Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в школе
В
современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда,
когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда
он заинтересован в итоге своего труда. Применяются такие формы как оформление
кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей,
создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки
«Мир наших увлечений» и др.
Игровые
(досуговые) формы работы. Роль игры в организации досуга
занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как
одно из главных средств воспитания. Игры, совместный отдых, содержательные
развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные,
конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной
работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ,
чувства, работу. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь
в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости,
умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки
других. В связи с этим приводятся совместные праздники, подготовка
концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования,
конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.
Особое
внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В
формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы
психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и
групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические
упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений
воспитателя. [12 с. 231-231, 235]
Для
успеха дела при использовании разных форм работы с детьми педагог должен
представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их
организовывать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, почти любая форма
работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру
(соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие
обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания,
действия. Информация — это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в
том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и
всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их совместная (друг с
другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Воспитателю
следует помнить об этом, организуя любое дело с детьми. Дети, участвуя в
различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи,
счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им
социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.
Формы
внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету.
Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающиеся в практике школ.
При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы,
так и в рамках класса или двух параллельных классов, лишь в начальной школе или
только со старшеклассниками. В современной школе классные руководители, учителя
организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, «огоньки»,
дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией
школы; традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы;
конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на
предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в
другой город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к
памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном
летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения
и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет,
праздничных плакатов, открыток и многое другое. [4 с.49-50]
Особо
отметим такое явление, как классный час, напрасно вытесненный из
практики школы. Классный час имеет, на наш взгляд, по крайней мере два
значения, первое из которых — просто время работы классного руководителя с
классом, поставленное в расписание уроков. В это время классный руководитель
может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным:
беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и
др. К сожалению, обычно учителя собирают учеников только для решения
организационных вопросов и «отчитывания» за плохое поведение и успеваемость.
Поэтому есть второе значение понятия «классный час» — собрание учеников класса
для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому
самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные
вопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и втором значениях не
обязательно проводить каждую неделю, а достаточно раза два в месяц. [7 с.89]
Заметим,
что часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на
классном собрании, посвященном обсуждению проблем класса, могут выступить с
беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Остановимся на так
называемых беседах классного руководителя на различные «воспитательные»
темы. Прежде всего, скажем, что такие беседы не должны превращаться в
персональные словесные выговоры и назидания. Индивидуальную работу надо
проводить индивидуально. Думается, что обсуждения возможны, но именно
совместные. Они не должны превращаться в разносы одного ученика в молчаливом
присутствии всех. При соблюдении названного условия, это действительно
оптимальный метод. В данных конкретных условиях ваши ученики и вы готовы
обсуждать острые вопросы, никому не причиняя зла, не унижая и пр. [6 с.62]
Многие
учителя сегодня считают ненужными коллективные, групповые беседы, которые были
обязательны для классного руководителя в недалеком прошлом и которые теперь
относят, очевидно, к пережиткам социализма. Вероятно, это не совсем правильно
прежде всего потому, что ученики нуждаются во встречах и разговорах со
взрослыми, с учителями. Опрос учеников VI—X классов двух
обычных школ показал, что они хотели бы обсудить в классе среди прочих вопросов
такие: как узнать себя и развить свои способности; как лучше учиться и получить
образование; как выбрать и получить профессию; как ладить с людьми (любить,
находить взаимопонимание со взрослыми, дружить с товарищами). Согласитесь, что
школьники разумно мыслят, они хотят знать о самом для них важном. Теперь
спросите себя, где и кто им об этом скажет. Родители, книги, старшие товарищи,
средства массовой информации, психологические и профориентационные центры,
Интернет? Есть еще школа. Тогда на каких уроках можно обсудить актуальные для
детей вопросы? Таких уроков почти нет, кроме граждановедения, этики и
психологии семейной жизни, которые ведутся далеко не во всех школах. Значит, на
эти темы должны говорить школьный психолог, классный руководитель, которые не
всегда к этому подготовлены.
