бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Гуманистическая традиция педагогической концепции Жана-Жака Руссо бесплатно рефераты

Гуманистическая традиция педагогической концепции Жана-Жака Руссо

Федеральное агентство по образованию

Министерства образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Амурский  гуманитарно-педагогический государственный университет»













Контрольная работа

по предмету

История педагогики и образования

 

 

Тема: «Гуманистическая традиция педагогической концепции Жана-Жака Руссо»

 

                           





 Выполнил: Игнатов Владимир Александрович

                                            Факультет: ПиП, ИЗО 2 курс

                                            Зачетная книжка № 06107

                                            Домашний адрес: Комсомольск-на-Амуре,

                                                                               Водонасосная 1\5-50

                  Проверила:  Першина Елена Николаевна











Комсомольск – на – Амуре

2008 г.



План.

I.           Введение.

II.           Жизненный путь Жана-Жака Руссо.

III.           Концепция естественного воспитания.

IV. Сущность естественного (свободного) воспитания.


V.   Педа­гогические воззрения Ж-Ж Руссо.

      VI.  Педагогические периоды жизни детей по Руссо.

      1.Первый период - от рождения до 2 лет.

      2.Второй период жизни ребенка -  возраст от 2 до 12 лет.

      3.Третий период - от 12 до 15

      4.Четвёртый период от 15 лет до вступления в брак

     VII. Трудовая деятельность подростка

   

    Заключение.

  

   Литература.


Введение

Работу о педагогических взглядах Ж.Ж.Руссо я хотел бы начать с краткого экскурса в историю, т.к. я считаю важным влияние среды  и исторической ситуации на формирование педагогических взглядов французского педагога. Капиталистический строй складывается во Франции еще задолго до буржуазной революции 1789-1794 годов. В стране, в основном аграрной, во второй половине XVIII века широко распространилась капиталистическая мануфактура. Но феодальные отношения сильно препятствовали развитию капитализма.  Народное движение, направленное против феодального строя, оказало большое влияние на весь ход политической жизни XVIII века. В этот период оживляется борьба писателей и ученых, выразителей буржуазной идеологии, против феодальных порядков. В своих сочинениях они громили феодальное мировоззрение, разбивали официальные религии  задолго до наступления революции. В 50-80-х годах XVIII века, в предреволюционные годы, их выступления приобрели особенно острый характер.      Французские  просветители  , философы резко   критиковали   религию   как   оплот феодализма, феодальный строй и феодальную идеологию. Они отстаивали,  исходя

из позиций Руссо и доказывали, что в своем  «естественном  состоянии»  человек  всегда

имел «естественное право»  на  свободу,  равенство  и  братство.  Они  ждали наступления новой эры, царства разума. Выдающееся место  среди  французских  просветителей и философов  занимал  Жан-Жак Руссо. Он считал, что задачей   воспитателя   является   сохранить   в    неприкосновенности естественные чувства добродетельного по своей природе  питомца  и  в  то  же время помочь процессу его естественного, непринужденного  саморазвития.  Это осуществляется  путем  ряда  педагогических  приемов    и   наставлений,   в результате  которых  ребенок  сам  приходит  к  ряду  здоровых,  простых   и естественных умозаключен по основным вопросам морали.  Одновременно  с  этим осуществляется и рациональный курс физического воспитания,  в  свою  очередь имеющего целью помочь юному организму наиболее полно  развить  заложенные  в нем  самом   природой   основы   здоровья   и   нормального,   естественного функционирования всех органов тела.  “Великий  секрет  воспитания,  -  писал Руссо, - в умении добиться  того  чтобы  телесные  и  умственные  упражнения всегда  служили  отдыхом  одни  для  других”.  Обучение  основам  геометрии, физики,  астрономии  и  географии  производиться  по  наглядной  системе,  в комплексном порядке знакомства с  действительностью  и  с  природой,  прежде всего. “Когда у человека есть понятия, развитая привычка к размышлению,  то, полагаю, гораздо лучше своим умом доискиваться до всего, что можно  найти  в  книгах, - верный способ применить знания к своему образу мыслей  и  овладеть ими”  —  писал  Руссо.  В  целях  воспитания   трудовых   навыков,   ребенок обязательно  должен обучаться какому - либо полезному для  жизни  ремеслу. Далее в работе  будет более детально рассмотрено  концепция естественного воспитания и педагогические взгляды Ж-Ж Руссо на основе его педагогического   романа   «Эмиль,   или   О воспитании»  (1762),  сделавшим его  имя  не  только  знаменитым,   но   и бессмертным.



