бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Функции семьи в процессе формирования и развития познавательных интересов бесплатно рефераты

Функции семьи в процессе формирования и развития познавательных интересов

Содержание


Введение

1.                 Содержание понятий «познавательный интерес» и «интерес к обучению»

2. Психологические основы развития интереса к обучению

3. Социальная и психолого-педагогическая характеристика семьи

4. Функции семьи в процессе формирования и развития

Личности

5. Развитие познавательных интересов у школьников в семье и взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к обучению

6. Исследование отношения семьи к развитию познавательных интересов ребенка в школе

Заключение

Литература

Приложение


Введение


Познавательные интересы лежат в основе мотивов учения. Обучение становится потребностью человека только при условии наличия устойчивых познавательных интересов. Обучение может стимулироваться и другими мотивами, например стремлением к достижениям, к признанию, но в этом случае обучение не становится потребностью личности, а ведь в современном мире человеку необходимо учиться постоянно.

О необходимости развития познавательных интересов говорили классики педагогики и общественные деятели В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, К.Д.Ушинский. В советский период проблемой развития познавательных интересов у школьников занималась Г.И.Щукина [23].Она подчеркивала, что познавательный интерес и интерес к обучению это не одно и тоже: интерес к обучению вызывается из вне, а познавательный интерес – это внутреннее состояние личности. Таким образом, познавательный интерес должен возникнуть еще до начала школьного обучения. Здесь возникает проблема факторов формирования познавательных интересов и с очевидностью выступает вопрос о роли семьи в этом процессе. В семье начинается развитие человека, закладываются основы  положительных и отрицательных качеств. В семье смыкаются влияния наследственности и среды (микросреды) – двух важнейших факторов формирования личности. Многие современные педагоги определяют роль семьи в развитии школьника как решающую (Б.М.Бим-Бад, М.Мид, А.В.Мудрик, В.А.Сухомлинский).

Наблюдения на практике позволяют утверждать, что родители уделяют большое внимание успехам детей в учебе, но это внимание далеко не всегда связано с развитием познавательных интересов. По мнению учителей-практиков,  чаще всего родители заботятся о положительных и высоких оценках, не всегда связывая их с реальными успехами, а также о подготовленности к поступлению в ВУЗ. Таким образом, огромный потенциал семьи в развитии познавательных интересов, основы успешного обучения, остается не использованным. Задача школы, на наш взгляд, помочь семье реализовать свои возможности в развитии у детей устойчивых интересов, связанных с познанием и обучением, научить родителей видеть в школьных успехах, прежде всего результат свободного самовыражения школьника, определить совместный путь,  который позволит семье и школе воспитать человека познающего и испытывающего радость познания.

Объектом исследования выступает процесс развития познавательных интересов у школьников, а предметом – семья как фактор развития этих интересов.

Цель работы - определить роль семьи в развитии познавательных интересов школьников и решить следующие задачи:

 - раскрыть содержание понятия познавательные интересы и психологические механизмы их развития;

- охарактеризовать семью как социальный и психолого-педагогический фактор развития школьника;

- изучить взаимные ожидания семьи и школы в области развития познавательных интересов школьников;  

- проанализировать отношение родителей к развитию у детей познавательных интересов в процессе обучения.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме, анкетирование родителей, изучение социального паспорта семьи (предоставленного школой).

Работа проводилась на базе МОУ СОШ № 3 города Борисоглебска с октября 2007года по январь 2008. Для практической части работы использовались данные анкетирования 25 человек. Содержание  исследования отражено в статье «Влияние семьи на развитие познавательных интересов у школьников» в материалах фестиваля исследовательских работ учащихся «Портфолио».

1.     Содержание понятий «познавательный интерес» и «интерес к

обучению»


Ведущий специалист по изучению познавательных интересов у школьников Г.И.Щукина определяет, что познавательный интерес-это важнейшая область общего феномена интереса. Познавательный интерес - самое значительное свойство человека, оно выражается в стремлении познавать окружающий мир с целью проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно- следственные связи, закономерности, противоречивость. Также Г.И.Щукина добавляет, что особенностью познавательного интереса является его способность обогащать процесс любой деятельности человека.

Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится основой жизни.

Но познавательный интерес и интерес к обучению не одно и тоже, так как интерес к обучению должен быть вызван из вне другим человеком, в частности учителем, а познавательный интерес - это внутреннее состояние ученика.

Для того чтобы вызвать познавательный интерес ученика, учителя используют наглядные средства обучения, игры, курьезы, шутки. Но многие авторы против развлекательности в обучении, так как потом человеку нужно делать над собой усилие, чтобы сосредоточиться на серьезных вещах. Известны высказывания В.Г.Белинского и Н.А.Добролюбова против развлекательности в обучении, Д.И.Писарева против потешающей педагогики, К.Д.Ушинского, с возмущением писавшего о недопустимости приносить содержание науки в жертву развлекательности.

И здесь встает проблема поддержания и развития интереса ученика.

