Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические
основы формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения
экскурсии
1.1. Общая
характеристика детей младшего школьного возраста
1.2
Анализ
учебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе
1.3
Экскурсия как
основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе
проведения экскурсии
1.4
Содержание
экскурсий, структура
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по формированию у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения
экскурсии
2.1 Выявление уровня
сформированности умения наблюдать и наблюдательности у младших школьников в
процессе проведения
экскурсии
2.2 Методические
рекомендации учителям начальных классов по формированию и развитию умения
наблюдать у младших школьников в процессе проведения экскурсии
Заключение
Список использованной
литературы
Приложения
Введение
Наблюдение
как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в
современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот,
приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В
процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения
наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).
Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися
дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А.
Клепинина, А.А. Плешаков и другие). От того, насколько полно младшие школьники
овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении
биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке,
его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их
разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно
понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы.
Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано,
что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть
наблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные
закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют
развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.
В начальных классах
непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и
увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников,
развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.
Познавательный
интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно
заботиться о расширении кругозора ребёнка. Наиболее эффективными средствами
комплексного воздействия на формирование личности ребёнка являются экскурсии,
прогулки, знакомства с памятными местами и т. д.
Экскурсия
как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость,
закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений
способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и
внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.
Экскурсии
– один из основных видов занятий и особая форма организации работы по
экологическому просвещению детей, одна из очень трудоёмких и сложных форм
обучения. Экскурсии проводятся вне школьного учреждения, это своего рода
занятие под открытым небом.
Преимущество
экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей
с объектами и явлениями природы.
На
экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями
их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи
в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению
интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. Велика роль
экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического
отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает
глубокие переживания.
Исходя
из актуальности исследуемой проблемы, мы сформулировали тему нашего
исследования: «Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе
проведения экскурсии».
Цель: теоретически обосновать и апробировать
методические рекомендации по формированию умения наблюдать у младших школьников
в ходе экскурсий.
Предмет:
Формирование у младших
школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии.
Объект: учащиеся младших классов.
Гипотеза: Проведение экскурсий будет способствовать формированию
умения наблюдать у младших школьников, если:
-
будут использоваться методики по формированию умения наблюдать.
Задачи:
1. Проанализировать
психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
2. Провести анализ
учебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе
3. Раскрыть
особенности умения наблюдать в начальной школе.
3. Раскрыть
особенности организации и проведения экскурсий.
4. Организовать
и провести опытно – экспериментальную работу.
5.
Описать методические рекомендации.
Методы
педагогического исследования: анализ, синтез, наблюдение, беседа, тестирование,
изучение учебной литературы, эксперимент.
Практическая
значимость: результаты нашей работы могут быть использованы учителями начальной
школы и студентами.
Работа
состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и
приложения.
Глава
1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения наблюдать в
процессе проведения экскурсии
1.1
Общая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы
младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе,
устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит
дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее
возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется
работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора
больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако
несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям
данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и
эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к
длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном
возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных
детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки
по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к
выводу, что фактически в младших классах “за одной и той же партой сидят дети
разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это
различие и не в календарном возрасте” (Хрипкова А.Г., Колесов Д.В., 1982, с.
35).
Начало
обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития
ребенка. Он становится “общественным” субъектом и имеет теперь социально
значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.
Ведущей
в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет
важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном
этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические
новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии
младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на
следующем возрастном этапе.
На
протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип
отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно
утрачивается, все большее значение для ребенка - начинают приобретать
сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными
новообразованиями младшего школьного возраста являются:
·
качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и
деятельности;
·
рефлексия, анализ, внутренний план действий;
·
развитие нового познавательного отношения к действительности;
·
ориентация на группу сверстников.
Так,
согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается как период
передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к
трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия.
Важнейшие
новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется
интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в
этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в
другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые
достижения ребенка.
Специфика
младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям
преимущественно взрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и что
нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться и
т.д. Одна из типичных ситуаций такого рода - выполнение ребенком какого-либо
поручения. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнить
поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не
справляются с заданиями, поскольку не усвоили его сути, быстро утратили
первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок. Этих
трудностей можно избежать, если, давая детям какое-либо поручение, соблюдать
определенные правила.
Если
у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с
кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный
социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время,
что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Между 8 и 11 годами дети считают
друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их
интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие
качества, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе,
честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у
него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют
непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми
остальными.
В
многочисленных исследованиях отечественных психологов были выделены наиболее
существенные условия, позволяющие взрослому формировать у ребенка способность
самостоятельно управлять своим поведением. Такими условиями являются:
1) наличие
у ребенка достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения;
2) введение
ограничительной цели;
3) расчленение
усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие
действия;
4) наличие
внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением.
