Государственные образовательные стандарты Российской Федерации
Государственные образовательные стандарты Российской Федерации
Дипломная
работа
Тема:
Государственные образовательные стандарты Российской Федерации
Содержание
Введение
Глава 1 Реформирование
системы российского образования в контексте Болонской системы
1.1 Традиционная система
образования в Российской Федерации
1.2 Болонский процесс, как
этап и средство формирования стандартов высшего и среднего образования
1.3 Единый Государственный
Экзамен. Этапы перехода к стандартам образования третьего поколения
Глава 2 Переход к
стандартам образования третьего поколения в Российской Федерации как результат
сравнительного анализа европейских образовательных стандартов
2.1 Переход к третьему
поколению Государственных Образовательных Стандартов
2.2 Положения перехода к
третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов
2.3Назначение и функции
государственных образовательных стандартов нового поколения
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность
человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право
каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в принятой ООН
Декларации прав ребенка: «Ему должно даваться образование, которое
способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог
бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное
суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным
членом общества»[1].
Растущий интерес к вопросу образования носит закономерный
характер, отражая тенденции общемирового цивилизационного процесса. Известная
традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую
трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой моно-культуры,
господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным
смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое
усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных
областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки
специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические
институты и комплексы.
При этом полагается возможным и достаточным перенесение в сознание
«образующихся» специально выделенного и соответствующим образом обработанного
культурного материала. В таком образовании человек не только не является
субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует как личность,
являясь объектом обучения. Как известно, вполне адекватны этим принципиальным
установкам и традиционные формы образовательной деятельности: урок, вопрос,
ответ; лекция, задание, семинар. Данное образование авторитарно и тоталитарно
как по содержанию, так и по форме, причем авторитарность содержания образования
является ключевым моментом, предопределяющим и все остальное в образовательных
системах и комплексах. В нем нет никакой установки на личностное самоопределение,
поиск образов себя, своих образов мысли и чувства, своей жизни в этом мире.
Иначе говоря, такое образование вообще не является таковым в собственном смысле
этого слова, понимаемом как процесс становления человека.
Актуальность данной работы определена переменами, происходящими в
России и требующими активного поиска общественных ориентиров, отражающих как
преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели,
способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы,
достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.
Цель дипломной работы – рассмотрение и анализ вопроса усовершенствования
государственных образовательных стандартов Российской Федерации.
Объект исследования - система совершенствования образовательного
процесса в рамках государственных стандартов РФ.
Предмет исследования – государственные образовательные стандарты
Российской Федерации 1-3 поколений.
Задачами дипломной работы являются:
1.
Рассмотрение
понятия «Государственные образовательные стандарты», его функции и задачи;
2.
Обзор
государственных образовательных стандартов европейских стран и мировые
положения образования;
3.
Определение
вероятной эффективности перехода к Государственным Стандартам третьего
поколения.
Теоретическая значимость данной работы заключается в
систематизации научно-практических основ Государственных Образовательных
Стандартов Российской Федерации и стандартов образования ведущих европейских
стран.
Практическая значимость данной работы определяется целью повышения
эффективности образовательного процесса за счет улучшения качества
преподавания, обучения и сопровождения образовательного процесса.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и
приложений, общим объемом 58 страниц с приложениями.
Во введении обосновывается актуальность темы, раскрываются цель,
объект, предмет и задачи, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе работы совершен обзор имеющихся и зарекомендовавших
себя европейских систем образования и Государственных Стандартов образования двух
поколений. Вторая глава посвящена
анализу перехода на Государственные образовательные стандарты третьего
поколения. В конце каждой главы имеются выводы.
Глава
1. Реформирование системы российского образования в контексте Болонской системы
1.1
Традиционная система образования в Российской Федерации
Федеральные государственные образовательные стандарты - один из
основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и
гражданина на образование. Установление федеральных государственных
образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В ст. 43
Конституции России, содержащей в себе гарантии права на образование, говорится:
«Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные
стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования»[2].
Введение государственного образовательного стандарта соответствует
также ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных
правах. В контексте прав человека образовательный стандарт является документом,
который создает важные условия осуществления права на образование и который по
своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц,
занимающихся образовательной деятельностью. Государственные образовательные
стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития
образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании»[3].
Образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный
правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил,
обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем
основные образовательные программы. В основе стандарта лежит общественный
договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и
государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и
гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия
личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в
области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами
взаимных обязательств (договоренностей).
Таким образом, стандарт приобретает характер конвенциональной
нормы. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика
соответствующего образовательного результата. Важно и то, что ученик и его
родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя
обязательств. В этом контексте стандарт — средство обеспечения планируемого
уровня качества образования. Будучи стабильным в течение определенного
диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений,
отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы
образования по их удовлетворению. Стандарты способны одновременно обеспечить
преемственность и обновление системы образования лишь в случае, если они
основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и
педагогических подходах и идеях.
