Формирование у младших школьников историко – обществоведческих знаний
Формирование у младших школьников историко – обществоведческих знаний
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования
общественно – исторических знаний в начальной школе
1.1 Цели современного исторического
образования
1.2
Тенденции современного исторического образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Изучение опыта по формированию
ценностного потенциала
2.1
Развитие методики преподавания истории в начальной школе.
2.2
Современные методики преподавания историко – обществоведческих
знаний в начальной школе
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Глоссарий по категориальному аппарату
Глоссарий по персоналиям
Приложение
Введение
Актуальность исследования: современное
состояние в преподавании истории и обществознания непосредственно связано с
развитием и внедрением историко – обществоведческих знаний на начальном этапе. Из
актуальности вытекает противоречия в решении такой проблемы. В современных
условиях потребность введения в начальную школьную исторического потенциала, но
в реальной практике в сельских общеобразовательных школах не вводится предмет
история, поэтому возникшая потребность в исследовании, при таких условиях возможно
изучение историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Цель нашего исследования является
в определении, теоретическом обосновании, изучения педагогического опыта и в
практическом реализации формирования историко – обществоведческих знаний в
начальной школе.
Объект
исследования: содержание историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Предмет
исследования: процесс формирования у младших школьников историко –
обществоведческих знаний.
Гипотеза: процесс историко
– обществоведческих знаний будет эффективным при введение детей в
содержание обучения с III класса отдельных самостоятельных уроков истории и обществознания,
где в доступной форме ученики начальной школы включены в историко –
обществоведческую деятельность.
Задачи:
1)
Выявить теоретические подходы к пониманию по формированию историко
– обществоведческих знаний;
2)
Проанализировать методику организации уроков истории и имеющийся
передовой педагогический опыт в преподавании исторических знаний в начальной
школе по данной проблеме;
3)
Составить практические рекомендации по формированию историко –
обществоведческих знаний в младшем школьном возрасте.
Теоретико
- методологические основы исследования составили теоретические положения,
содержащиеся в работах отечественных авторов по данной теме: таких как Данилов
Д.Д., Стрелова Р.Ю., Шамигулова О.А.; сведения из периодической печати,
разработки уроков и наблюдения.
Методы
исследования: анализ, синтез, обобщение, анализ педагогической,
психологической, методической литературы, анкетирование, беседа; анализ данных
анкетного опроса; качественная обработка полученных результатов.
Теоретическая
значимость: изучение литературы по данной теме имеет глубокую направленность теоретического
осмысления, имеющего потенциала применения.
Практическая
значимость: практическая направленность в применении историко –
обществоведческих знаний в учебной деятельности в начальной школе.
База
исследования: МОУ СОШ с. Новый Курмаш Кушнаренковского района Республики
Башкортостан
Апробация: выступил по
данной теме на методическом объединении учителей гуманитарных предметов,
педсовете школы.
ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО – ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
1.1.
Цели современного исторического образования.
Изучение историко-обществоведческих знаний в
школе - база для всего гуманитарного образования и основа для формирования
собственной жизненной позиции человека. Объектом изучения истории является
прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек,
природа, общество). Предмет изучения исторической науки - прошлое в его
конкретности и неповторимости. Историческое образование необходимо для
социальной памяти человечества, без него нарушается историческая и культурная
преемственность, связь времен и поколений. Это - средство приобщения школьников
к достижениям отечественной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям.
Это - условие воспитания любви к Родине и гражданственности. Изучение истории
способствует формированию у учащихся собственных ценностных ориентации и
убеждений, полезных в социальном общении и гражданском поведении. Исходя из
данного понимания функций исторического образования, обратим внимание на
особенности освещения историко-обществоведческих знаний в начальной школе.