Жизненный путь Жана-Жака Руссо.

      Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau) родился  28  июня  1712  года  в Женеве,  в  семье  часовщика.  Мать  его,  Сюзанна  Бернар,  происходила  из состоятельной буржуазной семьи, была одаренной  и  жизнерадостной  женщиной. Умерла через девять дней после появления на свет сына. Отец, Исаак Руссо,  с трудом    перебивавшийся    своим    ремеслом    отличался     непостоянным, раздражительным характером. Однажды он затеял ссору с французским  капитаном Готье и ранил его  шпагой.  Суд  приговорил  Исаака  Руссо  к  трем  месяцам тюрьмы, штрафу и церковному покаянию. Не желая подчиняться решению суда,  он бежал в Нион, ближайшее к Женеве местечко,  оставив  десятилетнего  сына  на попечение брата своей покойной жены.

      Жан-Жак с самых ранних лет был окружен добрыми и любящими его тетками, Госерю и Ламберсье, которые с исключительным усердием холили  и  воспитывали мальчика. Вспоминая ранние годы жизни, Руссо писал  в  «Исповеди»,  что  «за детьми короля не могли бы ухаживать с большим  усердием,  чем  ухаживали  за мной в первые годы моей жизни».

      Жан-Жак рано начал самостоятельную жизнь, полную невзгод и лишений. Он перепробовал самые различные профессии: был писцом  у  нотариуса,  учился  у гравера,  служил  лакеем.   Затем   стал   на   путь   бездомных   скитаний. Шестнадцатилетний Руссо,  бродя  по  восточной  Франции,  Швейцарии,  Савойе встретился тогда с католическим священником Понверром  и  под  его  влиянием отказался от кальвинизма – религии своих отцов и дедов.

      По рекомендации Понверра Жан-Жак познакомился с 28-летней  швейцарской дворянкой Луизой де Варанс,  которая  занималась,  между  прочим,  вербовкой молодых  людей  в  католичество.  Статный,  одаренный  от  природы,  Жан-Жак произвел на г-жу де Варанс благоприятное впечатление и вскоре был  отправлен в Турин, в приют для новообращенных, где  был  наставлен  и  принят  в  лоно католической церкви (в более зрелом возрасте Руссо вернулся к кальвинизму).

      Спустя четыре месяца Руссо оставил Турин  и  с  двадцатью  франками  в кармане пошел искать работу. Он нашел место лакея в аристократическом  доме. Позже в этом доме он работал домашним секретарем.  Здесь  ему  давали  уроки латинского языка, научили безукоризненно говорить по-итальянски.  И  все  же Руссо не задержался надолго у своих благосклонных  господ.  Его  по-прежнему тянуло к странствиям, а вместе с  тем  он  не  переставал  мечтать  о  новой встрече с г-жой  Варанс.  И  эта  встреча  вскоре  состоялась.  Г-жа  Варанс простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла  его  в  свой  дом, который надолго стал его пристанищем.  Здесь  между  Руссо  и  г-жой  Варанс установились близкие, сердечные отношения.

      Де Варанс сняла в горной долине, среди чудесной зелени и виноградников дачу «Les Charmettes». «В этом волшебном уголке,– вспоминал  Руссо  в  своей «Исповеди»,– я провел два или три лучших летних месяца, стараясь  определить свои умственные интересы. Я наслаждался радостями жизни,  цену  которым  так хорошо знал, обществом, столь же непринужденным,  как  и  приятным,  и  теми прекрасными знаниями, к приобретению которых я стремился».

      В 1740 году взаимоотношения между Руссо и де Варанс резко ухудшились и он вынужден был покинуть  свое  многолетнее  пристанище.  Осенью  1741  года Руссо переехал в Париж. В течение  двух  лет  Руссо  перебивался  перепиской нот,  уроками  музыки,  мелким  литературным  трудом.  Пребывание  в  Париже расширило его связи и знакомства в литературном  мире,  открыло  возможности для  духовного  общения  с  передовыми  людьми   Франции:   Дидро,   Мариво, Фонтенелем, Гриммом, Гольбахом, Д’Аламбером и др.

      В 1743 году через посредство г-жи де Брольи  Руссо  получил  должность секретаря французского посланника в Венеции.  Около  года  он  добросовестно выполнял свои  обязанности.  В  свободное  от  занятий  время  знакомился  с итальянской  музыкой  и  собирал  материал  для  книги   о   государственном управлении. Но высокомерное и грубое обращение посланника графа  де  Монтэгю вынудило Руссо оставить дипломатическую службу и вернуться в Париж.