Учение - сложный вид деятельности, требующий от человека напряжения физических и интеллектуальных сил, поэтому поддерживать интерес именно к учению особенно трудно, так как если познавательный интерес может рассматриваться как собственная инициатива, то интерес к обучению требует от школьника заставить себя выучить, научиться и тому подобное, то есть добиться результата. Г.И.Щукина выделяет несколько видов интересов:

1. Аморфные интересы подростков без тенденции развития чрезвычайно обедняют личность школьника. Познавательная деятельность подростков с аморфными интересами бывает лишена тех ценных свойств, которые она приобретает под влиянием познавательного интереса. Учение для таких школьников- неприятная обязанность. Оно не приносит радости и часто бывает сопряжено с боязнью неудач, неуверенностью в своих возможностях, чувством неполноценности и, как следствие этого – интеллектуальной пассивностью, инертностью, волевой расслабленностью.

2. Многосторонний, широкий характер интересов отличается тем, что способствует познавательной активности в деятельности. Многосторонний, широкий характер интересов побуждает искать и находить новое во всех областях предметного мира. Ученики, обладающие многосторонними интересами - прекрасные помощники учителя. Многосторонние интересы учащихся способствуют содержательности их общения с товарищами и взрослыми, обогащению совместной деятельности. Вместе с тем ученики, обладающие разносторонними интересами, требуют особого внимания со стороны учителей и родителей. Слабая дифференцированность и недостаточная устойчивость характера этих интересов могут оказаться препятствиями на пути к глубокому освоению школьником определенных предметных областей.

3.Локальный, стержневой характер интересов. Эти устойчивые, достаточно глубокие интересы укрепляются в практической деятельности за пределами учебного процесса. Локальные интересы занимают значительное место в учебном процессе, но особенно сильно они проявляются в жизнедеятельности школьника. В учении стержневые интересы оказывают заметное влияние на уровень и глубину знаний ученика; им он посвящает свое свободное время, в этой области он значительно эрудированнее, поскольку и круг чтения в области локального интереса бывает более широким. Но локальный, стержневой характер познавательных интересов в развитии личности школьника может иметь различный результат.

Именно эти интересы лежат в основе мотивации учения. Говоря о мотивах учения, Т.А.Ильина [5] отмечает, что есть мотивы, непосредственно побуждающие и мотивы интеллектуального побуждения.

Первая группа мотивов зависит в основном от личности и деятельности учителя, отобранного им содержания материала и методов его преподнесения учащимся. Эти мотивы можно назвать непосредственно побуждающие мотивы. Они опираются на непроизвольное внимание и основаны на положительных эмоциях, пробуждаемых в учащихся учителем. В числе подобных мотивов можно назвать симпатию или любовь к учителю; интересное ведение учителем уроков; новые наглядные пособия или технические средства обучения. Все эти внешние воздействия получают свое внутреннее преломление в сознании учащегося, но в целом они могут помочь учителю вовлечь в активные занятия всех учащихся, даже тех, кто пришел без всякого желания заниматься. Проанализировав отношение учащихся к занятиям в условиях таких стимулирующих действий учителя, мы увидим, что одними движет любопытство, другими - любознательность, у третьих в основе лежит уже сформировавшийся познавательный интерес.

В мотивации учения особую значимость имеет интерес к самому процессу умственной деятельности. Мотивы, связанные с пробуждением такого интереса, можно назвать мотивами интеллектуального побуждения или просто интеллектуальными мотивами. В их числе: желание и стремление найти самостоятельный ответ на поставленный вопрос или поставленную проблему, чувство удовлетворения от самого процесса мыслительной работы. При наличии подобных мотивов процесс познания представляется для человека самостоятельной ценностью. Мотивы интеллектуального побуждения - наиболее надежная основа поддержания, закрепления и дальнейшего развития познавательного интереса.

От учителя во многом зависит пробуждение и поддержание подобных интересов. При этом главное даже не столько выдвижение им интересных проблем или постановка задач, требующих интеллектуального напряжения или "игры умственных сил", сколько обучение учащихся приемам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями. Эти мотивы способствуют выработке особого эмоционального отношения к знаниям, в их основе лежат интерес и радость познания, делающие само познание интеллектуальной потребностью пытливого и любознательного ума.

Наивысшее эмоциональное состояние учащегося-вдохновение, приподнятость, вызванная стремлением справиться с задачей и ощущением возможности решения поставленной задачи. В условиях подъема духовных и физических сил воля учащегося направлена не на борьбу с самим собой, а на преодоление реальных трудностей.

Таким образом, познавательный интерес, возникая как проявление любопытства, активности, направленной на познание окружающего мира со временем выражается в интересе к обучению, и лежат в основе мотивов учения. Поскольку познавательные интересы - это собственные, внутренние свойства человека, предшествующие учению, следовательно, они зарождаются за пределами школьной жизни и наверняка в их формировании существенную роль играет семья.