Тем не
менее, беседы на указанные и многие другие темы классный руководитель проводить
может. Для этого, во-первых, самому учителю надо освоить эти вопросы, достать
книги, изучить, достичь хоть минимальной компетенции. Во-вторых, следует знать
методику проведения таких бесед. Уроки на актуальные, жизненные (не по «основам
наук») темы — это своеобразные уроки воспитания, и проводить их надо, с одной
стороны, по правилам урока, но, с другой стороны, пусть это будет неформальная
беседа, обмен мнениями без таких последствий, как оценка, наказание,
«оргвыводы», приведение всех к единому мнению.
Такие
уроки-беседы есть во многих школах мира. Интересный и довольно близкий по
методике нашим традициям в воспитательной работе, а также проблемным урокам по
литературе, истории опыт описывает американский психолог Уильям Глассер в книге
«Школы без неудачников». Он предлагает регулярно проводить классные собрания по
социальной проблематике во всех классах: в младших — несколько раз в неделю в
течение 15—30 минут, в старших — один раз в неделю до 45 минут. Главные цели
таких собраний-дискуссий: формировать знания по вопросам социальной жизни, а не
по академическим дисциплинам, знания о самом себе, о близких, о реальной,
«живой» жизни за окном школы; научить школьников видеть проблемы в окружающей и
собственной жизни, размышлять о них, анализировать и находить решения этих
проблем; научить их понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им
решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними. [ 3
с.173-176]
Немного
о методике занятия. Ведет такое собрание учитель, он ставит вопросы (как
правило, только по одной теме) и дает возможность высказаться всем. Трудность
состоит именно в постановке вопросов, их надо формулировать так, чтобы они
разбудили активность каждого и делали невозможными бессодержательные,
формальные ответы, отговорки. Общий вопрос должен быть проблемным, спорным, а частные
должны требовать приведения примера, конкретного случая, который можно
проанализировать.
К
основным методическим условиям проведения занятий надо отнести также следующее.
Учитель должен проявлять искреннюю заинтересованность в ответах учеников, выслушивать,
не перебивая, каждого, обеспечивать право ребенка на самостоятельное суждение,
не спешить с выводами и назиданиями, с «правильными» ответами, что характерно
для наших отечественных педагогов. Для успеха таких занятий завоевать если не
авторитет, то поначалу хотя бы симпатию детей, чтобы они хотели с вами
общаться, обсуждать эти темы. Затем научиться вызывать интерес к теме
какими-нибудь предварительными сообщениями, замечаниями, вопросами. Далее —
обеспечить психологическую безопасность детей, свободу, исключающую
преследование за не одобряемые вами ответы. Наконец, важно обеспечить
элементарный порядок, чтобы можно было всем услышать каждого, установив
правила: говорить с разрешения ведущего, не кричать, не перебивать; не
заниматься посторонними разговорами и делами; не оскорблять товарища, даже если
с ним не согласен, и т. п. [ 5 c.39]
Упорядочивание
внеурочного времени
Видовое
разнообразие творческих объединений велико: это кружки, секции, клубы, студии,
лаборатории, мастерские, научные общества учащихся, экспедиции. Многогранна и
профильная направленность. Связано это прежде всего с тем, что в отличие от
факультативов творческие объединения предназначены выполнять другие, более
широкие, не только обучающие в контексте конкретной предметной области функции.
Поэтому их эффективность в максимальной степени зависит от полноты
удовлетворения существующих интересов и потребностей ребенка. Предоставление
всевозможного по направленности и видовому разнообразию набора творческих
объединений создает условия для развития учащихся в рамках целенаправленного,
упорядоченного проведения внеурочного времени. Таким образом, у школы имеется
реальный путь к минимизации педагогически неорганизованной среды. Однако,
основываясь на данных исследования, следует констатировать, что в реальности
школы далеко не полно концентрируют усилия по снижению дезорганизованного
пространства через творческие объединения.
