Формирование у дошкольников самостоятельности
До определенного
момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь
кладут. Эти подражательные операции называют действиями `в логике предмета`.
Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, - он просто
воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл:
после его завершения должен быть определенный результат - чистый пол. Вот когда
ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за
веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности,
действовал `в логике цели`.
Целеустремленность у
ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или
забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости,
и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, неохотно
поддерживают `приступы` детской самостоятельности: они и обременительны, и
небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более
разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие
зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной
имитации.
Только в крайнем случае,
если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому - в
остальном инициативу надо поддерживать.
Если помогать
ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент
самостоятельности
- целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не
любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым,
организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а
заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за
помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития
его самостоятельности. Малыш откажется от помощи как только почувствует, что
может справиться сам. [3,90]
Овладев вторым
компонентом самостоятельности - целенаправленным осуществлением своих
намерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от его
способности соотносить результат с `нормой`. Малыш в принципе овладевает этим
раньше и часто использует его в игре, но в том типе деятельности, которую он
осваивает на третьем году жизни, есть принципиальное новшество - `всеобщий
эффект`, о котором мы говорили выше.
Ребенок не обладает
достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий
всех результат. Носитель этого знания - взрослый, поэтому каждое самостоятельно
задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а
это - целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок
становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление (вспомните
Диму) - столь же остро он реагирует и на оценку своих действий.
Стоит грубо, резко или
невнятно отозваться о его `взрослых` инициативах, и они могут исчезнуть
навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни
была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом
тактично объясните, почему не получилось.
Малыш так старался полить
все цветы в доме, что не прошел мимо сирени на обоях. Жаль, конечно,
испорченных обоев и разбухшего паркета, но удержитесь от брани и объясните ему,
что бумажные цветы не поливают. Выслушивая ваши доводы, он со временем усвоит
все понятия `нормативного`, `общепринятого`.
В 3,5 года ребенок уже
практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо
стыдиться, а чего - не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность -
функция самоконтроля - завершающий этап формирования самостоятельности в
предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять
и контролировать ее, малыш становится уже в какой-то степени независимым от
взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шажок на пути к зрелой
самостоятельности. Изменится возрастная ведущая деятельность, и он снова будет
проходить все этапы освоения самостоятельности. Парадокс, но она не переносится
автоматически из одного типа деятельности в другой.
Если ваш малыш в 3 года
успешно овладел самостоятельными предметными действиями, это еще не значит, что
он будет успешно учиться в школе, если только не предпримет специальных усилий
для этого. `Пробелы` в самостоятельности ребенка на любом из предыдущих этапов
ее развития чреваты `цепной реакцией` - минусами в последующем.
Часто самостоятельность
ребенка застревает на дошкольном уровне. Его постоянно нужно контролировать в
учебе, насильно усаживать за уроки и стимулировать интерес к ним. Правда, это
не так сильно сказывается на общем его психическом статусе, как, скажем,
умственное или речевое развитие. [23,56]
Глава 2.
Самостоятельная деятельность, как высший тип деятельности дошкольника
2.1
Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов.
Структура самостоятельной деятельности ребенка
Любая наука ставит своей
задачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов,
но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если
нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можно
только тогда, когда они достаточно описаны и объяснены. В науке функции
управления и преобразования выполняют предписания, к которым относятся принципы
и правила преобразования явлений. Таким образом, познавая предмет или явление,
мы прежде всего должны ознакомиться с ним, рассмотреть его в целом. Выявить
функциональную взаимосвязь его частей, а уже затем описать. Описав предмет или
явление, мы должны объяснить их (функциональную взаимосвязь их частей и
структуры в целом), сформулировать закон их существования, а затем предписать,
как управлять ими, как с помощью определенных операций преобразовать эти
предметы и явления.
Самостоятельная деятельность – это не форма организации учебных
занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения
ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и
психологической организации. [5,21]
Основополагающим требованием
общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности,
которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически
мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения,
систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем
самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в
действительности.
Специалистами в этой
области подчеркивалось, что ребенку важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний,
а это значит – вооружить их умениями и навыками организации умственного труда, т.е.
умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во
времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо
систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в
процессе особого вида заданий – самостоятельных работ – приобретает характер
проблемно-поисковой деятельности.
Существует множество
различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности детей. Первое направление берет
начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих
ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне
обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения
ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие
мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной
деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем
самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и
удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении
новых знаний. Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях
Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного
средневековья в разгар процветания в практике работы воспитания схоластики,
догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в
нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на
страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци,
К.Д. Ушинского и др. [5,62]
В педагогической работе
ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и
физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете
основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности,
самостоятельности, творческой активности – как главных показателей
всестороннего развития человека наших дней.
Изучая сущность
самостоятельной деятельности дошкольника в теоретическом плане, выделяется 3 направления
деятельности, по которым может развиваться самостоятельность – познавательная,
практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.)
обосновал роль, место, задачи самостоятельной деятельности ребенка. При
формировании знаний и умений ребенка стереотипный, в основном вербальный способ
воспитания, становится малоэффективным. Роль самостоятельной деятельности дошкольников
возрастает так же в связи с изменением цели воспитания, его направленностью на
формирование навыков и творческой деятельности.
