Гуманизация и гуманитаризация образования
Гуманизация и гуманитаризация образования
Содержание
Введение
1 Понятие и сущность
гуманитаризации образования
1.1 Ключевые
понятия концепции
1.2 Основные положения
теории гуманитаризации
1.3 Цели
гуманитаризации образования
2 Роль гуманизации в
современном образовании
2.1 Основные понятия гуманизации образования и принципиальные
характеристики содержания гуманитарной подготовки
2.2 Закономерности гуманизации
образования
2.3 Гуманизация образования и
демократический стиль педагога
3 Гуманизация и гуманитаризация образования –
социальная проблема
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Ничем
не оправданное выхолащивание нашей школы на протяжении многих лет привело к
резкому снижению уровня общей культуры и воспитанности выпускников школ и,
следовательно, общества в целом. В век научно-технической революции мы на
каждом шагу сталкиваемся с вопиющей неграмотностью и отсутствием вкуса,
неумением людей использовать программные школьные навыки на практике.
Поэтому
основным направлением развития школы сегодня является поворот обучения к
человеку. Школьный курс содержит довольно сложные предметы, такие как
математика, физика, химия и другие, которые не всем даются легко, и как
следствие этого - потеря интереса к обучению.
Наиболее
актуальным на данный момент является внедрения технологий гуманитаризации и
гуманитаризации в обучение. Ведь гуманитаризация предполагает усиление
взаимосвязи естественного образования с гуманитарным, т.е. более понятным,
близким ребёнку, усиление практического и прикладного аспектов в её
преподавании. Это означает, что в обучении акцент необходимо ставить на общее
развитие учащегося, а именно на развитие логического мышления, речи,
пространственного воображения, интуиции, чувства прекрасного.
Цель
исследования: изучить особенности гуманизации и гуманитаризации образования на
современном этапе развития общества.
Для
реализации этой цели поставлены задачи:
1.
Раскрыть сущность гуманитаризации и гуманитаризации
образования, их основные положения.
2.
Охарактеризовать гуманитарный потенциал современных современной образовательной
системы.
3.
Разработать стиль поведения педагога в гуманитарном образовании.
Объектом
исследования является гуманитарное образование.
Предметом
исследований данной работы является процесс гуманитаризации и гуманизации
образования.
Надеемся,
что проведённые в работе исследования послужат практическим приложением для
учителей средней школы.
1
Понятие и сущность гуманитаризации образования
1.1
Ключевые понятия концепции
гуманитаризации образование педагог
Советская
система образования - наряду с японской, американской, французской, английской,
германской: каждая по своему - принадлежала к числу сильнейших образовательных
систем мира. Это не означает, что у неё, как и у всех только что перечисленных,
не было никаких недостатков. Главный из них: она была (и остается) по
преимуществу казарменно-репрессивной, что вполне естественно для общества
реализованной утопии казарменного социализма. Казарменной - значит, всех огулом
под одну гребенку, по одной программе - от первого вундеркинда до последнего
дебила. Репрессивной - значит, учеба под страхом позорящей публичной
"двойки", вызова в школу родителей и прочих унижений. К этому вполне
можно добавить эпитет "каторжная", потому что число ежедневных уроков
зашкаливает за десятку, а совокупных часов на обязательные ежедневные домашние
задания - едва ли не больше, чем часов в сутках. И хотя последствия - поистине
катастрофические, по сложному комплексу причин все остается без изменений.
Естественно, такое положение порождает в среде педагогов, родителей и учащихся
движение протеста - пока что чисто стихийное. Одно из проявлений такого
движения - уход из школы, прогул уроков и саботаж домашних заданий. Другое -
начинающая формироваться идеология гуманизации образования. По всем трем
вышеперечисленным аспектам. Сегодняшняя, как и вчерашняя, школьная программа
целиком направлена на поступление в вуз. Причем, по всем предметам кряду.
Понятно, это многих не устраивает. Поэтому рождается идея дифференциации
образования - дополнение единой для всех базовой программы "продвинутой"
для одаренных школьников, серией коррекционных программ для ущербных в чем-то
детей, ознакомительной для желающих только познакомиться с тем или иным
предметом и специализированной для желающих специализироваться по нему.
Предполагается, что все программы - равнопорядковы, и вопрос лишь в том, какую
из них выбрал школьник и насколько это адекватно его планам дальнейшей учебы и
тем более работы. Унизительная публичная отметка - сегодня столь же морально
недопустима, сколь некогда вполне обычная публичная порка в классе. Но, как
показывает опыт, учеба без оценки полученных знаний - чистая фикция. Чем
заменить заведомо анахроничное сегодня унижение личности учащихся?
