Графо-моторные нарушения у первоклассников с ОНР
Графо-моторные нарушения у первоклассников с ОНР
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ
РАБОТА ПО ЛОГОПЕДИИ
ТЕМА:
ГРАФО-МОТОРНЫЕ
НАРУШЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ОНР
Выполнил: Полукеева Е.П.
ТЮМЕНЬ
2010
Содержание:
Введение
Глава 1. Особенности развития дошкольников с ОНР.
Глава 2. Графо-моторные нарушения.
2.1 Процесс письма. Психологическая программа
кодирования звука буквой.
2.2 Графо-моторные нарушения, возникающие при письме
Глава 3. Приёмы работы по преодолению графо-моторных
нарушений.
3.1 Методика М.В. Комбаровой
3.2 Упражнения с исключением зрительного контроля
а) Упражнения на усвоение общего
графического образа объекта
б) Упражнения с исключением зрительного
в) Упражнения на развитие умения ощущать
и контролировать движение кисти вправо по строке
3.3 Методика Н.Н. Волосковой, О.Б. Иншаковой
(Московкий психолого-социальный институт)
3.4 Тактическое письмо (по Д.Б. Эльконину)
3.5 Упражнения на развитие мелкой моторики
а) массаж и самомассаж рук
б) пальчиковые игры
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема обучения школьников
графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки и
обучения ребёнка в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым
сложным предметом в начальной школе является письмо.
Известно, что письмо представляет
собой результат сознательной психической деятельности, а овладение этим навыком
предполагает взаимодействие целого ряда психофизиологических компонентов.
Обязательными условиями для их слаженной работы являются :
·
достаточно устойчивое внимание ребенка,
·
нормальное развитие фонематического восприятия,
·
звукопроизносительной, просодической, лексической и грамматической
сторон речи.[24]
Необходимая при обучении письму
ассоциация зрительных и слухо-речедвигательных представлений с кинестетическим
образом букв обеспечивается сложными межанализаторными взаимоотношениями, в
которых функциональные возможности двигательного анализатора играют
значительную роль. По Н.А. Бернштейну, управление движениями осуществляется
разными уровнями мозга, которые в онтогенезе структурно и функционально
оформляются постепенно, взаимодействуя и соподчиняясь в определенных ритмах, характерных
для тех или иных видов деятельности. В частности, он полагает, что мышечная
активность при письме “очень ритмична и протекает как упругое колебание по
почти чистой синусоиде - элементарнейшей из всех кривых колебательного
движения”.[5]
Навык письма у многих детей
формируется с теми или иными трудностями и особое значение данная проблема
приобретает в отношении детей с нарушениями речи.[2]
Недостаточное развитие мелкой
моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной
ориентировки у детей с общим недоразвитием речи может служить причиной моторной
и оптической дисграфии. [7]
Этим объясняется актуальность данной
работы, цель которой описать наиболее частые графо-моторные нарушения у
первоклассников и отобрать оптимально-эффективные методы коррекции данного
недостатка.
Для достижения поставленной цели, мы
выдвигаем перед собой следующие задачи:
·
изучить литературу по данной проблеме,
·
описать особенности развития детей с ОНР,
·
описать наиболее распространённые графо-моторные нарушения у
первоклассников,
·
отобрать наиболее оптимальные методы и приёмы работы по их
преодолению,
·
сделать выводы о проделанной работе в заключительной главе
работы.
Глава 1.
Особенности развития
дошкольников с ОНР
Под общим недоразвитием
речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у
детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов
речевой системы. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, что
речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем
языка – фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила
словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях). [18]
Фонетические нарушения
характеризуются:
·
Отсутствием
звуков речи.
·
Недифференцируемым
произношением звуков речи.
·
Заменами
звуков.
·
Нестойким
употреблением звуков в разных словах.
Лексические нарушения
характеризуются:
·
Бедностью
предметного словаря. Это проявляется в незнании слов ближнего
·
обихода,
частей предметов, поэтому дети не могут назвать по картинкам целый ряд
доступных своему возрасту слов.
·
Ограниченностью
использования и подбора прилагательных, глаголов.
·
Трудностью
использования антонимов.
·
Недостаточным
употреблением в словаре обобщающих понятий.
Слоговые нарушения
характеризуются:
·
Ошибочностью
в передаче слоговой структуры слов. Дети при произношении слогов допускают:
перестановку слогов, добавляют лишние слоги, сокращают слова так, вместо
балерина - барелина, вместо универмаг - унимак.
Вместе с тем в картине
ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.
Р.Е. Левина с
сотрудниками разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи
(ОНР): от полного отсутствия речевых средств общения (первый уровень речевого
развития) до развернутых форм связной речи с элементами
фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития (третий
уровень). Переход с одного уровня на другой определяется повышением речевой
активности, появлением новых языковых возможностей. Индивидуальный темп
продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы. [15]
За последние
годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика
работы в дошкольных учреждениях подразделяют ОНР по клиническому составу на три
основные группы:
-
неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно
выраженные указания на поражение нервной системы и недоразвитие всех
компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями»;
-
осложненный вариант общего недоразвития речи, когда собственно речевой
дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов;
-
грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим
поражением речевых зон коры головного мозга. [20]
Неполноценная речевая
деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной,
интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная
устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При
относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная
память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции,
элементы и последовательность заданий. [9]
У наиболее слабых детей
низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями
развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми
нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает
специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками
для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в
развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом
овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением[19].