Организационным
фактором являются материально-технические условия школы: пропускная способность
помещений, достаточность необходимых материалов и оборудования, экономическая и
материальная емкость творческих объединений и т.д.
Играет
немаловажную роль - кадровый потенциал. Для работы в творческих объединениях
учитель-предметник не может строить свою деятельность аналогично урочной. От
него требуется кардинальная смена «почерка» в работе, применяемых технологий,
профессиональных знаний и умений, способов взаимодействия с детьми. Четвертым
фактором является слабая заинтересованность прежде всего непосредственно
руководителей, занимающихся организацией внеурочной воспитательной
деятельности, в определении интересов и потребностей учащихся, а также их
родителей. Данные проведенных опросов убеждают: форма, структура и содержание
внеурочной деятельности редко опираются на изучение социально ориентированных
потребностей и интересов учащихся и на оценку родительского мнения.
Парадокс
состоит в том, что учащиеся выражают желание заниматься в творческих
объединениях именно в школе, а не в учреждениях дополнительного образования. Потому
не случайно многие руководители на основе договоров о сотрудничестве привлекают
педагогов учреждений дополнительного образования для организации творческих
объединений на базе своих школ.
Очевидно,
что степень проблемности в организации деятельности этих объединений тесным
образом связана с эффективностью использования возможных условий и ресурсов
учреждений, образующих со школой единое социокультурное пространство конкретной
территории. [ 13 с. 54-55]
Коррекционное
внеурочное воспитание
Коррекционная
направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что
педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется
возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить
свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия
во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант
взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.
Внеурочная воспитательная
деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность
подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для
упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и
нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований,
соблюдения норм межличностных отношений.
Целесообразно отметить,
что участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему знаний о
нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку,
развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и
общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения, а также
является профилактикой ранних правонарушений и девиантного поведения
подростков. [ 11, с 112. ]
ГЛАВА 2
Система
внеурочной работы и организация
Задачи
формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к
постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная
работа представляла собой стройную целенаправленную систему.
Основными задачами организации
внеурочной деятельности детей являются:
· выявление интересов, склонностей,
способностей, возможностей гимназистов к различным видам деятельности;
· оказание помощи в поисках «себя»;
· создание условий для индивидуального
развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
· формирование системы знаний, умений,
навыков в избранном направлении деятельности;
· развитие опыта творческой
деятельности, творческих способностей;
· создание условий для реализации
приобретенных знаний, умений и навыков;
· развитие опыта неформального общения,
взаимодействия, сотрудничества;
· расширение рамок общения с социумом.
Система
внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов,
содержания, форм и методов деятельности.
Содержание
системы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного,
нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся,
разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.
Система
внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее
можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов:
планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого
элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с тем ей присущи
динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание,
структура, методы. Наконец, системе внеурочной работы свойственно сочетание
управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в
реализации инициативы и самодеятельности учеников. [8 с.17]
Существуют
типичные недостатки в массовой практике организаторов по созданию системы
внеурочной работы.
Существует
недостаток – неполнота работы, «провал» любого звена в цепи «цель – содержание
– форма» или «планирование – организация – анализ», а также отсутствие связей
между этими звеньями. Чаще всего это является следствием того, что некоторые
педагоги отождествляют содержание и формы работы, а планирование сводят к
распределению мероприятий по времени и месту.
Не
менее опасен и другой недостаток – интенсивное развитие одних направлений
работы в ущерб другим. В школах, где, например развито только нравственное
просвещение, ученики нередко ленивы в практических делах; если организатор
занят только эстетическим воспитанием, оно в конечном счете может выродиться в
эстетство, когда внешне, форма преобладает над содержанием и принижает его
роль.
Еще
один существенный недостаток – формализм, слабая идейная и нравственная
целенаправленность многих воспитательных мероприятий.