Высказываются предложения о переходе всей школы на вузовскую зачетную систему,
на замену оценок тестами, на замену публичной оценки доверительным
собеседованием учителя и ученика. Вопрос настолько сложный, что требует по
меньшей мере социально-педагогического эксперимента. И настолько неотложный,
что надо бы приступать к его решению поскорее. Фактически 80-часовая учебная
неделя школьника - это, разумеется, вопиюще. Поэтому требуются жесткие
законодательные меры по её ограничению (включая домашние задания)24-40 часами в
разных классах школы. Но было бы ошибкой переписать остальные 40 часов в графу
"ничегонеделание" . Обсуждается идея передать эти часы в подсистему
дополнительного образования - в межшкольные и школьные клубы по интересам, с
тем, чтобы возможно больший объем знаний, умений, навыков учащийся приобретал
не "на отметку", а "на интерес". Что касается
гуманитаризации образования, то под ней обычно понимают требование увеличить в
школьной программе количество часов на гуманитарные предметы за счет непомерно
разросшегося естественно-научного цикла, особенно математики. Мы присоединяемся
к тем педагогам, которые ставят вопрос шире: делать в школе упор не только на
науки (и естественные, и общественные), но и на все остальные формы
общественного сознания. Имея в виду возможно более высокую культуру школьника -
и научную, и мировоззренческую, и художественную, и этическую, и правовую, и
политическую, и - не в последнюю очередь - религиозную. Естественно, это
выходит за рамки урока - вообще за рамки рабочей недели школьника любой её
продолжительности. В этой связи пора, наконец, переходить от слов к делу в осуждении
пресловутого "школоцентризма", даже если это касается и начальной, и
средней, и высшей школы. Нельзя забывать, что та и другая - всего лишь три из
девяти равнопорядковых подсистем, без которых в современных условиях быть не
может действительной эффективности образования. Имеются в виду подсистемы
образования родителей, всеобщего дошкольного образования, всеобщего среднего
профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров,
самообразования взрослых и дополнительного образования. И это - не говоря уже о
начавшейся компьютеризации образования, которая полностью видоизменяет
информационную систему "ученик-учитель".
Гуманитаризация
образования - один из путей гуманизации
/очеловечивания/ всей системы образования, состоящий в первую очередь в
преподавании комплекса гуманитарных дисциплин, с помощью которых студенты
приобщаются к гуманитарной культуре, то есть к ценностям, выработанным на
протяжении истории человечества философией, искусством и религией.
Необходимость
гуманитаризации образования
Необходимость
гуманитаризации образования в технологическом институте в наше время
обусловлена целям рядом разнородных факторов. Среди них - факторы, связанные с
нынешней ситуацией в мире, стране, системе высшего образования Казахстана.
Современная
ситуация в мире, характеризующаяся, в частности, возникновением и чрезвычайным
обострением глобальных проблем, показывает, что если человечество продолжит
руководствоваться принципами потребительства и "господства" над
природой, технократической стратегией и близоруким прагматизмом, то история его
близится к печальному завершению. Абсолютно необходима срочная переориентация
деятельности мирового сообщества с подавления природы на конволюцию с ней,
отдельных энтомологических общностей с конфронтации и соперничества на диалог и
сотрудничество друг с другом.
Сегодняшняя
ситуация в нашей стране характеризуется не только политической нестабильностью,
переходом к рыночной экономике и т.д., но и глубочайшим мировоззренческим
кризисом. Мы переживаем, образно говоря, "эпоху бездомности": человек
чувствует себя заброшенным в равнодушный к нему и бессмысленный мир. Перед
российским обществом, дважды испытавшим в XX веке "распад связи
времен", во весь рост встала проблема смысла жизни. Наше общество нуждается
в восстановлении связи времен, в частности, в приобщении к различным,
выработанным разными культурами способам решения смысложизненной проблемы.
Высшая
школа в настоящее время отходит от идеологизированного обучения, присущего
тоталитарной политической системе, от монополии государства на образование,
осознает отрицательные последствия технократического подхода к образованию,
отказывается от жестких правил и запретов, тормозящих инициативу, скрывающих
творчество субъектов образования. Сегодня в высшую школу приходят молодые люди,
чье формирование происходит в условиях радикальной смены политической и
экономической системы, стремительной социальной дифференциации, разрушения
прежних нравственных ориентиров.
Наконец,
ситуация в нашем институте. Нашим студентам надо помочь в формировании их
внутренней культуры, в формировании у них истинной иерархии ценностей.
Указанные
факторы / число их легко увеличить/ говорят в сущности об одном: общество в
стремлении к экономической эффективности, техническим достижениям, господству
над природой, повышению уровня потребления и т.п. непростительно мало уделяет
внимания самому человеку. Необходима гуманизация всей общественной жизни и, не
в последнюю очередь, системы образования.
1.2 Основные
положения теории гуманитаризации
Название
технологии: технология гуманитаризации школьного математического образования.
Данное название отражает характер основных направлений модернизации системы
обучения.
Идентификация:
-
по уровню применения данная технология обучения является частно-предметной,
так как раскрывает особенности обучения математике;
-
по отношению к ребёнку – личностно-ориентированная;
-
по направлению модернизации традиционной системы обучения
данная технология основывается на конкретной реализации идеи гуманитаризации
школьного математического образования, раскрытой ранее.