Наряду с общей
соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии
двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений,
неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и
ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по
словесной инструкции. [16]
Дети с общим
недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в
воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам,
нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого
расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой
ноге, ритмические движения под музыку. [6]
Также у них отмечается
недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. [7]
Совокупность этих
факторов влияет на процесс овладения ребёнком навыком графической деятельности
и письма, которые особенно важны для успешного обучения первоклассников.
Глава 2.
Графо-моторные нарушения
2.1 Процесс письма.
Психологическая программа кодирования звука буквой
В основе процесса
письма лежат программы действий трех уровней: а) обозначение звука буквой и ее
написание; б) кодирование звучащего слова по законам графики и орфографии; в)
запись готового предложения. Выполнение программы каждого уровня связано для
детей с трудной, напряженной и не всегда успешной работой, которая часто
требует коррекции. [10] Рассматривая программу
письма на уровне буквы, мы не будем останавливаться на ошибках, обусловленных
несформированностью фонематического слуха*. Нарушения акустического восприятия
звуков речи и их коррекция достаточно описаны в логопедической литературе. Мы
коснемся случаев, когда ребенок актуализирует звук (правильно или неправильно,
например, воспринимает оппозиционный «ш» вместо «ж» в слове «пожар») и не может
полноценно его обозначить, т.е. испытывает трудности на уровне выбора буквы и
ее исполнения.[13] Определим сначала, какова психологическая программа
кодирования звука буквой в норме. При начальном знакомстве ребенка с буквами у
него складываются ассоциативные связи между звуком и соответствующим ему
знаком.
·
ребенок
должен осознать звук (работа слухового анализатора),
·
вспомнить
соответствующий зрительный образ (графему),
·
разложить
его на элементы,
·
соотнести
их между собой в пространстве и времени, т.е. определить, какой находится выше
(ниже), левее (правее) и в какой последовательности следует их воспроизводить
(работа зрительно-пространственного анализатора).
Соответствующие команды
из коры головного мозга поступают на периферию центральной нервной системы, и
рука выводит букву (это работа двигательного анализатора).
2.2 Графо-моторные
нарушения, возникающие при письме
В процессе письма
первоклассники с ОНР часто испытывают:
·
трудности
в ориентировке на тетрадном листе,
·
проблемы
в удержании строки (при письме на нелинованной бумаге),
·
колебания
наклона и высоты букв,
·
несоответствие
размеров их элементов.
Ошибки в начертании, а
также несоблюдение размеров и пропорций элементов букв, одинакового наклона,
строки, в результате чего письмо приобретает неряшливый вид, тесно связаны с
неправильными движениями руки.
Часто у ребенка вместо
запястного сустава и фаланг пальцев работают локтевой и плечевой суставы. Они
не предназначены для мелких и тонких движений, поэтому первоклассник испытывает
при письме дискомфорт, снижающий эффективность его работы и ведущий к ошибкам.
Влияет на каллиграфию и степень мышечного напряжения пальцев. [19]
Важную роль при письме
букв играет контроль графических норм. Он осуществляется на двух уровнях -
кинестетического ощущения и зрительного восприятия. Характеристику
кинестетического контроля дал И.М. Сеченов: «…определенному ряду движений
всегда соответствует в сознании определенный ряд чувственных знаков; если же
двигательный ряд повторялся много раз, то вместе с движением заучиваются и
соответствующие ряду чувственные знаки. Запечатлеваясь в памяти, они образуют
ряд «нот», по которым или, точнее, под контролем которых разыгрывается
соответствующая двигательная пьеса». [19] Пишущий
воспринимает комплекс движений руки и оценивает его как соответствующий или
несоответствующий образу, который хранится в его двигательной памяти. Если
устанавливается соответствие, этот комплекс не привлекает внимания, а при
несоответствии мозг реагирует на «фальшивую ноту» и сразу сигнализирует о сбое.
Человек останавливается, чтобы выяснить, где допущена ошибка. Примерно так же
осуществляется и зрительный контроль, только в кору головного мозга идут
импульсы не от движений руки, а от вида рисунка, соответствия образа написанной
буквы оптическому представлению о графеме, хранящемуся в памяти. [21]
Следовательно, для
коррекции нарушений графо-моторных навыков ребёнка необходимо:
·
правильно
«поставить» руку,
·
снять
излишнее мышечное напряжение,
·
развить
контроль.
моторное нарушение дошкольник речь
Глава 3.
Методы и
приёмы работы с первоклассниками по преодолению графо-моторных нарушений
Развитие
графо-моторного компенента письма – часть работы учителя начальных классов.
Преодоление же графо-моторных нарушений письма у младших школьников, как
компонента ОНР – работа логопеда. Этой проблеме посвящены разработки
упражнений, методики и приёмы многих авторов (Рябкова
Т.Ю. Мисаренко Г.Г. Корнев А.Н., Горбатова Е.В., Андреева С.Л., Каше Г.А., Безруких
М.М., Бекшиева З.И., Волоскова Н.Н.) и др. Рассмотрим некоторые, наиболее
востребованные методы и упражнения.
3.1
Метод
М.В. Комбаровой
Для
формирования кинесетического праксиса можно использовать упражнения на
прописывание в воздухе определенных фигур.
В задачу этих упражнений,
разработанных психологом М.В. Комбаровой, не входит точное копирование фигуры.
Размах движений и количество элементов не должны совпадать с образцом, они
могут быть больше или меньше. Необходимо соблюдать только общую конфигурацию.
Когда дети это поймут, пропадет излишнее напряжение, неизбежно возникающее при
точном копировании образца, и они смогут уделять внимание не только движениям,
но и своей позе, положению туловища и головы, контролю напряжения мышц пальцев
и кисти.[9]
Страницы: 1, 2
|