Именно
обеспечению целенаправленной взаимосвязи и полноценного развития различных
элементов системы внеурочной работы служит и система деятельности самого
организатора. [10 с 19.]
Практическое
применение форм внеурочного воспитания
Внеурочная
воспитательная работа в классных коллективах проводится в традиционных для
школы формах по следующим направлениям:
1)
учебно-познавательное:
-предметная
неделя русского языка;
-библиотечные
часы;
-конкурсы,
олимпиады, игры и другие учебно-познавательные мероприятия.
2)
культурно-просветительное:
-посещение
городской картинной галереи;
-театральные
представления;
-проведение
школьного фестиваля искусств, приуроченного ко Дню культуры.
3)
общественно-патриотическое:
-встречи
с ветеранами ВОВ, «уроки мужества»;
-работа
школьного музея;
-работа
по сбору и реставрации музейных экспонатов;
-экскурсионная
работа;
-организация
и проведение субботника по благоустройству школы.
4)
физкультурно-оздоровительное и спортивное:
-работа
спортивных секций по футболу и хоккею;
-общеоздоровительная
работа;
-проведение
подвижных игр и «весёлых стартов»;
-проведение
внутришкольных спортивных соревнований;
-проведение
бесед по охране здоровья;
-заполнение
«карточки здоровья».
5)
нравственно-правовое:
-беседа
о правилах безопасности дорожного движения;
-экологическая
работа;
-беседы
о правилах поведения в общественном месте;
-работа
с социально неадаптированными подростками и их семьями.
6)
эстетическое и игровое:
-организация
выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
-проведение
тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре
поведения и речи;
-участие
в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне
района;
7)
лекционно-образовательное:
-проведение
родительских собраний;
-лектории;
-индивидуальная
работа с родителями.
Педагог
должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих
форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах
воспитательной работы классного руководителя преобладает то или иное основное
средство воздействия. В беседе, конференции по нравственным и другим социальным
проблемам главным будет воздействие словом, информацией (вспомним метод
убеждения). В театральной постановке осуществляется воздействие образом,
зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в трудовой
акции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в
большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог должен
понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого
организовывать какое-либо дело с детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задачей
современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятых
решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них
способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В современных
условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая
обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда
подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный
период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности,
нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых
мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке
рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости,
деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной нравственные
общечеловеческие ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с
человеческим лицом: для блага человека.
Выявленные
тенденции требуют кардинального осмысления системы внеурочной воспитательной
работы с позиции создания условий для выбора ребенком индивидуальной,
соответствующей его возможностям и склонностям, ценностям родителей и общества
траектории развития за рамками урока. Очевидно, что позитивной динамика
эффективности такой деятельности может быть лишь при детальном изучении и
сбалансированном сочетании интересов и потребностей всех участников
образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Титова Е.В. Если
знать как действовать. М., 1993 г.
2.
Безрукова В.С.
Педагогика. Екатеринбург, 1996 г.
3.
Щуркова Н.Е.
Воспитание детей в школе. М., 1998 г.
4.
Педагогика / Под
ред. Л.П. Крившенко. М., 2004 г.
5.
Макарова Т.Н.
Планирование и организация методической работы в школе. М., 2002 г.
6.
Кан-Калик В.А.
Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
7.
Львова Ю.Л. Творческая
лаборатория учителя. – М., 1992.
8.
Воспитательная
работа в школе / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.
9.
Рубин А.А.
Юрченко З.В. "Внеурочная работа по общественным предметам". Журнал
"Преподавание истории в школе" N 5, 1991.
10.
Журнал «Директор
школы», № 8, 2001.
11.
Кащенко В.П.
Педагогическая коррекция. - М.,1992.
12.
Маленкова Л.И.
Воспитание в современной школе. – М., 1999.
13.
Воспитание
школьников во внеурочное время / Под ред. Л.К.Балясной. – М., 1980.
14.
Дереклеева Н.И.
Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 классы. – М., 2006.
Страницы: 1, 2
|
|