      В  Париже  Руссо  сошелся  с  молодой  белошвейкой  Терезой  Левассер, которая, по его словам, обладала простым и добрым  нравом.  Руссо  прожил  с ней 34 года, до конца своих дней. Он пытался развить  ее,  обучить  грамоте, но все усилия его в этом направлении оставались бесплодными.

      У Руссо было пятеро  детей.  Неблагоприятные  семейно-бытовые  условия вынудили поместить детей  в  воспитательный  дом.  Связь  с  Терезой  многие биографы и историки философии считали для Руссо  большим  несчастьем,  но  в «Исповеди»  он  утверждал,   что   Тереза   была   для   него   единственным действительным утешением: «Я нашел восполненье, в котором нуждался... Я  жил с Терезой так же хорошо, как  жил  бы  с  величайшим  гением  мира».  Кстати сказать, эта  многолетняя  связь  не  мешала  Руссо  встречаться  с  другими женщинами, что, конечно, огорчало Терезу.

      В период с 1750 по 1762 год со всей полнотой раскрылся  талант  Руссо. Он написал две диссертации – «Рассуждение о  науках  и  искусствах»  (1750), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди  людей»  (1754),  роман  «Юлия,  или  Новая   Элоиза»   (1761),   политический   трактат   «Об общественном  договоре»  (1762),  педагогический   роман   «Эмиль,   или   О воспитании»  (1762),  сделавшими  его  имя  не  только  знаменитым,   но   и бессмертным.

      Литературные успехи, однако, не приносили Руссо ни обеспеченности,  ни душевного  покоя.  Его   яростно   травили   и   преследовали   французские, швейцарские, нидерландские клерикалы и королевские чиновники.  После  выхода в свет романа  «Эмиль,  или  О  воспитании»  и  политического  трактата  «Об общественном договоре»  парижский  парламент  стал  метать  громы  и  молнии против  автора  «зловредных»  произведений.   Королевский   суд   приговорил «Эмиля», а затем  и «Общественный договор» к сожжению и издал  постановление об аресте Руссо.

      Спасаясь  от  преследования,  Руссо  ночью  бежал  в   Швейцарию.   Но преследования ожидали его и здесь, в Женеве. 19 июня 1762 года  малый  совет Женевской республики принял постановление  о  произведениях  Жан-Жака  Руссо «Эмиль»  и  «Общественный  договор»:  «...разорвать  их  и  сжечь...   перед ратушей,   как   сочинения   дерзкие,   постыдно-скандальные,    нечестивые, направленные к разрушению христианской религии и всех правительств».

      Руссо не оставалось  ничего  другого,  как  искать  покровительства  и защиты в других странах. Он обратился с письмом к  Фридриху  II,  прося  его разрешения  поселиться  в  Невшателе  –  небольшом  княжестве  Нейнбургском, находящимся под властью прусского короля. Фридрих  II  приказал  губернатору пойти навстречу «французскому изгнаннику».

      В Невшателе Руссо прожил более двух лет. В этом уединении Руссо  писал сравнительно немного. Но и  то  немногое,  что  было  написано  в  ответ  на преследования и происки  женевских  властей  («Письма  с  горы»,  «Письма  к архиепископу  Христофору  де  Бомон»  и  др.)  вызвало  открытое  возмущение невшательского духовенства и массовый протест в протестантском мире.

      Ища пристанища,  Руссо  в  сопровождении  Терезы  отправился  в  город Страсбург. Однако и тут он не мог оставаться долго.  Тогда  Руссо  уговорили поехать в Англию, куда пригласил  его  философ  Д.  Юм.  Но  даже  здесь,  в уединении работая  над  своей  «Исповедью»,  Руссо  не  находил  покоя.  Ему казалось, что и Юм, вслед за его бывшими французскими  друзьями,  отвернулся от него.

      К таким бывшим друзьям Руссо относил Вольтера,  который  действительно не раз с ожесточением высказывал свое нерасположение  к  Руссо.  Вольтер  не мог простить  ему  ни  «Писем  с  горы»,  ни  критики  поэмы  «О  разрушении Лиссабона», ни взволнованного письма, в котором Руссо  порицал  Вольтера  за вызванное им «отчуждение» к Руссо  со  стороны  женевских  граждан.  Письма, получаемые Руссо из Швейцарии, тоже поддерживали в  нем  представление,  что его всюду окружают  враги  и  недоброжелатели.  Все  это  породило  у  Руссо тяжелый недуг. В течение ряда  лет  Руссо  страдал  манией  преследования  и подозрительностью. Принимая Юма за неискреннего друга, за  послушное  орудие в руках врагов, Руссо в мае 1767 года внезапно оставил английское убежище.