Именно фундаментальность подходов обеспечивает многообразие и
гибкость конкретных решений. Стратегическая задача развития школьного
образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов
обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.
Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в
стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми
тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу. Основные
причины, выдвигающие задачу развития образования в центр государственной
образовательной политики, - это поворот к личности обучаемых (развитие личности
- смысл и цель современного образования) и развитие процессов глобализации. Для
России как части мирового сообщества это еще и новые требования формирующегося
информационного общества к системе образования.
Решение этой задачи требует обеспечения инновационного сценария
развития страны на долгосрочную перспективу. Эти во многом принципиально новые
требования обусловлены изменениями сложившихся ранее представлений о сущности
готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей,
инновационному поведению и т. д.
В настоящее время деятельность человека все больше становится
принципиально инновационной. Существенно сокращается значимость и сужается круг
репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием
традиционных технологий, растет инновационная активность человека во всех
областях его деятельности. Эти процессы и тенденции могут получить дальнейшее
эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы
образования — системы, ориентированной на новые образовательные результаты.
Создание стандартов первого поколения было вызвано потребностями
решения актуальных в то время задач: обеспечения нормативно-правового
регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшей
в начале 90х годов[4]. В ситуации
многообразия образовательных систем, реальная угроза развала единого
образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов
того времени — сохранение единого базового ядра образования в российских школах
за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня
содержания и требований к подготовке выпускников[5].
Эту задачу стандарты первого поколения выполнили. Но вместе с тем
они (во многом невольно и вопреки самой идеологии их создания) стали фактором
не столько стабилизации, сколько консервации школьного образования,
направленного на реализацию прежних целей и задач школы, в условиях отсутствия
внятной идеологии ее развития. Это и создало те противоречия, которые стали
причиной их неприятия со стороны части общественности, ряда учителей,
рассматривавших все версии стандартов первого поколения как тормоз в развитии
инновационных процессов в школьном образовании.
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях,
что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы;
жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к
коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Признаком
времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку
в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать
новые профессии. Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и
развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг
«Образование на протяжении всей жизни»[6].
На первый план выходит важнейшая социальная деятельность —
обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы
личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.
Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием, —
эффекты консолидации общества и формирования гражданской идентичности
(национальной, общероссийской, общечеловеческой), снижение рисков
социально-психологической напряженности между различными этническими и
религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального
«миксера» и достижения социального равенства отдельных личностей с разными
стартовыми возможностями[7].
Таким образом, Государственный стандарт общего образования – это нормы
и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных
образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной
нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных
учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса
(в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному,
информационно-методическому, кадровому обеспечению).
Назначением государственного стандарта общего образования является
обеспечение[8]:
1. равных возможностей для
всех граждан в получении качественного образования;
2. единства образовательного
пространства в Российской Федерации;
3. защиты обучающихся от
перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
4. преемственности
образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности
получения профессионального образования;
5. социальной защищенности
обучающихся;
6. социальной и
профессиональной защищенности педагогических работников;
7. прав граждан на получение
полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к
содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных
учреждений;
8. основы для расчета
федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области
общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере
общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств
потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям,
реализующим государственный стандарт общего образования.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего
образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых
государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой[9]:
1. разработки федерального
базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов
субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений,
примерных программ по учебным предметам;
2. объективной оценки уровня
подготовки выпускников образовательных учреждений;
3. объективной оценки
деятельности образовательных учреждений;
4. определения объема
бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на
безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской
Федерации;
5. установления
эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории
Российской Федерации;
6. установления федеральных
требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного
процесса, оборудования учебных помещений.
Государственный стандарт общего образования включает три
компонента[10]:
1. федеральный компонент —
устанавливается Российской Федерацией (отводится не менее 75 процентов от
общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ
общего образования);
2. региональный
(национально-региональный) компонент — устанавливается субъектом Российской
Федерации (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени,
отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
3. компонент
образовательного учреждения — самостоятельно устанавливается образовательным
учреждением (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени,
отводимого на освоение образовательных программ общего образования).
Начиная с 2001 года, когда был начат эксперимент по переходу на
12-тилетнее обучение, был введён 4-ый компонент - ученический: консультации,
двигательные занятия и т.д. Но они не относятся к максимальной учебной
нагрузке, поэтому являются необязательными для учеников.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в
2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.
Образовательная система – государственный заказ и основным исполнителем проекта
по разработке стандарта общего образования является Российская академия
образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых
известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии
образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы[11].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|