Важнейшим
условием развития произвольного поведения ребенка является участие взрослого,
который направляет усилия ребенка и обеспечивает средствами овладения.
С первых дней
пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с
одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это
взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении
всего младшего школьного возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия (у них наблюдается
высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на различные формы и
цвета), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и
называнию формы и цвета у первоклассников отсутствует систематический анализ
самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. Это обстоятельство отчетливо
выступало в специальных опытах.
Возможности
ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с
формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и
различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности,
называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного
учения. На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формулирует
задачи восприятия тех или иных примеров и пособий. Благодаря этому восприятие
становится целенаправленным. Учитель регулярно показывает детям приемы осмотра
или прослушивания вещей и явлений (порядок выявления их свойств, маршруты
движения рук и глаз и т.п.). Средства записи установленных свойств (рисунок,
схема, слово). Затем ребенок может самостоятельно планировать работу восприятия
и преднамеренно осуществлять ее в соответствии с замыслом, отделяя главное от
второстепенного, устанавливая иерархию воспринимаемых признаков, дифференцируя
их по мере общности и т.п. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами
познавательной деятельности (вниманием, мышлением), приобретает форму
целенаправленного и произвольного наблюдения. При достаточно развитом наблюдении
можно говорить о наблюдательности ребенка как особом качестве его личности.
Исследования показывают, что в начальном обучении можно значительно развить это
важное качество у всех младших школьников.
Наблюдение - это один из основных методов сбора
эмпирической информации, имеющий общенаучное значение и активно используемых, в
частности, в психодиагностике. В ходе наблюдения "устройством",
которое регистрирует психодиагностические факты (признаки, симптомы),
является живой человек - наблюдатель. При этом используется аппарат его
восприятия (зрение, слух и т.п.) и мыслительного анализа (категоризации
Наблюдение, особенно нестандартизованное (поисковое), требует от психолога
более высокой квалификации, чем применение всех стандартизованных методик. Если
наблюдатель не имеет опыта и квалификации на уровне эксперта, то
результаты наблюдения нередко оказываются искаженными в результате неправильной
(часто непреднамеренной) категориальной оценки наблюдателем определенных
признаков.
Наблюдение как метод познания окружающей
действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных
представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические
построения. Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое
влияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие и
становление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюдений
в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения. В процессе
правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности
– наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное,
часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира.
Развитие
наблюдательности в начальной школе происходит не только в рамках
природоведения. Теоретически формировать наблюдательность прекрасно можно и на
уроках математики, русского языка, рисования, технологии, но приоритет в её
формировании принадлежит всё же урокам природоведения. Здесь всё предполагает
развитию наблюдательности – экскурсии в природу, и опыт по определению свойств
тех или иных явлений и предметов, наблюдений в неживой и живой природе.
1.2
Анализ
учебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе
География как предмет
начального школьного обучения прошла длинный и сложный путь развития. Впервые
она появилась в России в начале XVII
века, при Петре I. Первые учебники
географии были перегружены географической номенклатурой, которую детям
приходилось механически заучивать.
В 60-х годах XIX века передовые педагоги выдвинули в
качестве руководящего принципа изучения географии в младших классах
родиноведение. Известный педагог К.Д. Ушинский в своих методических рекомендациях
к «учебным книгам» «Детский мир» и «Родное слово» предлагал учить ребенка
наблюдать и понимать окружающее и на этой основе, путем сравнения и
сопоставления, изучать географию нашей страны и других государств.
Большую роль в развитии
начального обучения географии сыграли методисты А.А. Половинкин, К.А. Сонгайло.
Так, К.А. Сонгайло работал в основном над содержанием и методикой преподавания
географии в начальных классах. Он много внимания уделял изучению детьми плана,
карты, проведению практических работ, экскурсий, наблюдений на местности,
ознакомлению школьников с жизнью населения на основе краеведческого принципа.
На современном этапе
развития начального образования знания по географии даются младшим школьникам
по программам «Окружающий мир» и «Природоведение». Наиболее распространенными
являются следующие программы: комплекс «Зелёный мир» (Плешаков А.А.), «Природа
и люди» (Клепинина З.А.), «Окружающий мир» (Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г.,
Потапова И.В.), «Окружающий мир» (Поглазова О.О., Шилин В.Д.), «Мир и человек»
(Вахрушев А.А., Руатиан А.С.). Географические знания в данных программах даются
в разном объеме, и на их изучение выделяется различное количество часов. Объем
географических представлений и понятий, необходимых для усвоения младшими
школьниками, определен в документах: государственном образовательном стандарте
и программах по данному курсу. Отбор основных понятий, приведение их в
определенную систему осуществляется в соответствии с уровнем развития учащихся
и с их подготовкой по другим предметам, со временем, отведенным на изучение
географических сведений в данном классе, а главное – с основными задачами современного
начального образования.
Страницы: 1, 2, 3
|