление в
первый класс школы коренным образом меняет положение ребенка. Учение
становится для него основным ведущим видом деятельности. Он начинает понимать,
что учебный процесс важен не только для школьников и их родителей, но и для
всего общества. Вся жизнь, поступки, отношения детей со сверстниками и с
взрослыми рассматриваются через призму школьных дел, успехов или неудач.
Необходимо понимать состояние внутренней тревоги ребенка: ему хочется стать
учеником, но он ощущает определенный страх перед школой, так как предстоит
заниматься делом общественно значимым, обязательным. У ребенка возникает
потребность учиться в школе, желание стать школьником, занять новую позицию в
жизни. Стремление дошкольника старшего возраста включиться в мир серьезных взрослых
обязанностей выражается в желании стать учеником, идти в школу, заниматься тем,
чем занимаются старшие ребята. Возникновение у ребенка такого уровня
самосознания означает, что наступил конец дошкольного периода. В русле и
рамках учебной деятельности у младшего школьника формируются психические процессы,
складываются основные качества личности. Поэтому очень важно рассмотреть
основные направления, концепции и взгляды ведущих психологов и детских
педагогов, чтобы иметь представление об имеющихся данных и знать, в каких
направлениях следует проводить новые исследования и практические наработки.
Под
психологической готовностью понимается необходимый и достаточный уровень
психического развития ребенка для воспитания в коллективе сверстников. Психологическая
готовность ребенка к школе – это один из важнейших итогов психического развития
в период детства.
Высокие
требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые,
более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение
методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема
адаптации младших школьников приобретает особое значение. С ее решением связано
определение целей и принципов организации обучения и воспитания в первом классе
школы. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения
детей в школе.
1. Психологическая
готовность
ребенка к школе
Подготовка к школе включает в себя формирование готовности к
принятию новой «социальной позиции» – позиции школьника, имеющего круг
определенных обязанностей и прав и занимающего особое положение среди людей.
Эта личностная готовность выражается, прежде всего, в отношении ребенка к
школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Большинство детей старшего дошкольного возраста стремятся
поступить в школу, некоторых она привлекает внешними атрибутами, потому что,
по существу, дети о школе знают немного: «Школа у нас во дворе, новая и
большая», «У меня друг в школе учится». Многие дети объясняют свое желание
пойти в школу тем, что в школе они будут заниматься новой, важной учебной
деятельностью: «Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «В школе задачки
интересные решают». Особое значение для успешности обучения в школе имеют его
познавательный интерес, любознательность. Если в пять лет ребенок уверен, что
он много знает, то в семь он утверждает, что знает мало и хочет знать больше.
Далеко не у всех детей, поступающих в школу, развита познавательная мотивация,
и далеко не всегда школа способствует ее формированию и сохранению.
Многие психологи справедливо утверждают, что если ребенок не готов
к социальной позиции школьника, то даже при наличии интеллектуальной готовности
к школе учиться ему будет трудно. Успехи таких детей, как правило, носят
крайне неустойчивый характер.
Однако особое опасение вызывают те дошкольники, которые не хотят
идти в школу. Некоторые из них ориентируются на печальный «опыт» школьной жизни
старших братьев или сестер: «Не хочу, там двойки ставят, а потом дома ругают».
Другие запуганы школой. Если ребенку постоянно твердят: «Ты же двух слов
связать не можешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе
покажут!» – вряд ли можно рассчитывать на то, что у него возникнет желание
учиться[1].
Следовательно, ребенка нужно психологически готовить к
школе. Исследования показывают, что информация о школе, сообщаемая детям,
должна быть им понятна и эмоционально насыщена. Для этого используют экскурсии
в школу, беседы, рассказы взрослых о своих любимых учителях, посещение старшими
дошкольниками уроков в школе и общение их с учащимися, просмотр фильмов и
диафильмов о школе и т.д.
Очень важный аспект личностной готовности ребенка к обучению в
школе связан с его взаимоотношениями со взрослыми. Общаясь и взаимодействуя
со взрослым, к концу дошкольного возраста он начинает ориентироваться не
только на непосредственные, ситуативные отношения с ними, но и на определенные
нормы и правила. Теперь дети испытывают потребность во внимании и
сопереживании взрослого, они способны различать функции взрослого,
соответствующие разным ситуациям общения (на улице, дома, в учреждении).
Долгое время считалось, что основным критерием интеллектуальной
готовности ребенка к школе является объем знаний, которым он владеет.
Безусловно, определенный кругозор, представления ребенка о живой и неживой
природе, людях, их труде, общественной жизни необходимы как фундамент, на
котором строится усвоение нового. Но это далеко не все. Программа начальной
школы потребует от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать,
делать самостоятельные выводы, т. е. достаточно развитых способов познания.
