Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского
Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского
Голицынский
военный институт ФПС РФ
кафедра психологии и
педагогики
Факультет заочного обучения
отделение психологии
Реферат студентки 3 курса
Котовой Е.М.
Тема: “Гуманистическое направление в
воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского”.
Научный руководитель:
Гребенькова Н.Л.
Голицыно – 2001 год
План
Введение.................................................................................................................................... 3
I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В.А.
Сухомлинского................ 4
II. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского................................................................. 7
1. Отношение к ребенку........................................................................................................ 7
2. К прекрасному через прекрасное................................................................................... 11
3. Научные знания и знания человеческие....................................................................... 15
4. Трудовое воспитание...................................................................................................... 17
Заключение.............................................................................................................................. 19
Список литературы................................................................................................................. 20
«Верьте в талант и творческие силы каждого
воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей
современности - Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить
эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней
учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого
убедили его в том, что “сила и возможности воспитания неисчерпаемы”.
“Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты
жизни идущим, тогда оно имеет силу. “[4 стр. - 16]
В реферате на
тему “Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности
В.А. Сухомлинского” рассмотрены такие вопросы: что было главным в деятельности
Сухомлинского, какие силы позволили сыну крестьянина, рядовому сельскому
учителю подняться к вершинам педагогической науки? И многие другие.
Данная
работа состоит из введения, основной части, включающей 4 вопроса и заключения.
В первом вопросе описана биография педагога и рассмотрены ведущие направления
партийно-государственной образовательной политики 50 – 70 гг.
Во втором вопросе
раскрываются основные педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.
В заключении
сделаны выводы.
Школьная система, которая функционировала в то время, приспосабливалась
к современным социально-политическим, экономическим, идеологическим реалиям.
Направления образовательной политики
определялись партийными съездами и постановлениями ЦК КПСС. Каждый из
«государственных планов», согласно которым жила страна, включал систему мероприятий
в сфере образования, «увязанных» с решением народнохозяйственных и культурных
задач очередного «этапа строительства социализма и коммунизма».
Одним из ведущих
направлений партийно-государственной образовательной политики оставалась
«борьба за всеобуч». Полвека осуществления всеобуча это, действительно, борьба:
за финансирование образовательной системы, строительство школьных зданий,
подготовка педагогических кадров, выпуск учебной и методической литературы и
т.д.
Создание системы учебных заведений,
которая гарантировала конституционное право гражданина на получение среднего
образования — большое достижение советского общества. В официальной идеологии
оно связывалось с руководящей ролью коммунистической партии, с ее заботой о
подрастающем поколении и молодежи.
В обосновании очередного «социального
заказа» к образовательной сфере на «данном этапе строительства социализма
(коммунизма)», включая всеобуч, неизменным оставался тезис о «воспитании
нового человека» как цели партийно-государственной политики. При этом в
«модели» «нового человека» акцентировалась официальная установка на
формирование единой идеологии («основ марксизма-ленинизма»,
«диалектико-материалистического мировоззрения», «научного мировоззрения»),
которая обеспечивала бы «морально-политическое единство советского народа».
Под таким углом зрения происходил отбор знаний из отечественной и мировой
культуры, осуществлялось конструирование содержания общего образования, содержание
учебных дисциплин «достраивалось» задачами «текущего момента»: планами
«коммунистического строительства». Таким образом, каждый из этапов
осуществления всеобуча был вместе с тем этапом дальнейшей идеологизации и
политизации сознания подрастающего поколения и школьной молодежи.
Следующая реформа готовилась по указанию брежневского ЦК не только Академией
педагогических наук, были подключены ведущие ученые Академии наук,
возглавившие предметные комиссии по естественным и гуманитарным учебным
дисциплинам, которые разрабатывали новые учебные программы. Концепция Центральной
Комиссии по подготовке реформы предполагала, наряду с существенными
принципиальными изменениями научного содержания учебных предметов, сохранение
того ценного, что удалось достигнуть на предыдущем этапе реформирования школы.
Однако трудный переход на новые учебные программы (1966-1975 гг.) вытеснил
проблемы связи обучения с жизнью, с производительным трудом новыми актуальными
задачами переобучения сотен тысяч учителей-предметников, подготовки и издания
миллионов новых учебников, методической литературы и мн. др. Идеал школы, где
труд и обучение соединены, признавался и обосновывался идеологически и тогда,
когда принимался Закон 1958 г., и тогда, когда реформировалось содержание
общего образования — школы в массе своей возвращались к типичной школе
«книжного обучения», а значит и к хроническим ее проблемам неуспеваемости,
второгодничества, перегрузки обязательным для усвоения материалом, в конечном
итоге, к тому, что задачи «воспитания нового человека», «подготовки к жизни, к труду»
вытеснялись установкой на «качество знаний, умений, навыков».
Однако, отдельные
педагогические коллективы, благодаря все более последовательному и
многоаспектному осмыслению особенностей «природного материала», с которым работает
педагог, сумели создать школы — истинные образцы гуманистической педагогики.