Психолого-педагогическими характеристиками младшего
школьного возраста являются: эмоциональность, любознательность, в мышлении
-формирование к 3-4 классу возможности построения оценочных суждений,
основанных на анализе и синтезе, обобщении и элементарной абстракции. Младший
школьный возраст - период постижения окружающего мира: природы, человеческих
отношений. У ребенка вырабатываются навыки общественного поведения (ответственность
за поступки, взаимопомощь и пр.), интенсивно формируются почти все
интеллектуальные, социальные и нравственные качества.[5,27]
В этой связи необходимо выделить особую роль
изучения отечественной истории в воспитании личности младшего школьника. Еще в
начале XX века отмечалось,
что «никакая другая область знаний и впечатлений не дает такого материала для
гуманного воспитания и развития ученика. Историческое чтение воспитывает
историческую мысль и чувство». В мировой образовательной практике до второй
половины XX века
традиционной считалось, что историю изучают для запоминания исторических
фактов и извлечения из истории положительных примеров. Главное внимание в
историческом образовании в этот период, как правило, уделялось формированию
патриотических идей, государственных ценностей, в частности, в России
традиционно считалось, что история - это «хранилище уроков». При этом
извлечении из истории положительных примеров и называлось «воспитанием
истории». Однако, начиная примерно с 1970-х гг. в мировой педагогике начало
утверждаться мнение, что главная цель изучения истории в школе заключается в
формировании гражданских качеств личности, навыков социального поведения,
прежде всего навыка «критического мышления». В странах демократической
ориентации этот принцип постепенно возобладал в системах исторического
образования.[23,16]
До недавнего времени историческое образование
начиналось в основной школе с V класса пропедевтическим курсом истории Отечества.
Историческая пропедевтика обеспечивала переход от интегративной начальной
ступени образования к предметной, формировала представления, связанные с
основными характеристиками истории, пробуждающими интерес к предмету. В начале
90-х г.г., в связи с переходом от линейной к концентрической структуре учебных
предметов, Министерство образования РФ рекомендовало перенести историческую
пропедевтику из основной в начальную школу.
Сегодня образовательная область «Обществознание»
включена в обязательный предмет «Окружающий мир», который призван
интегрировать знания о человеке, природе и обществе.
В соответствии с базисным учебным планом
образовательный компонент «Окружающий мир» может быть представлен в двух
вариантах:
I - интегрированным курсом «Окружающий мир» с I по IV класс;
II - курсом «Окружающий мир» в I - II классах, природоведение
и пропедевтическим курсом истории в III - IV классах.
Изучение данного предмета направлено на
достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать,
анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие
,задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и
различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и
обществе;
- воспитание позитивного ценностного отношения к
окружающему миру, экологической и духовно- нравственной культуры,
патриотических чувств.
Обязательный минимум содержания начального общего
образования в этой части включает разделы: «Общество» и «История Отечества».
Раздел «Общество» нацеливает на формирование у
младших школьников представлений о родной стране, ее законах, государственной
символике и праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии
современного мира.
Раздел «История Отечества» предусматривает
предварительное (пропедевтическое) знакомство учащихся с далеким и недавним
прошлым родной страны и края (исторические события, достижения культуры, быт
наших предков).
Такое содержание историко-обществоведческого
материала формирует социальные представления у школьников: понимание места
человека в обществе, правила поведения в общественных местах. Дети подходят к
освоению различных понятий: Родина, страна, город, закон, право, правительство
и др., которые являются основой социального развития. Яркие события и явления
истории позволяют осмыслить значимость изучаемых фактов для жизни человека,
принять их как ценность, выстраивать свое поведение с ценностных позиций.
В современной ситуации, когда история Отечества в
основной школе изучается только после цивилизаций Древнего мира и
Средневековья, большое значение в воспитании у подрастающего поколения
ценностного отношения к Родине, историческому прошлому, традициям и культуре
приобретает изучение историко-обществоведческих знаний в начальной школе.
Зародыш исторического интереса, по словам Л.Н.
Толстого, появляется вследствие познания современной жизни, иногда участия в
ней. Интерес к прошлому проявляется очень рано. Оно привлекает новизной, своей
необыкновенностью. Ребенок 6-8 лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В
9-10 лет дети тоже удивляются прошлому, но уже не воспринимают его как сказку,
хотя интерес к нему не исчезает. Ученик III -IV классов уже хочет знать, где правда, где
вымысел. Стремление и умение различать быль от сказки - одна из главных
предпосылок изучения истории. Без этого изучение истории не приведет к желаемой
цели. В сознании ребенка будут мирно сосуществовать сказочные и реальные сюжеты
и герои.