Мы знаем, что дети старшего дошкольного возраста владеют
рациональными способами обследования внешних свойств предметов, что позволяет
им дифференцированно воспринимать сложные объекты. Дошкольникам доступно
понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного
знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем мире.
Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности
дети достигают в том случае, если процесс обучения специально
ориентирован на развитие мыслительных процессов. Преобладающим же в дошкольном
возрасте, как мы знаем, является образное мышление. Оно в первую очередь
обеспечивает усвоение ребенком связей и отношений действительности. Именно на
этот уровень мышления опирается в своей работе учитель начальных классов.
Важнейшим показателем интеллектуальной готовности ребенка к школе
является овладение им связной, грамматически и фонетически правильной речью:
умение не только понимать речь другого, но и самостоятельно строить
предложения для своих мыслей, умение подбирать и произносить слова, умение
различать на слух сходные звукосочетания.
К шести-семи годам происходит оформление основных элементов
волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить
план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае
преодоления препятствия, оценить результат своего действия. И хотя все эти
компоненты, как мы уже говорили, еще недостаточно развиты, поведение старшего
дошкольника отличается произвольностью. Он способен управлять своими
движениями, вниманием, преднамеренно заучивать стихотворение, преодолеть
боль, подчинить свое желание необходимости что-либо сделать. Однако в
педагогической работе со вчерашними дошкольниками учителю необходимо учитывать,
что, во-первых, существуют индивидуальные различия в волевой готовности детей к
школе и, во-вторых, требования к произвольности познавательной деятельности
маленьких школьников увеличивать нужно постепенно, по мере того, как в самом
процессе учения происходит ее совершенствование.
Завершая разговор о развитии ребенка в дошкольном возрасте,
выделим основные психические новообразования дошкольника:
1) осознание ребенком себя, своего места среди людей, своих
действий, поступков, мыслей и чувств;
2) соподчинение мотивов, лежащих в основе волевого поведения
ребенка, которое начинает развиваться в дошкольном возрасте;
3) относительная произвольность психических процессов,
составляющая основу его активной познавательной деятельности;
4) формирование внутреннего плана действий, способствующего
переходу на качественно новый уровень всех познавательных процессов
(восприятия, памяти, образного мышления, воображения), а также развитию его
личности (мира устойчивых чувств, рефлексии и т.д.);
5) развитие связной речи.
2. Личностные формирования
в учебной
деятельности младших
школьников
С
поступлением в школу резко изменяется уклад жизни ребенка, изменяются его
отношения со взрослыми и сверстниками, в нем укрепляется сознание нового положения
школьника, новых обязанностей в семье, в коллективе сверстников. Как было
отмечено выше, ведущей деятельностью младшего школьника становится учение,
которое существенно изменяет мотивы его поведения, открывает новые источники
развития познавательных и нравственных сил. Психолог В. В. Давыдов указывает
на несколько этапов такой перестройки. Прежде всего – этап первоначального
вхождения ребенка в новые условия школьной жизни. Основная масса детей
психологически подготовлена к этому, дети с радостью идут в школу, ожидая
встретить здесь что-то необычное. Такая внутренняя позиция ребенка имеет очень
большое значение. Желанность новизны школьной жизни помогают ребенку быстро
принять требования школы, учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм
отношений с товарищами, распорядка дня, приготовления уроков дома, организации
школьных уроков и др. Эти требования ребенок воспринимает как общественно
значимые и неизбежные. Внутренняя позиция ребенка связана и с его общим
положительным отношением к учебному процессу. Дошкольник свыкается с мыслью о
необходимости учения: чтобы стать летчиком, шофером, поваром и т. д., т. е.
тем, кем он хотел быть в играх, нужны знания. Кроме того, интерес к тому, что
такое школа, что в ней делают ребята, как проходят уроки, у детей появляется
рано в результате их наблюдений за старшими братьями и сестрами, из рассказов
взрослых и т. д. Все это формирует определенное отношение к будущему учению, и
ребенок тянется к знаниям вообще, к знаниям как таковым, имеющим общественную
значимость и ценность. Таким образом, у детей складывается определенный взгляд
на учение.
В первое время школьник еще не знаком
с содержанием конкретных учебных предметов, у него нет познавательных
интересов к самому учебному материалу. Они формируются в процессе изучения
грамматики, математики и других предметов. Постепенно у детей складываются
подлинные познавательные интересы как основа учебной деятельности. Если ребенок
проходит этот этап безболезненно, это свидетельствует о хорошей готовности к
школе и исключает нежелательные негативные последствия. Психологи выделяют
основные типы трудностей, характерных для детей, начинающих учиться.