Одна из них — средняя школа украинского села Павлыш, которую возглавлял Василий
Александрович Сухомлинский, — приобрела не только всесоюзную, но и мировую
известность.
Внешне биография В.А. Сухомлинского мало чем
отличается от биографий многих его сверстников и современников.
В.А. Сухомлинский – педагог, полностью
сформировавшийся в условиях советской действительности - ему не пришлось, как
известным советским педагогам старшего поколения, перестраивать свое
мировоззрение. Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе
Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область) в бедной крестьянской
семье. Здесь прошли его детство и юность.
Как и все крестьянские дети, он поступил в
родном селе в школу и в 1933 году окончил семилетку.
Летом 1933 года мать проводила младшего сына
Василия в Кременчуг. Сначала Сухомлинский подался в медицинский техникум, но
вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в
педагогический институт.
С 1935 г. начинается долгий и славный педагогический путь В.А.
Сухомлинского. В 17 лет он стал учителем заочной школы недалеко от родного
села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1938
году.
Окончив институт, Сухомлинский возвращается в
родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в
Онуфриевской средней школе. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. В январе
1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только
чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого
лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла
признать его даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы в
Уфе. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал
заведующим РАЙНО.
Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился
обратно в школу. В 1948 году В.А. Сухомлинский становится директором
Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца
своих дней. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти
разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.
Педагогу, как и философу, требуются
десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились
педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот,
когда, казалось бы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло
2 сентября 1970 года и В.А. Сухомлинского не стало.
За свой педагогический труд он был награжден
двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский -
член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958 г. Заслуженный
учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического
труда. В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии
педагогических наук СССР. В.А. Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры,
более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет
около 4 млн. Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В
апреле 1970 года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой
личности» - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ.
Все труды Сухомлинского дают убедительное
представление не только о разносторонности педагогических подходов
Сухомлинского, но и о цельности всего его педагогического мышления, той
цельности, что подобна монолиту, из которого невозможно изъять ни одной части,
не нарушив единства этого сплава.
Педагогическое
наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово. Вся система
деятельности павлышского учителя проникнута высокими принципами
коммунистического гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка.
Когда его спрашивали:
”Что самое главное было в его жизни? ”, он отвечал: ”Любовь к детям!”
Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая
культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель
обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для
него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть
учителя.
“Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба
озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце
ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся,
ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя
не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание
без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках.”[3, стр. - 21]
В.А. Сухомлинский - достойный наследник
гуманистической традиции. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний
было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. В подходе к
проблеме наказаний в школе имела место определенная эволюция его взглядов.
Вначале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что
они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного
воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал
следующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел ввиду
такие виды наказаний, как грубое отчитывание, высмеивание, выставление из
класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо
работы, специальные жалобы в дневнике учителя.
Наказание Сухомлинский в отличие от его
предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов, - отмечал
Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А
между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом
труде - это оценка». [5, стр. - 12]
“Беда многих учителей в том, что они измеряют и
оценивают духовный мир ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся
на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки”. [5, стр.
9].
В.А. Сухомлинский считал, что правом
пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит
детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать.
Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта -
вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем
наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой
сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.
Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал
допустимым ее применение только для школьников старших классов. Так как в
начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит,
оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в
самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру
в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные,
внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные.
Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним
желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание - хорошо учиться -
озаряет весь смысл школьной жизни детей.
Оценка у В.А. Сухомлинского всегда
оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал
«детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться,
но придет время - научиться». Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и
у каждого она имеет свою скорость.
Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей
обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя
счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».
Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в
школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а
тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый
взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и
непременно написать в дневнике.
Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных
результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению
«трудных» подростков.
В.А.
Сухомлинский, как А.С. Макаренко и другие советские педагоги, рассматривал
коллектив как могучее средство коммунистического воспитания. Сухомлинский
считал, что коллектив – это всегда идейное объединение, которое имеет
определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей,
сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности
каждого за всех и всех за каждого. “Детский коллектив – сильнейшее средство
воспитания, такое могучее, что им надо пользоваться с известной осторожностью.
Дети – не взрослые, они легко возбудимы, легко поддаются внушению, и никакая
крайность для них не крайность. В детском коллективе всему мера, все в
осторожностью; воспитатель никогда не должен выпускать из – под контроля
детские страсти. И коллективное мнение, которое среди взрослых справедливости,
может стать причиной неисправимых душевных травм у детей”. [3, стр. - 190].
Как видно из
этого высказывания Сухомлинского, он справедливо опасался силы общественного
мнения в осуждении личности коллективом, противопоставлял коллективному
осуждению, тем более наказанию - проявления чуткости, заботливости, чтобы
ребенок переживал чувство благодарности коллективу, приобретал в этом нравственный
опыт поддержки и помощи тем, кто в них нуждается.
“Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой
морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок
«ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно,
ожесточается в слепой ненависти против всех.” [3, стр. - 199]
Страницы: 1, 2
|