2. Психологические основы развития интереса к обучению


Опираясь на психологические теории, можно сказать, что познавательный интерес выражается в возникновении удовольствия при наличии объекта интереса, открывая человеку свои ранее скрытые свойства, объект интереса вызывает эмоциональное возбуждение. Каждый человек переживает эмоциональное возбуждение, связанное с объектом познания по-разному. Это возбуждение может быть очень кратковременным и быстро угасать, а может вызывать активность человека, выражающуюся в стремлении определить, что собой представляет объект интереса, к какому классу знакомых явлений его можно отнести. В этот момент возникает эмоциональное напряжение, которое может выражаться в различных видах активности: обследовательских действиях, обращении к источникам информации, напряжении собственных интеллектуальных сил. После этого наступает либо чувство неудовлетворения (неудовольствия), если интерес неудовлетворен, успокоения, если объект интереса не затронул глубинных структур личности и разрядки нового удовольствия, если объект был опознан или хотя бы были найдены пути дальнейших действий по отношению к объекту.

Чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес. Интерес - важнейший побудитель любой деятельности, его можно считать изначальной формой субъективных проявлений, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и предметов, и явлений окружающей действительности.

Значение имеет и интерес в общении, который проявляется разносторонне. Это интерес к человеку, к тому, что он знает, как настроен, как выражает свои мысли, суждения, переживания, как действует. Познавательный интерес в учебном процессе сейчас, так же как и целостное назначение обучения, не может быть обособлен вопросами гностическими (лишь приобретением знаний), это личностное образование ученика охватывает и сферу его социальной жизнедеятельности. Вот почему интерес, возникающий и формирующийся не только в познавательной деятельности, но и в общении, проявляется в конечном итоге во внимании к человеку, к его настроениям, переживаниям к тому, что он знает, умеет, к тому , как он может обогатить его и духовно обогатиться сам в процессе совместной деятельности. От интереса зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности с ее социальным смыслом и установками.

Сама природа интересна, как и деятельности, имеет объективно-субъективные основы. Не возникает интерес к тому, что не имеет для школьника объективного смысла, значимости, поэтому интерес избирателен. Но интерес, как и деятельность- это человеческое образование. Человек отражает мир в своем сознании, изучает этот мир. С помощью интереса в изучение привносится личностное начало, раскрываются возможности школьника.

Интерес школьника и его ценностные ориентации тесно связаны. Ценностные ориентации обращены к объективным ценностям, существующим в действительности, но они субъективны, они - свойство человека.

В учебной деятельности раскрываются объективные ценности различных предметных областей знаний, отражающих действительность. Эта деятельность помогает школьнику избирать не то случайное, что возникло во временной ситуации, а то подлинно ценное, что может составлять интерес не переходящий, не ситуативный, а устойчивый, глубокий, прорастающий в жизнедеятельность.

Интерес в учебно-познавательной деятельности - мощный двигатель обучения и учения. Равнодушный учитель не в состоянии поднять своих учащихся на активное, творческое решение поставленных перед обучением целей. Равнодушный ученик подобен роботу, механизму заучивания, лишенный духовного человеческого движения. Все вопросы обучения смыкаются с интересом. Нет ни одной проблемы в учебно-познавательной деятельности, которую можно было бы успешно решать без опоры на интерес и тогда, когда он выступает в виде внутреннего побуждения-мотива данной деятельности, либо данного учебного действия, что существенно выражено в отношении школьника к учебной деятельности. И, конечно, тогда, когда интерес представляет собой уже достаточно устойчивое личностное образование школьника, подкрепляющее его деятельную активность, способствующее развитию его самостоятельного учения.

Не является случайным то, что проблема интереса в обучении прошла через столетия и утвердилась как важнейший фактор не только плодотворного обучения, но и нравственного развития учащихся.

В современной дидактике и педагогике накоплен значительный фонд исследований в области формирования познавательных интересов учащихся. За последние годы обращение теории обучения к деятельности, к личности ученика открывает значительные перспективы для развития этой проблемы в теории и практике обучения: 

-выявляются взаимодополнения  различных видов деятельности, для того чтобы вскрывать и приводить в действие потенции учащихся, вызывать интерес к знаниям, жизни, миру в соответствии с потребностями каждого;

-особое внимание обращается на взаимосвязь деятельности учителя и учащихся в целях формирования и развития межсубъектных отношений, способствующих становлению субъектной позиции школьников и обогащению деятельности учителя;

Все эти проблемы и вопросы в опыте творчески работающих учителей дают свои положительные результаты, однако в массовой практике проблема деятельности как основа процесса обучения не имеет нужного продвижения. Еще многие учителя продолжают подчинять свою деятельность в обучении передаче знаний, умений, навыков без выхода на педагогически ценную организацию деятельности учащихся, без прицела на формирование их личности.

Императивность требований учителя ("читай", "решай", "учи"), категоричность его суждений без привлечения учащихся к активному обсуждению сложных вопросов без стимуляции их догадок и оценок не содействуют формированию личностных образований школьника, его познавательной пытливости, самостоятельности в учении, познавательного интереса.

В педагогических исследованиях и психологических трудах творческий характер деятельности расценивается высшим уровнем приложения всех индивидуальных сил и возможностей учащихся. В учебном же процессе все часто сводится к решению задач, поставленных учителем, без приложения индивидуальных сил учеников, что подрывает основы творческой деятельности, развития индивида.

Страницы: 1, 2, 3