В.А. Сухомлинский
считал: «добиться того, чтобы воспитанника уже в детстве волновало настоящее и
будущее Отчизны — одна из важнейших предпосылок предотвращения моральных срывов
в годы отрочества. Гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг,
гражданская ответственность - это основа человеческого достоинства», он также
отмечал, что уже младших учащихся необходимо знакомить с широким кругом исторических
событий; читать им рассказы о прошлом человечества, «когда в сознании ребёнка
формируется первое понятие о добре и зле, справедливости и несправедливости,
чести и бесчести».[13]
Современные
методисты Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т., Соловьев В.М. также убеждают, что
события отечественной истории более близки и доступны детям, чем факты истории
зарубежных стран. Подобно тому, как приобщение к языку принципиально важно
начинать с родной речи, к изучению истории лучше всего приступать, знакомя
детей именно с отечественной историей. Здесь школьники получают первые представления
о долгом и трудном пути, пройденном нашим Отечеством, об идущих вглубь
столетий корнях.
1.2
Тенденции современного исторического образования.
Современные
тенденции современного исторического образования отражены непосредственно в
образовательном стандарте начального общего образования по окружающему миру.
Изучение
окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
–
развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения
творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как
умения характеризовать объект, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
–
освоение знаний о человеке и его месте в природе и в обществе;
–
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения, духовно-нравственной
культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в
разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
Обязательный
минимум содержания основных образовательных программ
Человек
– член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая
деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи,
бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям,
происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по
результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг.
Родная страна – Россия.
Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные
праздники. Россия на карте.
Конституция России. Права
гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.
Народы, населяющие Россию
(2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.
Москва – столица России
(названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических
событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности,
расположение на карте.
История Отечества.
Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее
важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта,
труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское
государство, СССР, Российская Федерация.
Страны и народы мира
(общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их
достопримечательности, расположение на карте).
Требования к уровню
подготовки оканчивающих начальную школу
В
результате изучения окружающего мира ученик должен знать:
–
название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного
города (села);
–
государственную символику России;
–
государственные праздники.
В
результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:
–
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и
культуры России. [17]
Историческая
и обществоведческая тематика, заложенная в государственном стандарте для
начального общего образования на уровне предмета «Окружающий мир» предполагает знакомство
учащихся с культурно – историческим наследием России и мира. Таким образом,
содержание, предусмотренное государственным стандартом по образовательной
области «общество», является на наш взгляд, одним из источников освоения
младшими школьниками ценностей общества и личности в истории в современном
мире. Поэтому при выборе учебника целесообразно учитывать его информационную
ценность и соответствие содержания обязательному минимуму по данной образовательной
области.
Содержание
учебников для второго варианта (самостоятельного) преподавания курса наиболее
полно отражает минимум содержания государственного образовательного стандарта
для начальной школы в области «Обществознание», что способствует формированию у
учащихся целостных представлений об историческом прошлом страны, о событиях и
явлениях, происходящих в современном государстве, мировом сообществе; осмыслению
их социально-позитивной значимости. Сведения по истории структурированы в
хронологической последовательности в отличие от интегрированного курса. Это
позволяет формировать у учащихся ретроспективное мышление, способствующее
качественной оценке значимости событий и явлений прошлого для развития
государства, человечества. Внимание к биографии исторических личностей на
страницах учебников «одухотворяет» картины прошлого, делает исторические
события более близкими и доступными для понимания младшего школьника,
позволяет «вжиться» в эпоху, осмыслить ценности других людей, установить диалог.
Таким образом, перечисленные аспекты содержания историко-обществоведческих
знаний являются необходимой базой для формирования ценностного отношения к
окружающему миру.
Выводы по первой главе.
Исходя
из вышеперечисленных целей, задач современного исторического образования и
тенденций её развития внедрение в начальную школу исторического и
обществоведческого материала обосновано потребностью государства и людей в
области образования.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
2.1
Развитие методики преподавания в начальной школе
Рассмотрим
современную ситуацию, сложившуюся вокруг включения историко – обществоведческих
знаний в образовательное пространство начальной школы. До недавнего времени
историческое образование начиналось в основной школе с V класса пропедевтическим
курсом истории Отечества. Историческая пропедевтика обеспечивала переход от
интегративной начальной ступени образования к предметной, формировала
представления, связанные с основными характеристиками истории, пробуждающими интерес
к предмету. В начале 90-х г.г., в связи с переходом от линейной к
концентрической структуре учебных предметов, Министерство образования РФ
рекомендовало перенести историческую пропедевтику из основной школы в
начальную.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|