Концептуальная
часть:
Позиция
ребёнка. Рассмотрим законы высшей нервной деятельности, объясняющие процессы
познания. Первый закон взаимной индукции. Суть его в следующем: «если
возбуждаются одни участки головного мозга, то в других в это время идут
процессы торможения». Например, когда решается математическая задача, все
знания о литературе, театре как бы «замирают». Второй закон – закон
динамического стереотипа: «при частых, постоянных раздражениях одних участков
головного мозга и столь же постоянных раздражениях других происходит устойчивое
распределение очагов возбуждения. М.Л. Портнов подмечает важную закономерность:
«чем больше очагов возбуждения, тем больше их может появиться – возможности головного
мозга во много раз выше, чем кажется».
Описанные
характеристики познавательного процесса дают возможность предположить, что
обучение учащихся будет носить более продуктивный характер, если при изучении
дисциплин естественно-математического цикла мы по возможности будем
множественно воздействовать на различные участки головного мозга, используя
органические гуманитарных и негуманитарных дисциплин.
Сформулируем
цели положенные в основу технологии гуманитаризации школьного математического
образования.
Учебные
цели в когнитивной области:
-
формировать умения учащихся строить новые сочетания математических знаний со
знаниями, полученными из системы гуманитарной культуры;
-
формировать умения учащихся транслировать математический материал из одной
формы выражения в другую, т.е. умение интерпретировать учеником математический
материал с помощью гуманитарных объектов;
-
формировать умения учащихся использовать изученный математический и
гуманитарный материал в конкретных условиях и новых ситуациях, отыскивать точки
соприкосновения математической и гуманитарной культур.
Заметим,
что, сформулированные выше цели не касаются теоретических основ математики,
поскольку задача предлагаемой технологии гуманитаризации – не вносить изменения
в действующую систему математических знаний, а обогащать её гуманитарными
объектами.
Учебные
цели в эмоционально-ценностной области:
-
формировать восприятие учащимися целостной картины мира, а не разделённой на
различные области человеческого познания;
-
формировать эмоционально-личностное отношение учащихся к таким составным частям
культуры, как математика и гуманитарные науки;
-
способствовать концептуализации ценностных ориентаций учащихся к составным
частям культуры, организации собственной системы ценностей. Это предполагает,
что в результате реализации технологии ученик имеет не просто определенные
знания, принадлежащие к различным системам культуры, но и свободно
ориентируется в категориях этих систем, имеет собственное мнение, объективно
оценивает свои возможности и «строить жизненные планы в соответствии с
осознанием им самим собственных способностей, интересов и убеждений»;
-
развивать правополушарные и левополушарные возможности учащихся как одного из
условий формирования необходимого уровня «усвоения ценностей, на котором они
устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий,
входят в привычный образ действий, или жизненный стиль».
Учебные
цели в психомоторной области сводятся в основном к формированию единой речевой
культуры. Заметим, что мы не формируем навыки, а несколько углубляем их,
формируя определенные качества речи, т.е. ее содержательность, доступность,
логичность, выразительность, действенность.
1.3
Цели гуманитаризации образования
Рассмотрим
основные принципы гуманитаризации образования:
Гуманитаризация
образования может успешно осуществляться только путем взаимосвязанной и
целенаправленной /системной/ деятельности многих структур института: кафедр
социально-гуманитарного цикла, кафедр специальных и общетеоретических,
управленческих подразделений, коллективов студентов;
Гуманитаризация
образования может быть достигнута только преподаванием широкого и постоянно
обновляющегося круга базовых и элективных курсов по социально-гуманитарным
наукам;
Гуманитаризация
образования невозможна без включения специальных и общетеоретических дисциплин
в единую систему знаний о человеке, обществе и природе;
Гуманитаризация
образования требует отказа от дегуманизированной системы образования,
рассматривающей человека только как объект педагогического воздействия и
подвергающей всех студентов обработке одними и теми же методами по
предприсанной свыше прогамме;
Гуманитаризация
образования требует разнообразия моделей гуманитарной подготовки, учитывающих
профиль института, факультета, специфику конкретной специальности, региона.
Создающаяся
и развивающаяся система гуманитаризации образования в УТИС призвана
способствовать достижению следующих целей:
Овладению
будущими специалистами гуманитарной культурой; преодолению узости и однобокости
их мышления;
Формированию
специалиста, гармонично сочетающего в себе современный уровень профессиональных
знаний и навыков с гуманистическими жизненными ориентирами;
Развитию
у будущего специалиста качеств творческой личности, в равной мере владеющей как
формами и методами понятийно-рационального познания мира, так и
интуитивно-образными формами его постижения.
2 Роль гуманизации в современном образовании
2.1 Основные понятия гуманизации образования и принципиальные
характеристики содержания гуманитарной подготовки
Казахстанское
общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется
переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему
движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится
утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.
Человек как
самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой
гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное
движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов
и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами,
потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший
социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции
построения функционирования системы образования.
Гуманизация –
ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную
сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом
становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед
педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация
выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию
ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» -
установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой
изменение методов и приемов учителя.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|