      Очутившись снова на французской земле,  Руссо  и  тут  не  мог  дышать свободно. Он вынужден был скрываться под  именем  гражданина  Рену.  Как  ни старались друзья Руссо создать для него спокойные и безопасные  условия,  он не мог найти полного покоя. По  временам  и  сам  Руссо  правильно  оценивал действительные причины своих душевных волнений. «Мне  не  ясно,  что  больше нуждается в лечении, мое тело или мой дух», – писал  он  в  одном  из  писем того периода.

      Летом 1768 года Руссо оставил Терезу в замке Триэ,  где  они  жили,  и отправился в путешествие по старым, хорошо знакомым  местам.  В  Шамбери  он посетил могилу де Варанс. И  здесь,  у  могилы  вспомнил  все  неповторимое, прекрасное, что нашел в ее  дружбе  и  благосклонности.  Не  желая  покидать милые сердцу места,  он  поселился  в  маленьком  городке  Бургоэне.  Вскоре приехала сюда и Тереза.  Здесь  ожидал  ее  приятный  сюрприз:  Руссо  решил закрепить  свои  сердечные  отношения  с  Терезой  торжественной   свадебной церемонией. С той поры он называл ее госпожой Рену.

      Через год супруги переселились в соседнее местечко Монкен. Руссо снова приступил к работе над второй половиной «Исповеди»  и,  доведя  ее  до  1765  года, стал упорно думать о возвращении  в  Париж.  «Исповедь»,  над  которой Руссо работал в течение пяти лет, осталась неоконченной.  Желание  вернуться в  столицу  настолько  овладело  им,  что,   пренебрегая   опасностью   быть схваченным, он переехал в Париж и поселился на улице  Плятриер  (ныне  улица Ж.-Ж. Руссо). Это был 1770 год, когда французское правительство  в  связи  с бракосочетанием  дофина  с  Марией-Антуанеттой   стало   воздерживаться   от политических  репрессий.  Руссо,  к  своему   удовольствию,   мог   свободно появляться на улицах, посещать друзей и знакомых.

      В последние годы жизни Руссо не вынашивал широких  творческих  планов.

Он  занимался  главным  образом  самоанализом.  Весьма  характерны  в   этом отношении наряду с «Исповедью» очерк «Руссо судит Жан-Жака» (диалоги) и  его последнее произведение «Прогулки одинокого мечтателя».

      О последних годах жизни Руссо немецкая писательница Генриетта  Роланд-Гольст писала: «Жизнь его была распределена точно  и  равномерно.  Утренними часами он пользовался для переписки нот и сушки,  сортировки  и  наклеивания растений. Он  делал  это  очень  аккуратно  и  с  величайшей  тщательностью: приготовленные таким образом  листы  он  вставлял  в  рамки  и  дарил  своим знакомым. После обеда он отправлялся в какое-нибудь кафе, где  читал  газеты и играл в шахматы, или делал небольшие прогулки в окрестностях Парижа».

      В мае 1778 года маркиз де Жирарден предоставил  в  распоряжение  Руссо особняк  в  Эрменонвиле,  вблизи  Парижа.  Переселившись  в  это  прекрасное предместье, он  продолжал  вести  прежний  образ  жизни:  совершал  утренние прогулки, встречался со знакомыми и почитателями. В  Эрменонвиле  его  сумел разыскать  невзрачный  на  вид  юноша,  в  потрепанном  платье,   с   умными выразительными  глазами,  излучавшими   глубокое   благоговение.   Это   был Максимилиан Робеспьер.

      2 июля 1778 года, вернувшись с  прогулки,  Руссо  почувствовал  острую боль в сердце и прилег отдохнуть, но вскоре тяжело застонал и упал  на  пол. Прибежавшая Тереза помогла ему подняться, но он снова упал и, не  приходя  в сознание, скончался.

      Через  шестнадцать  лет,  11  октября  1794  года,  прах   Руссо   был торжественно перенесен в Пантеон и положен рядом с  прахом  Вольтера.  Позже на его родине, в  Швейцарии,  жители  Женевы  воздвигли  на  Бильском  озере памятник своему великому соотечественнику.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7