Формы и методы проверки знаний, умений, навыков по математике начальных классов
Формы и методы проверки знаний, умений, навыков по математике начальных классов
Содержание
Введение. 3
1. Усвоение знаний, умений и навыков. 5
1.1. Понятие и сущность знаний. 5
1.2. Сущность умений и навыков. 10
2. Проверка и учет знаний, умений и навыков учащихся по
математике в начальных классах 14
2.1. Роль и функции проверки. 14
2.2 Виды и способы проверки и учета знаний, умений по
математике. 16
Заключение. 24
Библиографический список литературы.. 26
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Пути повышения качества российского образования
связываются с обновлением содержания образования, образовательных программ,
педагогических и управленческих технологий, обеспечивающих становление
социально активной, творческой личности гражданина, способной осуществлять
самостоятельный жизненный выбор, непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование.
В числе актуальных
задач модернизации российского образования -ориентация образовательного
процесса на реализацию компетентностного подхода, то есть на формирование
ключевых компетенций, основанных на готовности учащихся использовать усвоенные
знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Такой подход
определяет отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, «инструментам»
целостного становления и развития личности ребенка, тем самым провозглашается
поворот от «зуновской» (знания, умения, навыки) ориентации образования в
сторону субъектно-личностного развития школьника, одним из показателей которого
выступает уровень сформированности учебных умений и навыков.
В федеральном
компоненте государственного образовательного стандарта начального общего
образования отмечено, что приоритетом начальной школы является формирование
общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере
предопределяет успешность всего последующего обучения. В этой связи возрастает
ответственность учителей, руководителей школы не только за обеспечение высокого
качества программных знаний, умений и навыков, но и общих учебных умений и
навыков младших школьников.
Математика является
одним из опорных предметов средней школы: она обеспечивает изучение других
дисциплин. Практические умения и навыки математического характера необходимы
для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Основная задача
обучения математике в школе – обеспечить прочное и осознанное овладение
учащимися системой математических знаний и умений необходимых в повседневной
жизни и трудовой деятельности каждого члена современного общества, достаточных
для изучения смежных дисциплин и продолжения обучения.
Раскрывая
внутреннюю гармонию математики, формулируя понимание красоты и изящества
математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм,
усвоению понятия симметрия, математика вносит значительный вклад в эстетическое
восприятие учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно
обогащает и развивает их пространственные представления.
Одним из
важных структурных элементов каждого урока математики и всего процесса обучения
в целом является проверка знаний и умений учащихся. Она всегда находится в зоне
пристального внимания учителя, свидетельствует о результатах обучения. Хороший
учитель не станет излагать новый материал, пока не убедится в полном понимании
и усвоении всеми учащимися только что пройденного. Для школьника проверка его
знаний и умений является нередко источником глубоких переживаний — он ощущает
удовлетворение своей работой, испытывает гордость, получив высокую оценку, или,
наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда интерес к учению.
Цель курсовой работы состоит в исследовании форм и методов проверки знаний,
умений, навыков по математике начальных классов.
В соответствии с
данной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию и раскрыть сущность
знаний, умений и навыков.
2. Охарактеризовать
роль и функции проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике в
начальных классах.
3. Рассмотреть виды
и способы проверки и учета знаний, умений по математике.
1.1. Понятие и сущность знаний
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся
формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания
являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.
Понятие "знание"
многозначно и имеет несколько определений. Оно определяется то, как часть
сознания, то, как нечто общее в отражении предметного разнообразия, то, как
способ упорядочения действительности, то как некоторый продукт и результат
познания, то как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта.
В "Российской
педагогической энциклопедии" "знания" определяются следующим
образом: "проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный
логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в
сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания
фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков". [[1]]
Во всех этих определениях
говорится, главным образом, о научных знаниях. Но кроме научных есть житейские
знания, знания личностные, которые известны только одному человеку. Л.М.
Фридман, проанализировав существующие определения понятия "знание",
приводит его определение более общего характера: "Знание - это результат
нашей познавательной деятельности независимо от того, в какой форме эта
деятельность совершалась: чувственно или внечувственно, непосредственно или
опосредованно; со слов других, в результате чтения текста, при просмотре кино
или телефильма и т.д. Этот результат познания человек выражает в речи, в том
числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое
знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме. Знание
противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений о чем или
о ком-нибудь".[[2]]
Многозначность в
определении понятия "знание" обусловлена тем множеством функций,
которое реализуется знанием. Так, например, в дидактике знание может выступать
и как то, что должно быть усвоено, т.е. в качестве целей обучения, и как
результат осуществления дидактического замысла, и как содержание, и как
средство педагогического воздействия. В качестве средства педагогического
воздействия знание выступает потому, что, входя в структуру прошлого
индивидуального опыта учащегося, оно меняет и преобразует эту структуру и тем
самым поднимает обучаемого на новый уровень психического развития. Знание не
только формирует новый взгляд на мир, но и меняет отношение к нему. Отсюда
вытекает и воспитательное значение всякого знания.