Во-первых, это особенности нового школьного режима, который требую от ребенка
немалых волевых усилии, формирования устойчивых привычек, помогающих более
успешно преодолевать усталость, объективные затруднения. Необходимо чтобы
родители и учитель четко и понятно выражали новые требования к жизни и
деятельности ребенка, постоянно контролировали их выполнение, принимали меры поощрения
и наказания с учетом возрастных психологических и индивидуальных особенностей
детей. Во-вторых, первоклассники испытывают трудности во взаимоотношениях с
учителем, с товарищами по классу, в семье. В глазах ребенка учитель является
не заместителем родителей, как это было в детском дошкольном учреждении.
Учитель при всей возможной приветливости и доброте к детям выступает как
авторитетный и строгий наставник, представитель общества, вооруженный
средствами контроля и оценки, выдвигающий определенные правила поведения и
пресекающий всякие отклонения от них. Педагог постоянно оценивает работу
детей; позиция его такова, что ребенок не может не испытывать некоторой
робости перед ним. Первокласснику не всегда удается сразу привыкнуть к новому
образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках, четкому
исполнению всех указаний учителя по выполнению учебных действий. В результате
одни дети становятся в школе чрезмерно скованными, а другие – развинченными. Иногда первоклассник
теряется в новом окружении, что мешает формированию у него положительного
отношения к школе.
Разумеется, что педагогу следует
предъявлять одинаковые требования ко всем детям, но в то же время он должен
внимательно следить за индивидуальными особенностями выполнения этих
требований разными детьми. Только на основе индивидуального подхода к детям
можно выбирать конкретный способ воздействия на них с целью воспитания у всего
коллектива первоклассников привычки спокойного, выдержанного поведения на
уроках, соблюдения общего типа учебных занятий, деловитости при ответах на
замечания учителя. Все это, в конечном счете, сводится к воспитанию доверия к
учителю и его действиям, требованиям. Если учитель одинаково ровен и требователен
ко всем детям, в классе складываются нормальные взаимоотношения учащихся, что в
свою очередь создает хороший психологический фон для коллективной работы
класса. В первые месяцы пребывания в школе младший школьник должен понять, что
класс, а затем и школа – это не чужая ему группа
людей, а доброжелательный и чуткий коллектив.
Когда ребенок становится школьником,
его положение в семье меняется, что связано прежде всего с тем, как он
выполняет свои новые непростые обязанности. Стремление родителей облегчить
трудности ребенка, в какой-то мере взять их на себя понятно, но рискованно. Приучать
ребенка к режиму «потихоньку» или выполнять за него часть заданий в надежде,
что он «привыкает к школе» и потом все будет делать сам, – не лучший способ помощи. Наоборот, с
самого начала школьной жизни важно четко и однозначно показать ему, что входит
в круг его обязанностей. Не следует бояться, что, требуя их выполнения,
родители окажутся слишком строги. Первоклассник примет их с готовностью, если
почувствует, что эти трудности нельзя обойти, что они присущи его новому положению.
Добиться их выполнения – значит
организовать жизнь ребенка так, как необходимо для учебного труда, снижение же
требований прибавляет первокласснику трудности.
Младший школьник оценивается по его
успехам в учебе. Многие первоклассники начинают испытывать третий тип
трудностей в середине учебного года. Дело в том, что в первые дни и недели
процесс обучения обычно строится так, что дети получают те или иные готовые
знания и определения, которые необходимо только запомнить и применять в
нужных ситуациях. В этих условиях поле интеллектуального поиска ребенка
невелико, познавательная самостоятельность ограничена, что в свою очередь
слабо формирует интересы к самому содержанию учебного материала. В результате
у младших школьников нередко наступает апатия. Стремление учителей преодолеть
ее, внося в материал элементы внешней занимательности, желаемых результатов
не дает. Чтобы предупредить «насыщение» учением, нужно дать детям на уроках
достаточно сложные учебно-познавательные задачи, «столкнуть» их с проблемными
ситуациями, которые активизируют познавательную деятельность, формируют
интерес к учению, приобщают к усвоению общих способов решения жизненных задач.
Благодаря активной мыслительной деятельности дети могут сознательно усвоить
нужные знания и умения. Следовательно, отношение к ребенку в семье и его место
в коллективе сверстников начинают определяться тем, как он учится. Этим
отношением в значительной мере поддерживаются интересы школьника к учению как
серьезному, важному делу.
Страницы: 1, 2, 3
|
|