Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром
Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром
CОДЕРЖАНИЕ
Введение
I.
Теоретическое содержание ознакомления детей дошкольного возраста с природой
1.1
Общая характеристика дошкольного возраста и его возможностей для обучения и
воспитания
1.2
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные
задачи ознакомления детей с природой
1.3
Содержание знаний, умений, навыков при ознакомлении детей с окружающим миром
Выводы
II.
Методика ознакомления детей-дошкольников с окружающим миром
2.1
Общая характеристика методов ознакомления детей с природой
2.2
Формы организации детей при ознакомлении их с природой
Выводы
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Влияние родной природы
каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она
является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний,
которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в
той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы,
бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки,
даже лужицы после летнего дождя ― все это привлекает внимание детей,
радует их, дает богатую пищу для их развития.
Игры в лесу, на лугу,
на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за
животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит
человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на
которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к
природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к
своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Окраска, форма и запах
цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание
сухих листьев, скрип снега под ногами ― все это позволяет детям
почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них
эстетического чувства, сенсорного воспитания.
Приобретенное в детстве
умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности,
вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует
формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой ― это
средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе,
основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих
действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков
и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной
недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей,
полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно
действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные
представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему
очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о
природе.
Для того чтобы дети
правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс
восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого
использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя
решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного,
эстетического, нравственного, трудового и физического.
Р.Тагор говорил: «Нельзя растить
полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»: в этих словах просто и ясно выражена
мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между
эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...
Особенностями эстетического восприятия
детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному
воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А.
Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П.
Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались
специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими
исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль,
В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного
осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо
разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств
маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука,
ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание
передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической
деятельности.
Цель работы состоит в том, чтобы описать основные практические и
теоретические моменты по ознакомлению детей-дошкольников с природой.
Объект исследования - воспитание дошкольников средствами природы.
Предмет исследования – формы и методы работы по ознакомлению дошкольников
с окружающим миром.
Задачи исследования:
1) проанализировать психологические
характеристики дошкольного возраста для ознакомления детей с природой.
2) Раскрыть значение природы в
умственном, физическом, эстетическом и трудовом воспитании дошкольников.
3) Проанализировать основные наиболее
эффективные методы и формы работы по ознакомлению
детей-дошкольников с природой.
Гипотеза
Если правильно и планомерно организовать
воспитательную работу по ознакомлению дошкольников с природой, то это будет
содействовать не только приобретению знаний о предметах и явлениях внешнего
мира, но и трудовому, физическому и, в первую очередь, эстетическому
воспитанию.
Методы исследования:
-изучение психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования;
-наблюдение за деятельностью
дошкольников и воспитателей по ознакомлению с природой.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО
ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так
как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это
время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные
взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В
дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими
детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него
приобретают контакты со сверстниками.
Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека.
Его существование обусловлено общественно-историческим и
эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что
определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное
детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего
ребенку школьного обучения.
Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка
основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям.
Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся
личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел
будет чрезвычайно трудно {3;78}.
В этом возрасте возрастает
познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление,
появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей
способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.
Возрастает роль речи как в
познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов
деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции,
также происходит усвоениезнаний на основе объяснений, но только при опоре на
чёткие наглядные представления.
Основой познания в этом
возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От
того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее
развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления{8;34}.
Появляются новые виды
деятельности:
Игра – первый и основной вид
деятельности.
Изобразительная деятельность – первая продуктивная
деятельность.
Элементы
трудовой деятельности.
Так же
происходит интенсивное развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли.
Детьми дошкольного возраста уже усваиваются нравственные представления и формы
поведения в обществе.
В
процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется всестороннее
развитие детей — физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое
{3;62}.
Основу содержания любой деятельности
ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности
с природой.
Ознакомление дошкольников с природой
предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и
живой природы, в процессе усвоения которых формируются познавательные
способности детей, и воспитывается правильное отношение к природе.
В каждой возрастной группе осуществляются
определенные программные, задачи ознакомления детей с природой. Они
предусматривают постепенное усвоение ребенком природоведческих знаний.
Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с
растениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их в
пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений
(окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным
наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей
совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание
и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.
У детей 4-го года жизни формируют
представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно
сталкиваются в жизни, подводят их к установлению, таких связей, которые дети
могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре
и отразить их в форме конкретных представлений.
Детей учат наблюдать, выделять отдельные
признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами
(цвет, форма, величина), сравнивать объекты и группировать их по внешним
признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие формы
познавательной деятельности: от наглядно-образного уровня познания в три года
дети к четырем годам способны подойти к установлению причинно-следственных
отношений{7;14}.
К пяти годам у детей формируется высшая
форма наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщенные знания, что
способствует возникновению у них представлений, отражающих закономерности,
происходящие в природе. Детей учат выделять характерные особенности строения
растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования.
К концу дошкольного возраста у детей
должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к
анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и
животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по
признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т.д.).
Детей подводят к выводу, что явления
природы обусловлены естественными причинами (например, изменения в жизни
растений и животных зависят от солнца, света и тепла). К переходу в школу у
детей должна быть развита наблюдательность, любознательность, любовь и бережное
отношение к природе, способность находить в ней красивое{7;15}.
1.2 РОЛЬ ПРИРОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКА. ВОСПИТАТЕЛЬНО–ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ
Природа — важнейшее средство воспитания и
развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с
ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и
природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так
любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда
вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Особое значение для
ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и
происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал
не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на
ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким
образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает
многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное
положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и
яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и
понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи
и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это
дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение.
Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений
природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов
материалистического миропонимания{13;65}.
Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать
интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в
природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы,
учатся замечать их изменение и развитие, У них развивается любознательность.
Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на
практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных
построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В
процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знании и
развитие умственных способностей.
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в
природе. Именно он дает ребенка ощутимый и значимый результат. Ухаживая за
растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет
активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в
природе укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этом
очень важна роль педагога — его умение создать условия, обеспечивающие
активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с
формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о
природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах
различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед
воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет
формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о
природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а
также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного
возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные,
но внешне выраженные признаки, связи и отношения.
С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного
отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как
можно больше.
Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о
потребностях растений и животных, о том, что это - живые организмы о которых
нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода
за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.
Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и
поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения
в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно
сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением
активной заботы о ней.
Вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и
умений. Понимание детьми необходимости создания
тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными
трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения,
приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются,
превращаясь в более сложные виды труда, Труд детей в природе дает реальные
результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание
ухаживать за растениями и животными.
Третья задача — формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем
обществе и необходимости охраны природы — насущной заботы всего человечества.
Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в
тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать
за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста
и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе
имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой
природы{12;34}.
Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е
воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы
малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на
деле проявлял заботу о природе.
Страницы: 1, 2, 3
|