Знания и правильно
избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Сами по
себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них
последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в
большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и
убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и
интересов человека, необходимым условием развития его способностей.[[3]]
С учетом перечисленных выше дидактических функций знания перед учителем
стоит несколько задач:
·
а) перевести знание из его застывших фиксированных
форм в процесс познавательной активности обучаемых;
·
б) преобразовать знание из плана его выражения в
содержание мыслительной деятельности учащихся;
·
в) сделать знание средством формирования человека
как личности и субъекта деятельности.
Знания могут
обладать разными качествами. Таковыми, например, являются: системность,
обобщенность, осознанность, гибкость, действенность, полнота, прочность.
Знания,
приобретаемые в процессе обучения, характеризуются различной глубиной
проникновения учащихся в их сущность, что, в свою очередь, обусловлено:
достигнутым уровнем познания данной области явлений; целями обучения;
индивидуальными особенностями учащихся; уже имеющимся у них запасом знаний;
уровнем их умственного развития; адекватностью усваиваемого знания возрасту
учащихся.
Различают глубину и
широту знаний, степень полноты охвата ими предметов и явлений данной области
действительности, их особенности, закономерностей, а также степень
детализованности знаний. Организованное школьное обучение требует четкого
определения глубины и широты знаний, установления их объема и конкретного
содержания.
Осознанность,
осмысленность знаний, насыщенность их конкретным содержанием, умение учащихся
не только назвать и описать, но и объяснить изучаемые факты, указать их
взаимосвязи и отношения, обосновать усваиваемые положения, сделать выводы из
них — все это отличает содержательные знания от формализованных.
В школе
диагностируется главным образом полнота и прочность знаний, остальные параметры
знаний в их влиянии на умственное развитие остаются нередко вне внимания
учителя. Обученность школьника включает также наличие отдельных разрозненных
умений и навыков - как общеучебных (среди них приемы поиска учебной информации,
отдельные приемы запоминания, хранения информации, работы с книгой и др.), так
и частных (навыки счета, письма и др.). Их диагностика позволяет выявить
пробелы результатов прошлого обучения. Обученность выявляют тестами достижений,
обычными школьными контрольными работами.
Основой усвоения
знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая
преподавателем[[4]]. Процесс
учебного познания складывается из нескольких этапов.
Первым из них
является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона
и определением его существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап
осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и
внутрисубъектных связей и отношений.
Следующий этап
формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных
свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации. Затем
процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и
понятых существенных свойств и отношений. Процесс усвоения знаний завершает
этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого
знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве
средства построения или выделения другого нового знания. Очень часто
перечисленные этапы формирования знаний принимают в качестве критериев оценки
уровней их усвоения.
Таким образом,
знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения,
далее к пониманию; применению знаний в знакомых и новых условиях; оцениванию
самим учеником полезности, новизны этого знания[[5]].
Понятно, что если
знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если
ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг
в сторону умственного развития.
Знания могут
усваиваться на разных уровнях:
репродуктивный
уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции;
продуктивный
уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного
способа действия.
Разграничивая
репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с
точки зрения самостоятельности выполнения, В.П. Беспалько выделил следующие
уровни усвоения учебной информации.[[6]]
Характеристика
уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько)
Уровень усвоения
|
Название уровня
|
Характеристика уровня
|
0 (нулевой)
|
Понимание
|
Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в
конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его
способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости
|
I
|
Узнавание
|
Обучающийся выполняет каждую
операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек
(репродуктивное действие)
|
II
|
Воспроизведение
|
Обучающийся самостоятельно
воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях,
при этом его деятельность является репродуктивной
|
III
|
Применение
|
Способность обучающегося
использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом
случае его действие рассматривается как продуктивное
|
IV
|
Творчество
|
Обучающийся, действуя в известной ему сфере
деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы
действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются
настоящим творчеством
|
Упомянутые критерии
и уровни усвоения знаний нашли широкое применение в педагогической практике и в
научных целях при оценке качества усвоения знаний школьниками.
Сущность умений и навыков
Непосредственными
целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и
овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и
навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют
соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или
иное умение или навык.
Для того чтобы
разобраться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся умений и
навыков, надо сначала уяснить, что собой предоставляют умения и навыки.
До сих пор не
уточнены соотношения между понятиями "умения" и "навыки".
Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая
психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной
точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими
упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.
Одни авторы под
умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне
какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких
навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки
предшествуют умению.
Другие авторы под
умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их
понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более
совершенная стадия овладения действиями.
Умение и навык есть
способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню)
овладения данным действием.
Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня
сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня
сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных
шагов.
Когда человек
читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание
букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления
в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а
смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае
человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка. [[7]]
Умение - это
промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо
правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе
решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение
обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного
знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может
быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического
использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные
характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого
этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к
правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над
допущенными ошибками.
Навыки - это
автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые
вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно
автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ
его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в
результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не
делая ее выполнение своей сознательной целью.[[8]]
Страницы: 1, 2
|