Второе направление берет свое начало в трудах Я.А.
Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических
вопросов вовлечения дошкольников в самостоятельную деятельность. При этом
предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает
здесь воспитание, деятельность воспитателя без достаточно глубокого исследования
и анализа природы деятельности самого ребенка. В рамках дидактического
направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются
их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных
звеньях воспитательного процесса. Становится и в значительной степени решается
в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и
самостоятельности дошкольника в учебном познании окружающего мира. Практика
воспитания во многом обогатилась так же содержательными материалами для
организации самостоятельной работы дошкольников в процессе занятий и дома. [30,111]
Третье направление
характеризуется тем,
что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования.
Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского.
Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического
направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности
как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однако
при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной
деятельности дошкольника ее процесс и структура еще не достаточно полно
раскрыта.
Однако, существуют
некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной
деятельности.
Имеются 2 варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и
специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной
окраски деятельности.
Первая группа:
-
содержательный
компонент: знания,
выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;
-
оперативный
компонент:
разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и
во внутреннем плане;
-
результативный
компонент: новые
знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.
Вторая группа:
-
содержательный
компонент: выделение
познавательной задачи, цели самостоятельной деятельности;
-
процессуальный
компонент: подбор,
определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению
результатов;
-
мотивационный
компонент:
потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания
деятельности.
Собственно процесс
самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) –
результат. [30, 117]
Итак, в социальном плане
самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. В
любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного
взаимодействия со средой.
Проблема самостоятельной
работы всегда приковывала к себе внимание наших ученых и педагогов-практиков. И
это закономерно: одно из условий эффективности воспитание – привитие детям
навыков самостоятельной работы над различным материалом, что объясняется
теми целями и задачами, которые стоят в настоящее время перед нашими
дошкольными учреждениями: подготовить молодое поколение к жизни, к
активному участию в труде.
Эти навыки необходимы им
в период обучения в школе и по окончании школы. Следовательно, проблема
активизации самостоятельности дошкольников в процессе воспитательной работы –
одна из актуальных проблем и педагогической науки, и практики.
Что же такое
самостоятельность? Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от
посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым
действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения
нам дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых
сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов,
действовать на основе своих взглядов и побуждений.
Важную роль
самостоятельной работе отводили Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. «Если
наши дети, - писал Н. Г. Чернышевский, - хотят быть людьми, в самом деле,
образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями».
Большое значение придавал
самостоятельной работе К. Д. Ушинский. Он считал, что воспитатель должен не
только давать детям знания, но и направлять их умственную деятельность.
Дошкольники должны «по возможности трудиться самостоятельно, а воспитатель –
руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».
Необходимость
самостоятельной работы в дошкольном учреждении отстаивала и Н. К. Крупская.
Некоторые вопросы
самостоятельной деятельности нашли отражение в современных исследованиях и
пособиях по дидактике.
Дидактические вопросы
самостоятельной работы дошкольников отражены в книге известного советского
педагога Б. П. Есипова «Самостоятельная работа дошкольников на занятиях».
В книге освещаются
вопросы о значении самостоятельной работы, о формах и видах самостоятельной
работы при объяснении материала, о самостоятельной работе с целью формирования
умений и навыков, о самостоятельной работе в процессе повторения и обобщения
знаний, вопрос об организации самостоятельной работы и руководстве ею
воспитателем.
Автор подчеркивает, что
активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах
деятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной
деятельностью ребенка
Вопросы самостоятельной
деятельности рассматриваются в статье И. Т. Огородникова «Дидактические основы
повышения самостоятельности и активности ребенка». Автор указывает на важность
координации изложения материала воспитателем и самостоятельной деятельности
дошкольника. Сочетание между этими элементами обучения достигается постепенным
наращиванием степени трудности в самостоятельной работе. Автор рекомендует
такую систему этой работы:
1) сначала дети излагают
уже изученный материал;
2) затем детям
предлагается ответить на вопросы;
3) после этого дети учатся
обобщать знания. [28,76]
Проблема активизации мыслительной
деятельности дошкольников в процессе самостоятельной работы освещается в статье
М. А. Данилова «Воспитание дошкольников самостоятельности и творческой активности
в процессе их деятельности».
Автор подчеркивает, что
цель самостоятельной деятельности — развитие мыслительных способностей ребенка.
Важную роль в этом играет обучение детей навыкам такой работы.
Таковы соображения
авторов названных работ по дидактическим вопросам самостоятельной работы. Эти
соображения являются педагогической основой, на которую следует опираться и при
решении вопросов самостоятельной работы по конкретным видам самостоятельной
деятельности дошкольников.
2.2
Понятие “самостоятельная” деятельность и её функции
Анализ монографических
работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной деятельности
дошкольников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие
самостоятельной деятельности трактуется неоднозначно:
Самостоятельная
деятельность – это
такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но
по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок,
сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и
выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и
других вместе) действий. Самостоятельная деятельность, на наш взгляд, наиболее
полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная
деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная
структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и
корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует
достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной
ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс
самосовершенствования и самопознания. [19,124]
Страницы: 1, 2, 3
|
|